Альбом "Venera Special". Модное вязание №3 2017г «Venera Special. Модное вязание» ...
Верена - (0)V. Stricktrends №2 2022г Вдохновленные последними тенденциями на международных подиумах, мы пр...
Верена - (0)V. Модное вязание №1 2022г Журнал для тех, кто предпочитает смелые и эффектные модели для ручн...
Верена - (0)Журнал "Venera" №6 2019г Россия Журнал для тех, кто предпочитает смелые и эффектные модели для...
Верена - (0)Журнал "Venera" №7 1990г Журнал Venera – журнал для творческих женщин, посвященный вязан...
Три обезьяны |
Три обезьяны (яп. 三猿, сандзару или 三匹の猿, самбики но сару — «три обезьяны») — изображение трёх обезьян, символизирующих буддистскую идею недеяния зла, отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» — идеи «невидения» (見ざる ми-дзару), «неслышания» (聞かざる кика-дзару) и «неговорения» (言わざる ива-дзару) о зле.
Иногда добавляется четвёртая обезьяна — Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.
Выбор обезьян в качестве символа связан с игрой слов в японском языке. Фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару», окончание «дзару» созвучно японскому слову «обезьяна».
Происхождение символа трех обезьян
Символическая группа из трех обезьян
, закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке, с этим согласны практически все источники. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония. Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.
Действия, выражаемые композицией «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару, кикадзару
, ивадзару
) состоят из глагола-действия и суффикса, придающего отрицание «-дзару». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна»
, по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбур
или ребус
, игра слов, понятная только японцу.
Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Косин.
Краткая предыстория. На Востоке всегда чтилась магия чисел и обезьяна рассматривается не только как животное: это еще и число или, если хотите, одна из фаз универсального цикла. Если вспомнить особо популярный в настоящее время восточный «звериный» календарь, в котором чередующиеся годы обозначаются одним из 12 животных-символов, в их числе можно увидеть и обезьяну. Обезьяна занимает девятую позицию в цикле из 12 фаз. Когда к 12 животным добавляются 10 т. н. «небесных стволов
», связываемых с 5 первоэлементами, образуется еще более крупный цикл из 60 фаз. Цикличны любые события, развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до следующего витка. Выделяют большие, шестидесятилетние и малые, шестидесятидневные циклы. Особенно выделяют 57-й день или год, ссчитающийся особо несчастливым. И 57-я фаза называется «косин
», где «ко-» (庚) — один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) — обезьяна.
От китайских даосов японцам перешло учение о трех сущностях («червях
»), существующих в теле человека. Они искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а после регулярно, в ночь того самого «обезьяньего» дня косин отправляются с доносом на его проступки к высшим силам
. Последователи народного культа через каждые 60 дней устраивают коллективные бдения
, чтоб не дать возможности трем червям связаться с верховным божеством.
Последователи культа на свитках и каменных резных стелах
часто изображают шестирукое синелицее карающее божество Сёмэн-Конго
(靑面金剛). Иногда его спутниками-атрибутами
становились одна, две или три обезьяны (видимо, повлияла важность обезьяньего дня). Постепенно именно три обезьяны (наверное из-за трех внутренних червей в человеке) стали преобладать, а позы получили однозначность (вспомним омофонию
чтения действий, выражаемых обезьянами). Скорее всего, именно таким путем сложилась устойчивая композиция с тремя обезьянами, но самостоятельности очень долго не получала, оставаясь атрибутом где-то под ногами синелицего божества.
Славу и известность три обезьяны получили в Никко (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко — синтоистское святилище Тосёгу
(東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения. Некоторые композиции, составляющие убранство построек, признаны шедеврами, например, спящий кот или три обезьяны. Обезьяны украшают отнюдь не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь конюшню. Причем резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это самые знаменитые три обезьяны в мире, эталон композиции, даже любая символическая группа из трех обезьян может называться «Три обезьяны из Никко».
Обезьяны из Никко интересны нам в историческом плане тем, что дают уверенную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., то есть к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция.
Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко.
Легенды называют имя первого японца изобразившего трех обезьян, это основатель ветви буддизма тэндай
, великий учитель Дэнгё-дайси
(Сайтё, 最澄). Он жил в VIII—IX в. и ему приписывается множество «открытий», вошедших в японскую культуру. Дэнгё мог привезти символ трех обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и т. д. Но, тем не менее, легенды остаются легендами и три обезьяны видятся скорее японским эндемиком, чем символом, пришедшим с материка.
С биологическим прототипом трёх обезьян проще: если символ появился в Японии, то изображались, скорее всего, единственные, живущие в стране обезьяны — японские макаки (лат. Macaca fuscata).
Значение трех обезьян совсем не однозначно, возможны множества прочтений и пониманий, часто отражающих и преломляющих друг друга в разных системах мировоззрения. Сложно показать общую картину, не приняв одну из сторон философии. Философии трех трех обезьян...
Очень часто трех обезьян понимают с негативным оттенком и совершенно буквально: это символ неслышания, невидения и неговорения. Если проблему не замечать и молчать о ней, то проблема будто бы и не существует вовсе. В таком понимании «позиция трех обезьян» сближается с другим «животным» символом — «позицией страуса». Якобы при опасности страусам свойственно прятать голову в песок.
Именно такой интерпретации придерживается, к примеру, множество карикатуристов, склонных изображать различных политиков и деятелей в образе трех обезьян.
Похожее поведение весьма распространено как в быту, так и в обществе. Очень часто хочется закрыть глаза на какие-то недостатки для сохранения status quo.
Если вспомнить распространенное английское название трех обеьян «no evil monkeys» (обезьяны без зла), можно задуматься, а от чего же они, собственно, закрываются. В исторический период своего появления обезьяны были несамостоятельными малосущественными атрибутами
грозного божества
. В традиционном культе, где, скорее всего, появились обезьяны, последователи должны были особо беречься трех внутренних врагов, сущностей
, обитающих в человеческом теле, различно искушающих своего носителя и регулярно, «обезьяний день
» отправляющихся с доносом на его проступки к высшим силам
. Три обезьяны, перекрывающие три информационных канала, могли служить наглядным напоминанием, пожеланием не поддаваться трем типам искушения, чем-то схоже с плакатом советского времени «Не болтай».
Будь начеку, следи за собой, ведь оступиться так легко!
С другой стороны, послание может предназначаться не только «подсудимому», но и «судье». Карающее божество можно просить не быть слишком пристрастным в рассмотрении грехов и проступков, закрыть глаза на мелкие недочеты. Не знаю, насколько правомерна аналогия со слепой античной Фемидой, но сходство, несомненно, присутствует.
Чаще всего в связи с тремя обезьянами цитируют «Лунь-Юй» Конфуция
[...]
Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма, человеколюбия, жэнь)»
Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им».
[...]
(приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2)
В оригинале цитата выглядит так:
「非礼勿视,非礼勿听,非礼勿言,非礼勿动。」
Целью Конфуция было воспитание благородства, добродетелью благородного объявлялась человечность, а инструментом в поддержании человечности видились традиции. Традиции ставят ограничения, в рамках которых необходимо существовать.
Символика трех обезьян в применении к конфуцианству может пониматься, как знак сознательного принятия ограничений, следования установленным правилам.
Можно предложить аналогию: дорожные знаки серьезно ограничивают свободу каждого водителя, не дают проехать, разогнаться и остановиться так, там и тогда, где хочется. Но следование знакам сохраняет порядок на дороге, делает водителя частью сложной системы.
Одно из устойчивых английских названий композиции из трех обезьян — «no evil monkeys», «обезьяны без зла». Якобы обезьяны пытаются отрешиться от злого, не видеть, не слышать и не воспроизводить его. Но что такое зло в восточных философских учениях? Если мы представим известный знак Великого предела (Тайцзи), круг с двумя «рыбками» инь и ян ☯, перед нами предстанет визуальное выражение отношения противоположностей в мире. Черное содержит в себе белое и наоборот, противоположности порождают и поддерживают друг друга. Если пытаться проводить границы и устанавливать фильтры, допуская только добро, будет допускаться и отсеиваться и зло.
[...]
Когда все в Поднебесной узна́ют,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобра́зное
[...]
Лао-цзы. Дао дэ цзин (Канон пути и благодати)
Оппонентами Конфуция стали даосы. Даосизм отказывал человеку в существовании предопределенных, единых для каждого названных и записанных добродетелях. Идеал даосов — совершенномудрый человек — следует не искусственным навязанным извне правилам, а естественной природе, невыразимому Дао
.
[...]
Путь (Дао) неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, [...] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь
[...]
Чжуан-Цзы
Получается, что три обезьяны могут служить символом Пути, Дао, единого принципа, порождающего Вселенную и служащего источником всех форм.
Мудрец, следующий Дао, также обретает свойства неслышания, невидения и неговорения. Учитель Ле Юйкоу (он же Ле-цзы, которому посвящена одноименная книга
), пришел в Южные Предместья, где поселился через забор от другого учителя — Наньго-цзы (Учитель Южных Предместий). Двадцать лет они жили бок о бок совершенно не общаясь, словно игнорируя друг друга. Рано или поздно об этом кто-то должен поинтересоваться:
有 自 楚 來 者 , 問 子 列子 曰 : “先 生 與 南 郭 子 奚 敵 ?”
子 殛 子 曰 : “南 郭 子 貌 充 心 虛 , 耳 無 聞 , 目 無 見 , 口 無 言 , 心 無 知 , 形 無 惕 。往 將 奚 為 ?”
[...]
[Некий] чусец спросил учителя Лецзы:
— Почему [вы], Преждерожденный, и Учитель Южного Предместья чуждаетесь друг друга?
— Зачем к нему ходить? — ответил учитель Лецзы. — Лицо Учителя Южного Предместья [отличается] полнотой, а сердце — пустотой, уши у него не слышат, глаза не видят, уста молчат, сердце не знает, тело не движется.
[...]
Вариант перевода:
[...]
Однажды какой-то пришелец из царства Чу спросил Ле-цзы: «Почему вы, уважаемый, и Наньго-цзы чуждаетесь друг друга?»
— У Наньго-цзы лицо полное, а вот ум пустой, — ответил Ле-цзы. — Его глаза ничего не видят, его уши ничего не слышат, его рот ничего не говорит, его поза никогда не меняется. О чем мне с ним говорить?
[...]
Три обезьяны не строят границ и не выносят суждений, они принимают глубинную природу вещей и следуют естественным Путем.
Понятие Пути известно и в буддизме, все буддистские направления признают восьмеричный путь. Восемь составляющих Пути объединяются в три раздела: панья (мудрость, составляющее которой — правильный взгляд), сила (нравственность, составляющее которой — правильная речь) и самадхи (сосредоточение, составляющее которого — правильная внимательность).
Во всех т. н. «дхармических» религиях чувственный мир понимается, как иллюзия. Буддизм предлагает спасение от иллюзорности в нирване. В круг сансары человека возвращают желания. В избавлении от желаний и процесс, и результат спасения. Три обезьяны в созерцании Пустоты не имеют иллюзий.
Мохандас Карамчанд (или попросту Махатма) Ганди, идеолог независимости Индии, создатель учения «упорства к истине» (सत्याग्रह), более известного, как «ненасилие», вел очень простую жизнь. Ограничивая себя и всячески избегая роскоши и излишеств, к концу своей жизни Ганди владел не более чем дюжиной самых необходимых вещей и умами миллионов сторонников. Удивительно, что среди вещей Ганди была ценимая им статуэтка трех обезьян. По преданию статуэтку Ганди подарили посетители из Китая.
Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) известна помимо прочего тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории. Она надевала на встречу с президентом России Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.
Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать
]
В международный стандарт кодирования символов Юникод (Unicode), начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.), включены отдельные изображения трех обезьян. Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A.
Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу»
...Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой и Эдиты Пьехи.
В американском анимационном сериале «Приключения Джеки Чана» (Jackie Chan Adventures) среди 95 серий есть эпизод под названием «The Good, the Bad, the Blind, the Deaf and the Mute» («Хороший, плохой, слепой, глухой и немой»), который в русском переводе назван «Гора трех обезьян». По сюжету антагонист главных героев использует гигантских каменных обезьян, чтобы лишить главных героев и вообще жителей Китая какого-то из чувств: зрения, слуха или дара речи. Команда героев успешно справляется со злодеем и спасает Китай.
В 1930-е гг. американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer в мультипликационных фильмах обращалась к образу трех обезьян. Как минимум в трех мультфильмах «Good Little Monkeys» 1935 г. [смотреть
], «Pipe Dreams» 1938 г. [смотреть
] и «Art Gallery» 1939 г. [смотреть
] главными героями были три маленькие обезьянки, составлявшие композицию «не вижу, не слышу, не говорю»
У американского писателя, классика детективного жанра Эрла Стэнли Гарднера (Erle Stanley Gardner) в цикле произведений о Перри Мейсоне есть детектив 1959 г. «Дело о мифических обезьянках» («Дело о мифических обезьянах», The Case of the Mythical Monkeys) [Читать
]. По сюжету главной уликой является привезенный из Японии шарфик с вышитыми на нем тремя обезьянами. Детектив издавался огромное число раз в разных странах и на разных языках. На обложке нередко изображаются три обезьяны.
Сверхпродуктивная писательница, автор множества «иронических детективов» Дарья (Агриппина Аркадьевна) Донцова свою юбилейную, сотую книгу из серии о любительнице частного сыска Даше Васильевой назвала «Легенда о трех мартышках» [Читать
]. И хотя сюжет, практически, не связан с тремя обезьянами (символ выступает в качестве мимолетного сравнения), три обезьяны (мартышки) вынесены в заглавие детектива.
Американская ядерная программа (т. н. «Манхэттенский проект») предполагала высочайший уроверь секретности. Городок Ок-Ридж (Oak Ridge, штат Теннеси, США) был окружен плакатами, взывающими к сохранению тайны. Дяюшка Сэм предупреждает, а три обезьяны выражают: «все что вы здесь видите, все что здесь делаете, все, что здесь слышите, когда вы уедете отсюда, должно остаться здесь».
PS Обезьяны не смогли сберечь американские ядерные секреты
В культовом цикле компьютерных игр о сексуальной Ларе Крофт (Lara Croft) в игре 1999 г. «Tomb Raider: The Last Revelation» (на русском рынке «Tomb Raider: Последнее откровение.») действие разворачивается в Египте. В последнем эпизоде в Гизе чтобы выйти из Мастабы нужно выполнить задание в комнате трех обезьян.
Три обезьяны неоднократно изображались на почтовых марках, штемпелях, конвертах и открытках.
Одним из первых «почтовых» изображений трех обезьян стало использованное в серии иракских марок 1977 г., посвященных убийству ливанского политика Камаля Джумблата (كمال جنبلاط). Марки трех номиналов имеют единый рисунок центральной части — портрет Джумблата и отличаются только цветом верхней части, где изображены три обезьяны. Обезьяны использованы в качестве политической карикатуры. Англоязычный текст на почтовой марке спрашивает: «Who killed Junblatt!?» (Кто убил Джумблата!?) Обезьяны, символизирующие США, Великобританию и Израиль, намекают на причастность этих стран к событиям гражданской войны в Ливане.
Волна интереса к символике трех обезьян появилась в 2004 г., который по восточному лунному календарю проходил под знаком обезьяны. Марку с тремя обезьянами (на самом деле обезьян на ней много больше, но нам интересны только три из них) выпустила Новая Каледония. Выпуском блока из трех марок приветствовал год обезьяны Таджикистан.
Три обезьяны попали и на деньги. В республике Сомали с 1998 по 2004 г. выпускалась серия серебряных монет «Африканские обезьяны». На монете 2001 г. из этой серии изображены обезьяны, закрывающие уши, глаза и рот. А в 2006 г. опять-таки в Сомали уже вне серии выпущены монеты номиналом 4000 шиллингов из золота и из серебра с золотой вставкой с изображением трех обезьян, сопровождаемых подписью «The Three Wise Monkeys» (Три мудрые обезьяны).
Для американского документального сатирического антирелигиозного фильма 2008 г. «Religulous» (от англ. religious — религиозный и ridiculous — смехотворный, в русском переводе «Верующие» и «Религиотизм») созданы постеры и упаковка с изображением трех обезьян с символикой трех авраамистических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Известнейший производитель складных «перочинных» ножей, швейцарская фирма Victorinox выпустила особый вариант своей популярной модели ножа «Climber» с белыми накладками рукояти, на которых изображены три красные обезьяны. Модель получила артикул 1.3703.7-3MONKE
Кроме того, с обезьянами на рукояти производится и малый нож-брелок «Classic SD» (артикул 0.6223.7-3MONKE)
Бразильская фирма Aeromagic в 2010 г. изготовила оригинальный воздушный шар в форме трех обезьян
Шар объемом 3300 м2 получил номер PP-XLT. Он выставлялся на продажу за $49 тыс.
В 1917 г. мартовский журнал «Popular Mechanics» поделился с читателями открытием в Техасе негритянского скульптора-самородка. Среди его произведений первыми запечатлены три обезьяны.
Английская рок-группа «Genesis» использовала для авторов-исполнителей (Бэнкс, Коллинз, Резерфорд) позы трёх обезьян в оригинальном видеоклипе [смотреть
] на песню 1981-го г. «Keep It Dark». На обложке пластинки-сингла использована фотография статуэтки трёх обезьян. Забавно, что оборотную сторону обложки украшает фото той же статуэтки сзади.
Три обезьяны послужили прототипом троицы покемонов Пэнсэйдж (Янаппу), Пэнсир (Баоппу) и Пэнпур (Хияппу)
Всемирно известная итальянская компания «Alessi» предлагает оригинальнейшие дизайнерские предметы интерьера, изделия для сервировки стола и приготовления блюд. Знаменитый дизайнер Стефано Джованнони (Stefano Giovannoni) предложил «обезьянью» серию предметов, в которую входит набор пробок для бутылок, изображающий трех обезьян.
Во многих развлекательных фильмах: игровых, музыкальных, анимационных — когда доходит дело до эффектного изображения тройки персонажей (особенно если они обезьяны, но совсем не обязательно), их усаживают в позы трех обезьян с закрытыми глазами, ушами и ртом. Зритель безошибочно считывает такие послания. Например, подобная сцена есть в классической экранизации романа «Планета обезьян» 1968 г.
М. В. Успенский. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII—XIX вв.) 1981 г.
В статье известного специалиста по японскому искусству Михаила Владимировича Успенского рассматриваются даосские
японского верования Косин
, а также его связь с обезьянами
Р. Киплинг. От моря до моря Глава XVIII Легенда о ручье в Никко; история отвращения несчастья. 1899 г. Перевод В. Н. Кондракова
В книге английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Редьярда Киплинга описывается посещение святилища Тосёгу
в Никко
и впечатление от изображения трех обезьян
на священной конюшне
Э. С. Гарднер. Дело о мифических обезьянках. 1959 г.
В детективе Эрла Стэнли Гарднера в цикле произведений об адвокате Перри Мейсоне одной из центральных улик в запутанном деле об убийстве служит японский шелковый шарф с изображением трех обезьян
Дарья Донцова. Легенда о трех мартышках. 2009 г.
В ироническом детективе Дарьи Донцовой из цикла «Любительница частного сыска Даша Васильева» стойкость одной из героинь сравнивается с тремя обезьянами
Sculptor In Mud Is Negro Doctor Of Horses. Popular Mechanics, Март 1917, стр. 393.
статья в журнале «Популярная механика» о негритянском скульпторе-самородке с фотографиями его произведений, в т. ч. трех обезьян
Good Little Monkeys. Metro-Goldwyn-Mayer. 1935 г.
Pipe Dreams. Metro-Goldwyn-Mayer. 1938 г.
Art Gallery. Metro-Goldwyn-Mayer. 1939 г.
Genesis. Keep It Dark. Тони Бэнкс, Фил Коллинз, Майк Резерфорд\
источник- Три обезьяны на ИСКОННО.ru , википедия
Рубрики: | Разное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |