Вот и настал психологический момент сделать пару постов о чулках эпохи модерна и арт-деко.
Долгое время чулки были элементом мужского гардероба и лишь с середины XIX века – женского. Причем если мужские чулки носились в открытую, то женские не видел никто под многослойной одеждой.
Лишь иногда мимолетом они угадывались, когда женщина приподнимала полы длинных юбок при выходе из кареты. Чтобы их увидеть во всей красе, нужно было дождаться 1920-х годов.
С появлением длинных трубообразных брюк значение мужских чулок утрачивается, и они, укорачиваясь, превращаются в носки. Женские же юбки становились все короче и короче и превращали ноги в объект пристального внимания мужчин, а чулки — в важный элемент моды. Чулочные изделия становятся незаменимым предметом женского гардероба, а изобретение вискозы, которую называли «искусственным шелком», сделало гладкие, относительно прозрачные чулки и колготы доступными даже для покупательниц со скромными доходами.
Золотым временем стал период с 1850 по 1914 год. Хотя чулки и не показывали, их богато украшали вышивкой и ажурными узорами. Сначала носили белые чулки, с 1860 года их стали украшать цветочной вышивкой на щиколотке.
В 1870 году появляются «двойные» чулки с четкой линией, которая отделяет ту часть чулка, которая закрывается обувью, и ту, что видна. Среди самых известных моделей этого периода – чулки Maison Milon, представляющие… войну 1871 года, – на фоне кирпичной стены изображен военный головной убор.
В 1880–1890 годы женщины носят чулки в клетку или полоску, которые широко продавались в больших парижских магазинах. Последнее десятилетие XIX века – время успеха черных чулок, о которых в то время писали все «женские учебники жизни», советуя, как избавиться от черных следов, оставляемых дешевыми и плохо окрашенными чулками.
Во время Belle Epoque чулки остаются черными, но украшаются разноцветным узором, пайетками, жемчужинами, бирюзой, вышивкой и кружевной инкрустацией Chantilly (все эти модели были в гардеробе элегантной графини де Грамон).
Богато украшенные шелковые чулки берегли на вечер, модели попроще носили днем. Французская принцесса Мюра обладала шелковыми чулками всевозможных расцветок от желтого до коричневого, от кораллового до оранжевого, что позволяло ей подбирать модель под любое платье и обувь.
В 1876 году Фереоль Дедье придумал пояс для чулок, но женщины все равно продолжали носить подвязки вплоть до 1930-х годов.
В последнюю декаду XIX века производство шёлка переходит от ремесленного производства к мануфактурному – появляются первые станки для кручения шёлковых нитей, позволяющие производить чулки в массовых масштабах.
В период с 1870 по 1900 годы объёмы добываемого шёлка-сырца2 возросли почти вдвое, а цены на него упали на 70%.
Переход на механическую размотку коконов, трощение3 сырца и механическое ткание сделал безвыгодным ручное производство чулочно-носочных изделий, издавна господствовавшее на рынке. Однако до появления первых шёлковых чулок остаётся ещё около 10 лет.
При средней стоимости пары обуви в 3 доллара, цена пары шёлковых чулок в эти годы доходит до того же уровня. Среди светских особ шёлковые чулки ценятся наравне с ювелирными украшениями. Выход в свет в шёлковых чулках подчёркивает высокий статус дамы.
Спрос на чулки в эти годы стремительно возрастает.
В результате этого производители значительно расширяют цветовую гамму и ценовой диапазон предлагаемых моделей чулок. Теперь стоимость пары чулок колеблется от 25 центов за самые простые хлопковые чулки до 3 долларов за шёлковую дизайнерскую модель последней коллекции.
Хотя сам искусственный шёлк научились изготавливать еще в 1890 году, чулки из него начинают выпускать только к 1910 годам. Теперь на рынке были представлены не только хлопковые, фильдекосовые и шёлковые чулки, но и чулки из вискозы. Такие чулки стоили как минимум в два раза меньше самой дешевой модели чулок, изготовленных из натурального шёлка, не говоря уже о более дорогих дизайнерских чулках, цена которых доходила до $9.
фильдекос [фр. fil d’Ècosse - шотландская нить] - гладкая крученая хлопчатобумажная пряжа, имеющая вид шелковой
Искусственный шелк
В обиходной речи понятие искусственный шелк широко распространено, однако, в соответствии с положениями закона о наименованиях и маркировке текстильной продукции, его нельзя использовать для обозначения типа волокна. При этикетировании материал должен называться ацетатным шелком, вискозой или вискозным шелком.
Искусственный шелк является первым промышленно изготовленным химическим волокном. Его получают из натурального продукта целлюлозы, то есть сырьем является древесина. Три различных довольно сложных промышленных способа позволяют вытягивать нить из чистой целлюлозы. Использование так называемого вискозного способа позволяет получить вискозу или вискозный шёлк (reyon). При использовании ацетатного способа получается ацетатный шелк, а при использовании медного способа - менее распространенная медно-аммиячная филаментная нить. Исходным материалом для получения медно-аммиачной филаментной нити является исключительно облагороженная целлюлоза, или линтер, очень коротковолокнистая хлопковая нить, не допускающая прядения.
Чистый шелк можно отличить от искусственного, или ацетатного, путем проведения очень простого теста - так называемой пробы на сгорание. Тлеющий чистый шелк, является белковым соединением, издает запах сгоревшего рога. Ацетатный же шёлк, будучи целлюлозным продуктом, напротив, образует беловатый дым и распространяет резкий запах, аналогичный запаху горящей бумаги.
Напольные ковры из искусственного шелка быстро сваливаются, а потому и легко загрязняются, утрачивая довольно скоро свой привлекательный внешний вид. После стирки появляются прогалины.
Когда чулки становятся столь доступны, что практически любая женщина может себе позволить их купить, производители чулочной продукции перестают уповать на престижность владением этим желанным предметом одежды. Теперь они используют другие методы привлечения новых потребителей своей продукции - качество производимых чулок, их безопасность для здоровья и износостойкость.
Такое нововведение как укрепленный мысок и пятка с использованием фильдекоса перерастает в дизайнерское решение, известное как «французская пяточка», которая стала эксклюзивной разработкой крупного производителя чулочной продукции Emery-Beers Company и была реализована в новой коллекции чулок «Onyx» 1911 года. А спустя некоторое время компания, выпускающая чулки под торговым названием «Phoenix», анонсирует модель с «гаванской пяточкой», аналогом «французской пяточки» компании Emery-Beers Company.
Цветные чулки пользуются особым спросом. Многие женщины того времени предпочитают носить чулочную продукцию в тон платья. В многочисленных магазинах предлагаются чулки темно-синего, зеленого, желтого, пурпурно-красного, кофейного, молочного и других цветов и оттенков. Однако большей популярностью пользуются чулки пастельных тонов с рисунком.
![(230x699, 36Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/858/30858174_1.jpg)
Еще сначала века популярны чулки с овальными орнаментами, которые предлагаются по более высокой цене. Чулки, вышитые вручную цветами и горошком, вопреки ожиданиям, стоят дешевле. На рынке появляются новые дизайнерские модели чулок с изображением мышей, змей и ящериц, а также клетчатые и полосатые чулки. Для идентификации, каждой модели присваивается буквенно-числовое обозначение, а каждая коллекция распределяется по номеру.
Многие производители все еще пишут «Чулки для мужчин, женщин и детей» в своих рекламных полосах, однако уже не в качестве лозунга, а скорее для перечисления своих целевых потребителей. Чулки относят все больше к женскому предмету одежды, а мужчинам предлагается укороченный вариант чулок – гольфы, которые пока еще предлагаются всех возможных цветов и оттенков.