-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в artdevision

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -Dize-Mania-

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 402


Последний полет...

Воскресенье, 23 Января 2011 г. 06:00 + в цитатник
В этот день, 23 января ровно 20 лет, во время вывозного тренировочного полета над Японским морем, неподалеку от Владивостока, в воздухе произошло столкновение двух самолетов СУ-17УМ, учебно боевой, на авиационном сленге "спарка", погибли экипажи обоих самолетов, Командир корабля ст. л-т Белинский В.Н., летчик-инструктор, к-н Кобзарев, борт-95: Командир корабля, ст. л-т Бессонов А.Н., летчик-инструктор Баландэу А.М.
В эти дни я впервые почувствовал леденящее чувство близости и осязаемости смерти.

Начнем с начала
Мой отец военный летчик, истребитель-бомбардировщик, один из лучших в эскадрилье. В связи с этим мое детство очень тесно связано с авиацией и со всем, что ее окружает: запах керосина, звук истребителей на форсаже, хлопки от перехода на сверхзвук... да что там говорить мы во время полетов ползали по аэродрому, соседи по подъезду, летчики махали нам из фонарей своих истребителей, вместо санок у нас были алюминиевые панели от самолетов... а трофей в виде какого нибудь аэронавигационного прибора или летных часов, не был чем-то необычным.... Это было особое детство. Я и сейчас болею авиацией, чем старше, тем сильнее это чувство. Для когото может это и кажется глупым, но не для меня, по тому что авиация - это неотъемлемая часть моей жизни.

Так случилось, что борт 95 - был из летного звена, командиром которого был мой отец.
Один из членов погибших экипажей, Александр Бессонов, стал достаточно близким другом моего отца, отец был ему учителем и наставником, а Саша для него был любимым учеником. Он еще не успел завести детей, но мы часто ходили в гости к молодой семье военного летчика, жившей в соседнем доме. Помнится даже отмечали новоселье молодого лейтенанта, когда им дали квартиру в только что выстроенной малосемейке. Отец как командир и наставник...помогал молодому пополнению освоится и обжиться. Александр очень хотел достичь высокого мастерства. "Борисыч научи!" - просил его Саша. Да и вообще, наш маленький гарнизон, как в песне Варум "Городок", это была одна большая и дружная семья, по этому такие трагедии воспринимались наравне с потерей близкого родственника.
Мне особенно залег этот человек в душу, я был маленький и не скрывал своих слез, что говорить и отец плакал... Я первый раз в жизни видел слезы на его глазах.
Дядя Саша за 23 дня до гибели, на Новый 91 год переоделся Дедом Морозом и пришел к нам домой, он по жизни был человек веселый и компанейский, даже сейчас помню его подарок - это была пластмассовая дудка.
Еще я помню как он любил небо. Я всегда восхищался огромной моделью истребителя которая занимала все пространство между шкафом и потолком. Это была единственная декорация негусто обставленной квартиры, неуспевшего обжиться офицера. Еще посреди комнаты стоял японский мопед.

По рассказам отца, я сам пару раз чуть было не остался сиротой и оба раза с ребятами, которые погибли в этом полете, возможно Бог миловал...
Один раз в полете на спарке с Александром (в качестве командира корабля, отец был инструктором) отец буквально в считанных метрах от столкновения с водой вывел самолет из пикирования, тогда, помню он пришел домой белый как смерть... ни чего особенно не говорил, что-то сказал матери, после чего она села на стул... Тот полет отец до сихпор считает своим вторым днем рождения.
Второй раз был полет с Кобзаревым и опять мой отец был инструктором, в парном полете отец увел самолет от столкновения с другой спаркой.

В этот раз судьба распорядилась по другому... летчик - это опасная профессия и иногда за любовь к небу, летчики платят жизнью...Как говорил Тимур Апакидзе: "Летчик платит за свою ошибку жизнью"

Остальных погибших в катастрофе я так хорошо уже не помню, но лица, запечатленные на фото, до боли знакомы и кажутся родными.

Трагедия произшла 23 января 1991, и это был наверное первый раз когда название гарнизон Пристань прозвучало на всю страну по центральному телевидению.

Катастрофа 2-х самолетов, ВВС Тихоокеанского флота, аэродром Пристань
Первый экипаж - командир корабля, военный летчик без класса, старший лейтенант Белинский В.Н.
инструктор -командир звена, военный летчик 2-го класса, капитан Кобзарев
Второй экипаж - командир корабля, военный летчик без класса, старший лейтенант Бессонов А.Н.
инструктор - зам. командира аэ, военный летчик 2-го класса, майор Баландэу А.М.
День, ПМУ (простые метеоусловия).
Вывозной полет в боевых порядках пары над морем на малой высоте.
Обстоятельства АП
Через 15 мин после взлета, в пилотажной зоне, на экране РЛС КДП пропала отметка от целей. После пропадания отметок на экране РЛС, по команде РП (Руководителя полетов) в зону был выведен, возвращавшийся с маршрута, самолет командира авиаполка. При осмотре с воздуха было обнаружено на воде флюоресцирующее масляное пятно на расстоянии 66 км от аэродрома, тела двух летчиков, отдельные детали самолетов, а также облако дыма на высоте 1000м.. Через 50 мин после взлета пары Су-17 (через 35 мин после пропадания отметки на экране РЛС), вертолет-спасатель Ми-14пс прибыл в район падения и, на 42 мин поиска, на его борт были подняты тела ст. л-та Бессонова и майора Баландэу.
Расследованием установлено: летчики произвели взлет в 13ч 48 мин.. При следовании пары в зону пилотажа на высоте 1200м РП дал команду ведущему группы освободить зону в 14ч 05 мин, т.е. ограничил время полетного задания. По прибытии в зону летчики выполнили упражнение и произвели смену мест в боевом порядке, т.е. ведущим стал самолет ст. л-та Бессонова с инструктором майором Баландэу. В этом боевом порядке летчики выполнили пикирование и горку. При выполнении второго пикирования, наиболее вероятно, ведомый самолет допустил столкновение с ведущим. В результате столкновения самолеты разрушились, упали в море и затонули. Летчики погибли.
Истинные причины АП установить не представилось возможным из-за отсутствия самолетов, СОК(систем объективного контроля) и очевидцев.

До последнего момента надеялись, что второй экипаж катапультировался, и ждали результатов поисковой операции, но этого не случилось..., экипаж ушел под воду вместе с самолетом, который на целый год стали их братской могилой... через год тела погибших летчиков выловил рыболовный траулер. У ребят практически не было шанса покинуть самолет. Только ночью сообщили семьям... В профессии летчика, возможно, самое сложное, не только сохранить самообладание при гибели товарища, но еще и суметь сообщить это родственникам и оказать им моральную поддержку, это действительно требует сильного духа. Эта доля выпала на моего отца.

С тех самых пор каждый год у нас дома по старой летной традиции, известной всем по фильму "В бой идут одни старики", их из последнего полета ждали боевые 100 и корка хлеба...

Это была не единственная потеря в нашем полку, и в нашем гарнизоне, всего базировалось три полка (истребители-бомбардировщики, палубники и торпедоноссцы) и в каждом были потери:
1985 году, спарка СУ-17УМ отправилась на разведку погоды и столкнулась с водой при не выясненных обстоятельствах, экипаж погиб. члены экипажа: Арсений Валдаев, Валерий Бондаренко (этого я помнить не могу, т.к. мне тогда было всего 2 года, но помню, что родители их поминали)
В этом же году ТУ-16 во время воздушной разведки японских кораблей в районе японского острова Садо ведомый увидел яркую вспышку в месте ведущего, затем самолет без крыла объятый пламенем вошел в штопор и упал в море. Экипаж погиб. Скорее всего был сбит (это мои догадки, но по другому объяснить эту ситуацию врядли возможно), огласки эта трагедия не получила, т.к. вполне могла обернуться международным скандалом.
В декабре этого же года ЯК-38 пропал ночью над морем (Оситнянко и Хапокныш)
Это был самый тяжелый год для гарнизона Пристань

Еще одну спарку наш полк потерял позже, но все закончилось не так трагично:
Зимой после разгона на сверхзвук при уборке РУД на малый газ двигатель выключился. Было три попытки запуска и на высоте 400-600 метров лётчики катапультировались.
пояснение: чтобы запустить ТРД, необходимо вводить самолет в пикирование для увеличения набегающего потока, т.е. с неизбежной потерей высоты

Летчики никогда не употребляют слово "последний", они всегда говорят - крайний полет, по тому что из последнего полета не возвращаются....
Светлая память погибшим в этой трагедии ребятам, и всем летчикам гарнизона Пристань, отправившимся в последний полет...

Марк Бернес - Огромное небо
Прослушать запись Скачать файл


Фотографии Белинского к сожалению найти не смог, они с Бессоновым были оба выпускники Ейского ВВАУЛ одного года выпуска - 88








 (145x200, 26Kb)

А. Бессонов (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1988г.)

 (122x215, 38Kb)

А. Баландэу (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1981г.)

 (132x145, 30Kb)

С. Кобзарев (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1982г., однокашник отца)
Метки:  
Понравилось: 12 пользователям

Аноним   обратиться по имени Четверг, 24 Февраля 2011 г. 10:50 (ссылка)
Баландэу помню по Ейскому училищу, которое я закончил в 84м. Царствие небесное погибшим ребятам и земля им небом!!! Только вот вопрос возник....Баландэу закончил училище в 1981м, Кобзарев в 82м, молодые ребята в 1988м, т.е. от момента выпуска из училища до рокового полёта они прослужили от 3х до 10 лет и при этом максимум, чего они достигли - это уровня военного лётчика 2го класса за 10!!!! лет! Ребята, это же не уровень!!!! Сразу скажу - в этом нет вины лётчиков!!!! Это говорит о том, что им и их коллегам в данном полку тупо не давали подходить к самолёту!!! А если у тебя большие перерывы, то и уровень твой низок. В лучшем случае - летали "для поддержания штанов", а это не есть хорошо, именно здесь все причины аварий, катастроф и предпосылок к ЛП. Жаль ребят, жаль их близких и родных, а тем, кто сейчас служит в ВВС и руководит новым поколением пилотов хочется сказать - дайте пилотам летать, дайте им получать и подтверждать свой класс!!! И если пилот будет влётан и не будет у него перерывов, тогда и не будет тех, может и мелких, ошибок, которые влекут за собой столь фатальные последствия.....
P.S. Хотелось бы узнать - чем тогда закончилось расследование этой катастрофы, кто оказался стрелочником и как был наказан.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2011 г. 13:24ссылка
Отец говорил, что не слетанные пары были... про первый класс также, на первый класс нужно определенный налет в плохих метеоусловиях и ночью, летали они в принципе часто, ночные полеты были редко и опытные в основном, Кобзарев и Баландэу по уровню соответствовали 1-му классу.
Наказать по моему ни кого крайним не сделали.. тут ошибка пилотирования была...и пара была не слетанная, только что полетное задание сократили
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Ноября 2011 г. 20:51ссылка
Аноним
Стрелочником оказался мой отец к-н Хохол н-к гр.сапс.его дознавателем отправили в прокуратуру г. Б-камень,и к нему же обратились рыбаки нашедшие сухого,отца в звании восстановили,в должности нет,в общем сломали мужику жизнь,запил из рядов в связи с мероприятиями организационно-штатными попросили,предложив сов.гавань,батя плюнул и ушел оставив на стоянках аэродромов 20календарей.
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Ноября 2011 г. 21:02ссылка
Аноним
Хохол,Сын vertlyk@mail.ru
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 07:29ссылка
Аноним
Просьба к хозяину дневника,удали пожалуйста мой коментарий от 25 ноября время 21:51 г 2011 информация не корректна,за ранее благодарен, vertlyk.
Аноним   обратиться по имени Вторник, 15 Марта 2011 г. 20:40 (ссылка)
Я тоже помню эту катастрофу,хоть и маленькая была. Гул самолётов и запах керосина,не у тебя одного.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 28 Марта 2011 г. 11:38 (ссылка)
Прошло 20 лет, а я помню этот день так, как будто это было совсем недавно...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
LandiSH230780   обратиться по имени Вторник, 28 Июня 2011 г. 00:26 (ссылка)
Столько лет прошло, а все помню. Прочитала и сижу как дура реву. Помню как отец тогда сказал, что это какой-то ужас и он просто не может в это поверить. Хотя и не помню, чтобы папа дружил с ними, но все равно в доме несколько дней было грустно и как-то холодно.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 04 Июля 2011 г. 00:09 (ссылка)
wsem priwet.ja brat wolodi belinskogo.ziwu s etoj bolju uze 20 let.sam uzilsja na pilota.radi roditelej prislos ostawit.spasibo za pamjat.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 17 Сентября 2011 г. 18:17 (ссылка)
Напишите мне пожалуйста, нужна ваша помощь yurate-m@yandex.ru
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Декабря 2011 г. 12:27 (ссылка)
У этой трагедии есть предъистория. Как всегда, по осени проводилось ЛТУ в нашем полку. Учения проходили с привлечением летного состава 1-й эскадрильи, самой подготовленной в летном плане на то время. Эскадрилья должна была отработать на полигоне с применением различных видов вооружения и в том числе бомбами с закрепленными на подвесках топливными баками по 1150л, а по ним существует ограничение по перегрузке - 3. В общем эскадрилья отработала в целом хорошо, но из-за того, что некоторые ведомые привезли перегрузку 3.2, 3.3 - руководство полка хотело оформит предпосылки и естественно ЛТУ не зачитывалось. На этой почве при разборе ЛТУ между летчиками и управлением полка возник конфликт. В результате эскадрилью раскидали и новый учебный год начали летать не слетанными парами.
Акрайним в этой катастрофе сделали руководителя полетов Карпенко Виктора Ивановича, который с этим "грузом" уволился из армии и с семьей уехал на Кубань и где его нашла "костлявая с косой". Прекрасный был человек, пусть земля ему будет пухом. Да простит его бог, если он в чем то виноват, а душа найдет успокоение.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 25 Февраля 2013 г. 19:51 (ссылка)
лично наблюдал тела двух летчиков на палубе рыболовного сейнера,это было летом 1993 года,примерно в те дни когда было нападение на 12 погранзаставу в Таджикистане.тела были в желтых комбинезонах(мск),когда прибывшие следователи и эксперт стали их переворачивать и переносить было видно что остались там одни кости.зрелище было из неприятных
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Вторник, 11 Июня 2013 г. 01:15 (ссылка)
С Белинским Володей я летал в Ворошиловградском УАЦе.. Вместе поступили в ЕВВАУЛ.. А там уже я познакомился и с Сашкой Бессоновым.. Служили в одной роте..
Светлая память им.....
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Среда, 17 Сентября 2014 г. 22:43 (ссылка)
Я знал ещё в начале лета 1987 года что Володя Белинский закончит плохо и даже высказался но меня не послушали ... Володе я за глаза к сожалению сказал , это не твоё смени профессию и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Среда, 17 Сентября 2014 г. 22:47 (ссылка)
Продолжу ! Володя был прекрасный человек и учился отлично , но лётное дело не для него а командиры придурки его жалели . Своей жалостью они сделали столько горя ....
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Среда, 17 Сентября 2014 г. 23:10 (ссылка)
Помню в УАЦе такая же история в 1984 году , Курсанта выпускают в самостоятельный полёт , я говорю ему и его инструктору не нужно этого делать . Меня не послушали и Курсант на посадке сорвался в штопор , тянул ручку на посадке до упора . Выжил , списали а вскоре его инструктор разбился насмерть .
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Среда, 27 Июня 2018 г. 21:23 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку