-Метки

li.ru li.ruh liru liveinternet valez ёргия ВАЛЕЗ авторы америка биология блог бэдкомедиан вКонтакте весна видео вопрос вопросы вспоминательское выходные вышка гарри поттер глюки голос город гофман градский грамматика грамотность дагестан деньги джонни депп дзен дикинсония дневник дождь дружба народов друзья жж живопись жизнь журналистика записи земля зима интернет инфантилизм ирония искусство исполнение история картинки кинематограф кино книги компьютер космогония космос кошки культура лето ли.ру лиру литература любовь май маразм мастер и маргарита метеомачта мечты мода москва мох музыка мысли настроение наука новости новый год ночь общение опера осень оттепель оформление песни погода подписчики политика постоянные читатели поэзия правописание праздник праздники прикол приколы природа проблемы прошлое работа размышления реклама религия рисунки романтизм романтики россия русский язык своими руками смех смешное сми снег снейп ссср стадион стихи творчество тейя телевидение телефон тесты трихоплакс фб философия фильм фильмы флорариум фото фотографии чарния чувства шутки эдиакарий экранизация эмоции эмпатия юбилей юмор яrus яндекс.дзен

 -Цитатник

Бэд-молодец. - (0)

Евгений, красавчик. Удивительный молодой человек. И хвала родителям за правильное воспитан...

Отлично - (2)

Душевно так... современники Когда Сталин говорил в 1931 году: "Если мы не будем производить 10 ми...

Марс, кратор Индевор, 3 апреля 2017 - (0)

Марс, кратор Индевор, 3 апреля 2017 Снимок сделан марсоходом Opportunity (тем самым, что с янва...

Пластилиновый Мёд - (1)

Пластилиновый Мёд (c) elfiyahu Из вереска напиток А может – не напиток Сейчас и не проверишь...

О дурдомах - (8)

Очень не хотелось касаться этой темы именно сегодня Но и молчать нельзя. Сперва я подумал, что эт...

 -Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Вишни и вода.
Вишни и вода.
12:35 31.07.2011
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии Летние впечатления.
Летние впечатления.
21:53 08.06.2011
Фотографий: 25
Посмотреть все фотографии серии Московская зима
Московская зима
20:35 06.01.2011
Фотографий: 27

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор-Виктория


Авторское право и иже с ним

Пятница, 05 Апреля 2013 г. 00:31 + в цитатник
Люблю читать (150x150, 35Kb)
Прочитала у Вассермана статью об авторском праве; статья интересная, как многое у мудрого Онотоле. В простых и доступных словах он доказывает ту мысль, что означенное право тормозит развитие культуры, ибо запрещает пользоваться чужими достижениями, в то время как ни одно произведение культуры не способно родиться в творческом вакууме, и всегда опирается как на общий опыт предыдущих эпох, так и на конкретные произведения.

С общей мыслью я в принципе согласна, так как вообще я не сторонник авторского права в нынешнем его виде. Оно не направлено на самом деле на творчество, не на раскрытие потенциала человека и т.п., а призвано только охранять имущественные интересы. Конечно, пока деньги существуют, будут существовать и те, кто живёт плодами своего творчества, и грабить их негоже; но и тот вид, в котором авторское право существует сейчас, меня не устраивает. Если настойчивое стремление "как бы кто не прочитал (посмотрел, послушал) бесплатно" будет развиваться и дальше, то всё получится, как вот здесь.

Но вот один момент мне кажется у премудрого Вассермана если не в корне неверным, то не совсем точным. Да, творческий человек использует в своём произведении мысли, образы, цитаты, элементы из того, что было до него. Создавая Тириона Ланнистера, Джордж Мартин опирается на шекспировского Ричарда III, Макс Фрай цитирует в своей книге строки Арсения Тарковского, в "Обитаемом острове" Бондарчука ненавязчиво мелькает металлическая медуза из "Матрицы"******... Но всё это фрагменты и части, но не целое. Здесь даже жёсткое авторское право не может придраться – речи нет ни о плагиате, ни о использовании чужого творчества. Иной раз мысль автора проходит таким извилистым и сложным путём, что невозможно точно установить, то или иное повлияло на воображение художника (особенно в тех случаях, когда уже нет возможности спросить его лично). И как тут применить закон об охране авторских прав? Всё-таки он начинает действовать только тогда, когда может идти речь о плагиате либо об использовании чужого произведения в целом.

К примеру, если я решу снять фильм о приключениях прикольного пирата Джона Цыплёнка, его друга-оружейника и врага – пирата с медузой вместо морды, – наверное, придётся отвечать, слишком уж прозрачные параллели. Но если я вообще начну создавать истории из жизни пиратов – вряд ли кто-то потребует с меня уплаты; иначе все толпы писателей, бойко пишущих вампирские саги, разорились бы на отчисления в пользу Стефани Майер. Роулинг ведь так и не выиграла суд против Дмитрия Емца (или Емеца? – так и не знаю, как правильно склоняется его фамилия). Так что, наверное, и в наше время творчество может развиваться, используя практически весь накопленный потенциал.

Хотя, впрочем, может быть и так, что я не вижу какой-то части проблемы, и в рассуждениях Вассермана есть какая-то фишка, которая ускользнула от меня? Всё может быть.


******
Я специально даю примеры самых разных весовых категорий, дабы показать, что цитирование и переосмысление образов происходит на разных уровнях творчества.

Настроение сейчас - рассуждательское

В колонках играет - шум шагов за окном
Рубрики:  Сошлемся...
Cogito, ergo sum
Такова жизнь
Метки:  

Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 07:58 (ссылка)
Ну, интертекст-то закон об авторском праве не трогает, это было бы нереально в постмодернической тенденции - все ссылается на все и в любом произведении целый колейдоскоп скрытых цитат и пасхалок. А уж пародии и подавно - магической школы да нарочитого созвучия имен тут маловато будет.

Вообще, не стоит смешивать в ком внутрицеховое воровство оно же плагиат, и воровство в сфере распространения - пиратство, чехарду с правами на издания\экранизации - и иже с ним. Это совершенно разные области.

*Кстати, первый том гроттерианы таки запретили к изданию в некоторых странах. Но вся остальная серия не пострадала*
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 10:15 (ссылка)
Коснусь не-плагиатской, а пиратской стороны.
Вскоре, осенью, пройдёт закрытое совещание по наезду на Инет. Вообще хотят, что бы произведения, пересекая границы по инету, платили нечто типа таможенного сбора.
Планы чудовищные.
Но что интересно. Торренты действительно подкосили американское кинопроизводство. С этим сейчас связан некоторый расцвет... европейского! Американский фильм рассчитан на большие деньги и громадную рекламу. Его впихивают, а не продают. Получается, что у других таких денег нет, и они вообще никакой фильм поставить не могут.

То есть, борьба с пиратством предстаёт аморалкой: дельцы захватывают рынок и начинают производить одну и ту же продукцию, вытесняя всех остальных. Благодаря тому, что у них вся реклама, которая многократно перекрывает всё остальное - потребитель просто не знает, что есть ещё фильмы.
Иначе говоря, влез, всех спихнул, и сидишь на вершине вечно, хотя продукция - говно.

Но торренты позволяют посмотреть, не платя. Я всегда плачу ПОСЛЕ. Посмотрел, поиграл - купил. Вчера с женой смотрели "Мстителей", и осилил лишь треть, кусками. И красочно, и ярко, - но на хера? Естественно, я его не куплю.
И это подрубает вот это мыло и отдаёт мои деньги в более интересные области искусства.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 10:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Ostreuss

Ostreuss,
Гм... а воспользуюсь я Вашей гениальной логикой таким образом: пойду сейчас в магазин, возьму там кило колбасы и скажу - сначала съем, а потом заплачу. Но, сожрав полбатона, заявлю, что люблю вообще-то не колбасу, а ветчину, а колбасу так, пожевать без энтузиазма - и на основании этого не буду платить вообще. Вопрос: в милиции или сразу в дурке для меня закончится этот эксперимент?

Если серьезно - представьте себе, если какой-нибудь фильм нет такого уж интереса смотреть прям сразу, совершенно необязательно бежать на едва вышедшую новинку в кинотеатр. Через пару-тройку лет его перекупит какой-нибудь телеканал и посмотреть по принципу "если будет настроение" можно будет, не выходя из дома - и совершенно честным путем. Только все почему-то хотят именно новинку-блокбастер "с пылу с жару", а потом гениально озаряются, что раскритиковать проще, чем раскошелиться.
Если какая-либо отрасль или жанр кинематографа не в Вашем вкусе - это значит, что можно ее вообще не смотреть - а никак не то, что смотреть ее можно бесплатно.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 11:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Санди_ака_Владлена, а я и не хотел его смотреть. Мы тут с женой отметили встречу, и были сильно выпимши - только поэтому.
Те, кто гонятся за новинками - пусть платят.

Но давить людей рекламой нельзя. Реклама, кстати, вообще вещь странная: почему нельзя антирекламировать фильм? А производитель пусть мне платит, что бы я его не хулил? У нас свобода слова, или как?

На самом деле подобная система очень хорошо прокатана на Швейцарском радио-классика (интернет). Там когда слушаешь, можно отослать оценку, и хочешь ли ты ещё слушать этого композитора. Поэтому на этом радио совершенно потрясающая программа. Вещи сильные, эффектные. В конкуренции постепенно побеждают сильнейшие. А так как постоянно одно и тоже надоедает, а есть кнопка "я больше бы не хотел слушать этого композитора", то и ротация идёт.
Что осталось? Заплатить композиторам пропорционально этим баллам. Конечно, если бы они были живы. Кстати, можно и с налогов!

Реклама любого фильма - страшное враньё. Дорогого актёра покажут 2 минуты из 4 ролика, а его в фильме всего 2 минуты. Сунут обе эффектных сцены, что были в фильме.
Обман потребителя.
С оплатой "по факту" эта штука не проходит.

Да, можно съесть колбасу, и не заплатить. Так можно снять штаны и насрать посреди тротуара - но ведь немногие это делают, мне кажется?
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Ostreuss

А разве нельзя антирекламировать фильмы? По-моему, про всякие там Сумеррищи куча народу узнает именно благодаря оглушительным воплям, какое оно УГ - по-моему, иначе бы вообще внимания не обращали.

Реклама никого не заставляет ничего покупать или смотреть. И нет в ней никакого навязывания - кого заинтересует, до того доносят информацию, что мол есть такое, а те, кто только на основании рекламы или "на дорогого актера" принимают решение идти на фильм - те тоже сами выбирают для себя этот приоритет - никого, кроме самих же себя, им в этом винить не следует.

Видать, различающим фактором выступает только то, что на колбасе непременно спалишься лично и перед народом, а читать-смотреть по такому же принципу - в интернете все иллюзия, значит, все "можно".
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
Вообще, не стоит смешивать в ком внутрицеховое воровство оно же плагиат, и воровство в сфере распространения - пиратство, чехарду с правами на издания\экранизации - и иже с ним. Это совершенно разные области.

Ну вот я очевидно в своём воображении где-то их всё-таки смешиваю.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
А разве нельзя антирекламировать фильмы?

Реклама никого не заставляет ничего покупать или смотреть.


Вот были сигареты "Пётр Первый - всегда первый!". Большие такие плакаты везде. Давайте поставим рядом с ними плакаты "Пётр Первый - всегда в заднице!", потребуем с них nn-ую сумму, что бы убрать, и посмотрим, что будет?
Притянут за плакат, намеренно антирекламирующий зубную пасту, и так далее. Хотя никакой информации там нет, как и в рекламе "Пётр Первый", и никакого отношения продукция к Петру Первому не имеет.

Реклама - не заставляет. Заставляет полное отсутствие информации, которое и создаёт реклама. Она заполняет собой всё возможное место. Это уничтожитель места для информации.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Ostreuss

Исходное сообщение Ostreuss
Американский фильм рассчитан на большие деньги и громадную рекламу. Его впихивают, а не продают. Получается, что у других таких денег нет, и они вообще никакой фильм поставить не могут.

Совершенно согласна. Американская продукция обладает до крайности агрессивной формой подачи, которая не имеет ничего общего с произведением искусства – это просто навязывание товара. В ход идут вещи, не имеющие никакого отношения к фильму: майки, кружки, пакеты с кадрами и лицами актёров; всё, что угодно, лишь бы создать кратковременное впечатление, что ты хочешь посмотреть этот фильм. Американцы, в силу своей инфантильности остановившиеся на оральной стадии, связывают большинство положительных ощущений с едой – они и приучили весь остальной мир жрать в кинотеатрах, соединяя кино с процессом поедания. И множество других примеров...

Исходное сообщение Ostreuss
Благодаря тому, что у них вся реклама, которая многократно перекрывает всё остальное - потребитель просто не знает, что есть ещё фильмы.

В самом деле, соглашусь. Рынок забит американской кинопродукцией, такое впечатление, что Европа другие страны не снимает вообще, что умерло французское, немецкое, испанское, азиатское кино.Их фильмы можно увидеть только на кинопоказах, кинофестивалях - словом, там, куда массовый зритель не пойдёт.

В таком же положении оказывается и некоммерческое кино, кстати.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Ostreuss

Ostreuss,
Вас не за антирекламу привлекут, а за размещение аморалки в общественных местах (примерно как тук рекламу пельменей, на которой...э-э... определенная часть женского тела, испачканная в муке, была изображена).
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Когда Барто писала строчки "Зрители расселись, погашен в зале свет, но раздается шелест бумажек от конфет" американское влияние у нас было еще совсем-совсем не в моде. Просто есть определенный тип зрителей.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
пойду сейчас в магазин, возьму там кило колбасы и скажу - сначала съем, а потом заплачу. Но, сожрав полбатона, заявлю, что люблю вообще-то не колбасу, а ветчину, а колбасу так, пожевать без энтузиазма - и на основании этого не буду платить вообще.

Если мне колбаса откровенно не понравилась, если она тухлая или химическая, я могу обратиться в отдел защиты прав потребителей, мне вернут деньги, а продавца оштрафуют. Но производители киножвачки делают гораздо хуже: они забивают головы миллионам людей низкосортным кино, портят вкус, путают ориентиры, подают неправильную информацию, начисто сбивают восприятие молодому поколению - а куда на них жаловаться?

Какой отдел защиты прав потребителя защитит моё поруганное чувство исторической справедливости, моего уважения к старинным легендам и к истории вообще, если я заявлю иск в отношении авторов сериала "Однажды в сказке", которые сделали сэра Ланселота Озёрного - негром?

Хорошо известно, что, хотя кино нельзя считать источником исторических сведений, для большинства людей именно оно, благодаря своей зрелищности и выразительности, становится основным информатором по истории. Как я могу оштрафовать создателей фильмов "Царь", "Поп", "Адмирал", "1612", сериала "Институт благородных девиц" и многих других за грубейшие искажения истории, за нарушение фактов истории?
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
Когда Барто писала строчки "Зрители расселись, погашен в зале свет, но раздается шелест бумажек от конфет" американское влияние у нас было еще совсем-совсем не в моде. Просто есть определенный тип зрителей.

Ну во-первых это писалось про детскую аудиторию, а во-вторых это писалось в воспитательных целях. Барто не просто констатирует факт и уж тем более не поощряет такое поведение – она порицает его. В том и дело, что у нас с таким поведением в зале боролись, это считалось невоспитанным, некультурным; а сейчас люди толпами идут в кино, закупая вёдра попкорна, коробки пиццы и литры кока-колы, и это считается совершенно нормальным. Любая реклама кинотеатра или кино сопровождается картинкой - восторженные зрители не отрывают восхищённых глаз от экрана, сжимая в руках попкорн. Нынче это - норма.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
Реклама никого не заставляет ничего покупать или смотреть. И нет в ней никакого навязывания - кого заинтересует, до того доносят информацию, что мол есть такое, а те, кто только на основании рекламы или "на дорогого актера" принимают решение идти на фильм - те тоже сами выбирают для себя этот приоритет - никого, кроме самих же себя, им в этом винить не следует.

Совершенно не согласна.
Современная реклама содержит в себе значительно больше, нежели простое информирование. Она строится с учётом психологии человека, содержит в себе массу элементов, зомбирующих потребителя, воздействующих на подсознание. Это и цвет, и звук, и расположение, и построение текста, и монтаж, - словом, все выразительные средства.
Конечно, если анализировать всё увиденное и прочитанное, всегда можно понять, где тобой манипулируют. Но это удаётся далеко не всем. Далеко. Большинство людей ведутся на рекламу именно потому, что она заставляет их покупать что-то, пользоваться чем-то и смотреть то или иное.
Нашим сознанием манипулируют очень профессионально. И такие слова - вовсе не паранойя, я говорю, как журналист, т.е. как человек, сам изучавший методы воздействия на сознание, и как человек, написавший несколько аналитических статей о воздействии рекламы, а стало быть изучивший некоторые её механизмы.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 12:59 (ссылка)
Уважаемый Ostreuss, очень прошу вас следить за лексикой. Я благодарна вам за участие в дискуссии, тем более приятно, что некоторые взгляды у нас совпадают - но мне не хочется видеть в своём дневнике ненормативную лексику, или близкую к ней. Я не употребляю слишком грубых слов, и не хочу видеть их в репликах других. Надеюсь, вы с пониманием отнесётесь к правилам поведения в этом дневнике.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 13:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Нет-нет, качество товара соответствует условиям этого товара. Колбаса не пришлась именно по ВКУСУ.
Ну, например, если это сыр Рокфор, то он с плесенью не потому, что испорчен, а потому, что этот сорт и ПРЕДПОЛАГАЕТ плесень - если покупатель это не любит, актуален все тот же вопрос - а чего вообще берешь? Аналогично бодренький треш, где бывший спецназовец борется с наркомафией, марсианами, якудзой или еще чем таким, а в команде есть хотя бы один темнокожий, симпатичная блондинка и мозгляк-компьютерный гений - тот сорт кино, который ПРЕДПОЛАГАЕТ эту свою "плесень" и нравится тем, кому это нравится.

Я слабо уверена в том, что Ланселот вообще именно как реальный исторический персонаж присутствовал. А художественные адаптации мифа: вспомните-ка, например, историю Медеи. В мифе ее детей разорвала разгневанная толпа, после того, как колдунья подбросила отравленный плащ царевне, а в литературной адаптации Еврипида Медея САМА убивает детишек из мести к их неверному папаше. Согласитесь, посерьезнее ключевое расхождение? Мифы и сказки не существуют в монолите, чуть ли нен каждое поколение приносит в их форму то содержание, на которое эмоционально откликнется текущее поколение детишек.
Мир сказочных королевств в "Однажды" - это НЕ Европа соответствующих периодов истории, это именно другой мир. И Асгард в марвелоторе - это нифига не скандинавская обитель богов и героев, это какая-то космическая станция или что-то в этом роде, на которой обитают какие-то альтернативные антропоморфные товарищи, которых за некие умения на земле посчитали богами - но и только.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 15:19 (ссылка)
Санди_ака_Владлена, у нас просто разные подходы к кинематографу. Я такое кино считаю изначально плохим, даже не смотря на определённую качественность. Это не произведение искусства, это жвачка. Я же не считаю жвачку нормальной едой - так же и такие фильмы не могу считать искусством.

Мне не раз возражали, что это лёгкое кино. Но и лёгкое кино, кино для отдыха тоже может быть качественным, хорошим и не глупым.

"ир сказочных королевств в "Однажды" - это НЕ Европа соответствующих периодов истории, это именно другой мир."
Нет, это мир европейских сказок. Это не параллельная реальность, это сказки - те, которые рассказывались веками. И в этих сказках Ланселот не был и не мог быть чернокожим. Могли быть разные легенды, разные истории - но определённая база оставалась неизменной. Не мог логрийский рыцарь быть негром, он должен был быть - обязан был быть - уроженцем той страны, рыцарем которой был.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 18:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Ну смотрите, Вы не считаете жевачку едой - это значит, что Вы ее просто _не берете_ и не употребляете, а не то, что считаете себя из-за этого вправе взять пожевать, а денег не заплатить, промотивировав "это не еда". Хотя, когда брали, прекрасно видели, что это жевачка, а не конфета или что-то такое.
*я тот же самый сыр с плесенью есть бы не смогла. Но я же не додумаюсь взять его в магазине и отказаться платить под лозунгом "тамжеплесень", когда сыр уже, пардонте, потреблен. А пиратофилы именно такой логикой руководствуются. Сильно сомневаюсь, что они, дегустируя какие-нибудь кинокомиксы, ожидают там увидеть полет высокого искусства*
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 19:05 (ссылка)
Ostreuss, Санди_ака_Владлена, Виктор-Виктория, хочу вас искренне поблагодарить - с огромным интересом ознакомился с вашей дискуссией.
Подписался на комментарии.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 19:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Что касается "Однажды" - да там адаптация идет даже не самих "книжных" сказок, а преимущественно диснеевских версий. Во-первых, все фильмы о разных исторических эпохох и разных культурах (сквозь призму понятности современным детям - чтобы те могли сопереживать персонажам). Во-вторых, по недавней фразе Генри о том, что Мери-Маргарет "никому ничего плохого не может сделать, _она же Белоснежка_" - уже кристально ясно, что классические версии сказок, те, в которых позитивненькой концовкой на мачеху либо надевают раскаленные железные башмаки и заставляют плясать до смерти, либо "просто" сжигают, там и не ночевали. Это сказка целиком и полностью для современного американизированного сознания.
Ну, посмотрите, Брюнхильд и Брунгильда. Героини вроде как одного сюжета, но сменившихся эпох и культур. Родовое сознание сменилось феодальным - и убийства мужа в качестве мести за братьев новому поколению слушателей кажется странным и неестественным, а вот убийство своих родных в качестве мести за прошлого мужа - это для феодального сознания вполне тру. В итоге мотивация и смысл действий героини не просто искажается - он меняется на прямо противоположный. Или - записанная Гриммами немецкая версия "Красной шапочки" насколько отличается даже по атмосфере тому же сюжету у французов, записанному Шарлем Перро. Почему тем эпохам сменяться и менять блуждающие сюжеты под себя было можно, а американская культура, в которой пылинки сдуваются с нежной детской психики и жестокие пытки по отношению к сколь угодно страшному врагу для положительного персонажа сказки стали неприемлимы - обязаны считать истории высеченными в граните? Непонятные и не вызывающие сопереживания сказочные сюжеты были бы просто обречены на отмирание, поэтому каждое поколение заполняет эту форму своим содержанием.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 19:17 (ссылка)

Ответ на комментарий robot_marvin

robot_marvin,
лучше сами тоже что-нибудь расскажите!
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 21:01 (ссылка)
Санди_ака_Владлена, фишка в том, что массовое искусство пожирает более сложное. Оно приучает не думать, потреблять без чувства, без глубины, ведь всему этому надо учиться.

Я сама на стороне пиратов. Я вообще считаю, что искусство должно принадлежать народу, и я имею право к нему приобщаться. А платить по 300-400 рублей за билет я не могу, мне это не по карману. Правда, могу сказать, что я не читаю модные книги и не хожу на новинки, так что мало кому залезаю в кошелёк.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 21:05 (ссылка)
Санди_ака_Владлена, всё дело в том, что в эпоху феодализма не существовало представления о ценности предыдущих культур; люди вообще не понимали, что культура в их мире меняется. А раз они этого не осознавали, то и не могли как-то влиять. Но мы-то сейчас понимаем, что существуют разные культурные пласты, что каждая эпоха неповторима, - а понимая это, уже невозможно делать вид, что ничего плохого не происходит. Неосознанное искажение, и искажение сознательное - между ними лежит пропасть.

То, что мы простим трёхлетнему ребёнку (например, какую-то невольную грубость) мы еже не простим тридцатилетнему человеку, который понимает, какой резонанс могут вызвать его слова.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 21:06 (ссылка)
robot_marvin, согласна - сами напишите что-нибудь. )
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 21:21 (ссылка)
Виктор-Виктория, с каких это пор мы с тобой на "вы" перешли? :)
Виктор-Виктория, Санди_ака_Владлена, в данном случае, перевернув на 180 градусов известную цитату из анекдота, замечу лишь, что чукча не писатель, чукча читатель :) Тема интереснейшая, но здесь уважаемая хозяйка дневника, Виктор-Виктория, мне легко могла бы 100 очков форы дать... Так что следую принципу - ежели нечего сказать, помалкивай.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 23:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Пиратство в данном случае убивает все без разбору. С фильмами все многопланово, но по читателям книг пираты лупят очень больно. Басня про Свинью и Дуб во всей красе - только корни дерева грызет по недальновидности кто-то, а без плодов остаются все. А потом крики, что хороших книг все меньше, а те, что остались, дорожают - непонятно только, чего еще ждать, когда все больше писателей просто уходят, а уменьшающиеся тиражи по естественным типографским издержкам увеличивают себестоимость книгоэкземпляра?
Да и кто в созданной пиратами ситуации может продолжать писать? Скучающие жены олигархов, которым беспокоиться не о чем, доходов не требуется, так, время с интересом занять. А если и приличный автор - в свободные минутки чисто для себя, не имея возможности полноценно работать над текстом.
Извините, я, может, и потребительствую, но мне не горячо и не холодно от тех шедевров "в стол", которые, может быть, станут классикой для далеких потомков лет через двести - я хочу возможность СЕЙЧАС себе покупать и читать хорошие книги.
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 00:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Подобные произведения не для академического изучения прошлых культур. Их главная цель - эмоциональное сопереживание вызывать у зрителей, тем более - у детей. А для этого персонажам нужно совпадать по общечеловеческим ценностям именно с той культурой, на которую это расчитано. То, что прошлое ценно как прошлое - не значит, что культура не продолжает сохранять бесконечную динамику развития и гибкость по отношению к той или иной эпохе.
Тут мое имхо, но не все ценности имеет смысл оставлять неизменными. В сказке протогонистка, окочуриваясь на морозе, смиренно блеет, что ей тепло, а потом вырастают на этой сказке люди, которые запускают болезнь, стесняясь до последнего идти к врачу с беспокойством. Или упорно делают вид, что все в ажуре, подвергаясь в семье избиениям. Или совсем уж - не такого уж маленького ребенка знаю, который стеснялся сказать, что хочет в туалет, пока... в общем, пока сдерживался. Потому как культурная ценность так воспринялась: страдать, терпеть, упорно делать вид, что все в порядке, подсознательно ожидая, что справедливый Морозко или добрая фея оценят стойкость и безропотность, да вознаградчт, но только вот вокруг все больше люди, думающие или предпочитающие думать "не жалуется - ну так все у него нормально". И люди эти не обязательно такие уж черствые, просто - ну не телепаты они, чтобы точно определить, что нужна человеку поддержка, когда тот талдычит, что все у него в порядке. "Тепло, дедулечка, тепло" Не феи вокруг и не деды-морозы, волшебству не обучены.
Может, оно и по христианскому смирению идеально, но, как мне кажется, в жизни исключительно вредит. Я не призываю впадать в другую крайность и ездить миру по ушам - но все-таки некоторые моральные моменты все же устаревают. Как заковывание ведьмы-злодейки в раскаленные туфли в меняющемся восприятии гуманизма.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 00:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена Извините, я, может, и потребительствую, но мне не горячо и не холодно от тех шедевров "в стол", которые, может быть, станут классикой для далеких потомков лет через двести - я хочу возможность СЕЙЧАС себе покупать и читать хорошие книги.

Ваше возмущение понятно и оправданно;скажу более, – наверняка неправильна именно моя позиция. Но в одном я хочу даже не поправить, а внести уточнение: хорошие книги никогда не будут коммерчески успешными.
Никогда не забуду первые слова, с которыми обратился к нам, вчерашним абитуриентам, ректор Литинститута: "Запомните, что вы никогда не заработаете себе литературой на жизнь". И это правда! Хорошая книга требует от читателя такой же работы по сопереживанию, по узнаванию, по эмоциональной нагрузке, как и от автора; а у такой литературы никогда не будет массового читателя. Тем более сейчас, когда массовый читатель избалован словесной жвачкой - с примитивными чувствами и шаблонными героями. Так что никакой литературный пират не обездолит писателя, потому что ни один серьёзный писатель не живёт только с литературных гонораров.

К тому же я не знаю сейчас ни одной книги, которая могла бы претендовать на звание шедевра. Есть интересные книги и интересные писатели, но шедевры? - не знаю. Впрочем, большое видится на расстояньи.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 01:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
Подобные произведения не для академического изучения прошлых культур. Их главная цель - эмоциональное сопереживание вызывать у зрителей, тем более - у детей. А для этого персонажам нужно совпадать по общечеловеческим ценностям именно с той культурой, на которую это расчитано.

Есть такое выражение - "учить, играя". Почему бы на примере сказок или легенд не показывать подрастающему поколению, что раньше люди по-другому жили, по-иному думали? Для адаптации ребёнка в современном обществе достаточно современных же сказок. Лично мне кажется более правильным отвечать на вопросы "а почему они сделали так, а не так как мы сейчас делаем?", – авось заинтересуется и чем-то дополнительно, станет читать и изучать по теме (это можно практически в любом возрасте). Лучше так, чем считать, что в прошлом, скажем, женщина могла в массовом порядке запросто переодеться в мужской костюм, носила рыцарские доспехи и распоряжалась своей судьбой.

Общечеловеческие ценности - они всё равно остаются. Добро побеждает зло, надо сражаться за родину, слушай родителей и старших - все эти мысли есть в любой сказке. Ну а то, что добро там не такое, как нам привычно - ну что же, не всё на свете так, как нам нравится.

Мир меняется, но нельзя всё время перекраивать его под себя; надо понимать, что прошлое уже не переменишь, оно есть такое, каким было, хочется нам того или не хочется. На мой взгляд, лучше научить видеть эту разницу эпох, но уже в ней уметь находить общие моменты, чем искусственно сглаживать разницу.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор-Виктория   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 01:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Санди_ака_Владлена

Исходное сообщение Санди_ака_Владлена
В сказке протогонистка, окочуриваясь на морозе, смиренно блеет, что ей тепло, а потом вырастают на этой сказке люди, которые запускают болезнь, стесняясь до последнего идти к врачу с беспокойством. Или упорно делают вид, что все в ажуре, подвергаясь в семье избиениям.

Да, такие сказки создавались под сильным влиянием христианства, и диктовали определённый образ поведения, это вы точно заметили. Но всё-таки люди воспитываются не только на сказках. Я с трудом могу представить себе современного человека, который ВСЕ свои образцы и идеалы берёт из литературы, прочитанной в 6-7-8 лет. Он что, ничего больше не читает и не видит? Тот же приведённый вами в пример ребёнок - наверняка тут дело не в сказках, а в общем семейном воспитании, или в личной застенчивости, либо в комплексе всех этих причин, но уж не только в образе Золушки.

А с вашим одобрением вносимых изменений можно дойти до того маразма, что сейчас существует в Америке – когда пересматривается и чуть ли не переписывается классическая литература, дабы изгнать из неё образ традиционной семьи и неработающей женщины. Здесь я надеюсь на помощь Робота Марвина; т.к. он подписался на дискуссию, то увидит и этот комментарий, – и, надеюсь, пришлёт ту же ссылку, которой когда-то поделился со мной, как раз на эту тему. Там тоже люди решили, что раз времена меняются, надо подкорректировать прошлое в соответствии с современными вкусами, и кинулись исправлять литературу, чтобы у детишек не создавалось впечатление, что образ классической семьи 19 века с домохозяйкой-матерью - это хорошо.

В истории искусства уже был такой период, когда произведения прошлого перекраивались под модные вкусы. Классицисты 18 века переписывали того же Шекспира, считая что он неправильно, грубо и неизящно писал свои вещи, - и дописывали, исправляли финалы, переделывали героев и т.п. И что, кто теперь помнит эти переделки?

Есть сюжет о жертвоприношении Ифигении, на эту тему писали древнегреческие драматурги. В соответствии с вашей логикой, надо переделывать эти пьесы в угоду современному вкусу, и писать, что отец не собирался приносить дочь в жертву - как же так, ведь сейчас все такие исступлённо чадолюбивые! Сколько же тогда книг придётс я переделать?
Ответить С цитатой В цитатник
Санди_ака_Владлена   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 08:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Виктор-Виктория

Учитывая, как семье это жертвоприношение капитально аукнулось - вполне отвечает запросам чадолюбия.
А фентезюшную обработку я видела, по крайней мере, одну - правда, там царевну спасли аналоги амазонок, сперли прямо с алтаря, подкинув вместо оленя.

Ну, я с сюжетом Орестеи познакомилась уже в сознательном возрасте - и то зависала на тему, что же га сволочами должны быть старшие детки, которые папочку, который всю их жизнь сидел в троянской войне-осаде, возвращаясь сестричку там в жертву принести (то есть, знали они его мало и не с той стороны, чтобы это знание вызывало симпатии) - любить настолько больше матери, с которой жили. Это уже с прослушанной теорией, насколько мировосприятие и ценности отличались. Как бы оно в детстве - даже не знаю.

Вообще, как "несогласование" восприятия проходит, это по авторским литературным произведениям легко замечается. Они хоть и цензурятся иногда, но в целом, в отличие от сказочных сюжетов, статичны и навсегда в той, конкретной эпохе и культуре. Меня вот от "Тараса Бульбы" в школьные годы перекосило - как так, протогонистическая сторона и такие ужасные жестокие люди.

В целом можно сказать, что произведения сказочного типа более "природные", а авторские более культурнные "сооружения". Авторское - это что-то, искуссно высеченное из дерева или камня, которое таким и останется, пока существует. А живой сюжет сказки - это как ствол, на котором каждое лето вроде бы и такие же, но все равно другие новые листья вырастают - и эти листья будуо различаться с прежним поколением в зависимости от того, засушливая весна или дождливая, что вообще происходит именно сейчас с деревом и т.п. В природе даже минеральные камни в пещерах будут видоизменяться и обзаводиться новыми гранями-наростами, часть прежней формы неизбежно теряя.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку