-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Antiq

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 18




"Антикварная Лавка" сообщество для людей, увлеченных антиквариатом, понимающих и знающих толк в старине, а также для тех, кто построил загородный дом, сделал ремонт в своей квартире и хочет выразить свою индивидуальность в оформлении интерьера.

"Антикварная Лавка" принимает объявления о покупке-продаже старинных вещей.


Эклектика и историзм

Среда, 20 Июня 2007 г. 23:03 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней эпохи составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм.

Начиная с середины 19 века темпы развития капитализма стремительно повышаются. Налаживается массовое производство товаров, развитие техники и экономики вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы; новые потребности могли бы вызвать к жизни и новые формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей.

Во второй половине века наблюдаемое повсюду стремление создать непременно «новое» лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительно развивающаяся индустриальная техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел.

После июльской революции в Париже (1848 г.) в мебели наблюдается возвращение к формам рококо. Это второе рококо, иначе называемое во Франции «стилем Людовика-Филиппа», а в Англии «ранним стилем королевы Виктории», характеризуется массой накладных резных украшений и сильно изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягкими профилями и выемками. В обивке мебели этой эпохи ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой из бахромы. Из материалов употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орех. Последней стадией этого увлечения рококо явился так называемый «стиль второй Империи» или «стиль Наполеона 3», соответствующий в России последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына. Позднее, между 1850 и 1895 гг., в мебели, изготовляемой в это время, происходит повторение различных исторических стилей мебели.

Главной особенностью эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, «прикладного» характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект «рисованных» форм. К тому же мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно полагали, что они могли «рисовать» более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что были сотворены в свое время оригинальными стилями. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора «формальных элементов» можно создать «чистый стиль», а то и некий «сверхстиль».

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Стиль модерн

Среда, 20 Июня 2007 г. 22:52 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Подлинный эклектизм эпохи в конце 19 и начале 20 в. сменяется стилем модерн. Появление стиля модерн свидетельствовало о желании освободиться от старых традиций и создать, во что бы то ни стало для своего времени собственное, «новое» искусство.

Новое движение ведет свое летоисчисление с того момента, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast». Отсюда происходит и название стиля: сецессион, которое привилось в Австрии. В Германии он именовался «молодой стиль» (Jugendstil), во Франции – «новое искусство» (art nouveau», в России и Англии – «современный стиль», «стиль модерн» (Modern Style Floreale) и «либерти» (по имени владельца одного из мебельных магазинов).

В условиях растущего темпа деловой жизни усиливается стремление к удобству, разумному комфорту. Целесообразность, удобство, учет и использование возможностей новой техники, машинного труда – таковы общие принципы нового стиля.

Эклектическому реставраторству передовые художники противопоставляют культ машин, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон). Представители модерна первыми пытались использовать машинный труд для производства такой утилитарной вещи, которая была бы одновременно и технической и эстетической формой.

На изготовляемой в это время мебели появляются изгибы завитков, перемешанные с растительными формами, женскими масками с длинными распущенными волнами волос и пр. Тон мебели или светло-желтый, натуральный, или же светло-зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск. Преобладающие сорта дерева – каштан и лотарингский орех. Красное дерево еще с середины 19 века выходит из употребления и заменяется ясенем, орехом, березой, дубом и липой.

Интерьер стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Согласно основной концепции модерна – архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять художественный единый ансамбль, осуществленный по проекту одного архитектора или художника.

Особняки в стиле модерн строились по принципу: «от интерьера к экстерьеру» на образец английского дома для одной семьи, окруженного земельным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто красивом фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего пространства.

Модерн положил конец засилью эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Метки:  

Рококо

Среда, 20 Июня 2007 г. 22:26 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Эпоха барокко завершается во второй четверти 18 века искусством стиля рококо. Этот стиль ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.

В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, культом уюта, изящества и изнеженности.

Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков – капризно изогнутая рамка.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эпохи, завезенная из Китая – бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные – соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные – согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.

Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.

Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед.

В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона – прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.

Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно-прикладного искусства эпохи.

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Колониальный стиль

Среда, 20 Июня 2007 г. 22:21 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Колониальной следует считать мебель, созданную в Америке в эпоху колонизации ее европейскими державами. Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезенных колонистами предметов домашней обстановки. В американской мебели постепенно усиливаются черты местного своеобразия, уже в 19 веке здесь складываются свои кадры проектировщиков, открываются мебельные фирмы.

Колониальная мебель была, в сущности, местной американской разновидностью английской мебели, направление ее развития определялось событиями, имевшими место в английской мебели. Это означает, что не было одного, конкретного стиля, а существовало почти столько же вариантов и оттенков «колониального стиля», сколько стилевых разновидностей было в английской мебели.

Главными отличительными признаками этого стиля считаются витые ножки, архаические формы в духе английской позднеренессансной мебели, отделка под орех и т. д.

Период формирования американской колониальной мебели можно подразделить на три этапа: 1608–1720 (ранний период), 1720–1780 (период правления английских королей Георгов), 1780–1830 (первые десятилетия после завоевания независимости).

Добротная, качественная, исполненная под влиянием голландских образцов мебель, завезенная колонистами на американский континент, была выдержана в английском позднеренессансном стиле. Между 1700–1720 годом позиции этого стиля расшатываются крепнущим голландским барокко, которое, взяв, в конце концов, верх, подчиняет себе американскую мебель (1720–1750), претерпев здесь некоторые изменения.

На Юге в большом количестве производились шкафы, сундуки, кушетки; на Севере – комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. Среди ранних образцов американской мебели даже самые роскошные довольно просты по формам и исполнены, как правило, из мореного и отделанного воском дерева. Помимо сосны в работу идут дуб, береза, орех и клен. Мебель изготавливается прочная, добротная. В предметах домашней обстановки, производящихся в Новом Амстердаме, благодаря развитой торговле с Европой и Индией, ощущается дальневосточное влияние.

В 18 веке богатеющая американская буржуазия уже могла позволить себе роскошь приобрести все, что предлагал европейский рынок. Усилившийся приток различных товаров не мог не сказаться и на прикладном искусстве. Однако в целом американская мебель следует английским образцам с запозданием на 10–20 лет. Голландские барочные формы начинают вытесняться английскими лишь в середине 18 века. С запозданием осваиваются за океаном и модные в это время в европейском искусстве стилевые направления: французское рококо, китайские и готические влияния.

Американская мебель 1750–1780-х годов в техническом отношении уже не уступает по качеству английским изделиям. В мастерских Филадельфии производятся высокие комоды, туалетные столы, секретеры; мебель обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми карнизами. Мастера Новой Англии специализируются на низких комодах, шкафах в виде двух комодов, поставленных один на другой (double chest), и секретеров с волнистыми поверхностями (block front). Это уже типично американская мебель. Ранняя колониальная мебель была столь простой, примитивной, что ее окрестили «кухонной колониальной», однако теперь, в эпоху стремительного подъема американской буржуазии, во всем чувствуется стремление к богатству. Обстановка жилищ американцев обнаруживает много общего с английским жилым интерьером этого времени.

Между 1780–1810 годами американская мебель развивается под сильным влиянием творчества Чиппендейла и других видных мастеров. Стиль Шератона особенно сильное влияние оказал на творчество знаменитого американского мебельного мастера Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась удобством, красотой, элегантностью. Файф не создал нового стиля, но господствовавшее в это время направление нашло в его лице лучшего выразителя. В американской колониальной мебели это период проникновения и распространения классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и Шератона. Характерные особенности американской разновидности стиля Шератона: полное отсутствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией.

До первой четверти восемнадцатого века дорогая мебель преимущественно изготавливалась из орехового дерева. Около 1725 года у ореха появляется соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года дорогую мебель исполняют из атласного и розового дерева. Американцы охотно пользовались разработанными английскими архитекторами и мебельными мастерами проектами образцовых предметов мебели и интерьеров.

В 1760 году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков различных предметов домашней обстановки, содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других аналогичных сборников свидетельствуют о том, что в Америке специалисты были хорошо осведомлены о новейших стилевых тенденциях в английском прикладном искусстве. Ведущим мебельным центром и законодательницей мод этого времени является Филадельфия, за ней следуют Бостон и Чарльстон. Мебельное производство в Америке строилось на принципе разделения и специализации труда (столяры, токари, резчики, отделочники и т. д.), что с одной стороны обеспечивало высокое качество продукции, а с другой увеличивало производительность.

В эпоху ампира американская мебельная промышленность переживает полосу подъема. Мебель этой поры большей частью рубленая и украшенная резьбой. Около 1825 года в декоративном убранстве предметов мебели появляются готические элементы. Неоготика не нашла широкого отклика, она быстро уступает место очередному поветрию – стилю неорококо.

Самостоятельная, независимая – уже не «колониальная» – американская художественная мебель сложилась в 19 веке в условиях формирующегося крупного капиталистического производства, пройдя предварительно, подобно европейской мебели, стадии рождения, поисков, экспериментов и неостилей.

Итак, «колониального стиля» как такового не было, а существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских, мебельных стилей. Колониальные формы обнаруживают тесную связь с исходными прототипами, нередко являясь почти точными копиями их, а то и просто оригинальными предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто бывает очень трудно отличить американскую мебель от соответствующей ей по стилю европейской.

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Метки:  

Барокко

Среда, 20 Июня 2007 г. 22:14 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Барокко (итальян. Barocco – вычурный): название стиля, происходящее от характерного мотива раковины.

Зародившийся в конце 16 века стиль был прямым продолжением ренессанса. Барочные мебельные формы сформировались в Риме около 1650 года и легли в основу стиля Людовика 14.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусств ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного.

В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов, спиралей, линии изламываются, искривляются.

Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддается гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая техника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился прием отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов.

Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, черное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

Мебель чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии (интарсия – деревянная инкрустация). Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор.

Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией. На ее широких плоскостях, образующих панно, и находят себе место богатая инкрустация, состоящая из тонко переплетающихся завитков. Орнаментация стиля навеяна античным Римом, пышные завитки акантовых листьев и античные трофеи расположены в виде груды военной добычи.

Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками, идущих по ребру спинки и по нижнему ободу сиденья. Ножки двоякого типа: или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями.

Диваны этой эпохи представляют собою как бы соединения из трех поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

Столы делаются круглые и прямоугольные. Последние имеют ножки двух типов. Более ранние – с вертикальной осью, богато инкрустированные и вверху украшенные бронзовыми головами. Позднее эти ножки стали сдваивать на узких концах стола, обрабатывая в виде лиры. Подзор и края столовой доски богато украшались резьбой и инкрустацией.

У письменных столов ножки слегка изогнуты и суживаются книзу. В коробке их подстолья – обычно три ящика. Доска письменного стола обычно делается из дерева. В средней своей части доска оклеивается красным или зеленым сафьяном с золотым тиснением по краям.

В эпоху барокко появляются «гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки.

Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Типично барочными формами являются витая колонна и многократно изломленный карниз.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13, 1610 – 1643); зрелое барокко (Людовик 14, 1643 – 1715); «стиль регентства» - переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15; рококо, поздний этап барокко (Людовик 15, 1720 - 1765).

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Метки:  

Ампир

Среда, 20 Июня 2007 г. 22:04 + в цитатник
Аноним (Antiq) все записи автора

Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине 18 века классицистического направления.

Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на 1804-1813 годы (правление Наполеона). Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии: ампир - от французского "empire", империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.

Со стилем ампир искусство становится более масштабным, монументальным. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального.

Крупнейшим художником и законодателем мод этой эпохи был знаменитый Луи Давид. Живописец, он прославился и своими образцами мебели.

Освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться колонками, пилястрами, карнизами. В оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и т.д.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо кессонируются. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого цвета.

Жукова Татьяна,
Антиквариат.ру

Рубрики:  Стили

Метки:  

Дневник Antiq

Среда, 20 Июня 2007 г. 15:33 + в цитатник
Антикварная Лавка для людей, увлеченных антиквариатом, понимающих и знающих толк в старине, а также для тех, кто построил загородный дом, сделал ремонт в своей квартире и хочет выразить свою индивидуальность в оформлении интерьера.
 (x, 0Kb)


Поиск сообщений в Antiq
Страницы: [1] Календарь