-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ameli44

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

живопись историю литературу люблю музыку ( главным образом классическую) путешествия умных и талантливых людей и еще много чего люблю.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.05.2012
Записей: 2653
Комментариев: 1785
Написано: 7492


ЖЗЛ (ГЮСТАВ КАЙБОТТ - ХУДОЖНИК И МЕЦЕНАТ)

Понедельник, 17 Сентября 2012 г. 01:02 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ГЮСТАВ КАЙБОТТ - ХУДОЖНИК И МЕЦЕНАТ)

Творец, не поддающийся однозначной классификации. При жизни он не знал славы, которой заслуживал. Очень специфическая живопись этого художника характеризуется оригинальным, близким принципам импрессионистов реализмом. Причем его композиции отличаются необычными перспективными ракурсами.
Знакомьтесь:

Гюстав Кайботт
Gustave Caillebotte


19 сентября 1848 Париж — 21 февраля 1894 Пети-Женвилье

 (342x467, 39Kb)  (317x404, 24Kb)

Гюстав Кайботт Автопортрет в летней шляпе
Гюстав Кайботт Автопортрет 1892 г.

Французский коллекционер, меценат и живописец, представитель импрессионизма.

Кайботт родился в богатой мещанской семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Мартиалю Кайботту (Martial Caillebotte,1799—1874), досталось в наследство текстильное производство, он обладал монополией на поставки сукна для французской армии и также служил судьей в Сенском трибунале по торговле.
Марсьяль Кайботт дважды овдовел, прежде чем женился на матери Гюстава, Селесте Дефрене (1819—1878). Помимо Гюстава у них было ещё двое сыновей — Рене (1851—1876) и Мартиаль (1853—1910).

Кайботт родился в доме на парижской улице Фобур-Сен-Дени и жил там до 1866 году, пока его отец не построил дом на улице Миромениль в Париже. Семья Гюстава проводила летом много времени в Йерре — городке на одноименной реке примерно в 15 км к югу от Парижа, после того, как в 1860 году Мартиаль Кайботт купил там усадьбу.

В 1857-1862 годах Гюстав с успехом обучался в колледже Луи Великого, основанного еще в 1653 году Орденом иезуитов. В разные годы это престижное учебное заведение патронировали короли Людовик XIV (в честь которого колледж был назван), Людовик XV и Наполеон Бонапарт.
Затем Кайботт изучал право в Сорбонне. В 1868 году он завершил вюридическое образование, а в 1870 году получил диплом и лицензию на практическую деятельность. Но уже в эти годы он серьезно думал о том, чтобы посвятить себя живописи.




Отец не противился этому и оборудовал для сына мастерскую в семейной усадьбе, но с началом франко-прусской войны 1870 года Гюстава забрали на фронт. Он служил во время войны девять месяцев в Мобильной Национальной гвардии Сены и демобилизовался в начале 1871 года.

Сначала Кайботт посещал студию художника Леона Бонна, где серьезно изучал живопись. Беря уроки у Леона Бонна, признанного живописца-академика, Кайботт достиг удивительного технического совершенства.

 (698x394, 62Kb)

Гюстав Кайботт Йерр, эффект света 1871-78 г.г.

Его ранние портреты, пейзажи и обнаженная натура, написанные им, начиная с 1872 года, когда ему было двадцать четыре года, отличаются высоким мастерством, в котором перенятая от учителя виртуозная беглость кисти сочетается с тональностью, присущей Коро.

 (616x409, 45Kb)

Гюстав Кайботт Дорога возле Неаполя 1872 г.

 (536x431, 40Kb)

Гюстав Кайботт Женщина у туалетного столика 1873 г.

 (484x342, 42Kb)

Гюстав Кайботт Обнаженная женщина, лежащая на кушетке 1873 г.

В 1873 Кайботт поступил в Парижскую академию изящных искусств, но оставался в ней недолго. Гюстава все больше стал привлекать импрессионизм.
К тому времени он знакомится с художниками — завсегдатаями кафе Гербуа, с их творчеством и принципами искусства, которых они придерживались. В этот круг его ввел в 1874 году Эдгар Дега (1834-1917). Кайботт посетил первую выставку импрессионистов в 1874 г. , но не участвовал в ней.
А в 1876 году он уже участвует во второй выставке импрессионистов, на которой представляет восемь работ, включая один из своих ранних шедевров - картину "Паркетчики" (второе название - "Циклевщики паркета" )(1875, Музей Орсэ, Париж). Причем автор обращался к теме дважды, и на взгляд искусствоведов вторая картина получилась более легкой, воздушной по атмосфере и «безпроблемной».

 (581x409, 55Kb)

Гюстав Кайботт Паркетчики 1875 г. Музей д*Орсе, Париж

 (465x380, 27Kb)

Гюстав Кайботт Паркетчики. 1876 г. частная коллекция

Вроде тяжелый "рабский" труд: рабочие в поте лица (от напряжения разделись по пояс) драют полы в какой-то фешенебельной квартире (некоторые источники утверждают, что это была собственная мастерская художника). Чем не "критика капиталистического строя с его эксплуатацией трудящихся", как писали об этой работе в советское время?
Но не совсем так: во-первых, обратите внимание на бутылку вина справа - явный намек на вполне беспечную жизнь трудового человека. А во-вторых, совершенно очевидно, что Кайботт изображал не изнуренных рабочих, а натурщиков, которых - ради достижения эффекта выпуклых мышц - он и поставил в такие ракурсовые, трудовые позы.
Тем не менее, некоторые критики назвали картину "вульгарной", и годом ранее она была отклонена парижским Салоном 1875 года.

 (374x465, 33Kb) (405x501, 55Kb)

Гюстав Кайботт Интерьер студии художника с печью 1874 г.
Гюстав Кайботт Женщина, сидящая на берегу 1874 г.

 (539x391, 63Kb)

Гюстав Кайботт Биллиард 1875-77 г.г. (не окончена)

 (394x541, 72Kb) (347x454, 38Kb)

Гюстав Кайботт Йерр. Дождь. 1875 г.
Гюстав Кайботт Рыбаки на лодке в Йерре 1876 г.

Критик Жюль Монжуае писал о Кайботте: «Импрессионисты приветствовали его как долгожданного новобранца. Он принес с собой все качества юношеской непреклонности. Той юности плоти и духа, что заставляет нестись очертя голову, невзирая на ошибки, не признавая разочарований, побеждая суровую действительность. Он вышел на поле боя с видом избалованного ребенка. Ему, застрахованному от нужды, сильному как никто, повсюду благоволила Фортуна.

 (401x466, 44Kb) (316x359, 31Kb)

Гюстав Кайботт Автопортрет в парке Йерра 1875-78 г.г.
Гюстав Кайботт (фото 1878 г.)

У него была та особая, необычная смелость, свойственная только тем, у кого за спиной заработанное тяжелым трудом богатство; и я знаю очень немногих, кто подобно ему, забыл, что он вышел из этой среды, и полагал, что и ему уготовано проложить собственный путь в этом мире. Его квартира на бульваре Османа, рассчитанная на роскошь, обставлена с обыкновенным комфортом человека со вкусом. Он живет с братом, музыкантом. Отношения у них странные: каждый идет своей дорогой, не ведая, куда идет другой; один занимается живописью, другой сочиняет музыку. Они не обсуждают друг с другом свои проблемы; чувствуют по-разному, никогда не беседуют о музыке и живописи и свое родство обнаруживают только в дружбе, придающей их отношениям теплоту и близость. Таковы две жизни, идущих параллельно, но различно».

После смерти отца в 1874 г. и матери в 1878 г., Гюстав и его два брата стали наследниками огромного состояния, которое дало ему возможность заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ.

Густав Кайботт Портрет мадам Марти Кайботт, матери художника 1877 частная ХХ (410x470, 45Kb)

Густав Кайботт Портрет мадам Кайботт, матери художника. 1877 частная коллекция

На картине «Завтрак лодочников» Ренуар изобразил также и Кайботта, художников затем свяжет многолетняя дружба.

 (543x399, 55Kb)

Пьер Огюст Ренуар Завтрак гребцов 1881 г.

Кайботт на картине оседлал стул в правом углу. Правда, в статье, сопровождающей картину, о нем написано довольно странно: «Оседлавший стул молодой человек в шляпе-канотье - друг импрессионистов, Гюстав Кайботт. Будучи весьма состоятельным, он ради собственного удовольствия занимался живописью. Познакомившись с импрессионистами, Кайботт стал их искренним почитателем. Он покупал у них картины. Причем не те, которые ему нравились, а те, которые никто не покупал». Этакий богатый шалопай, от нечего делать покупающий картины, которые ему не нравятся...» И ни слова о том, что Кайботт к тому времени был уже признанным в кругах импрессионистов художником.

 (509x382, 40Kb)

Гюстав Кайботт Купальщики в Йерре 1877 г.

 (541x404, 47Kb)

Гюстав Кайботт Ремонт художественной галереи 1877 г.

 (536x411, 56Kb)

Гюстав Кайботт Лодочная прогулка 1877 г.

Он, подобно художнику Базилю, взял на себя роль одного из основных спонсоров импрессионистов.
На неудачном аукционе, организованном импрессионистами в 1875 году в отеле Друо, он купил картину Моне «Завтрак», в стилистике которой было много ему близкого. Он оказывал также большую помощь в организации последующих выставок, изо всех сил стараясь урегулировать отношения между участниками. Выставку 1877 года по праву называли «выставкой Кайботта». За свой счет он снял для нее помещение, оплатил расходы на рекламу и вместе с Ренуаром занимался развеской картин. Часть выставленных работ Ренуара, Писсарро, Дега и Моне поступила из собрания Кайботта: он покупал картины главным образом для того, чтобы помочь их авторам. Его благотворительность не знала границ: то и дело он давал Ренуару и Моне деньги «в долг» , в своем завещании освободив их от возвращения этих денег, он снял комнату, в которой Моне писал свои виды вокзала Сен-Лазар, а когда группа устроила в 1877 году еще один аукцион своих работ, то «скупил» на нем принадлежавшие ему же полотна по взвинченным ценам, чтобы увеличить общий доход. Именно Кайботт убедил дирекцию Лувра приобрести картину Мане "Олимпия", которая сейчас является одной из жемчужин музейной коллекции.

Кайботта многие называют импрессионистом, но историки утверждают, что "стиль Кайботта принадлежит школе реализма, просто художник находился под сильным влиянием своих друзей и коллег - импрессионистов".
Как его предшественники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, а также его современник Дега, Кайботт хотел изображать реальность такой, как она есть и как он её видит, надеясь, таким образом, уменьшить присущую живописи театральность и драматичность. Он также разделял приверженность импрессионистов в передаче цвета и света и использовал пастельную мягкость и свободные мазки.

 (533x423, 64Kb)

Гюстав Кайботт Притягивание лодки веслом 1878 г.

 (347x487, 63Kb) (361x454, 34Kb)

Гюстав Кайботт Рыбалка 1878 г.
Гюстав Кайботт Художник под зонтом 1878 г.

 (644x408, 54Kb)

Гюстав Кайботт Обед

 (366x494, 49Kb) (345x475, 38Kb)

Гюстав Кайботт Купальщики 1878 г.
Гюстав Кайботт Мужчина в ванной 1884 г.

 (541x400, 50Kb)

Гюстав Кайботт Игра в безик 1880 г.

Написанные им интерьеры и портреты близки живописи Дега ("Молодой человек у рояля", 1876, частное собрание; "В кафе",1880, Музей изящных искусств, Руан).

 (616x421, 65Kb)

Гюстав Кайботт Молодой человек у рояля. 1876 г. частная коллекция

 (413x535, 49Kb)

Гюстав Кайботт В кафе. 1880 г. Музей изящных искусств, Руан

Многие картины Кайботта изображают членов его семьи и повседневную жизнь. На полотне «Молодый человек у окна» (1875 г.) запечатлен брат Рене в доме на улице де Миромениль, а на «Апельсиновых деревьях» (1878 г.) изображён младший брат Марсьяль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йерре.

 (346x505, 32Kb) (385x513, 46Kb)

Гюстав Кайботт Молодый человек у окна 1875 г.
Гюстав Кайботт Апельсиновые деревья 1878 г.

На картине «Портреты в сельской местности», которую еще называют «Компаньонки» (1875 г.) изображены мать Кайботта, его тётя, кузина и друг семьи.

 (509x446, 59Kb)

Гюстав Кайботт Компаньонки 1875 г.

Наиболее ярко его индивидуальность проявилась в изображении сцен из жизни рабочих и в видах Парижа , например, "Мост Европы" (1877, Художественный институт, Чикаго) или "Парижская улица в дождливую погоду" (1877, Музей Мармоттан, Париж).

 (543x371, 46Kb)

Гюстав Кайботт Мост Европы 1877 г. Художественный институт, Чикаго

 (484x383, 45Kb)

Гюстав Кайботт На мосту Европы 1876-77 г.г.

«Парижская улица в дождливую погоду» - одна из самых значительных и известных работ Кайботта . Ни на одной другой картине не выражено столь убедительно воздействие на мужчин и женщин девятнадцатого века новых больших городов, рожденных индустриализацией, политикой экспансионизма и бурного развития капитализма. Цитатка эта явно из социалистических лет прошлого века, но решил оставить!

 (505x514, 54Kb)

Гюстав Кайботт Парижская улица в дождливую погоду 1877 г.

Вот мнение об этой картине Кирка Варндоу, автора солидного исследования творчества Кайботта: «Интересных и значительных картин у него много, но среди них нет ни одной такой монументальной (размером примерно семь на десять футов), такой сложной, такой бесконечно завораживающей, как этот перекресток в неподвижном, холодном воздухе дождливого дня. Это одна из его красивейших, утонченнейших работ. Каменные здания окутаны пронизывающей серо-голубой атмосферой. Серые тона, почти без теней, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов и светло-зелеными искрами на ручках зонтов».

Кайботт отличался пристрастием к смелым, порой рискованным ракурсам. Все эти полотна вызывали споры из-за их незамысловатого, зачастую очень простого сюжета и преувеличенно углублённой перспективы. Наклонённая поверхность, общая для этих картин, является характерной чертой творчества Кайботта, возникшая под влиянием японской графики. Приемы масштабирования. усечения или увеличения, встречающиеся в работах Кайботта, являются также следствием его интереса к фотографии.
Во многих работах Кайботт использует очень высокий угол зрения, как, например, изображение балконов, и это говорит об интересе художника к эффектам перспективы.

 (378x494, 43Kb) (364x478, 50Kb)

Гюстав Кайботт Мужчина на балконе. 1880 г. частная коллекция
Гюстав Кайботт Мужчина на балконе, бульвар Осман. 1880 г. частная коллекция

 (440x487, 52Kb)

Гюстав Кайботт Балкон 1880 г. частная коллекция

 (429x510, 53Kb)

Гюстав Кайботт Балкон. Узорная решетка 1880 г. частная коллекция

Стоит отдельно сказать о Кайботте-портретисте. Кстати, именно портреты могут подтвердить причастность художника к импрессионизму, влюбленность в него и даже некоторое, если не подражание, то цитирование мэтров жанра, в частности Ренуара и Сезанна. Отдельно хочется отметить, что Кайботт оставил в своем наследии несколько автопортретов, также ярко выражающих и саму личность художника, и яркие приметы эпохи.

 (359x471, 39Kb) (374x477, 43Kb)

Гюстав Кайботт Портрет мадам Х. 1878 г.
Гюстав Кайботт Портрет мадам Ренуар. 1888 г.

 (489x383, 54Kb)

Гюстав Кайботт Автопортрет в зеркале 1878 г.

 (362x470, 33Kb)

Гюстав Кайботт Портрет Жюля Дюбуа 1885 г.

 (276x645, 25Kb) (378x472, 31Kb)

Гюстав Кайботт Портрет Поля Хьюго 1878 г.
Гюстав Кайботт Женщина, сидящая на красной цветной софе 1882 г.

 (489x391, 42Kb)

Гюстав Кайботт Портрет Анри Кордье 1883 г. Музей д*Орсе

 (378x472, 29Kb)

Гюстав Кайботт Урок музыки 1881 г.

Кайботт долгое время хранил верность импрессионистам, всячески старался укрепить их нестабильное положение, поддерживал друзей финансово, покупая их картины, но конфликты между ними не прекращались и в 1881 году он опустил руки: "Я разочарован, отступаю как Дега!"

В 1881 году он приобрёл в собственность поместье в Пети-Женевилье на берегах Сены близ Аржантея и в 1888 году окончательно переехал туда жить со своей гражданской женой актрисой Шарлот Бертье, которая была моложе его на 11 лет. В том же году его избрали городским советником.
"В жизни не видел такого чиновника. Чтобы не морочить себе голову бюрократическими бумажками и не обременять память счетами, он все оплачивал из собственного кармана: освещение, уличные мостовые, мундиры стражи" - рассказывал один из его сограждан.

Под влиянием Моне с 1882 года Кайботт писал пейзажи, многие из которых были созданы в Аржантёе.

 (538x389, 49Kb)

Гюстав Кайботт Лодочная станция в Аржантёе 1886-87 г.г.

 (368x471, 64Kb)  (338x464, 35Kb)

Гюстав Кайботт Подсолнухи на берегу Сены 1886 г.
Гюстав Кайботт Регатта в Аржантёе 1893 г.

 (540x425, 64Kb)

Гюстав Кайботт Желтая лодка 1891 г.

В Пети-Женневилье Кайботт все больше отдалялся от живописи, в 1882 году, в возрасте всего 34 лет, художник перестал выставляться. Все свое время он отдавал коллекционированию почтовых марок (художник посмертно даже был включен в почётный «Список выдающихся филателистов», как один из «отцов филателии», а его коллекция теперь находится в Британском музее), парусному спорту, которым начал заниматься еще с 1876 года (причем художник не только сам ходил под парусом, но и сам конструировал и строил яхты) и работе в саду (слабостью художника было разведение орхидей). Эти три увлечения доставляли ему одинаково огромное удовольствие. Художник много времени проводил с младшим братом Мартиалем и своим большим другом Ренуаром, которые часто приезжали в Пети-Женевилье погостить. С Ренуаром Гюстав много дискутировал по вопросам искусства, политики, литературы и философии.

 (538x433, 78Kb)

Гюстав Кайботт Дорога вверх 1881 г.

21 февраля 1894 года Гюстав Кайботт скоропостижно умер во время работы в своём саду в Пети-Женвилье, вероятно от кровоизлияния в мозг, хотя бытует версия, что причиной смерти был отек легких. Художник был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.Шарлотте Бертье, на которой Гюстав так и не женился, он оставил приличную ренту.
Длительное время репутация Кайботта как мецената была значительно выше, чем его репутация художника. Только через семьдесят лет после его смерти, это, практически, в середине ХХ века, историки искусства начали пересматривать и открывать для себя (и нас) художественное наследие Кайботта. Причиной тому стало то, что наследники художника стали продавать семейную коллекцию и выставлять работы Кайботта на аукционы.
В 1964 году, например, Художественный институт Чикаго приобрел картину "Парижская улица,. Дождливый день" и, представив полотно на выставке, вызвал интерес американцев к имени художника.
В 1970 году ретроспективная выставка художника прошла во Франции.

 (350x449, 33Kb)

Гюстав Кайботт Автопортрет 1888-89 г.г.

Свою большую и богатую коллекцию картин друзей - художников Кайботт завещал французскому правительству.
Эта коллекция включала шестьдесят восемь картин, среди которых 19 работ Камиля Писарро, 14 - Клода Моне, 10 - Пьера-Огюста Ренуара, 9 - Альфреда Сислея, 7 - Эдгара Дега, 5 - Поля Сезанна и 4 - Эдуара Мане.
Причем, Кайботт понимал, что импрессионизм еще "не овладел умами публики" и, скорее всего, вся эта коллекция будет пылиться в запасниках провинциальных музеев. Поэтому в завещании он просил разместить эту коллекцию в Люксембургском дворце, где находились работы современных художников, а потом в Лувре. Но, к сожалению, французское правительство (точнее будет сказать, Министерство культуры) не согласилось с этими условиями.
В феврале 1896 года оно, наконец, заключило соглашение с Ренуаром, который являлся душеприказчиком Кайботта. Согласно этому соглашению тридцать восемь картин были все же размещены в Люксембургском дворце, но в дальнейшем они были переданы в Музей д*Орсэ. Выставка в Люксембургском дворце явилась, по большому счету, первой официальной выставкой импрессионистов в Париже.
Остальные двадцать девять картин (одну работу Дега Ренуар взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды — в 1904 и 1908 годах, и оба раза был получен отказ.
Когда правительство Франции, наконец, вспомнило об этих картинах и в 1928 году попыталось потребовать их (согласно завещанию), то этому воспротивилась вдова сына Кайботта.
Большинство оставшихся работ были приобретены C. Альбертом Барнсом и в настоящее время принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии.
Сорок работ самого Кайботта находятся сейчас в Музее д*Орсе.
Полотно Кайботта «Человек на балконе, бульвар Осман», написанное в 1880 году, было продано в 2000 г. за более чем 14,3 млн долларов США.

Материалы из ВИКИПЕДИЙ и сайтов 1, 2, 3.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Ела2012   обратиться по имени Среда, 17 Февраля 2016 г. 15:41 (ссылка)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку