-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


1812 год в карикатурах.

Пятница, 02 Июля 2010 г. 11:31 + в цитатник

                                 

 (500x304, 90Kb)

                                                              Рисунок И. Иванова

При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Невзрачная фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, увенчанная большим носом, стала узнаваемой. Впервые английские мастера предложили зрителю образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника. Творения «английского бульдога», терзающего «корсиканскую ищейку», были настолько популярны в Европе, что вполне естественным было желание мастеров других европейских государств приобщиться к этому успеху. Несколько видных мастеров работали в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году.

       Если обратиться к хронологии издания российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходится. До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Именно с этой политикой связывают запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела несомненное сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой.

                           Рисунок И. Иванова

 (500x373, 107Kb)

Москва находилась в эпицентре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, связанных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своем фундаментальном труде «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, перекликались с «Мыслями не вслух на Красном крыльце» графа Ростопчина: галломания, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе влияет на русское общество. Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

                     Рисунок А. Венецианова

 (500x388, 123Kb)

 

В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева.

Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными.   Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».

Известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании с сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг.

Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.

 

 (699x452, 151Kb)

 

 (699x452, 152Kb)

 

 (699x452, 164Kb)

 (700x455, 143Kb)

 

 (699x445, 156Kb)

 (699x450, 145Kb)

 

 (699x441, 146Kb)

 (699x449, 141Kb)

 

 (700x447, 134Kb)

 

 (540x379, 89Kb)

 

 В конце 1814 года вышла знаменитая " Теребневская азбука" или «Подарок детям в память о событиях 1812 года».  Карикатуры И. Тербенева, А. Венецианова, И. Ивановаи других авторов были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки.

Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны.

Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»), о старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»).  Эпизод, запечатленный на листе с буквой «О» напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности. Возле палатки, у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

 

 (640x450, 138Kb)

 (640x456, 99Kb)

 (640x461, 131Kb)

 (640x455, 130Kb)

 (640x458, 135Kb)

 (640x468, 116Kb)

 (640x451, 118Kb)

 (640x464, 118Kb)

 (640x465, 150Kb)

 (640x462, 128Kb)

 (640x463, 115Kb)

 (640x464, 135Kb)

 (640x456, 127Kb)

н (640x456, 127 Kb)

 (640x455, 128Kb)

 (640x459, 123Kb)

 (640x457, 122Kb)

 (640x467, 138Kb)

 (640x458, 114Kb)

 (640x460, 142Kb)

 (640x449, 127Kb)

 (640x456, 119Kb)

 (640x458, 141Kb)

 (640x457, 117Kb)

 (640x461, 138Kb)

 (640x466, 136Kb)

 (640x465, 130Kb)

 (640x464, 120Kb)

 (640x461, 147Kb)

 (640x468, 107Kb)

 (640x462, 148Kb)

 

Использованы материалы с сайтов:

                                      www.museum.ru.1812 /Posn card/all.html

                                      www.biografija.ru

                                       AntikClab.ru/load/29-1-0-192

 

 

Рубрики:  Живописное
История
1812
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку