-Метки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up Давай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеция вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирная выставка генри хатт гимназистки румяные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир дягилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачья зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство история камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лиля брик лучшие друзья девушек лытдыбр ляльки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмерия перенос из дайри ру пиво поздравления прически про это пух и перья пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шляпки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arin_Levindor

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 8912


Советский агитационный фарфор -3.

Пятница, 12 Сентября 2008 г. 01:02 + в цитатник

Агитационный фарфор - прежде всего следствие более чем 10-летнего взросления русского авангарда. Даже не следствие, а скорее логическое продолжение - художники ГФЗ, а позднее ЛФЗ создавали русский авангард наравне с футуристами, кубистами, конструктивистами, супрематистами и другими представителями радикального направления в искусстве.
Авангард - это совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Авангард, как и революция - был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были очень решительными, даже анархически- бунтарскими.

 (398x555, 59Kb) (406x555, 71Kb)

В начале ХХ века преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.


 (400x557, 44Kb) (390x555, 39Kb)

В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством» в СССР и других странах «социалистического лагеря»).
В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко), устанавливает контакт с массовой культурой. Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса).
Именно из авангарда в последствии возникает агитационный фарфор - смешение стилей только на пользу, потому что требуется "сильное" искусство, способное кричать лозунги и обличать ошибки. Из авангарда выходит агитационный фарфор.


Блюдо “Свадебное”. 1923 г. К.С. Петров-Водкин.
 (500x554, 33Kb)

Скучное официальное слово "пропаганда" и легкое звонкое "фарфор" кажутся взаимоисключающими. Но это только на первый взгляд. Не одно столетие шли они рука об руку: Французская революция, Крымская война, Первая мировая война, а также коронации, юбилеи и многие другие исторические и культурные события находили свое отражение в хрупких формах фарфора. И то, что в первые годы большевистской революции в России именно фарфор стал одним из действенных средств агитации и пропаганды, видится логичным продолжением этого тандема.
Народным комиссариатом просвещения была поставлена задача: выпускать "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению".
Инициаторам этого начинания представлялось, видимо, как тарелки-пропагандистки и чашки-агитаторы, обосновавшись в домах граждан, смогут неусыпно нести свою службу во время завтраков-обедов-ужинов, напоминая, разъясняя и призывая.

Скульптура “Речь”. Модель 1919 года, выпуск 1924. Скульптор Н. Я. Данько. Роспись Е. Я. Данько.
 (424x698, 20Kb)

Авангардный фарфор снискал признание уже в 1920-е годы, став одним из важных предметов экспорта советской художественной промышленности. В 1925 г. на Всемирной выставке в Париже завод представил 300 произведений из фарфора и был удостоен золотой медали. По просьбе западноевропейских коллекционеров экспозиция парижской выставки была дважды повторена для продажи. Потом была Промышленная выставка в Милане, Международная парижская ярмарка. Однако уже шли 1930-е, а с ними и тотальный социалистический реализм. В том числе — и в искусстве фарфора...

Блюдо “РСФСР”. Композиция 1918 года, вариант и выпуск 1922 года. С. В. Чехонин.
 (678x698, 82Kb)

Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.
Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.
С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского фарфора XlX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей.

 (235x500, 38Kb) (505x500, 106Kb)

Первая партия фарфора для Международной выставки была отобрана А. М. Горьким 8 мая 1920 года, во время посещения им Петроградского завода. Эти первые советские произведения были направлены за рубеж. О том, какое огромное эмоциональное воздействие произвел агитационный фарфор, о его политическом резонансе за границей свидетельствовал инцидент на Международной выставке в Брюсселе. Разъяренная толпа белоэмигрантов пыталась разбить витрину с ранним советским фарфором. А афиша в Стокгольме приглашала публику посетить «Выставку большевистского фарфора». Не случайно А.В.Луначарский, нарком просвещения, назвал этот фарфор «первым полпредом СССР за границей».

Кружка с лозунгом «Дело Ленина переживет столетия» и призывом «Не забывайте нас». Чашка с надписью «Ударники в колхоз».
 (350x281, 26Kb) (350x366, 40Kb)

Е. Я. Данько, художник и историограф фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, вспоминая об этом времени, писала: «Кто помнит Петроград тех лет — выщербленные пустыни мостовых, погруженные в тьму и холод безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы недавних пуль, тот помнит и фарфоровую витрину на Невском проспекте. Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель «РСФСР». Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны. На большом блюде была надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных боях с голодом, с разрухой, с интервенцией».

Две горчичницы "Старухи". Автор Н.Я. Данько. Модель 20-х г.г. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 11 см и 10,5 см." Корпус детекторного приемника с крышкой и призывом «Слушай газету. Без бумаги и расстояний.»
 (350x230, 14Kb)
 (350x392, 52Kb)


http://www.jamert.ee/ap/main.html?cat=work_211


http://www.russianuk.com/archive/art_gallery/224_12a.htm


http://likino.narod.ru/14-08-01/14-08-01.htm


http://www.lendecor.info/articles/dpi/ceramic/farfor/russian-farfor.html

Рубрики:  история
искусство
Метки:  

Процитировано 6 раз

Плерома   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 01:52 (ссылка)
Спасибо огромное за такой интререснейший материал. Великолепно, как-то не задумывалась над такой интрересной тематикой, как искусство авангарда в фарфоре, это действительно...Как-то привыкли все: авангард в живописи, авангард в музыке, а тут - интересно: фарфор 1900-30-х годов. Ценность - невероятная. Спасибо !!!



код сгенерирован конвертером видеоссылок
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку