В 1775 году Екатерина II прибыла в столицу на празднества, посвященные заключению мира с Турцией. За лето императрица объехала большинство подмосковных усадеб. А в октябре посетила и усадьбу Быково. В то время её владельцем был московский генерал-губернатор граф Михаил Михайлович Измайлов. Поместье же было крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Такого позора граф стерпеть не мог и пригласил главного архитектора России Василия Баженова для перепланировки имения и парка.
Теперь можно утверждать, что благодаря такому случайному стечению разных обстоятельств для усадьбы в селе Быково благодаря В.И. Баженову наступил по-настоящему звездный час. Баженов горячо взялся за работу и принял смелое решение в корне изменить облик барской усадьбы. Новый дворец он решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетенных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Одновременно с дворцом Баженов решил создать новый, по-настоящему архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Двухэтажный дворец из красного кирпича, несмотря на незначительные переделки, выполненные чуть позже швейцарским зодчим Бернардом Симоном, почти полностью хорошо сохранился до наших дней и производит сильное впечатление.
Потом имение перешло к графу Воронцову. Герб которого ныне красуется на фасаде замка.
Что интересно все четыре фасада не повторяются.
Так, например, южный фасад выполнен в классическом стиле и его украшает великолепный портик с кариатидами - колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон.
![PICT0079 (420x560, 65Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/831/24831450_PICT0079.JPG)
Перед порти ком находится гульбище, обрамленное балюстрадой с вазами. Слева от дворца стоит высокая башня, на которой был установлен телескоп. Здесь же находились солнечные часы.
С северной стороны в центре фасада можно увидеть парадную лестницу, украшенную греческими вазами. Вход во дворец - арочный, над которым находится балкон с балюстрадой, а еще выше виден герб Воронцовых. Сохранились пандус-подъезды, которые завершаются тумбами с шарами. Вестибюль дворца имеет круглую форму, а лестница - винтообразная, украшенная мраморными вазами. Зал выполнен в стиле барокко. Потолок украшает великолепная лепнина, имитирующая листья, различные узоры и орнаментацию. Там же видны медальоны с барельефным изображением богини весны и цветов Флоры и богини плодов Помоны.
Внутри дом был отделан в английском стиле. Стены двусветной столовой обшиты дубом, под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых. Хранилась здесь и воронцовская библиотека XVIII века, и портрет знаменитой княгини Дашковой (подруги Екатерины II) работы Левицкого.
Настоящей жемчужиной дворца была голубая гостиная, стены которой были как бы покрыты шелковым штофом. В действительности, они очень искусно были расписаны темперной краской. Украшал гостиную большой камин с вырезанными в мраморе весенними цветами - тюльпанами, нарциссами, анемонами и гиацинтами. Из окон гостиной открывался великолепный вид на москворецкие дали и церковь Михаила Архангела в Михайловой слободе. В самом большом двусветном зале дворца, предназначен ном для концертов, танцев и приемов, было два камина и стоял большой орган из серебряных труб. Однако камины во дворце играли роль декоративных украшений залов, так как их отопление осуществлялось теплым воздухом, поступающим через калориферы от печей, установленных в подвале.
В восточной части флигеля находились апартаменты графини. Здесь на стенах можно увидеть аллегории утра, дня, вечера и ночи в виде прекрасных фигур девушек. А в будуаре - люнет, изображающий "триумф Афродиты", которой амуры подают поднос с фруктами и богиня Славы встречает ее цветами.
Парк был пейзажного типа (на английский манер). Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото.
От дворца с восточной стороны спускалась аллея, ведущая к пруду.
Она завершалась белокаменной пристанью, украшенной вазами и изваяниями амуров. А на противоположной стороне пруда располагался павильон Эрмитаж. Он представлял собой небольшую двухэтажную постройку со стенами, расчлененными пилястрами, с изящными наличниками окон и фризом со скульптурными гирляндами.
По стилю павильон Эрмитаж относился к довольно редкому типу сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известным под названием стиля Луи XVI.
Предназначен он был для для музицирования и бесед хозяев с гостями. Помимо музыкального салона, в павильоне имелись лиловая, фисташковая и оливковая комнаты. А также, по одной из версий, уникальная комната-аквариум, которая находилась под землей. Одна из стен в этой комнате была выполнена из стекла и выходила прямо в пруд. Именно возможность любоваться красотами подводного мира из этой комнаты и заставила говорить всю Москву о павильоне, как о чуде. Говорят, что помимо этого, павильон Эрмитаж служил местом уединения хозяина с его возлюбленными. Каково?
К сожалению, это здание после революции было разрушено. По одной из версий, оно было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория, который расположился в усадьбе.
Однако не все еще потеряно. Разрушенную красоту можно восстановить. Потомок последних владельцев имения Михаил Андреевич Ильин - известный искусствовед, профессор Московского государственного университета неоднократно приезжал в село Быково. Он произвел обмеры многих строений усадьбы, в том числе и здания разобранного Эрмитажа, благодаря чему его можно было бы восстановить. Но восстанавливать, как известно, всегда труднее, чем разрушать.
Утрачены хозяйственные постройки и парковые сооружения, в том числе "Эрмитаж" и белокаменная пристань на пруду. С именем В.И.Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична.
Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол.
Когда-то полукруглые углубления в стенах пилонов были украшены барельефами. У второго пруда стояла небольшая двухэтажная постройка - Эрмитаж. Стены его были украшены пилястрами, фризом со скульптурными гирляндами, изящными наличниками окон. Но это все в прошлом...
Пруды и беседка в приусадебном парке считаются лучшими образцами архитектуры 18 века. Сейчас здесь находится туберкулезный санаторий. Частично ремонтирует и поддерживает архитектурный ансамбль в порядке Департамент здравоохранения Москвы.
![PICT0096 (560x420, 75Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/832/24832086_PICT0096.JPG)