Давненько я не брал в руки шашек, прибывая в состоянии отрешённости и покоя, пока электронная почта не принесла мне вопрос одного из «бороздителей интернета» по поводу россиянского «Тигра», бескомпромиссного ответа «Хаммеру». Очередной поделке отечественного автопрома под гордым наименованием «Тигр».
Вопрос звучал бодро: «А что вы всё пишите и пишите. Вот наши выпустили «Тигр», неужели вы не видите, насколько он хорош и лучше всего, что делают за рубежом?»
Придётся отвечать ибо обещал, опрометчиво обещал.
Для начала изучил всё то, что раскидано по бескрайным просторам интернета и в доступных печатных изданиях до которых дотянулась моя цепкая рука. Вспомнил первые ощущения, когда сам лицезрел эту машину стоящую месяцами перед одним из представительств завода «ГаЗ».
Интернет-форумы обсуждающие всё и вся сразу же стали задаваться вопросом, а что собственно лучшее, что круче и прочее, прочее, прочее… Отечественного пошиба патриоты живущие под лэйблом «Наше – лучшее!» всячески чморили не патриотов живущих под лозунгом «Всё наше – отстой!» приводя в качестве аргумента фразы: «а вот мы всегда самую лучшую военную технику делали», «да наши ихних всегда побивали», «да наша техника – рулёз, а их гавно!», «мне Петя, который их «Хаммер» видел в Югославии сказал…» и прочая лабуда, хорошенько замешанная на чухне.
Читая это интернетовский бред, написанный гражданами высказывающими своё мнение, через некоторое время задумываешься и забываешь, что в мире ездят не только на «Хаммерах» (которых кстати навыпускали десятки тысяч) и не только на «Тиграх» (общее число которых на данный момент не очень сильно перевалило через цифру сто). К тому же, «Хаммер» уже отжил отведённое ему время, и на замену ему отрабатываются другие машины, но это не главное. Главное – запоздалый ответ в виде «Тигры», которые наши мордатые военные в возвращённых им генеральских папахах с блеском в глазах и брызгами слюней превозносят где только можно.
Что ж, попытаюсь высказать своё мнение.
Во-первых. Необходимость для армии доступной и практичной бронемашины ни кто не оспаривает. Вопрос о том, что в современных условиях продолжительность жизни классического небронированного джипа очень мала. Приблизительно до первого обстрела. Это поняли во всём мире, выпуская разнообразные броневики, на отработанных базах гражданских и военных автомобилей ставя во голову угла ремонтопригодность, взаимозаменяемость запасных частей, экономичность и прочее. Конечно можно использовать и БТР, но штука это дорогая в эксплуатации, к тому же она попадает под действие договора об ограничении обычных образцов вооружений и для переброски такой техники из региона в регион надо уведомлять соответствующие международные организации. А бронемашина, она бронемашина и есть. Выпустил себе джип бронированный, или грузовик и всё тихо и спокойно. И не случайно, россиянский «Тигр» прежде всего пошёл во внутренние войска и МВД. И пиарят его как аналог «Хаммеру», а не как лёгкий бронетранспортёр, чем он собственно и является по сути…
Во-вторых. По заявлениям разработчиков одна из богатых ближневосточных стран заказала разработку машины, по своим характеристикам превосходящую «Хаммер» заплатив за это 60 миллионов баксов. Что получилось в результате вы видите сами. За бортом остался ответ на вопросы: «А что собственно заказывали?», «А почему заказчики отказались от уже отработанной машины?», и множество других, на которые никто не отвечает и которые никто не задаёт. На мой взгляд, годы разработок в результате которых на свет появилась очередная самоделка обшитая бронёй и отказ заказчика от того что сделали, говорят сами за себя.
В-третьих. Россиянские разработчики как всегда пошли своим особенным путём. Кроме самой железяки (корпуса и ходовой части на базе БТР-80), что несомненно свидетельствует об умении экономить и пристроить уже имеющиеся запчасти со складов машина комплектуется: американским или чешским двигателем, чешской коробкой передач и японской резиной. Всё остальное естественно отечественное. Сиденье там, руль, панельная доска и прочее… Всё это конечно свидетельствует об охрененном уровне отечественного автопрома, представители которого постоянно ревут белугой об необходимости независимости от зарубежных производителей, особенно в сфере производства военной техники. Раздаются правда голоса, что со временем комплектующие зарубежного производства будут заменены на более дешёвые, а значит несомненно лучшие, аналоги отечественного производства.
Прочее. Цена машины конечно впечатляет – 65 тысяч вечнозелёных дохлых енотов. Это несомненно должно добавить патриотизма. Я конечно понимаю, что ГАЗ прекративший выпускать «Волги», всё-таки должен что-то делать, как то кормить людей владеющих им. Но чтоб вопрос был решён с таким цинизмом, я и не представлял.
Что же получилось. Получился такой эксклюзивный бронированный грузовичок, ноги которого растут ещё от БТР-40 (разработанного и запущенного в серию в далёком 1947-м тем же ГАЗом), несомненно обладающий некоторыми преимуществами, и весьма значительными, перед «Хаммером». Однако здесь всё-таки следует заметить главное, это машины разного класса, чтобы там не говорили и их сравнение не корректно.
Об удобстве его эксплуатации а главное использования можно поспорить. Думается со временем, появятся некоторые ответы на некоторые вопросы. Я например вижу что всё опять сделано по пути максимального упрощения для производства и через жопу. Лично меня порадовал момент покидания машины на ходу, на одном из полигонов внутренних войск, который совсем недавно показывали по ТВ захлёбываясь от восторга. После выпрыгивания очередного солдата дверь, которая естественно никак не фиксируется, била следующего, который так же готовился покинуть машину. Всё по нашему, надо – придержит.
Утверждается, что это незаменимая машина для специальных подразделений в городе. Ага, запустили «Козла в огород…». Во всём мире такие подразделения ездят в неприметных микроавтобусах, а в случае когда скрываться незачем в нормальных бронированных машинах смахивающих на автобусы в которые помещается всё барахло, от лестниц до щитов с палками и лопат… Так что думается, что какой-нибудь начальник ещё светанётся на месте очередного ЧП прибыв на него на данном агрегате и на фоне данного агрегата. Ведь это так эффектно…
Приведённые разработчиками примеры превосходства отечественной машины перед «Хаммером» в некоторых случаях откровенно смешны. Особенно в случае с сломавшимся передним мостом у «Хаммера». Я понимаю такое заявление, например: «В ходе проведённых испытаний, в данной ситуации, в восьми случаях из десяти передний мот у «Хаммера» ломался в то время как у нас…, и прочее, и по тексту». А заявлять, что: «Мы провели сравнительные испытания, и у «Хаммера» полетел передний мост, а заменить его мы не смогли, так как его у нас не было, к тому же он у них дорого стоит, а вот у нас, передний мост для «Тигра» стоит гораздо дешевле». На мой взгляд это откровенное передёргивание, не такое тонкое и изысканно незаметное как у Кураева в его книжонках, но так и публика не та. Та то интеллектуальная, о душе думает. А этой можно помои литрами заливать.
Я вообще плохо понимаю, а чего хвалим то? Железку на колёсах?
Где сравнительные исследования и таблицы, характерные для других стран где выбор и обсуждение новой техники выносятся на суд специалистов и пользователей, а не узкой кучки мордатых толстопузых генералов и вороватых разработчиков а так же лиц (назовём их так) ответсвенных за тендеры и выделение бюджетных средств? Где объявленный конкурс для производителей всех стран в котором «Тигр» порвав всех на куски безоговорочно вырывает победное «очко» у того же самого «Хаммера»? Нет капиталистам? Тогда где этот же конкурс среди отечественных автомобильных титанов? Им что заказы не нужны?.
Где т.н. «гранёные» борта, характерные для данного типа бронемашин?
Какого хрена дополнительные ручки наварили если залезть с их помощью можно только взгромоздившись на спину товарища? Понимаю, конечно, что с прямыми «более простыми и технологически плоскими» легче справляться, вари на прямую и в голову не бери. А залезть тоже можно. Надо только потренироваться, притереться к машине…
Внутренний объём корпуса просто смешён. То ли это недоброневик, то ли недоБРДМ… Везде неДо. Стремление к аскетизму на лицо.
Мировые производители попу рвут, чтобы свою продукцию пропихнуть. Однако наш внутренний армейский рынок закрыт, как и китайский. Что приносит прибыли, которые остаются внутри страны, даёт работу своему населению. Однако где наш автопром с постоянно закрывающимися заводами и где китайский?
Китайцы выпустили свой броневик-внедорожник, с чисто своим китайским дизайном. И я не думаю, что он обходится китайской казне в 65 тысяч долларов за штуку.
Лично я совсем не понимаю, а зачем собственно выпущена эта машина. Для чего она нужна? Для каких целей? Вроде уже убогий «Водник» должен был закрыть заявленную нишу.Ну понятно, что производителю выпуск «тигр»ов деньги приносит, ответственным товарищам в погонах, за заказы, свой процент и всем заинтересованным и участвующим свой. Опять таки можно пропиарить отечественного производителя и нассать в уши ничего не понимающих «пиджаков» и туповатых по жизни военных младшего начальствующего состава, ибо нетуповатые из этой армии уже разбежались, а старший офицерский состав преимущественно на «волгах» ездит за исключением неудачников которые где то там «в войсках» ещё чего-то пытаются…
А армии то эта машина зачем нужна?
Если вы спросите а как должна выглядеть подобная машина я отошлю вас к французским ACMAT VLRB, VBR, немецкому «Динго», австралийскому «Бушмастер», юаровской MG31, английскому «Скараб» и прочим. Машинам с целью экономии и простоты эксплуатации созданных на базах самых распространённых грузовиков, с нормальным дизайном и человеческим удобством. И я думаю по вполне разумным деньгам.
Сравнивать эти две машины бесполезно так же как сравнивать «Волгу» с «BMW». Хотя есть люди, которые искренне считают, что лучше «Москвича» нет и не будет ничего, а отечественного «Козлика» не переплюнет ни М151, ни «лендровер»…
Патриотизм – это штука трудно излечимая. Она не идёт дорогами сравнительного анализа, она не идёт от общего к частному, она вообще ни откуда ни идёт, как собственно и ведёт в никуда…
А сделать уродца, пародию на «Урал» и пиарить его за нормальное дитя есть настоящее убожество…
Правда россиянской прессе «ссать в глаза, говоря что это роса…» не впервой…
В конце как всегда фотография. В самом эффектом варианте из гаражей россияского ОМОНА.