Евгений, красавчик. Удивительный молодой человек. И хвала родителям за правильное воспитан...
Отлично - (2)Душевно так... современники Когда Сталин говорил в 1931 году: "Если мы не будем производить 10 ми...
Марс, кратор Индевор, 3 апреля 2017 - (0)Марс, кратор Индевор, 3 апреля 2017 Снимок сделан марсоходом Opportunity (тем самым, что с янва...
Пластилиновый Мёд - (1)Пластилиновый Мёд (c) elfiyahu Из вереска напиток А может – не напиток Сейчас и не проверишь...
О дурдомах - (8)Очень не хотелось касаться этой темы именно сегодня Но и молчать нельзя. Сперва я подумал, что эт...
Мумии и обряд мумификации |
Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. В данной статье пойдет речь о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе?
Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова).
Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации.
Облик ремесленника Харва, восстановленный по его мумии. |
Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода.
Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий.
Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы.
Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела.
Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта.
Египтяне верили, что первую мумификацию совершил Анубис — бог мертвых с головой шакала. В мумификации тела бога Осириса, убитого и изрубленного на части Сетом, ему помогала Исида, супруга Осириса. |
Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека.
Команда бальзамировщиков традиционно насчитывала пять человек, причем каждый из них олицетворял какое-либо египетское божество. Самый главный среди них был Анубисом (для большего правдоподобия жрец надевал маску). |
Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов.
Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином.
Сердце против пера | ||
Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила). В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде). |
Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия.
Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки.
Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его.
После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку.
В голове мумии помещалось в среднем около 8 метров бинтов. |
Человеческие оболочки | ||
Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ. Первая оболочка человека — Сах. Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах. Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию. Третья оболочка — Ба. Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба. Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб. Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей. Седьмую оболочку звали Ах, и она была частью основы Вселенной. |
Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями.
Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы. Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора.
Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень. Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок. Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких. И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник.
Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды.
О “судьбе” прочих органов (поджелудочная железа, селезенка, органы половой системы) ничего не известно. |
Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины.
Мумии в компьютерной игре Diablo 2. |
Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой.
Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла.
После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой.
Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой.
Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении.
Иногда мумию покрывали позолотой — либо всю, либо только отдельные части (лицо, пальцы, гениталии). |
Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид.
Трупы маслом не импортишь | ||
Особый интерес представляли те масла, которыми обрабатывались мумии и пропитывалась их “начинка”. Раньше ученые полагали, что бальзамические свойства этих масел обеспечивались компонентами можжевельника. Но немецкие химики из университета Тюбингейна недавно установили, что основным консервантом служило вещество, добываемое из кедра. В его древесине содержится химикат под названием “гваякол” (guaiacol). Именно его антибактериальный эффект предохранял ткани от разложения.
|
Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание. Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки.
И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего.
Завершающий этап бальзамирования. |
Не умершим ты ушел; ты ушел живым. Типичная надпись в гробнице |
После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца.
“Саркофаг” в переводе с греческого означает “поедающий мясо”. Древние египтяне верили в существование особого камня, способного разлагать, “съедать” плоть. Именно из него они и делали гробы. |
Город мертвых — современный вид на египетское кладбище. |
Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне.
Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования.
С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней.
По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия.
|
В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле.
Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше).
Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни.
Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях.
“Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых.
Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов.
Долина Царей. Несколько тысяч лет назад здесь было не так людно. |
Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения.
Сам себе мумия
|
В 9 веке тибетский монах Кукай основал собственную школу Сингон и начал проповедовать там идею “Сокусин Дзёбуцу” — т.е. “Стать Буддой в собственном теле”.
Подвижники Кукая проводили сложную психологическую подготовку (молитвы и медитации), после чего приступали к финальному этапу жизни, длившемуся не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, полная отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. В диету включали все уменьшающиеся порции еды. Пища была пресной, из нее старались исключить питательные вещества.
Со временем организм праведника начинал пожирать собственные ткани. К концу фазы от человека оставались кожа и кости. Когда фанатик умирал, гнить было уже нечему. Труп помещали в сухое место, чтобы ускорить обезвоживание оставшихся тканей. Никакой дополнительной обработке мумия не подвергалась.
Для некоторых это может показаться изощренным способом самоубийства (если кто-то сядет в теплое сухое место и будет отказываться от еды, то он умрет и высохнет независимо от своего вероисповедания), но для буддиста подобная диета — вполне реальный шаг в пустоту.
Сувениры со смыслом
Посещая Египет в качестве туриста, очень важно знать истинное ритуальное предназначение приобретаемых сувениров (чаще всего это различные статуэтки).
Базальтовая кошка и алебастровый скарабей (фото М.Попова). |
Разное.
|
Рубрики: | Сошлемся... Только у нас, только один раз! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |