Ольга Степановна Хохлова, Хайме Сабартес, Анри-Поль Рей, Чарльз - Анри Стиеннон, Olga Ruiz Picasso nee Khoklova, Pablo Picasso, Jaime Sabartes i Gual, Henri-Paul Rey, Charles-Henri Stiennon

Ольга Степановна Хохлова, Olga Ruiz Picasso nee Khoklova, Pablo Ruiz Picasso, Paulo.

Среда, 03 Февраля 2010 г. 03:12 + в цитатник
Foto. Group of Dancers. Olga Khoklova is lying in the foreground.  (484x358, 22Kb)

Ольга Хохлова, Пабло Пикассо, Пауло Пикассо. Olga Ruiz Picasso nee Khoklova, Pablo Ruiz Picasso, Paulo Picasso and friends of the family

Размещено с помощью приложения Я - фотограф
Painter Pablo Ruiz Picasso. Group of Dancers. Olga Khoklova is lying in the foreground 1919 - 1920.  (700x540, 29Kb)


Понравилось: 18 пользователям

Charles-Henri Stiennon (1851-1942)

Вторник, 22 Декабря 2009 г. 17:17 + в цитатник

Charles-Henri Stiennon, Saint-Gery, frescoes "Apocalypse", Rebecq, Belgium, 1875.

Charles-Henri Stiennon, Saint-Gery, frescoes "Apocalypse", Rebecq, Belgium, 1875
Charles-Henri Stiennon, Saint-Gery, frescoes "Apocalypse", Rebecq, Belgium, 1875
Charles-Henri Stiennon, Saint-Gery, frescoes "Apocalypse", Rebecq, Belgium, 1875
Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 (450x600, 71Kb)

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)

Суббота, 19 Декабря 2009 г. 00:57 + в цитатник

Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)

Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey) 1949
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey) 1949
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey) 1949
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey) 1949
Размещено с помощью приложения Я - фотограф

Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey)

Пятница, 11 Декабря 2009 г. 14:42 + в цитатник
 (510x699, 53Kb)
Анри-Поль Рей (Henri-Paul Rey) - скульптор Франции.

(1904-1981)

Анри-Поль-Рей родился во Франции, в городе Пем (Pesmes) в 1904 году. Рей был скульптором, работал с камнем и деревом, но также есть его скульптуры, отлитые в бронзе. Кроме того, он создал большое количество керамических работ.

С 1925 по 1927 год Рей учился во Франции, " Региональной Школе Изобразительных Искусств" в Безансоне, под руководством Жоржа Латьера (Georges Laithier) и Леона Тироде (Leon Tirode).

С 1927 по 1933 год он учился у Боучарда, Жана-Антуана Инжальберт (Jean-Antoine Injalbert) , и де Вилье в "Национальной Школе Изобразительных Искусств" в Париже. В этот же период времени, с 1928 по 1930 год Рей работал в Париже, совместно с «Группой Гуаль», организованной Хайме Сабартесом (Haime (Jaime, Joume) Sabartes y Gual) и занимался изготовлением мраморных постаментов для скульптурных композиций скульптурных композиций Сабартеса.
Рей принадлежит ко второму поколению кубистов.
Как многие художники, работающие в этом стиле, он включал африканские мотивы в его впечатляющие скульптуры.
Работы Рея получили художественную оценку еще до войны. В 1937 году он представил экспозицию своих скульптур из дерева в Париже на международной выставке в павильоне Франша-Комте (Franche Comté) и аналогичной, под названием «Древо Мира» (Tree of Peace), в 1939 году в Нью-Йорке. Выставки регулярно проходили и в салоне «Художники Франции» (Société des Artistes Français) в Париже, где он получил бронзовую медаль (1932), серебряную медаль (1933) и золотую медаль (1937). Его работы можно увидеть в ведущих музеях Франции, США, Канады, Польши и других странах.
Некоторые работы Рея представляют собой впечатляющие монументальные скульптуры, к примеру, скульптура "Девы Марии" созданная в 1949 году по заказу Епископа Дюбора (Dubourg) для «Монумента Освобождения» (Monument de la Libération) в Безансоне, высотой 7 метров.
Великолепный храм в городе Пем (Pesmes) также богат произведениями Рея.
Среди произведений Рея есть также бюсты известных писателей, художников, политиков и ученых, таких как: Луи Люмьер, Эдуард Белин, президент Жюль Греви, кардинал Бине и другие.
Рей был награжден международной премией в области скульптуры, был избран членом-корреспондентом (и получил золотую медаль) Академии Литературы, Наук и Искусств г. Безансона в 1971 году. Его работы были приобретены многими музеями в том числе Парижа, Дижона, Безансона и Арля.

Анри-Поль Рей умер во Франции в 1981 году.

М.А.Чеботарева. 23 ноября 2009 г.

Henri-Paul Rey

1904-1981

Henri-Paul Rey was born in Pesmes, France. Rey was a sculptor who worked in stone and wood. He also created a large number of ceramic works.

Rey studied at l’École des Beaux-Arts in Besançon (1925-1927) France under Georges Laithier and Leon Tirode, and studied under Bouchard, Injalbert, and de Villiers at l’École National Supérieure des Beaux-Arts (1927-1933) where he learned the valuable techniques that would characterize his original works. Rey knew how to impose his own style right away in his sculptures without years of experience or outside influences.

Rey’s work, both bold and aesthetically pleasing, was already appreciated before the war. He exhibited a base relief wood sculpture in the 1937 Paris l’Éxposition Internationale at the pavilion de Franche Comté and a similar “Tree of Peace” in the 1939 Exposition in New York. Rey also exhibited regularly in the Salon des Artistes Français de Paris where he received a gold medal (1937), silver medal (1933) and bronze medal (1932). He was also a member of the jury of the Salon des Arts Décoratifs. His works can be found in museums in France, United States, Canada, and Poland as well as other international institutions.

Rey was a second-generation Cubist. He created works based on music and dance, including some monumental woodcarvings. He worked from stone, but found carving from wood to be more synergistic to complement his emphasis on form and volume. He worked meticulously with thoughtful execution and exuded a certain powerful maternal tenderness in his rounded totems carved from tree trunks. His work expresses emotion and sensibility that is emphasized in the miracle of old wood, brought to life by art. Like many of the earlier Cubists, he incorporated African imagery in his spectacular sculptures.

Although Rey’s work can be found internationally, his predilection remains in his home region where we can find monuments such as Saint Férréol and Saint Ferjeux in the crypt of the Basilique of Monseigneur Dubourg, of Louis Pergaud in Marcheville or the Virgin of Buis in Besançon where the monumental sculpture (7 meters high) integrates religious art at such a splendid site, dominating the town! The magnificent Church of Pesmes, also rich with Rey’s works, also has Saint Hilaire sculpture.

Rey is also noted for making busts and medallions of famous writers, painters, Ecclesiastes, politicians, and scientists including Louis Lumiere, Edouard Belin, Louis Guignard, President Jules Grévy, Pontelin, and Cardinal Binet.

Rey was also awarded the international prize of Sculpture and was elected a member correspondent (and received a gold medal) of the Academy of Letters and Sciences and Arts of Besançon in 1971. His work was acquired by numerous museums including the Musée de Paris, Dijon, Besançon Poutailier, and Arles.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Хайме Сабартес и Гуаль. Jaime (Haime, Jaume) Sabartes i Gual

Суббота, 05 Декабря 2009 г. 23:46 + в цитатник

Хайме Сабартес и Гуаль ( Catalan: Jaime (Haime, Jaume) Francisco Obach Maria Oromi Sabartes i Gual )

Pablo Picasso "Sabartes" - 1899
Pablo Picasso "Sabartes" - 1901
Pablo Picasso "Sabartes" - 1899
Pablo Picasso "Sabartes" - 1904
Pablo Picasso "Sabartes" - 1939
Sabartes y Gual & Pablo Picasso
Haime ( Jaume, Jaime ) Sabartes y Gual & Pablo Picasso in Royan 1940
Jaime (Haime, Jaume) Sabartes i Gual
Haime Sabartes y su hijo Mario Sabartes Robles
Sabartes y Gual & Pablo Picasso
Sabartes i Gual & Pablo Picasso
Rosa Robles de Sabartes, su hijo Mario Sabartes Robles y Jaime Sabartes - 1925.
Carlos Valenti “Retrato de Jaime Sabartes” Oleo sobre tela Museo de Arte Moderno “Carlos Merida” 1911
Pablo Ruiz Picasso retrato de Jaime Sabartes
Pablo Picasso “Sabartes: Poeta Decadente” 1900
Jaime or Haime Sabartes y Gual  1967
Carlos Valenti “Retrato de Jaime Sabartes” Coleccion Dr. Manuel Morales 1911-1912
Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 


Понравилось: 1 пользователю

Хайме Сабартес и Гуаль ( Haime or Jaime or Jaume Sabartes i Gual )

Суббота, 05 Декабря 2009 г. 21:28 + в цитатник
 (425x600, 28Kb)
Хайме Сабартес и Гуаль
Jaime ( Haime, Jaume ) Francisco Obach Maria Oromi Sabartes i Gual
(10 июня 1881 - 13 февраля 1968)

БИОГРАФИЯ.

Хайме Сабартес родился в городе Барселона ( Каталония, Испания) 10 июня в 5 утра, на улице Сан-Педро, № 84 и был крещен 16 июня. Его отцом был Франсиско Сабартес (Francisco Sabartés Obach), родился в Ольяне (Oliana), в Каталонии, работал учителем в школе. Его мать - Мария Гуаль Ороми (María Gual Oromí) родилась в Барселоне. Художник Жоан Миро (Joan Miró) приходился Собартесу двоюродным братом. Его дедушка был малограмотным и Хайме, по возможности, оказывал помощь в его процветающем торговом бизнесе. Он вел счета и корреспонденцию. В юном возрасте Хайме начал страдать глазной болезнью, что едва не стоило ему зрения, в связи с чем он не смог более оказывать ему помощь в делах.
Хайме (Haime, Jaime, Jaume)– Каталонское имя, в настоящее время используется, в основном, потомками Каталонцев в странах Латинской Америки. (Имя Jaume это измененное от Каталонского - Haime, Jaime). Известно, что диктатор Испании генерал Франко запретил в Каталонии использовать каталонский язык не только в литературе, прессе, театрах и в школе, но и в повседневном общении. Даже в кругу семьи говорить на этом языке, родном для 8 миллионов каталонцев, приходилось с большой опаской. После восстановления автономии Каталонии в 1977 году каталонский язык не только приобрел статус государственного, но и начал вытеснять испанский язык. Как в Барселоне, так и во всей Каталонии, сегодня нет ни одной испаноязычной школы, а испанский язык изучается как иностранный.

1899
Знакомство с Пабло Пикассо.
В 1895 году семья Пикассо переезжает в Барселону, отец Пабло становится преподавателем живописи в Академии изящных искусств Llotja. Между Хайме Сабартесом и Пабло Пикассо завязалась тесная дружба, которая длилась много лет. Оба они были постоянными клиентами «Els Quatre Gats», («Четыре Кота» современный ресторан, основанная в 1897 году, где художники и интеллигенция собиралась в то время. ).

Josep Maria Manel Fuxà i Leal
 (123x175, 6Kb)
1901
Обучается в «Школе Искусств и Ремесел Llotja» (Art School of La Llotja) у Мануэля Фукса ( Manel Fuxà i Leal ) мастерству скульптора. Участвовал в выставках своих работ, выставлял бронзовые бюсты детей и девушек в галерее Сала Парес (Sala Pares), в Барселоне (1901), наравне с известными скульпторами.
В конце октября Сабартес, оставив Барселону, переезжает в Париж. Организует мини производство своих скульптур. Встречается с Пикассо.

1902
Сабартес возвращается в Барселону весной. Часто встречается с друзьями в «Четырех Котах».

1903
В марте под псевдонимом Якобус Сабартес (Jacobus Sabartés), пробует писать прозу и читать в "Четырех Котах", эта деятельность не была успешной. В ноябре Сабартес арендовал две комнаты недалеко от места проживания Пикассо и напротив школы «Llotja» .

1904
В апреле Пикассо вернулся в Париж и Хайме Сабартес занялся организацией поездки в Гватемалу.
Он решил посетить своего дядю по материнской линии Франциска Гуаль Ороми (родился в Барселоне, 1872-1931), который организовал в Гватемале магазин под названием «The Sun», расположенный в торговом портале.

Carlos Mérida, el músico Jesús Castillo y el escultor Rafael Yela
 (580x369, 23Kb)

 (321x512, 387Kb)

21 июля 1904 Сабартес приезжает в Гватемалу , загруженный богатым и ценным опытом в интеллектуальном мире Барселоны и Парижа. Он привозит с собой несколько картин своего друга Пикассо, включая его портреты. В глубине магазина дяди организует проведение интеллектуальных встреч с писателями и художниками. Подружился и делился опытом с Rafael Arévalo Martínez, Justo de Gandarias, Agustín Iriarte, Carlos Valenti, Carlos Mérida. Сабартес демонстрировал Manuel Moreno Barahona некоторые работы авторов из Барселоны, таких как Isidro Nonell (1873-1911) и Joaquín Mir (1873-1940). Эти работы стали первыми и проникли в современную живопись Гватемалы. Они были в центре внимания той группы, которую он собрал вокруг себя.

1907-1908
У Сабартеса завязались романтические отношения с Розой Роблес Корсо (Rosa Robles Corzo), которая была старше своего избранника на семь лет. Их бракосочетание состоялась 11 января 1908.

1910
Хайме Сабартес организовал первую выставку картин Карлоса Мериды (Carlos Mérida) в редакции газеты "El Economista".

1911
Вместе с Рафаэлем Аревало Мартинесом (Rafael Arévalo Martínez ) писателем публицистом, будущим директором гватемальской национальной библиотеки (1926-1946 гг.) совместно снимают дом для проживания своих семей.

1912
Хайме Сабартес с женой переезжают в Нью-Йорк, где они проживут около года. Перед отъездом, он снабжает Карлоса Мерида и Карлоса Валенти рекомендательными письмами к Пикассо, поскольку оба они имели планы на поездку в Париж в мае.

1913
Сабартес с женой возвращаются в Гватемалу. Они решают поселиться в Кетцальтенанго (Quetzaltenango). Работа в газете «Эль Комерсио» (El Comercio), где он становится директором. Он также был директором «Диарио Лос-Альтос» (Diario Los Altos).
Писал для "El Tecolote". Завязались дружеские отношения с Celso de León, Gustavo Gálvez, Víctor Camey, Alberto Velázquez, Osmundo Arriola, Emiro Fuensanta, Carlos Wyld Ospina, Francisco y Víctor Ocheíta, Adolfo Drago-Bracco, Rafael Yela Günter, Miguel Arcángel De León, Rodolfo Valladares, Jesús Castillo, Humberto Garavito.


1914
У Сабартеса рождается сын Марио де Хесус Сабартес Роблес (Mario de Jesús Sabartés Robles).

 (353x512, 29Kb)

1920
В апреле Сабартес с женой и сыном возвращается в город Гватемала, вскоре после того, как был свергнут президент республики, диктатор генерал Мануэль Эстрада Кабрера (General Manuel Estrada Cabrera (1899-1920)). Сабартес, 6 июня участвует в создании "Alianza Francesa", став одним из первых профессоров. Он работает преподавателем в Центральном институте для мальчиков и Академии Изящных Искусств, где он вел интенсивную дружбу с директором Рафаэль Родригес Падилья (Rafael Rodríguez Padilla). Эти отношения продолжались до отъезда Сабартеса из Гватемалы в 1927 году. Он был редактором "Diario de Centro América" и внес свой вклад в "Juan Chapín"

1921-1927
Во время столетнего празднования независимости Гватемалы, был назначен членом жюри творческого конкурса, вместе со своими старыми друзьями Justo de Gandarias и доктором Мануэль Моралес (Manuel Morales (1873-1968)), первая премия была присуждена художнику Умберто Гаравито (Humberto Garavito).
Уходит в отставку с поста редактора газеты «Центральная Америка», это связано с несогласием из-за увольнения ее директора. С этого времени Сабартес работает в качестве журналиста в президентском дворце и публикует статьи в передовых печатных изданиях. Эта деятельность осуществляется до отъезда из Гватемалы.

1927
14 июня, 1927г. Хайме Сабартес, из Гватемалы, вместе со своей женой и сыном, переезжают в Барселону, с целью проведения медицинских осмотров ребенка.
В Барселоне сыну ставят диагноз: психическое заболевание. В этом же году Сабартес решает разорвать брак с женой, отношения в котором уже давно исчерпали себя, усугубившись испытанием тяжелой болезнью сына.

1928-1934
Сабартес воссоединяется со своей молодой подругой по имени Мерседес Иглесиас (Mercedes Iglesias), они уезжают из Барселоны в Париж, оставив жене и сыну все имеющиеся денежные средства. В Париже он обращается за финансовой поддержкой к Пикассо, необходимой для переезда в Монтевидео, Уругвай, где Сабартес практикуется в журналистике, в газете «El Dia».
В течение этого периода времени (с 1928 по 1930), до отъезда в Уругвай, Сабартес организует мини производство скульптурных композиций ( Gual Group ), нередко привлекая к работе по изготовлению постаментов Анри-Поля Рея (Henri-Paul Rey (1904-1981)), который в это время проходит обучение в в Национальной школе изобразительных искусств (фр. École Nationale Supérieure des Beaux-arts) в Париже . Встречаются скульптурные композиции , этого периода времени, подписанные Хайме Сабартесом.

 (490x316, 23Kb)

1935
13 июля Пикассо пишет Сабартесу письмо, приглашает приехать в Париж и просит оказать ему помощь в делах, предлагает приступить к работе в качестве его технического секретаря. Сабартес принял это предложение и 12 ноября с женой прибыл в Париж. Сабартес оставался техническим секретарем и другом Пабло Пикассо до конца своих дней.

После перерыва (1937-8) он снова возвращается к работе скульптора. Он смог в оккупированном Париже заниматься производством и отливать в бронзе скульптуры Пабло Пикассо, несмотря на на финансовые сложности и дефицит металла.

1945
1 ноября, в возрасте 31 года, умирает его сын.

1947-1948
Он публикует свои два романа "Don Julian" (1947) и "Son Excellence" (1948), где описал атмосферу эпохи диктатуры Мануэль Эстрада Кабреры (Manuel Estrada Cabrera).

1953
Умирает его жена Мерседес Иглесиас.

 (300x453, 125Kb)

1960
Сабартес принимает решение пожертвовать свою коллекцию, и организовать музей Пикассо в Барселоне.

1963
9 мая, открывается музей Пабло Пикассо в готическом дворце Berenguer de Aguilar.
Сабартес был коллекционером живописи. Он подарил свою коллекцию работ Пикассо городу Барселоне, с целью создать Музей Пикассо, который открылся в 1963 году под названием «Коллекция Сабартеса». Экспозиция была увеличена позднее за счет пожертвований самого Пикассо и его семьи.

В настоящее время музей Пикассо (Museu Picasso), занимает пять особняков на улице Монткада — Мека, Беренгер-д'Агилар, Маури, Финестрес и Баро-де-Кастельет. В основе музея, открывшегося в 1968 году, была коллекция друга Пикассо Хайме Сабартеса. После смерти Сабартеса Пикассо, как знак своей любви к городу и в дополнении к огромному завещанию Сабартеса, в 1970 году отдал в музей около 2450 работ (полотен, гравюр и рисунков), 141 работу из керамики. Многие из этих работ были выполнены в его юности (действительно, некоторые картины были сделаны, когда художнику было только 9 лет), и коллекция особенно богата работами его Голубого и Розового Периодов. В дальнейшем коллекцию пополняла вдова художника Жаклин. Особый интерес в экспозиции музея представляют ранние произведения Пикассо. Вершиной коллекции является, несомненно, Менины, серия из 59 интерпретаций шедевров Веласкеса. Другая ключевая работа Арлекин, картина, на которую Пикассо вдохновило время, проведенное с русским балетом в Париже. Многих посетителей поражают его записные книжки, содержащие десятки скетчей сцен на улицах Барселоны. Более 3500 работ Пикассо составляют постоянную коллекцию музея.

1968
Сабартес страдает от частичного паралича, что затрудняет возможность вести нормальную жизнь. Он скончался 13 февраля в возрасте 87 лет.


- 9 декабря 1970 года, его первая жена умирает в возрасте 97 лет, которая до последнего дня своей жизни сохранила нежные чувства к своему мужу и называла себя Роза Сабартес Роблес (Rosa Robles de Sabartés).


- 8 апреля 1973 года, Пабло Пикассо умер во Франции в возрасте 92 года.


Автор:
Чеботарева М.А.
5 декабря 2009 г.

Если Вы располагаете дополнительной информацией, связанной непосредственно с Хайме Сабартесом, то убедительно просим опубликовать ее на этой странице.
С уважением.
Art Group

 (623x275, 89Kb)


Понравилось: 1 пользователю

Ольга Степановна Хохлова, Olga Ruiz Picasso nee Khoklova, Pablo Ruiz Picasso, Paulo.

Понедельник, 30 Ноября 2009 г. 14:50 + в цитатник
8 (500x375, 128Kb)  (400x416, 10Kb)

Ольга Хохлова, Пабло Пикассо, Пауло Пикассо. Olga Ruiz Picasso nee Khoklova, Pablo Ruiz Picasso, Paulo Ruiz Picasso and friends of the family .

Ольга Хохлова
Pablo Picasso & Olga Paris
Pablo Picasso & Olga Khoklova-Picasso
Olga Khoklova-Picasso. 1923
Pablo Picasso & Olga Khoklova-Picasso
Olga Picasso
Olga Picasso & Paulo
Pablo Picasso, Juan-les-Pins, 1926.
Pablo Picasso, Olga and Jean Hugo, Juan-les-Pins, 1926.
Igor Stravinsky with Cocteau and Picasso in Antibes (Juan-les-Pins) 1926 from l to r Jean Cocteau , Pablo Picasso , Igor Stravinsky & Olga Khoklova-Picasso
Olga Khoklova
Pablo Picasso, ...
Olga Picasso
Igor Stravinsky with Cocteau and Picasso in Antibes (Juan-les-Pins) 1926 from l to r Jean Cocteau , Pablo Picasso , Igor Stravinsky & Olga Hohlova-Picasso
Olga Khoklova
Madame Olga Ruiz Picasso nee Khoklova. Antibes. Oil, canvas.  mme Picasso, Ch.-s Stiennon, 1926. Charles-Henri Stiennon - Belgian painter (1851-1942)
Olga Khoklova
Olga Khoklova
Olga Khoklova-Picasso
Pablo Picasso & Olga Picasso
Olga Picasso and Serge Diaghilev
Olga Picasso
Pablo & Olga Picasso & Paulo
Pablo Picasso & Paulo
Pablo Picasso & Paulo
Olga & Pablo Picasso
Picasso Paulo
Olga Picasso
Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 (700x467, 98Kb)  (466x699, 81Kb)


Понравилось: 1 пользователю

"Ольга Хохлова - мадам Пикассо" ( Olga Ruiz Picasso nee Khoklova )

Понедельник, 30 Ноября 2009 г. 12:20 + в цитатник
 (96x125, 1Kb)

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо


Автор: Юрий КОВАЛЕНКО
Источник информации: "Ольга Хохлова - мадам Пикассо", "Неделя" No.32, 1991.

Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. К тому времени она уже пять лет находилась в знаменитой труппе "Русского балета" Сергея Дягилева, танцовщицей была старательной и дисциплинированной, имела хорошую технику, неплохо "смотрелась" на сцене, но никогда не была примой и, не считая нескольких сольных партий, выступала обычно в кордебалете. Ольга родилась 17 июня 1891 года в украинском городе Нежине в семье полковника русской императорской армии. Она пошла в балет вопреки запретам родителей. К ней хорошо относился Дягилев, который любил, чтобы в его труппе были девушки из "хороших семей". Внешность она имела приятную, черты правильные, хотя, судя по фотографиям, настоящей красавицей не была. Однако Ольга была изящного сложения, отличалась хорошими манерами и особым русским "шармом", который всегда так нравился в Европе. При этом характер она имела твердый, решительный, отвергавший компромиссы, и страдала упрямством.

Pablo Picasso, Amedeo Modigliani and Max Jacob, 1914
 (640x434, 120Kb)
Пикассо к этому времени был знаменитым на всю Европу художником. В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта. В самом начале нынешнего столетия картины тогда неизвестного художника стали приобретать Сергей Щукин и Иван Морозов,- это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее.

Серж Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для Русских сезонов самые громкие имена, впервые пригласил Пикассо оформить балет "Парад" на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина.

"У меня 60 танцовщиц,- сообщал не без гордости художник американской писательнице Гертруде Стайн.- Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима". Но об Ольге Пикассо до поры до времени умалчивал.

36 (484x356, 16 Kb)
Как же случилось, недоумевали его друзья, что Пикассо влюбился в балерину, которая, по их мнению, ни в каких отношениях не была личностью примечательной? Художнику, который пользовался в Париже шумной и порой скандальной известностью, было тогда 36 лет. Возможно, что пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу именно определенная ординарность, обыденность Ольги казались "экзотикой". К тому же он устал от бесконечных творческих терзаний, от внутреннего одиночества. В ту пору он искал в Ольге оазис спокойствия, пристанище, где он мог бы отдохнуть от вечного горения страстей и решения сверхзадач, которые ставил перед собой в живописи.

Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны. Жадно читая газеты, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Наконец, влияла и сама атмосфера русских балетов, отличавшаяся особой чувственностью, его дружба с Дягилевым, Бакстом и особенно со Стравинским, которым он тогда восхищался,- в частности, его манерой одеваться как настоящий денди. Пикассо утверждал, что он презирает всякую музыку, за исключением фламенко, но был потрясен "Весной священной".

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.

 (484x358, 22Kb)
В Риме артистов балета расселили в гостинице "Минерва", тогда как Дягилев, Пикассо, Кокто и Мясин, с которыми художника связывали приятельские отношения, остановились в отеле "Россия". Пикассо встречался с Ольгой каждый день. Вместе они совершали длинные прогулки по "вечному городу" и его музеям. Но балерина не спешила ответить на бурные чувства художника.

Ей нравился Пикассо. Женщин в нем привлекал особый магнетизм, внутренний огонь, взгляд его черных глаз, которые, по выражению Кокто, были "заряжены электричеством". Несмотря на то, что Ольга не очень интересовалась искусством, слава Пикассо производила на нее впечатление.

К тому же она понимала, что карьеру в балете ей уже не сделать, и надо думать об устройстве семейного очага. Но станет ли Пикассо с его богемным прошлым хорошим мужем? "Может ли художник быть человеком серьезным?"- допытывалась у Дягилева мать Ольги, узнав о том, что ее дочь собирается выйти замуж за Пикассо. "Не менее серьезным, чем балерина",- отшучивался тот.

Тем временем, в мае 1917 года, в парижском театре "Шатле" состоялась премьера "Парада". Едва ли для нее был выбран самый подходящий момент. Всего в каких-нибудь 260 километрах от столицы продолжались тяжелые бои французской армии с наступающими немцами. На сам спектакль пришел "весь Париж" - имя Дягилева действовало на публику как магнит. В зале были и русские солдаты, находившиеся в отпуске.

Балет, который, по словам Ильи Эренбурга, напоминал "балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью", закончился скандалом. Публика негодовала и кричала: "Смерть русским!"

Такой прием ничуть не смутил Дягилева, который повез "Парад" в Мадрид и Барселону. За балетом - и Ольгой - последовал Пикассо. Он много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

 (486x356, 19Kb)
...Однажды, когда Пикассо с Ольгой гуляли по Барселоне, к ним подошла цыганка и предложила погадать. "Как тебя зовут?" - поинтересовалась цыганка. "Меня - Кармен,-ответила балерина, которой нравилось выдавать себя за испанку.- А тебя?" "А меня Ольга", - последовал ответ.

Когда "Русский балет" отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться. Выбор между трудной жизнью рядовой балерины и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем был сделан. Вернувшись во Францию, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника. (Mapшан Поль Розенберг искал им квартиру в самом Париже). Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло.

Он продолжал много работать, обычно по ночам. Однажды, разбуженный бомбардировкой, он не нашел чистого холста и стал писать натюрморт с гитарой и бутылкой порто прямо на картине Модильяни. Именно в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты. Многие Друзья отговаривали его от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Художник не внял их советам.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто, Гертруда Стайн, Матисс.

Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.

 (326x278, 23Kb)
После свадьбы молодожены перебрались в большую квартиру в самом центре Парижа на улице Ля Бовси, неподалеку от галереи, где он выставлялся. Ольга была прирожденной хозяйкой и принялась обставлять квартиру, руководствуясь своим вкусом. Пикассо не вмешивался. Он ограничился тем, что навел беспорядок в мастерской этажом ниже, разложив где попало коллекцию разных предметов и расставив прямо у стен свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.

Даже разбогатев, художник сохранил простые вкусы. Он ничего не имел против того, чтобы Ольга покупала себе дорогие наряды, но сам предпочитал ходить в одном и том же костюме. Деньги он тратил на приобретение каких-то экзотических вещей, которые возбуждали его воображение, и щедро помогал неимущим собратьям. Его жена, напротив, стремилась к жизни светской. Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, которые устраивала парижская знать. Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей.

В сентябре 1918 года Пикассо и Ольга вместе с "Русским балетом" отправились в Лондон. Дягилев показывал там "Парад" и работал над новым балетом "Трикорн" в постановке того же Мясина, для которого художник написал эскизы декораций и костюмов. Вместе с труппой они жили в дорогом отеле "Савой" и по вечерам ходили с одного приема на другой.

Пикассо вместе с молодой женой повсюду оказывался в центре внимания, и художник постепенно втягивался в вихрь светской жизни. Он заказал себе множество туалетов, стал носить безупречный смокинг, золотые часы в кармашке своего жилета, не пропускал ни одного званого обеда. В течение нескольких недель человек, который до этого вел жизнь богемную, стал настоящим денди, ничуть не меньшим, чем его друг Стравинский, некогда вызывавший его восхищение панталонами горчичного цвета.

Он сам стал с удовольствием наряжаться, хотя никогда и не относился к своим одеяниям всерьез - они были для него частью маскарада, мистификации, которые он так любил. На один из балов он явился в костюме матадора.

 (450x268, 17Kb)
Но и Пикассо-денди не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

Многие из рисунков тех лет своим классицизмом и безупречным совершенством напоминают работы Энгра. в других заметен карикатурный элемент. Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо заявил: "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Постепенно необузданная художественная натура Пикассо приходила в противоречие с той светско-снобистской жизнью, которую ему приходилось вести. С одной стороны, он хотел иметь семью, любил жену. Но вместе с тем постепенно зрел конфликт с Ольгой, вызванный тем, что художник не хотел обременять себя условностями, которые мешали его творчеству. Он стремился оставаться полностью свободным человеком и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Это событие взволновало его, неожиданно для самого себя наполнило гордостью. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

 (356x480, 27Kb)
Ольга относилась к ребенку почти с болезненной страстью и обожанием. Она надеялась, что рождение сына укрепит их семью, в фундаменте которой появились первые трещины. Ольга чувствовала, как ее муж постепенно возвращается в свой внутренний мир, мир искусства, куда она не имела доступа. У нее не сложились отношения с большинством друзей Пикассо, кроме Аполлинера, который после тяжелого ранения на фронте скончался в ноябре 1918 года. Художник узнал о его кончине в парижском отеле "Лютеция" и был поражен своим выражением лица, на котором отразился беспредельный ужас. Он тут же взял холст и написал автопортрет. Замечу, что автопортреты он не любил, рисовал их редко и даже зеркало считал глупым изобретением.

Ольга стремилась безраздельно завладеть мужем и время от времени устраивала сцены ревности без каких бы то ни было на то оснований. Успевший устать от бессмысленной светской жизни, Пикассо замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. В сущности, всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Он часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.

Работа с русскими балетами чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант. В апреле 1925 года Пикассо вместе с Ольгой и сыном поехали в Монте-Карло к Дягилеву. Там на репетициях он снова стал рисовать балерин. Может быть, вернувшись в мир русского балета, он надеялся обрести утраченную гармонию отношений с Ольгой?

Но гармонию вернуть уже было нельзя. Видя равнодушие со стороны мужа, Ольга теряла спокойствие, нервничала, пила кофе чашку за чашкой и вызывала раздражение Пикассо, желавшего освободиться от ее назойливой опеки. Словом, художник устал и с каждым днем все больше и больше тяготился узами брака.

 (264x458, 42Kb)
В январе 1927 года на улице, в толпе, выходящей из метро, Пикассо увидел красивую девушку с серо-голубыми глазами. Он словно видел ее раньше - в своем воображении и на своих полотнах. "Он схватил меня за руку и сказал: "Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи",- вспоминала впоследствии Мари-Терез Вальтер. Ей было тогда 17 лет. Она ничего не знала ни об искусстве, ни о Пикассо. Ее интересы были совершенно другими - плавание, гимнастика, велосипед, альпинизм.

"Началось самое большое сексуальное увлечение в жизни Пикассо, не знающее ни границ, ни табу,-пишет американская писательница Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в обстоятельной монографии, наделавшей на Западе много шума, "Пикассо: созидатель и разрушитель".- Это была страсть, возбуждаемая секретностью, окружавшей их отношения, а также тем, что Мари-Терез, имевшая вид ребенка, оказалась податливой и послушной ученицей, которая с готовностью шла на любые эксперименты, включая садистские, полностью повиновалась желаниям Пикассо". Предаваясь этой безумной страсти, художник пытался забыть Ольгу, вычеркнуть ее из жизни.

Женщины и Пикассо - этой теме посвящены на Западе многие серьезные исследования и работы, имеющие скандальный характер. В долгой жизни художника, имевшего сотни любовных связей, обладавшего, по словам А. Стасинопулос-Хаффингтон, огромным "сексуальным магнетизмом", в его творчестве в разные периоды исключительную роль сыграли семь женщин.

В этом отношении его жизнь, считает американская писательница, как бы подтверждает пословицу, согласно которой Испания - это страна, в которой мужчины презирают секс, но живут ради него. Разумеется, Пикассо жил во имя искусства, но секс, подчеркивает А. Стасинопулос-Хаффингтон, был одной из главных движущих сил его творчества.

Сам художник однажды признался, что он делил всех представительниц прекрасного пола на "богинь" и "половые коврики". (В данном случае Ольга, его первая официальная жена, была в числе редкостных исключений). Ему доставляло особую радость, утверждает А. Стасинопулос-Хаффингтон, превращать первых во вторых, и они, "богини", не только позволяли ему это делать, но и получали удовольствие. По ее мнению, художник не искал настоящей любви, а всегда стремился соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жены его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как, например, было со второй женой Поля Элюара - Нюш. И вся его жизнь прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. "Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив",- сказал однажды Пикассо. Это не мешало ему жаловаться, что он не находил в женщинах того ответного чувства, которое, столь тщетно искал.

 (506x699, 78Kb)
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Однако едва ли все эти заявления мэтра следует принимать за чистую монету. В них много эпатажа, стремления мистифицировать, столь свойственного художнику. И все-таки в отношениях с женщинами, возможно, вопреки его желаниям, часто брало верх именно деструктивное начало. Покончили с собой Мари-Терез Вальтер, его вторая жена Жаклин, нервной депрессией страдала Ольга, художница Дора Маар, которая была его любовницей во время создания "Герники". Отравился его внук Пабло.

"Я - черт",- говорил Пикассо Эренбургу, который в своих елейных мемуарах писал: "Если он черт, то особенный - поспоривший с богом насчет мироздания, восставший и неуступивший. Черт обычно не только лукав, но злобен. А Пикассо - добрый черт". Но многие упрямые факты из его жизни заставляют усомниться в доброте этого гения.

Но вернемся к Ольге. Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".

Выяснилось, что у них были разными даже гастрономические вкусы. "Ольга,-сетовал впоследствии Пикассо,- любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью".

Тем не менее Пикассо не хотел развода. Полный разрыв хотя бы с частичкой прошлого для него означал нечто вроде смерти, которая на протяжении всей жизни вызывала в нем трепетный страх. Кроме того, развод привел бы к потере половины его состояния, а главное - картин.

 (400x416, 10Kb)
Первой не выдержала Ольга. Она не смогла больше выносить ни ненависти мужа, ни присутствия соперницы. После очередной особо тягостной семейной сцены в июле 1935 года она вместе с сыном покинула их дом на улице Ля Бовси.

Вскоре с помощью адвокатов поделили имущество, но с юридической точки зрения развода не было, и Ольга официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо.

Началась вторая мировая война. Американское посольство во Франции предложило Пикассо и Матиссу переехать в Соединенные Штаты, но оба мастера отказались. Пикассо ненавидел фашистов, но не мог отказаться от своего образа жизни в Париже и своих привычек. Во время оккупации один из немецких офицеров в мастерской художника, увидя репродукцию "Герники", поинтересовался: "Это вы сделали?" - "Нет, это вы",-последовал ответ... В те годы он особенно чувствовал себя одиноким и даже стал время от времени заходить к Ольге, якобы поговорить об их сыне, который тогда жил в Швейцарии.

В 1943 году Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило, которой был всего 21 год. На несколько пет она стала его новой музой. Это был очередной удар для Ольги, которая продолжала ревновать бывшего мужа ко всем его новым связям. Она писала ему гневные записки на смеси испанского, французского и русского, содержание которых сводилось к тому, что Пикассо ужасно опустился. Обычно она прикладывала к посланиям портреты Рембрандта или Бетховена и объявляла ему, что он никогда не станет таким же великим, как эти гении.

Летом Ольга отправлялась в средиземноморский городок Гольф Жуан, где жили Пикассо и Франсуаза Жило с их сыном Клодом, и преследовала по пятам молодую женщину. Та молча переносила оскорбления, а порой и удары, ибо понимала, что Ольга страдает от одиночества и отчаяния.

В 1949 году у Франсуазы Жило родилась дочка Палома, а три недели спустя Пикассо стал дедом - у Поля родился сын, которому в честь художника дали имя Пабло, но потом обычно звали Паблито. Со старшим сыном Пикассо связывали сложные отношения. Он не слишком интересовался его судьбой, так как не мог простить Полю того, что он оказался человеком ординарным, лишенным каких-то талантов.

Поль Пикассо провел всю войну в Швейцарии и вернулся в Париж только после его освобождения. У него не было никакой работы, и ему часто приходилось унижаться перед отцом, выпрашивая деньги. А денег надо было много - Поль принимал наркотики и сильно пил. В 1954 году после тяжелого воспаления легких он оказался на грани смерти. Доктор послал Пикассо телеграмму с просьбой срочно приехать в Канн. Ответа не последовало.

В Канне в полном одиночестве жила и Ольга. Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей. Пикассо в это время в Париже заканчивал картину "Алжирские женщины" и не приехал.

Величайший художник XX века Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Ему был 91 год. Паблито, внук его и Ольги, умолял отца разрешить ему присутствовать на похоронах деда. Однако Жаклин, жена художника, ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической жидкостью. Когда его доставили в больницу, врачи констатировали, что он сжег себе все внутренности. Три месяца в нем поддерживали жизнь благодаря постоянным операциям и пересадкам, которые оплачивала Мари-Терез Вальтер, продав несколько картин Пикассо. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище Каин, где покоится прах Ольги.

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Поль Пикассо. Его двое детей, Марина и Бернар, последняя жена Жаклин и еще трое "внебрачных" детей Пикассо, Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило), были признаны наследниками художника. Начались долгие юридические баталии за наследство, которое было оценено в 260 миллионов долларов - цифру сильно занизили по налоговым соображениям. Это в общей сложности 50 тысяч работ, и в том числе 1.885 картин, 1.228 скульптур, 2.800 изделий из керамики, около 12 тысяч рисунков, 11 гобеленов, 8 ковров и т. п. Значительную часть забрало себе государство в качестве налога. Самую большую долю - три десятых - получила Жаклин Пикассо, тогда как внуки - Марина и Бернар - по две десятых от общей суммы. Кроме того, всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.

Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.

Печать трагизма лежит не только на работах Пикассо, в которых, как на сейсмографе, отражены все изломы и потрясения XX столетия, но и - даже после его кончины - на судьбах близких ему людей. 20 октября 1977 года в гараже своего дома в средиземноморском городке Жуан-ле-Пен повесилась Мари-Терез Вальтер, которой было 68 лет.

Накануне открытия очередной выставки художника в Мадриде 15 октября 1986 года в 3 часа утра в своей кровати застрелилась Жаклин Пикассо.

Несть числа изданным на Западе монографиям, исследованиям и романам, посвященным жизни и творчеству Пикассо. Но и здесь все еще остаются "белые пятна". В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт. Знакомство с ними, несомненно, поможет лучше понять их отношения, роль, которую она сыграла в жизни художника.

Интересные материалы можно найти и у нас. Так, архив Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина располагает редкими фотографиями Пикассо, Ольги Хохловой и их сына Поля, которые были приобретены в 1973 году у Людмилы Николаевны Митиной, отчим которой Владимир Степанович был родным братом жены художника.


Документальный фильм из цикла "Больше, чем любовь."
"Пабло Пикассо и Ольга Хохлова". Источник - канал Культура. Размер файла - 310 mb

Елена Шатохина. Пикассо и Хохлова (Двое). — Издательство Вагриус, 2008. — ISBN 978-5-9697-0463-3

Если Вы располагаете дополнительной информацией, связанной непосредственно с Ольгой Хохловой, то убедительно просим опубликовать ее на этой странице.
С уважением.
Art Group.

-----------------------------------------
Olga Ruiz Picasso nee Khoklova (1926, painter Charles Stiennon)
 (303x379, 17Kb)

On July 12, 1918 in the municipality of the 7th district of Paris the marriage of the famous artist Pablo Picasso and an unknown ballet dancer from Russia, Olga Khoklova, took place.

Olga was born in the Ukrainian town of Nezhin into the family of a colonel of the Russian Imperial army. She joined a dancing group despite the disapproval of her parents. Dyaghilev, who loved to have “girls from good families” in his group, treated her kindly. She was never a beauty, but was nice-looking, had exquisite manners, and a “specific Russian charm”, which was in fashion in Europe. She obtained a strong decisive character and did not like compromises; this gradually developed into stubbornness, of which she was the first to suffer.

Russian philosophers, art critics, and collectors were among the first to appreciate Picasso's work. In 1914, an excellent analysis of his works by Nikolai Berdyayev was published. Sergei Szhukin and Ivan Morozov brought his paintings to Russia; they are now in the Hermitage and Pushkin Museum of Fine Arts. Sergei Dyaghilev, who used to attract “the best names” for his Russian seasons, invited Picasso to make costume designs and stage sets for the ballet Parade. He was 36 then and he was famous.

Pablo Picasso got acquainted with Olga Khoklova in Rome in the spring of 1917. By that time she had been in Sergei Dyaghilev’s Russian ballet company for 5 years. She was a disciplined and diligent dancer with good techniques, she looked good on the stage, but she never was a prima. Though she had a couple of solo parts, she usually danced in corps de ballet.

Picasso's friends could not understand why he paid attention to Olga, a common dancer and not in the least a remarkable person. Maybe, the artist, satiated with love affairs, liked exactly her ordinariness and commonness, which looked as something exotic to him. Tired of his artistic explorations and inner loneliness, he was looking for a refuge, an oasis of tranquility, where he could have a rest from his own passions… Maybe, it was important that Olga was Russian. Picasso, a revolutionary in art, was very much interested in everything Russian, the Russian revolutions of 1917 worried many people in Europe, and Picasso was not an exception.

Maybe, the atmosphere in the Russian ballet company, his friendship with Dyaghilev, Bakst, and especially with the composer Stravinsky, played its part. Who knows?
But very soon Picasso was fond of Olga with all his southern temperament. Dyaghilev warned him mockingly to be very careful, because Russian girls always went for marriage. The artist thought it was a joke.
In Rome, Picasso and Olga lived in different hotels, and though they met every day and had long walks around the “eternal” city, the dancer was not in a hurry to answer the artist's feelings. She liked Picasso, and though she was not interested in his art, his fame impressed her. She also understood that her own talent was only modest and there was not any hope for her career in ballet. It was better for her to get married, but could a Bohemian be a good husband? “Could an artist be a serious person?” Olga’s mother asked Dyaghilev. “Not less serious than a ballet dancer”, joked Dyaghilev.

After Rome and Paris the Russian Ballet company, and Olga, went to Spain. Picasso followed. He painted her much, in a realistic manner, on which Olga insisted, she did not like experiments in painting. “I want to recognize my own face”, she said. In Barcelona, Picasso made Olga meet his mother, who liked the Russian girl, visited many performances with her participation, but once warned her, “My son lives only for himself, no woman could be safe and happy with him”.
… Once, when Picasso and Olga had a walk around Barcelona, a gypsy came up to them. “What’s your name?” she asked Olga. “Carmen”, answered Olga, who liked to be taken for a Spaniard. “And what’s yours?” “I am Olga”, answered the gypsy.
When the Russian ballet company left for Latin America, Olga stayed. She made her choice. Picasso and Olga returned to France, and settled in Monrouge. It was there that Picasso painted the most famous of Olga’s portraits ‘Olga in the Arm-Chair’.

Many Picasso's friends tried to dissuade him from marriage, but in vain.
On July 12, 1918 in the municipality of the 7th district of Paris the marriage of Pablo Picasso and Olga Khoklova took place. From there the couple went to the Russian Cathedral of Alexander Nevsky, where the wedding ceremony took place. Among the guests there were Dyaghilev, Apollinair, Cocteau, Gertrude Stein, and Matisse.
Pablo was sure that he was marrying for life that is why in their wedding contract an article stated that all the property was mutual, including works of art.

After the marriage the newlyweds settled into a big apartment in the center of Paris. Olga decorated the apartment in accordance with her tastes. Picasso did not interfere. He was satisfied with making complete disorder in his own studio, which was on the lower floor.
Even after becoming rich the artist had very simple tastes. He was not against Olga’s expensive dresses, but himself kept using the same old suit. He liked to spend money on exotic things, which stimulated his imagination, he also used to help his less fortunate colleagues. His wife, in contrast to him, wanted to lead a life in high society. She liked expensive restaurants, receptions, and balls of the Paris upper classes. For a short period she managed to take Picasso away from his Bohemian friends.

In September of 1918 Picasso, Olga and the Russian ballet company went to London, again he was engaged in designs for the ballet. Picasso and his young wife were in the center of attention everywhere and gradually he got fond of this way of life; he ordered a lot of elegant suits and accessories. Within several weeks, a Bohemian turned into dandy. Though he never took his attire seriously, it was a part of masquerade, mystification, which he loved so much.

 (500x375, 128Kb)
Increasingly this way of life began to annoy him. On one hand he loved his wife, and wanted to have his own family. On the other hand the conventions of family life interfered with his work and with his inspiration. He wanted to stay free and was ready to sacrifice everything for his freedom.
On February 4, 1921 their son Paul was born. At the age of 40 Picasso became a father. He was excited and proud. He made a lot of portraits of his wife and son, dating and timing them accurately. Olga loved her son affectionately and almost painfully, she hoped that the son would save their marriage. She felt that her husband was returning to his own inner world, where she was not admitted. Olga tried to re-capture her husband and from time to time threw huge scandals. Tired of the senseless high life and his wife’s hysterics, the artist fenced himself out of her.
In January 1927, Picasso met the next victim of his passions – Marie-Thérèse Walter. With her he wanted to cross Olga out of his life. His hatred to her he began to vent in his paintings. He painted her as a horse, or an old shrew. Later he would say, that Olga “wanted too much of me… it was the worst period in my life.”
But Picasso did not want the divorce…
The first who failed to bear the situation was Olga. She could not stand her husband’s hatred any longer, and the existence of a rival. After another family scandal she left the house with her son. But they were never divorced and she remained his official wife until her death in 1955.
During the WWII Picasso started to come to Olga, to talk about their son, who was in Switzerland at the time. It was not a revival of the old love. He was only lonely. But she understood it in her way.

In 1943 Picasso fell in love with Françoise Gilot, who became his next muse for several years. It was also another blow for Olga, who was jealous to all his new women. She used to write him letters in a mixture of Spain, French, and Russian, their content was about how low Picasso fell. She included in her letters portraits of Rembrandt, or Beethoven and wrote that he would never be as great as them.
In summer Olga went after Picasso and Françoise to Mediterranean; she was after the young woman. Françoise stood humiliations and Olga’s hysterics without a word, understanding that Olga was lonely and desperate.
Olga died of cancer in 1955 in Cannes.

Her son Paul Picasso died on June 6, 1975. Picasso's first grandson, Paul’s son, Pablo (1949-1973), committed suicide on the day of his grandfather’s funeral; Paul’s other two children, Marina and Bernard, were among the heirs of the artist.


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Anysol
Страницы: [1] Календарь