-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alcasar_1474

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

ангелы генеология династии дпи искусство и все что с ними связано историчекая медицина история - прикладные направления: историческая пси история в портретах и лицах культура личность музыка нумизматика рыцари семиотика символизм в искусстве старинные музыкальные инструменты сфрагистика тамплиеры христианство

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 54) Питерская_лирика До_Нашей_Эры Древний_Египет Красота_оружиЯ Символы Венец_Творения Бергтора История_как_наука Средневековые_замки Сообщество_Великобритании Великие_художникик_мира Русский_Менестрель Замки Ас_Тор Средневековье про_искусство История_костюма Эпоха_Наполеона Фонтаны Наши_Бегемотики Менестрели Live_Memory Читальный_зал Мода_ушедших_лет Терра_Фемина Terra_Provansal История_инквизиции Томас_Кромвель Книжный_БУМ Леонардо_да_Винчи Реконструкторы _ЖЗЛ_ Мельница_Хелависа Вязание Angolo_dell_Italia animal_blog architecture ButchFemme CELTIC_WORLD Fleur_fans Grail Medieval_history MiddleAges Moja_Polska Romantic_Life solnechnolunnaya The_Victorian_Era We_Shall_Dance WeapoN Wolfs_last_refuge zamki Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 9) Венец_Творения Иеронимус_Босх Книжная_полка Томас_Кромвель Зал_славы ButchFemme solnechnolunnaya Wandelhalle We_Shall_Dance

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 10153


Собор как символ - 1.

Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:29 + в цитатник

Как я уже писала однажды, мой дневник, всего лишь дверь в историю и в искусствоведение. Посему и посты новой рубрики, которую я открываю сегодня, наверно, не станут ни для кого новостью, а просто попыткой собрать вместе некоторые факты.


Кафедральный собор в Сеговии. Испания. 
 

Интерьер кафедрального собора в Сеговии.
 

А говорить мы с вам в этой новой рубрике будем о соборе и его «тайнах». Но слово «тайна» будем рассматривать в самом широком смысле его значений: и как истину веры, и как замысел Провидения, не всегда подвластный человеческому сознанию; и как ключевые события в жизни Иисуса и Девы Марии, которые упоминаются при чтении Розария и в священных мистериях, которые разыгрывались в Средневековье в церковном дворе или внутри церкви. Тайной являются и соблюдение религиозных обычаев и обрядов, связанных с эзотерическими культами древности; и знания в той или иной области, доступные только посвященным; и факты, которые невозможно объяснить, прибегая только к традиционным методам исследования…


 

Витраж кафедрального собора в Сеговии.
 

Так или иначе, но все эти значения слова «тайна» наделены, прежде всего, семантическим богатством, и именно оно частично объясняет то завораживающее воздействие, которое соборы оказывают на нас до сих пор. Недаром их называют «энциклопедией под открытым небом». В средневековой культуре соединение буквального смысла конструктивных и декоративных элементов с высшим символическим значением, с одной стороны, было доступно только тем верующим, которые могли его понять; а с другой было призвано служить главной цели – научить расшифровывать то, что было скрыто за «знаком»…


 

Duomo di Pisa. Кафедральный собор в Пизе.

Интерьер собора в Пизе. Италия.

 Я прекрасно понимаю, что сейчас о семиотике культуры вообще и искусства в частности не пишет только ленивый, но при этом хороших статей я почти не вижу, ибо одним только словарем символов здесь не обойтись. Поэтому и делаю попытку более-менее адекватного разговора в виде такого своеобразного путешествия по семантическому миру собора и «божественной» устремленности Средневековья.


 

Кафедральный собор в Бургосе. Испания.

 

В принципе, что такое собор никому объяснять не надо.. Но в средневековом сознании само это слово  было тесно связано в первую очередь со словом кафедра, что в переводе с латинского означает торжественное заседание или  проведение торжественных церемоний, обрядов и собраний, имеющих особое значение для сообщества людей, и воплощение символа власти. Ведь собор для любого человека того времени был центром духовной, политической и культурной жизни, заменяя все достижения научно-технического прогресса, которые есть у нас. Поэтому почти самым главным в соборе для Средневековья было то, что он являлся местоположением облеченного властью епископа, главной церковью диоцеза, священным зданием.


Интерьер кафедрального собора в Бургосе.

Однако, если спросить современного человека, что такое собор – то, скорее всего, мы получим ответ, что в первую очередь это монументальное церковное здание, в котором воспроизводиться видение мира, религиозная концепция искусства в Средневековье. Есть люди, воспринимающие собор как центр единения очень разных людей, связанных единой верой, единой конфессий. Для третьих – это поразительный результат применения научных, технических и духовных знаний эзотерической направленности, тщательно скрываемых и защищенных строгой тайной. И это уже независимо от того, находится или нет епископский престол в здании, воспринимаемом как «собор».


Купол капеллы de Santa Tecla. Кафедральный собор в Бургосе.

Купол капеллы del Condestable. Кафедральный собор в Бургосе.

Сейчас очень модным стал тезис о том, что архитектура и скульптура позднего средневековья были произведениями мастеров, посвященных в знания, не входящие в общепризнанную науку, и применяется он к так называемому «готическому» искусству. Относиться к данной концепции можно по-разному, но сказать, что она совсем не имеет под собой оснований, безусловно, нельзя, тем более что в последнее время она получила подкрепление  в виде достойных внимания исследований. И напомню, что готический период открыл новую главу в искусстве Запада, быстро и почти повсеместно придя на смену романскому искусству, но между этими двумя способами художественного выражения не существует настоящей преемственности.


Кафедральный собор Удине. Италия.

Интерьер собора в Удине.

Неважно, готический или романский, но при возведении такого здания как собор, возникала необходимость использовать мастерство профессиональных строителей. К работе привлекались каменщики, плотники, каменотесы, объединенные в корпорации, строго соблюдавшие профессиональные уставы и переезжавшие с места на место, так иногда их приглашали работать в центры, географически удаленные от мест проживания общины. Определяющее значение в решении воздвигнуть или расширить какую-либо церковь имели вера и экономическая свобода города, наличие рабочей силы и средств. Это явление было типичным для романского искусства. В этом плане показателен пример так называемых мастеров-комаций. Были ли они или нет уроженцами провинции Комо точно неизвестно (одни историки придерживаются версии о происхождении этого определения от старонемецкого слова machio, «каменщик», от которого произошло французского слово macon, провансальское maso и испанское mason; другие историки придерживаются латинского cum machininis). (В этом месте позволю себе непозволительную роскошь неловко пошутить – из всего этого следует, что слова махина и масон имеют одно происхождение, что с точки зрения семантики, т.е. «тайного», заложенного смысла крайне забавно)))

 

Более поздняя роспись купола собора. Удине.

Но, начиная с лангобардского периода, имеются свидетельства об их присутствии в разных частях Европы от Швеции до Далмации и от Византии до Сирии, что, в общем, не удивительно, если вспомнить, что коллегии комациев состояли при римских Легионах и вместе с ними приходили на завоеванные земли с одной целью – строить. Как самый яркий пример можно привести Вал Адриана. Нам эти переезды мастеров-«каменщиков» интересны тем фактом, что они позволяли строителям сравнивать особенности разных культур и овладевать новыми техническими приемами, символами в искусстве возведения соборов. Можно предположить, что принципы объединения и внутренняя структура таких групп бродячих строителей не сильно отличалась от организации последующих строителей готических соборов, с которыми и связана основная гипотеза о «тайне соборов»…

 
 

Кафедральный собор. Авила, Испания.
 

Интерьер собора Авилы.
 

Внутренний двор собора в Авиле.
 

Окно-роза и витражи собора Авилы.
 

Кафедральный собор Монреаля. Италия.


 

Интерьер собора в Монреале.
 

Внутренний дворик собора в Монреале.


 

Кафедральный собор в Милане. Италия.

Кафедральный собор Милана.
 
 
Кафедральный собор Сиены. Италия.

Интерьер кафедрального собора Сиены.

Средневековая миниатюра - интерьер собора Сиены. Италия, 15 век.
 

Кафедральный собор Notre-Dame de Senlis.

Интерьер кафедрального собора Notre-Dame de Senlis.

Notre-Dame de Senlis.
Рубрики:  Между историей и искусством: Собор как символ
Метки:  

Процитировано 36 раз
Понравилось: 1 пользователю

ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:43 (ссылка)
Это начало Вашей научной работы, Ди?
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:45 (ссылка)
ЭД_из_Сибири, Скорее продолжение или дополнение.)))))
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:51 (ссылка)
Alcasar_1474, ну мне оч интересна эта тема. Хочется узнать символизм "тайны". Хотел сначала задать "тупой" вопрос - собор символ чего? Но потом понял, что ответ в тексте. Но сейчас понимаю, что ответ будет дальше
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:51 (ссылка)
Alcasar_1474, да, текст очень качественный
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:53 (ссылка)
ЭД_из_Сибири, Эд, собор всегда является в первую очередь символом веры. Но не в мировом значении этого слово, а сугубо субъективном. Чистая психология.)))) И да, пожалуйста, давайте дойдем хотя бы до 5-6 поста))))) Но я рада, что вам интересна эта тема, потому что мне казалось наоборот)))
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 23:59 (ссылка)
Alcasar_1474, про символ Веры эт и я при всей своей ограниченности знал))))
И надеюсь, с Вашей помощью расшифорвать.
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 00:00 (ссылка)
Alcasar_1474, я правильно понимаю, что в то или иное архитектурное решение специально закладывалась "тайна"?
Ответить С цитатой В цитатник
Qu_Tan   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 00:18 (ссылка)
Здравствуйте. Новая рубрика - хорошо, особенно такая... красочная))) Красиво очень. А в реальности, наверно, вообще потрясающе выглядят соборы.
Ответить С цитатой В цитатник
Arcivescovo_Ambrosio   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 00:22 (ссылка)
Duomo di Milano, Duomo di Monreale, Duomo di Siena - это мои самые любимые соборы в Италии, у меня сердце замирает от их вида!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:04 (ссылка)
Какая роскошь!!! Вы, как всегда, невероятно щедры. :) Пост - начало удивительной и занимательной книги, одной из тех, которые редко выпускаются и которых нам так не хватает...
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:13 (ссылка)
ЭД_из_Сибири, В общем - да.))) Но надо понимать, что тайна могла быть абсолютно любой. От, скажем грубо, примитивной, какие-то архитектурные новшества или усовершенствования, которые знала только та или иная команда каменщиков, до тайных символов, например тех же тамплиеров, на чьи деньги, действительно, было построено наибольшее количество соборов. Или тайные символы местных верований и святых.))))
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:14 (ссылка)
Qu_Tan, Вечер добрый)) Совершенно с вами согласна - и это является моей тайной мечтой - поездить от души по соборам и замкам, чтобы своими глазами увидеть всю эту красоту.)))
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:15 (ссылка)
Arcivescovo_Ambrosio, Я ценю ваш художественный вкус, падре.)))
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:16 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Спасибо, дорогая ЭвК!)) А вы как всегда, невероятно щедры на положительные эмоции. Вот всегда корю себя - мне надо брать с Вас пример!!!))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:20 (ссылка)
Alcasar_1474, от Ваших щедрот не может быть других эмоций, кроме положительных. :)
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:29 (ссылка)
Исходное сообщение Alcasar_1474
ЭД_из_Сибири, В общем - да.))) Но надо понимать, что тайна могла быть абсолютно любой. От, скажем грубо, примитивной, какие-то архитектурные новшества или усовершенствования, которые знала только та или иная команда каменщиков, до тайных символов, например тех же тамплиеров, на чьи деньги, действительно, было построено наибольшее количество соборов. Или тайные символы местных верований и святых.))))


Ди, меня интересуют "тайны" например нервюрного свода. Я верю, что в них заши фрована тайна, формула, символ чего -то.... вот это я и хочу постичь...
нечто подобное я пытался узнать у Шпенглера, но не осилил((((
Ответить С цитатой В цитатник
Arcivescovo_Ambrosio   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 01:42 (ссылка)
Alcasar_1474, благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Qu_Tan   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 02:58 (ссылка)
Alcasar_1474, когда мне съездить во Францию - кажется я писал об этом у себя в Дневнике - получилось, то маршрут проходил и через Бельгию... Скажу честно, три часа в Брюсселе мне запомнились так же как три дня в Париже. Это было уже вечером, нас провели по горду и как раз показали их Собор, правда только снаружи))) Кажется, это был кафедральный собор Св. Михаила... Он был очень красив. Вообще, после того мне стало очень интерессно, что - или как? ))) - чувстуют люди которые там живут, для которых это "обычно", такие старые здания, например. Понятно, что сам в такой обстановке воспринимаешь все по-другому.)))
Ответить С цитатой В цитатник
riminamarina   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 04:22 (ссылка)
Alcasar_1474, это чрезвычайно интересная тема, обширная и плодотворная. Готика вообще достойна пристального внимания, в определенном смысле она не стала только лишь прошлым. Средневековый собор - это и синтез многих искусств, и идеология, и мистика, и школа для тех, кто нигде не учился, и предмет гордости горожан, и напоминание о силе духовной власти, находившейся в состоянии диалога с властью светской.И тем самым, собор является символом тех зерен свободы, из которых впоследствии выросла современная либеральная демократия.В военное время он мог стать крепостью и всегда - последним прибежищем. Преступника, спрятавшегося в соборе нельзя было там арестовать, он был в доме Бога, под его защитой. Готические соборы сказочно красивы, и это оскорбительное название звучит для нас прекрасной музыкой. Какую-то я начала лекцию сама себе (разумеется, не Вам, Диана) читать. Немедленно прекращаю. Просто я с детства обожаю готику. Помню, как мне подарили маленькую химероочку, привезенную из Парижа, жалко, вот потерялась с переездами.. Очень рада, Диана, что Вы решились на такой самоотверженный шаг - открыть целую рубрику, посвященную соборам. Это просто изумительная идея!
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 07:29 (ссылка)
Alcasar_1474, Спасибо! Жду продолжения.
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 10:14 (ссылка)
riminamarina, Идея связи либерализма и соборов очень интересно. Почитал бы ваши размышления на эту тему
Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_из_Орла   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 11:50 (ссылка)
Здания, конечно, просто небесные по красоте! Кстати, ведь и сейчас в православном обиходе "собор" означает именно главный храм епархии, место, где находится кафедра епископа, или просто главные храм данного монастыря.
Мозаика кое-где проглядывает древняя - византийская...
Ответить С цитатой В цитатник
Только_твоя_любимая   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 17:05 (ссылка)
Величие католических соборов иногда даже просто подавляет. Но очень хороши.
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 01:21 (ссылка)
Qu_Tan, Завидую)))) Белой завистью)) Я умудрилась объехать полевропы, но вот ни до Парижа, ни до Брюсселя не добралась. Меня все больше по Италии носило, а там готика более изящна и легкая, да и мало ее там - лучше куда-нибудь севернее)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 01:26 (ссылка)
riminamarina, Идея, безусловно, изумительная, но сложненькая)) Хотя бы потому, что готика как стиль неисчерпаема. Так как я занимаюсь в основном, вспомогательными историческими дисциплинами, атрибуцией предметов искусства и семиотикой, то вокруг этого и будут крутиться более-менее все мои посты. Вы же совершенно спокойно можете взять другой аспект и я с удовольствием почитаю вашу лекцию) Согласна с Эдом - связь собора и либерализма - это очень интересно)
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 01:27 (ссылка)
cdefg, И вам спасибо за ожидание)))) И терпение)))
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 01:29 (ссылка)
Alcasar_1474, Ди, вы присоединяетесь к моей просьбе о посте по теме соборы - либерализм?)
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 01:46 (ссылка)
ЭД_из_Сибири, Конечно присоединяюсь)))) Мне кажется это будет очень интересно.) Хотя и зависит от того, в каком ключе это подать.
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 02:01 (ссылка)
Alcasar_1474, ух) держите меня в курсе)
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 02:02 (ссылка)
пожалуйста)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку