Агитационный фарфор - прежде всего следствие более чем 10-летнего взросления русского авангарда. Даже не следствие, а скорее логическое продолжение - художники ГФЗ, а позднее ЛФЗ создавали русский авангард наравне с футуристами, кубистами, конструктивистами, супрематистами и другими представителями радикального направления в искусстве.
Авангард - это совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Авангард, как и революция - был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были очень решительными, даже анархически- бунтарскими.
![(398x555, 59Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/32/72/32072076_sovagitfarfor11.jpg)
В начале ХХ века преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.
![(400x557, 44Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/32/71/32071967_sovagitfarfor4.jpg)
В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством» в СССР и других странах «социалистического лагеря»).
В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко), устанавливает контакт с массовой культурой. Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса).
Именно из авангарда в последствии возникает агитационный фарфор - смешение стилей только на пользу, потому что требуется "сильное" искусство, способное кричать лозунги и обличать ошибки. Из авангарда выходит агитационный фарфор.
Блюдо “Свадебное”. 1923 г. К.С. Петров-Водкин.
Скучное официальное слово "пропаганда" и легкое звонкое "фарфор" кажутся взаимоисключающими. Но это только на первый взгляд. Не одно столетие шли они рука об руку: Французская революция, Крымская война, Первая мировая война, а также коронации, юбилеи и многие другие исторические и культурные события находили свое отражение в хрупких формах фарфора. И то, что в первые годы большевистской революции в России именно фарфор стал одним из действенных средств агитации и пропаганды, видится логичным продолжением этого тандема.
Народным комиссариатом просвещения была поставлена задача: выпускать "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению".
Инициаторам этого начинания представлялось, видимо, как тарелки-пропагандистки и чашки-агитаторы, обосновавшись в домах граждан, смогут неусыпно нести свою службу во время завтраков-обедов-ужинов, напоминая, разъясняя и призывая.
Скульптура “Речь”. Модель 1919 года, выпуск 1924. Скульптор Н. Я. Данько. Роспись Е. Я. Данько.
Авангардный фарфор снискал признание уже в 1920-е годы, став одним из важных предметов экспорта советской художественной промышленности. В 1925 г. на Всемирной выставке в Париже завод представил 300 произведений из фарфора и был удостоен золотой медали. По просьбе западноевропейских коллекционеров экспозиция парижской выставки была дважды повторена для продажи. Потом была Промышленная выставка в Милане, Международная парижская ярмарка. Однако уже шли 1930-е, а с ними и тотальный социалистический реализм. В том числе — и в искусстве фарфора...
Блюдо “РСФСР”. Композиция 1918 года, вариант и выпуск 1922 года. С. В. Чехонин.
Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.
Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.
С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского фарфора XlX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей.
![(235x500, 38Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/32/72/32072730_1000121212.jpg)
Первая партия фарфора для Международной выставки была отобрана А. М. Горьким 8 мая 1920 года, во время посещения им Петроградского завода. Эти первые советские произведения были направлены за рубеж. О том, какое огромное эмоциональное воздействие произвел агитационный фарфор, о его политическом резонансе за границей свидетельствовал инцидент на Международной выставке в Брюсселе. Разъяренная толпа белоэмигрантов пыталась разбить витрину с ранним советским фарфором. А афиша в Стокгольме приглашала публику посетить «Выставку большевистского фарфора». Не случайно А.В.Луначарский, нарком просвещения, назвал этот фарфор «первым полпредом СССР за границей».
Кружка с лозунгом «Дело Ленина переживет столетия» и призывом «Не забывайте нас». Чашка с надписью «Ударники в колхоз».
![(350x281, 26Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/32/73/32073026_fs65b.jpg)
Е. Я. Данько, художник и историограф фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, вспоминая об этом времени, писала: «Кто помнит Петроград тех лет — выщербленные пустыни мостовых, погруженные в тьму и холод безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы недавних пуль, тот помнит и фарфоровую витрину на Невском проспекте. Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель «РСФСР». Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны. На большом блюде была надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных боях с голодом, с разрухой, с интервенцией».
Две горчичницы "Старухи". Автор Н.Я. Данько. Модель 20-х г.г. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 11 см и 10,5 см." Корпус детекторного приемника с крышкой и призывом «Слушай газету. Без бумаги и расстояний.»
http://www.jamert.ee/ap/main.html?cat=work_211
http://www.russianuk.com/archive/art_gallery/224_12a.htm
http://likino.narod.ru/14-08-01/14-08-01.htm
http://www.lendecor.info/articles/dpi/ceramic/farfor/russian-farfor.html