-Метки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up Давай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеция вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирная выставка генри хатт гимназистки румяные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир дягилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачья зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство история камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лиля брик лучшие друзья девушек лытдыбр ляльки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмерия перенос из дайри ру пиво поздравления прически про это пух и перья пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шляпки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arin_Levindor

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 8912


Из истории благотворительности в России

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 23:26 + в цитатник

В начале ХХ в. широкое распространение получили общественные акции по сбору благотворительных пожертвований. Они проводились в форме кружечных сборов, благотворительных базаров, лотерей, подписок. Наиболее доступной и, в то же время, результативной формой были массовые кружечные сборы (День белого цветка, День колоса ржи, День Креста и т.п.). В Санкт-Петербурге в подобных акциях участвовало от 2 до 4 тыс. сборщиков.
Благотворительные базары обычно проводились как светские праздники накануне Рождества или Пасхи. Исключительной роскошью отличались базары высшего общества Санкт-Петербурга и Москвы. Представители купечества и промышленники, не имевшие иного доступа в высший свет, охотно принимали в них участие, обеспечивая значительные сборы.



В марте 1910 года на Всероссийском съезде деятелей по призрению сообщалось, что по самым приблизительным подсчетам в России раздается более 27 миллионов рублей "Христа ради". При этом в средней полосе фунт пшеничного хлеба (0,454кг) стоил 3,5-4 копейки, тонна угля – 10 рублей, а фунт мяса лучшего сорта – 16-17 копеек, женская домашняя прислуга получала 6-8 рублей в месяц, а арендовать большую квартиру (6 и более комнат) стоило около 700 рублей в год. Несмотря на то что львиная доля благотворительности в России была частной, это не означало, что государство за ней не присматривало. Солидным купцам и благонадежным гражданам доверялось построение приютов и содержание богаделен. А, например, простые шарманщики, чтобы получить разрешение ходить по улицам, должны были перевести небольшую сумму на устройство воспитательных домов. Государство держало под контролем и частные производства сомнительного характера. Например, в стране была всего одна фабрика, выпускающая игральные карты, и она была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета – таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.




Тема кружечных сборов времен Первой Мировой Войны-это одна из наиболее ярких страниц российской благотворительности, которая осталась в памяти благодаря красочному изобилию десятков и сотен марок, виньеток, знаков, сувенирных листков, изданных в те далекие годы.
Расцвет этого вида благотворительной деятельности был не случаен. Он основывался на традициях российского общества, с давних пор практиковавшего благотворительные собрания, ярмарки, лотереи. Более того, государство также уделяло огромное внимание благотворительности в самых различных формах. Посудите сами: к концу XIX века только специализированных официальных ведомств, занимавшихся этим, насчитывалось четыре:
1. Ведомство Учреждений Императрицы Марии
2. Российское общество Красного Креста
3. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах
4. Императорское человеколюбивое общество
Помимо, огромное количество обществ, заведений и учреждений находилось под ведением иных государственных ведомств – от Военного министерства до Главного Управления Государственного Конезаводства (!). Полное число благотворительных организаций в России насчитывало до семи с половиной тысяч.



Одним из распространенных видов сборов средств были кружечные сборы. Их исток, по всей видимости, состоял в практике пожертвований в церквях и храмах денег прихожан в церковные кружки. Было довольно естественным перенести эту практику и на светские мероприятия.
Кружечный сбор был удобен тем, что позволял дарующему самостоятельно определяться с суммой пожертвования. С другой стороны, вскрытие кружки уполномоченным лицом после окончания сборов давало возможность избежать утечки средств, не прибегая к процедуре документирования, как это происходило, к примеру, при пожертвованиях по подписке. Тем самым, к кружечному сбору можно было привлекать самый широкий круг лиц, вплоть до детей.



Таким образом, к началу Первой Мировой Войны в российском обществе уже были широкие традиции и опыт сбора благотворительных средств. Причем, к этому моменту набирало силу издание малоформатных сувениров, которые получили название «знаки кружечных сборов». Десятки типографий и мастерских вполне освоили малотиражное их производство, причем в самом широком спектре – от обычных по виду марок, вплоть до аппликаций из бумаги, проволоки и ткани. Начало Первой Мировой (а в те далекие годы ее обычно называли Второй Отечественной Войной) отличалось сильнейшим патриотическим подъемом среди населения.
Увы, но одержать победу над врагами только на волне патриотизма оказалось невозможно. Россия оказалась экономически неготовой к ведению масштабных боевых действий сразу на нескольких фронтах. Уже через несколько месяцев боев накопленные довоенные запасы вооружений и амуниции растаяли словно дым. Но это было только начало. 1915-й год стал годом ряда тяжелых поражений и потери огромных территорий, занятых врагом. Кошмар Русско-Японской войны, казалось, вновь предстал перед империей.



Благотворительное движение, откликнувшееся на первые вести о беженцах и кровопролитных сражениях, изначальное разделилось на два фронта. Это деление, кстати, нашло отражение в построении наиболее полного на данный момент каталога знаков добровольных военных сборов Недайводина , где выделены такие части:
1. знаки сборов на усиление обороноспособности страны в мирное время
2. знаки сборов на помощь воинам, сражающимся с врагом
3. знаки сборов на помощь жертвам войны.
То есть, частично сборы шли на помощь сражающейся армии, что помогало преодолевать нехватку припасов, амуниции, медицинских средств, и частично происходила более привычная благотворительная работа помощи раненым, инвалидам, беженцам, сиротам воинов. Судя по количеству выпущенного печатного материала (непочтовые марки и виньетки) все-таки преимущество имел именно второй вид, то есть благотворительность в пользу жертв войны.



Кружечные сборы имели самое широкое распространение. Они проходили даже в самых удаленных городках Российской империи, которые сейчас даже на карте не сыскать. Практически, любая общественная инициатива могла свободно использовать этот метод сбора денег. Вот, к примеру, что нам сообщал «Вечерний Оренбург»:
«Под председательством Л.А. Пушкина 3 декабря 1915 г. в губернском правлении состоялось заседание губернского отделения комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны. Его участник записал: "В первую очередь оглашен был циркуляр о достойном и торжественном праздновании дня 12 января (Татьянин день, по-новому стилю 25 января)). После обсуждения циркуляра комитет постановил устроить 12 января торжественное заседание, на котором огласить все то, что комитет сделал для беженцев, организовать в этот день кружечный сбор, лотерею-аллегри…»



Однако далеко не каждый организатор кружечного сбора выпускал соответствующие знаки. Поясним в чем здесь дело. Традиция знаменовать кружечный сбор знаками повелась еще до войны, когда устраивались общегородские дни благотворительности, чаще всего в пользу сирот, бедных или больных туберкулезом. Различные мероприятия проводились целый день и нередко в разных местах, так что для того, чтобы по два-три раза не просить пожертвования у одних и тех же горожан, стали выпускать специальные знаки, которые вручались жертвователю после того, как деньги опускались в кружку. Эти знаки прикалывали к одежде, вот почему, кстати, мы часто встречаем проколы на виньетках той поры. Достигалась при этом и еще одна цель – общественное мнение порицало тех, кто оказывался без этого знака, что естественно повышало сборы.



Однако до войны все благотворительные мероприятия тщательно готовились задолго до назначенного срока, что позволяло вовремя осуществить выпуск знаков. В военное время все происходило более спонтанно, и зачастую организаторы либо не успевали произвести выпуск, либо просто не обладали такими возможностями. Между прочим, наложилась и еще одна проблема – недостаток анилиновых красок, которые Россия ранее импортировала из Германии.
Хорошо известно, что близкие императора принимали активнейшее участие в благотворительной деятельности. Так дочери Николая Второго работали в госпиталях простыми сестрами милосердия. Немало царская семья пожертвовала и из своего достояния. Однако не всем известно, что близкие императора организовали целый ряд обществ, которые активно занимались сбором средств в пользу воинов и пострадавших от войны.



Вензель Т.Н. – знак виньеток Комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны. У другой дочери – Ольги также имелся аналогичный комитет. Знаки, выпущенные этим комитетом, несут обычно вензель О.Н.
Императрица Александра Федоровна своей организации не имела, однако покровительствовала Скобелевскому Комитету (создан еще в 1904 г. сестрой полководца), который также отметился широкой благотворительной деятельностью в годы мировой войны, как в Москве, так и в С-Петербурге.
Еще одно августейшее имя – Елизавета. Елисаветинское благотворительное общество начало свою работу еще задолго до войны. Его название связано с именем одной из Великих Княгинь – Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы. Ее вензель – сплетенные буквы «Е» и «Фита», их можно встретить на некоторых виньетках, в частности – изданных в Полтаве и Феллине (ныне – Вильянди в Эстонии). С именем Елисаветы связан еще один неожиданных факт, она оказывала помощь военнопленным немцам и австрийцам, что вызвало неоднозначные суждения в обществе.



Довольно распространены марки общества сестёр милосердия Св.Евгении. Это известная организация, основанная еще в 1893 году. Она, кстати, отличилась изданием огромнейшего количества благотворительных открыток. Однако это название связано с представителем иной коронованной династии - принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, которая была основателем и покровителем этого общества.
Часто мероприятия по сбору пожертвований на нужды войны приобретали названия – «День мыла», «Казачий день» . Еще одно из таких названий – «День флажков». В эти дни на улицах активно продавали маленькие, обычно бумажные флажки, которые мы ныне коллекционируем в качестве знаков кружечного сбора . Размеры флажков очень широко варьировались, разным был и материал для изготовления, так фалеристам известны флажки тех времен из жести. Естественно, что они представляли собой государственные или национальные флаги стран-союзников России. Чаще всего встречаются русский, французский и британский флаги. Более редки флаги Японии, Сербии, Италии. Интересно, что флаг такого важного члена Антанты как Америка был практически не представлен в этой теме, так как эта страна достаточно поздно вступила в войну.



Сходным образом распространялись и виньетки с портретами лидеров государств-союзников. Особенно широко представленными оказались портреты государей Бельгии, Черногории и Сербии – стран, которые первые попали под удар коалиции стран Оси. В дальнейшем изображения на бумажных миниатюрах удостоились и другие лидеры, в том числе и военноначальники.
Специфика проведения повторных сборов (скажем, через год) приводила к тому, что то или иное общество заказывало знаки точно такого же сюжета, но при этом несколько меняло текст. К примеру, Общество памяти Н.И.Пирогова осуществило аж четыре выпуска с изображением санитарного вагона. При этом в третьем выпуске поменялось название, т.к. общество было переименовано в комитет, а последний выпуск вместо всяких названий имел простую и широко распространенную надпись: «рука дающего не оскудеет». Немало новых выпусков породила и смена названия столицы Санкт-Петербург на Петроград.



Вещевые сборы не пользовались такой популярностью – люди предпочитали отдавать благотворительным обществам деньги, на которые закупят все необходимое. Возможно, поэтому "День табака", организованный артистами петербургских театров, не принес ожидаемых результатов. В 1914 году артисты провели акцию по сбору табака и махорки для солдат действующей армии: билет в театр на благотворительный спектакль можно было купить за кисет с махоркой. Ходили артисты и по улице, продавая жетоны и букеты за табак и махорку. Но артисты собрали вещи на меньшую сумму, чем курсистки с букетами. Дело с табаком оказалось слишком хлопотным: ведь тот, кто хотел получить билет в обмен на табак, должен был вернуться домой или сходить в лавку за табаком.



Были широко распространены и другие формы сбора пожертвований: благотворительные аукционы и базары, балы, спектакли, концерты, а также сборы по подписным листам. Сборщики денег по подписным листам привлекали благотворителей именами известных людей, артистов, писателей. В подписной лист вписывалось имя благотворителя и сумма пожертвования. Нередко денежные суммы были небольшими, зато жертвователей было много. Успех достигался либо за счет того, что первые жертвователи – известные, уважаемые люди, вносили крупные суммы денег, а другие следовала их примеру, либо за счет массовости. Например, таким образом "в складчину" по инициативе Крестовоздвиженского братства в Тамбове построили училище для слепых детей.



Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920), вдова великого князя Владимира Александровича (старшего дяди императора Николая II), часто устраивала благотворительные аукционы, которые неизменно собирали большие суммы. В помощь голодающим крестьянам Мария Павловна организовала благотворительный базар в Дворянском собрании. На базаре продавали крестьянскую пищу и предметы быта. В жизнь обывателей даже стало входить понятие "модный благотворительный базар". Это осуждалось многими жертвователями, полагавшими, что невозможно совместить понятия "мода" и "благотворительность", равно как и помещать на одной афише слово "милосердие" и "голые ноги балерин" на афише какого-нибудь благотворительного выступления с балетной программой.

Рубрики:  история
Метки:  

Процитировано 2 раз

Богомолка   обратиться по имени Вторник, 14 Июля 2009 г. 07:15 (ссылка)
Спасибо за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Вторник, 14 Июля 2009 г. 11:24 (ссылка)
богомолка, пожалуйста, рада,что заинтересовались
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 14 Июля 2009 г. 11:26 (ссылка)
Спасибо! Читала на днях воспоминания Льва Толстого, как он пытался заниматься благотворительностью, выяснив во время переписи наиболее нуждающихся, и ничего не вышло, никто из московских богачей (обещавшихся) не помог, т.к. официальная благотворительность поощрялась правительственными наградами, а эта оказалась лишней. Впрочем, по мнению Толстого, это и случившись, было бы только еще одним оправданием богатства, косточкой с барского стола.
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Вторник, 14 Июля 2009 г. 11:41 (ссылка)
La_belle_epoque, у меня к ТОлстому очень непростое отношение. С одной стороны-великий классик литературы, с другой стороны Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва- его же цитата. Совершенно мне это жертвой не кажется, в смысле "жертва=страдание".
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 14 Июля 2009 г. 12:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Arin_Levindor

Я тоже его теорию жертвенности пока не понимаю. Особенно в том, что не нужно делать операций, страдания подготавливают человека к смерти и нужно их пройти, умереть, не обращаясь к врачам (шарлатанам, по его мнению, подобным юристам и актерам).
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Среда, 15 Июля 2009 г. 00:53 (ссылка)
La_belle_epoque, согласна. Т.е. в смысле я верю,что нам отпущено ровно столько,сколько мы можем вынести, о вот что нужно добровольно страдать по собственной воле-это уже мазохизм какой-то
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку