-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии  * Казаки - Сорумская Вольница *
* Казаки - Сорумская Вольница *
14:17 19.11.2021
Фотографий: 168
Посмотреть все фотографии серии Поездочки
Поездочки
18:29 04.12.2019
Фотографий: 772
Посмотреть все фотографии серии ЛытБыр
ЛытБыр
07:00 05.11.2019
Фотографий: 684

 -Всегда под рукой

 -Я - фотограф

Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.

Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.Сорум 64°13'24'' с. ш. 69°03'32'' в. д.

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Епанделин

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Лиру_Ставрополь pekari Tomsik verbirol
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Лиру_Ставрополь Чортова_Дюжина попробуй_АссилЬ verbirol

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2003
Записей: 14668
Комментариев: 118625
Написано: 192298




Параматый генератор больных идей... Мурзилка в вашем городе.

 

Counter  CO.KZ




Новороссийский Центр Поисковых Работ

Суббота, 15 Апреля 2023 г. 12:43 + в цитатник


Новороссийский Центр Поисковых Работ - https://vk.com/ncpr1998 (https://t.me/murzilka_inc/12409) . Занимается поиском, эксгумацией, и увековечиванием памяти павших войнов ВОВ, на территории Краснодарского края. История такова: Местным жителем города-героя был приобретен участок земли в центре города-героя, при начале земляных работ были обнаружены костные останки, пуговицы. Были вызваны специалисты Центра. В ходе недельных раскопок, были подняты 20 человек. Все Вермахт. Останки переданы представителям германской стороны.



UPD: Из разговора с автором заметки, участником раскопок
\камент от меня S_M\ (https://t.me/murzilka_inc/12409)
один из : Ефрейтор Ульрих Бихлер 07.07.1911 - 05.05.1943 3 рота 462 пехотного полка,
жетон целый. Не половинка, а целый. Ложка-вилка нержавейка. маникюрные ножнички

UPD: Из разговора с автором заметки, участником раскопок
\камент от меня S_M\ (https://t.me/murzilka_inc/12419)
У одного были советские монеты, мы его прозвали "Нумизмат". У второго звездочка красноармейская в кошельке лежала. "Мародером" назвали. А уж обладатель этого "следов работы зубного протезиста", " Дантист".)



UPD: Из разговора с автором заметки, участником раскопок
\камент от меня S_M\ (https://t.me/murzilka_inc/12429)
Бутылки были обнаружены при останках. В бутылках были записки с ФИО, датами рождения, и смерти. По словам германских представителей, так делали в случае утери солдатом, именного жетона.

UPD: Из разговора с автором заметки, участником раскопок
\камент от меня S_M\ (https://t.me/murzilka_inc/12439)Общее количество 20 человек. 19 военнослужащих вермахта, и одна санитарка.




ЗЫ. В телеграмм фото много больше, и можно задать вопросы участнику раскопок.

Новороссийский Центр Поисковых Работ. - https://nvcpr.ru/

🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc



Уважаемые Земляки! Други! Срочно надо Николаевича нашего залайкать на ютубчике

Пятница, 14 Апреля 2023 г. 21:48 + в цитатник
Уважаемые Земляки! Други!!! Срочно надо Николаевича нашего залайкать на ютубчике - https://youtu.be/lzQL9daksyM
... Други гуртом!!! подключайте сотоварищей!!! Для доброго дела, на хороший конкурс -





Понравилось: 1 пользователю

Однако ж православие то у нас еще в силАААх :)

Четверг, 23 Февраля 2023 г. 08:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Епанделин [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Только что прошел диспут в школе, по поводу срочной службы, было весело и интересно ... НО хотелось бы подчеркнуть один факт...


Murzilka_Inc



... Были разные вопросы, удивительно , но в дискуссии приняли участие и подростки, думаю будет еще и фото и видео материалы ...

И ...

И был конкурс, между полемиками для разгрузки так сказать ....
Сборка разборка автомата...
Очень удивили школьницы , особенно девочка Кристина из старших классов которая соревновалась с вчерашним армецем и выступила очень достойно...
потом еще местные дембеля по разбирали и в финале всех по скорости удивил наш Батюшка, отец Дионисий нашей Сорумской Церкви,
и уговорив меня ( пришлось снять пиджак и закатать галстук ) у батюшки на разборке выиграл я...
сам как то не ожидал, уж 15 лет как дембель ...
выходит мы с батюшкой то по проворней сегодняшних дембелей

Однако ж православие то у нас еще в силАААх



Понравилось: 1 пользователю

ну от коксонарика ни одна женщина рожать не захочет ... может РишиСыначий сын ?

Воскресенье, 12 Февраля 2023 г. 21:58 + в цитатник
Это цитата сообщения Полковник_Баранец [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

МАЛЬЧИК БУДЕТ ПОХОЖ НА ДЖОНСОНА?

МК: Нумеролог Кузнецов проинформировал об ожидаемой беременности жены Владимира Зеленского

Соседка боевого товарища попала в беду!!! в результате артобстрела укрофашистами Мелитополя... один из наших админов постил вчера кадры зразу после пр

Воскресенье, 12 Февраля 2023 г. 20:31 + в цитатник
photo_2023-02-12_18-24-58 (586x700, 571Kb)



Соседка боевого товарища попала в беду!!!
в результате артобстрела укрофашистами Мелитополя...
один из наших админов постил вчера кадры зразу после прилета - https://t.me/murzilka_inc/10392

Муж погиб, на руках детки: девочке 5 лет,мальчику 11
Любая сумма нужна, даже 100рублей, помогут людям!

Карта для оказания помощи на похороны и одежду 2200 0305 0290 9147
Карта привязана к номеру +79497559648

(любая сумма и репост... спасибо , братья славяне)


photo_2023-02-12_18-24-56 (647x700, 562Kb)



Процитировано 1 раз

"Севастопольский Вальс" - АиМ - фестиваль "Не меркнет Золото Победы!"

Воскресенье, 12 Февраля 2023 г. 20:30 + в цитатник





Murzilka_Inc

5-7 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта (командующий – генерал армии Ф.И. Толбухин) штурмовали немецкие оборонительные укрепления в тяжелых боях; 9 мая они полностью освободили Севастополь, а 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие.

Этому знаменательному событию я и посвящаю данную фотоподборку, друзья.

1. Посеченный снарядами фасад cевастопольского Дворца пионеров после освобождения города. Май 1944



2. Немецкий тральщик в бухте Севастополя. 1944

Освобождение Крыма и Севастополя в 1944 году



3. Немецкий штурмовик Fw.190, уничтоженный советской авиацией на Херсонесском аэродроме. 1944



- МОЩНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОТОСЕТ - ... рекомендовано к просмотру ...


Murzilka_Inc




Процитировано 1 раз

К 80-ТИ ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

Воскресенье, 05 Февраля 2023 г. 18:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Лезгафт [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

К 80-ти летию окончания Сталинградской битвы.

1646324933_original (500x583, 61Kb)
Часть 1. Песенная.
СТАЛИНГРАДЦЫ
1. Вспомним братцы, ой да Сталинградцы,
Наши славные дела да.
Наши славные дела вся Россия видела.
В бой мы ходили, злых врагов били
Нет, не видеть им Волги реки вовеки

2. Вспомним братцы, ой да Сталинградцы,
Про Мамаев, про Курган.
Наш Мамаев Курган стоит дорого врагам.
В бой мы ходили, злых врагов били
Нет, не видеть им Волги реки вовеки

3. Вспомним братцы, ой да Сталинградцы,
Как фельдмаршал был пленен.
Кинул Паулюс подвал, Гитлер слезы проливал.
В бой мы ходили, злых врагов били
Нет, не видеть им Волги реки вовеки

4. Вспомним братцы, ой да Сталинградцы,
За дом Павлова бои.
Павлов - смелый командир, за него мы как один.
В бой мы ходили, злых врагов били
Нет, не видеть им Волги реки вовеки.

5. Вспомним братцы, ой да Сталинградцы,
Как нас Жуков поздравлял да.
Руку брал под козырек, тем, кто Родину сберег.
В бой мы ходили - врагов победили
Нет, не видеть им Волги реки вовеки.

https://m.vk.com/topic-62614176_29209753

Песню эту слышал еще в 90-х на Радио России в передаче "Завалинка" с ведущим Олегом Чвиковым. С той же передачи ее и записал на кассету. Название исполнявшего песню коллектива, увы, не помню. Возможно "Карагод "(не тот что с Зосимовой). Передача была посвещена казачьим песням Великой Отечественной Войны, песн
и в основном переделки более ранних. Кассета скорее всего сохранилась, но слушать не на чем т.к. магнитофон требует ремонта.

Часть 2. Информационная.
Фельдмаршал, правда, здался немнога ранее - 31 января.
Пленённые под Сталинградом немецкие, итальянские, венгерские и другие военнослужащие, 1943 год.
Disfatta (700x532, 133Kb)

2 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Битва длилась 200 дней на территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км.

В боях с обеих сторон участвовали свыше 2,1 млн человек.

Победа осталась за нами!

В плен были взяты более 90 тысяч гитлеровцев. Почти все они уже имели серьёзные обморожения и страдали дистрофией от недоедания.

https://t.me/sputniklive/54441


Понравилось: 1 пользователю

С Новым Годом!!! Быть добру!!! \ декабрьское новогоднее обращение 22+23=45 🤣 Не теряйся , БРАТ, мы везде есть ;) Главное конечно - ТГ-канал - t.me/

Воскресенье, 22 Января 2023 г. 20:01 + в цитатник
С Новым Годом!!! Быть добру!!! \ декабрьское новогоднее обращение 22+23=45 🤣
Не теряйся , БРАТ, мы везде есть ;)

Главное конечно - ТГ-канал - t.me/murzilka_inc

моя страница в ВК - http://vk.com/murliru
В руТюбике - https://rutube.ru/channel/23337545/
в Одноглазниках ещё есть - http://ok.ru/profile/66785031557/
ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5caef5600a588d00b0a56eb6
> Мурзилка aka - канал на Ютубе - https://www.youtube.com/user/MurMurzilka
тиКТок же еще :) -> https://www.tiktok.com/@santa_murzilka
чирикалО-твитер - https://twitter.com/Murzilka_
Я на мордоКниге (сляпано корпорацией МЕТА - признана экстремистской организацией в РФ) - https://www.facebook.com/SantaMurzilka
в нистагмам ;) (сляпано корпорацией МЕТА - признана экстремистской организацией в РФ) - https://www.instagram.com/santa_murzilka/
лайКи до сирпох не знаю на чьей он стороне - https://likee.video/@Santa_Murzilka
дневник мой на ЛиРе по прежнему тут - http://www.liveinternet.ru/users/651528/
ЖЖклассика :) - https://a-murzilka.livejournal.com/
и старые блогплатформы - https://a-murzilka.blogspot.com/
и нвосборник красоты - https://murzilka-murliru.tumblr.com/

#мыВместе #Murzilka_Inc #Santa_Murzilka #Сорум #Сорум_ХМАО




Понравилось: 1 пользователю

Нацисты всегда ушлёпки.

Среда, 04 Января 2023 г. 19:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Vlad53 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пишут в ЖЖ. Нацисты всегда ушлёпки.

Пишет alexandr_rogers (alexandr_rogers)

 Тут посмотрел на фотки, где рагули зигуют на Зеленского в телевизоре, и вспомнил одну старую тему.
Меня всегда удивляла/забавляла одна штука. При том, что идеология нацизма провозглашает всякую лабуду про «сверхлюдей», «арийцев», «белокурую бестию» и тому подобное, лидеры нацистов никогда этой хрени не соответствовали.
Сам Гитлер – мелкий, чмошный, чёрненький, облезлый, контуженный и истеричный. Вот ни разу не ариец, да и характер, мягко говоря, не «нордический». Довёл собственную племянницу приставаниями до самоубийства, то есть педофил-извращенец.
Гиммлер – тоже крысёныш с мелкими бегающими глазами. И тоже истероидный тип. Один раз за всё время поехал с инспекцией концлагерей, там от увиденного получил припадок, бился в конвульсиях. Больше не ездил. Ни разу не «белокурая бестия».
Геббельс – дрыщ с мордой шимпанзе, с рахитом и плоскостопием. Убил собственных детей, психованный урод.
Геринг – этого даже собственные однопартийцы называли «боров». Говорят, к тому же был ещё и весьма труслив.
Эрнст Рём - жирный открытый гомосек.
Ну и, конечно, Муссолини, глядя на которого так и хочется спросить «кто забыл закрыть клетку с гориллой?». Причём как по морде, так и по повадкам.
Из всех лидеров нацистов только один Гейдрих относительно подходил под это самое определение «белокурой бестии». Но это скорее исключение из правил, чем само правило.
Все остальные – это какой-то цирк уродцев. Надлюдыны из кунст-камеры.

Отдельно смешно было, что чуваки на нацистских пропагандистских плакатах, которые должны были изображать идеального арийца – обычно это были не немцы. Но это отдельная история.

А уж нынешние украинские их последователи – это как пародия с пародии.
Что карликовый наполеончик Зелибоба, который даже в американском Конгрессе умудрился выступать в трениках. Что свинопюрер Залужный, которого от хряка на свиноферме без формы не отличить (или наоборот, если на хряка нацепить хаки – вылитый Залужный).
Самые, конечно, орийцы – это Остап Дроздив и Евгэн Карась. Обоих можно сразу в музей под стекло, как образцов последствий близкородственных связей на протяжении нескольких столетий. Впрочем, там таких вуек полный хутор.
И всё это фрик-шоу вещает про «орков» и «унтерменшей». Серьёзно? Зеркало вам подарить?

Никогда не понимал фанатов Адика (это ж вам не Ричард Львиное Сердце, не Валленстайн и не Суворов). Лузер и чмошник, своими бредовыми идеями угробивший большую часть целого поколения немцев.
Но какая же коричневая каша должна быть у фанатов Зелибобика, зигующих на это клоунское чмо?
У них скоро хвост заново отрастёт, а туда же – надлюдыны…

Ах, да, чуть не забыл! Вот и само фото «надлюдын».

6heLKkNuUwk (644x700, 427Kb)

Дайте им уже банан, чтоли...

https://alexandr-rogers.livejournal.com/1629265.html


Топ советских новогодних фильмов и сказок, которые захочется пересмотреть на новогодние выходные

Среда, 04 Января 2023 г. 19:49 + в цитатник
Это цитата сообщения Бахыт_Светлана [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Топ советских новогодних фильмов и сказок, которые захочется пересмотреть на новогодние выходные

«Какая же гадость эта ваша заливная рыба!» Ирония Судьбы и другие советские фильмы для новогоднего настроения

Все мы родом из детства, а большинство – из советского. И потому новогодние праздники для нас – целая традиция, идущая из поколения в поколение. Человеку присуща сентиментальность. А в далекие-далекие годы, когда мы все жили в одной крепкой и счастливой стране, в новогоднюю ночь нас объединяли не только классический рецепт праздничной гадости, под названием «заливная рыба» и безумного пахнущие мандарины, которые купить в другое время для многих было роскошью, но и фильмы – светлые, добрые, запоминающиеся. Предлагаем список советских новогодних кинокомедий, которые стоит включить в канун главного праздника.

Топ 20 советских новогодних фильмов и сказок, которые захочется пересмотреть на новогодние выходные

Советские фильмы-сказки: что включить детям в Новый Год

Под волшебное мигание елочных гирлянд, когда за окном тихо падает снежок, нет ничего лучше, чем включить добрую советскую сказку и погрузиться в мир детства.

Читать далее...

Предновогодие...

Суббота, 31 Декабря 2022 г. 19:01 + в цитатник
4724426_BeneNG.jpg (368x368, 44Kb)





На весь этаж ванаит сгоревшей едой...
кто то на сковородке ритуально сжог фаршированыи персы...
ета такая еда - перес варшированный.
Ето почти как пильмени только больше, и в мясо добавляют белое зерно, а мешочек не из теста а из перса...
перс это такой саморостущий мешок для пильменей не из теста...


Писал я как то в холостяцуие годы Декабря 31го аж у 2005м годе - https://www.liveinternet.ru/users/651528/post10617925/




Понравилось: 1 пользователю

10 лучших бесплатных эмуляторов Android на ПК в 2022 году

Воскресенье, 25 Декабря 2022 г. 19:12 + в цитатник
10 лучших бесплатных эмуляторов Android на ПК в 2022 году

владельцам ПК, которые хотят притронуться к мобильному геймингу или желают активно пользоваться разными приложениями, но продолжают сидеть за компьютером?

На помощь приходят специальные программы — эмуляторы. Мы не будем углубляться в принципы их работы. Вместо этого собрали 10 лучших бесплатных эмуляторов, которые выручат вас.



BlueStacks - https://www.bluestacks.com/download.html

BlueStacks — пожалуй, самый известный эмулятор Android на компьютерах. Хорошая репутация обусловлена широким функционалом, который не только отлично справляется с разными приложениями, но и способен улучшить игровой процесс. Отличная производительность и высокая скорость работы обеспечивается даже на слабом железе.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ -
https://ok.ru/profile/66785031557/statuses/154549456651141

или в ВК

https://vk.com/@murliru-10-luchshih-besplatnyh-emulyatorov-android-na-pk-v-2022-godu

ПредНовогоднее путешествие - ЭтноЭкспедиция! ХМАО-Югра Белоярский р-н 2022г. по региональной программе этнотуризма. #СОШпСорум #Белоярскийрайон #ХМАО

Воскресенье, 25 Декабря 2022 г. 17:31 + в цитатник




ПредНовогоднее путешествие - ЭтноЭкспедиция! ХМАО-Югра Белоярский р-н 2022г. по региональной программе этнотуризма.

#СОШпСорум #Белоярскийрайон
#ХМАО #Сорум #Сорум_ХМАО
#СОШСорум #ЭтноЭкспедиция #ХМАО-Югра #регион86 #Сорум #Murzilka_Inc #Новогоднее_путешествие #ханты_манси #ханты #мывместе #Новогоднее

руТюбик - https://rutube.ru/video/1755f6df06d71f03ca53ba64a7c29565/
ютуб - https://youtu.be/9lS6l4P8QDU
яндексДзен - https://dzen.ru/video/watch/63a55268fb051e6fbb64cdf9?share_to=link

Как я и говорил Рух \ движение укронацистов начиналось еще в 89м году, а зарождалась ещё раньше... Вот вам организации в СССР какие были. )) В 1989 г

Воскресенье, 25 Декабря 2022 г. 01:00 + в цитатник
Как я и говорил Рух \ движение укронацистов начиналось еще в 89м году, а зарождалась ещё раньше...
Вот вам организации в СССР какие были. ))

В 1989 году создается так называемая «Варта Руху» для защиты интересов последователей НРУ, которую возглавил львовский медик Юрий Криворучко, заместителем Криворучко был Олег Тягнибок. Среди лидеров «Варты Руху» был и Андрей Парубий. Участники «Варты Руху» вскоре решили реорганизоваться в Социал-национальную партию Украины (СНПУ), позже переименованную во Всеукраинское объединение «Свобода».

🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc

1.
vz19062100 (700x370, 147Kb)

2.
Фото Андрей Парубий – уже нацист, еще не спикер (1) (528x700, 191Kb)

3.
Фото Партийная литература (700x338, 241Kb)

4.
фото Бойцы СНПУ со своей символикой (700x482, 216Kb)

5.
14354896_917304348402621_8681784593242359085_n[1] (416x700, 181Kb)

6.
14359069_1459008524126091_6379496679719311520_n[1] (700x473, 287Kb)

7.
фото Заставка (700x456, 182Kb)

Biden tie in Russian imperial colors. Omens keep rolling. агент Бидон чирком прошёл у провала 🤣 🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzil

Суббота, 24 Декабря 2022 г. 22:44 + в цитатник
Biden tie in Russian imperial colors. Omens keep rolling.

агент Бидон чирком прошёл у провала 🤣
🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc
Fkj7wPyWIAE13wo (700x697, 83Kb)

🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc

Понедельник, 19 Декабря 2022 г. 21:11 + в цитатник
🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc
photo_2022-12-18_03-26-02 (525x700, 67Kb)

Опытный штурмовик Ил-20

Понедельник, 19 Декабря 2022 г. 19:39 + в цитатник
Опытный штурмовик Ил-20


В конце 30-х — начале 40-х годов основным и практически единственным тактическим приемом для штурмовиков являлась атака с горизонтального полета на предельно малых высотах (с бреющего полета). И в те времена, и позднее — в 1950-х, при проектировании одномоторных штурмовиков с использованием традиционной схемы их компоновки конструкторы обязаны были обеспечить достаточно хороший обзор вперед — вниз. Для самолетов с двигателями воздушного охлаждения такая проблема оказалась особенно трудноразрешимой. Обзор в этом направлении необходим для того, чтобы летчик мог быстро и правильно оценить обстановку на поле боя, идентифицировать цели, определить противодействие наземных средств противника, выбрать цель и маневр для ее атаки, произвести прицеливание и успеть максимально эффективно применить имеющееся на борту наступательное вооружение. Поскольку штурмовики часто использовались и как легкие бомбардировщики, для обеспечения прицельного бомбометания важен был также хороший обзор вниз, непосредственно под самолет. Угол обзора на ТШ-2 М-34 (наиболее заметном среди первых наших бронированных штурмовиков) не достигал даже одного градуса. При полете на высоте 15 м летчик мог увидеть цели, находящиеся впереди на расстоянии не менее 1000 метров. При этом полностью исключалась стрельба из пулеметов.



Создавая Су-6, для получения более или менее удовлетворительного обзора вперед — вниз П.О.Сухой долго искал место под двигатель и тщательно выбирал обводы капота мотора. На этой машине оптимальное решение было найдено. На самолете FW-190F, даже в варианте с несколько приподнятым сидением летчика, обзор вперед — вниз практически отсутствовал. С.В. Ильюшин для улучшения обзора на БШ-2 (Ил-2) вынужден был поднимать сидение летчика, опускать двигатель по отношению к оси самолета, уделять много внимания обводам капота мотора. В результате он обеспечил угол обзора вперед — вниз около 8 градусов, что признали приемлемым (хотя желательным было бы значение, равное 30-35 градусам).

Все серийные штурмовики вообще не имели обзора вниз под самолет. Исключение составляли Ил-2, оснащенные специальным перископом, который, однако, дальнейшего распространения не получил. Выход из положения находили, используя задержку времени сброса бомб, либо с помощью особых прицелов и временных механизмов, либо нанося метки на элементы конструкции самолета. Иногда для повышения эффективности действия групп самолетов Ил-2 с бреющего полета приходилось делать их «зрячими» с помощью самолетов-целеуказателей для штурмовиков (СЦУШ). В этом качестве применялись выполняющие полет и поиск целей на средних высотах СБ, Пе-2, а впоследствии — специально подобранные экипажи Ил-2. После обнаружения объекта удара штурман или летчик СЦУШ сбрасывал бомбы и тем самым обозначал его.

В конце 1940 г. конструктор С.А.Кочеригин предъявил в НКАП эскизный проект многоцелевого одноместного самолета поля боя ОПБ с мотором АМ-37 (в том числе, и штурмовика), в котором сознательно пошел на некоторое ухудшение аэродинамики. Для обеспечения хорошего (до 15 градусов) обзора вперед — вниз он предусмотрел высокое размещение летчика с соответствующим увеличением размеров фонаря кабины. Кроме того, было разработано специальное остекление пола пилотской кабины и бомбовых люков под ней, что давало дополнительный обзор зоны непосредственно под самолетом.

Новая машина стала развитием ранее спроектированного и строящегося одномоторного бомбардировщика ОПБ М-90 и по схеме являлась среднепланом с крылом типа «обратная чайка», с хвостовым оперением нормального типа. Шасси с хвостовым колесом, убирающееся, смешанной конструкции. Средняя часть крыла представляла собой центроплан, соединенный с фюзеляжем. Консоли имели производственный разъем в переломе «чайки». При транспортировке отъем крыла осуществлялся у фюзеляжа. Крыло металлическое, однолонжеронное, с работающей обшивкой (лонжерон стальной). Профили открытого типа. Нервюры дюралевые, штампованные. Относительно толстое, трапециевидное в плане крыло с закруглениями на концах, с развитой механизацией — автоматическими предкрылками, зависающими элеронами и щитками-закрылками. Профиль крыла NASA-230. Толщина по оси самолета — 19%, по излому — 16%, на концах — 7%.



Передняя часть фюзеляжа дюралевая, хвостовая — деревянная. Сечение фюзеляжа эллиптическое. Фонарь из плексигласа, был предусмотрен его аварийный сброс. Сидение летчика сзади и снизу прикрывалось броней толщиной 13 мм, защищающей от пуль калибра 12,7 мм и снарядов авиационных пушек. Предполагалось также поставить бронекозырек. Киль был выполнен за одно целое с фюзеляжем. Руль поворота и горизонтальное оперение дюралевые, обшиты полотном. Рули имели весовую и аэродинамическую компенсацию. Шасси убиралось гидравлическим приводом, аварийный выпуск производился воздушной системой. Основные тормозные колеса убирались в крыло к фюзеляжу, хвостовое колесо — в хвостовую часть фюзеляжа. Под полом кабины пилота предусматривалась шахта, вмещающая бомбы калибром до 500 кг.

Управление рулями и элеронами жесткое, на шарикоподшипниках. Триммерами управлял летчик. Винт трехлопастный. Два водорадиатора размещались под центропланом, один — в носке мотора. Маслорадиатор тоже был в носке мотора. Имелось четыре протектированных бензобака общей емкостью 510 литров. Вместо бомбы в бомбоотсеке мог размещаться дополнительный 500-литровый бензобак. В мотогондоле над блоками мотора находился маслобак на 70 литров. По бокам мотора располагались два выхлопных коллектора. Наружная антенна была трехлучевой.

Вооружение самолета состояло из двух синхронных БС и двух синхронных ШКАС с боекомплектами 400 и 1500 патронов соответственно. Пулеметы размещались на специальной ферме на моторной раме: справа — ШКАС, слева — БС. В перегрузку под крылом могли поместиться две пушки калибра 20-23 мм. Предусматривалось использование трех бомбодержателей, которые обеспечивали бомбометание с пикирования. В фюзеляжном бомбоотсеке на параллелограмме могла подвешиваться одна из бомб следующих типов: ФАБ-500, БРАБ-500, ФАБ -250, БРАБ-200, БЕТАБ-150. Для прицеливания предусмотрели прицел ПБ-3. Под крылом самолет мог нести бомбы калибром 100 и 250 кг для бомбометания с пикирования, которое осуществлялось при помощи прицела ПБП-1 (им пользовались и при стрельбе из пулеметов). В случае необходимости на фюзеляжном бомбодержателе возможно было размещение трех орудий РО-82 с реактивными снарядами РС-82.



Эскизный проект рассматривала комиссия НКАП под председательством академика Б.Н.Юрьева, с участием B.C.Пышнова и В.И.Поликовского. Предварительную экспертизу провел секретарь комиссии Машкевич. Итогом их работы стал вывод, что летные характеристики реальные, за исключением дальности полета — конструктор не располагал абсолютно точными данными по удельному расходу двигателя. Модификация под АМ-37 признавалась целесообразной при наличии положительных результатов по испытаниям первого варианта ОПБ с М-90. Протокол комиссии от 23 января 1941 г. утвердил заместитель наркома авиационной промышленности А.С.Яковлев. В начале 1941-го С.А.Кочеригин направил в НИИ ВВС проект ОПБ АМ-37. Заключение на него было утверждено 12 февраля 1941 г. Очень высокие летные данные специалисты НИИ ВВС сочли вполне реальными, отмечая, что самолет выгодно отличается по обзору, и будет обладать необходимой устойчивостью. Эскизный проект одобрили и утвердили как 2-й экземпляр строящегося по Постановлению НКО от 7 августа 1940 г. самолета ОПБ. Было предложено форсировать постройку машины с двигателями М-90 или М-89 и для этого предоставить Кочеригину самостоятельную производственную базу.

Специалисты НИИ ВВС внесли свою лепту в дело совершенствования самолета. Они предложили увеличить размер хвостового колеса до 400x150 мм; фонарь сделать сдвигающимся назад, а стабилизатор — регулируемым; несколько уменьшить площади вертикального и горизонтального хвостового оперения; пулеметы разместить симметрично, увеличить боезапас БС до 500 патронов; добавить крыльевые пушки; для пикирующего варианта разработать воздушные тормоза и предусмотреть автомат вывода из пикирования. Рекомендовали также рассмотреть вопрос об установке АМ-38 (в колонке 2 таблицы 1 приведены летные данные ОПБ с мотором АМ-38, полученные нами по результатам приближенных расчетов). Самолет, имея бронирование летчика только сзади и снизу, по скоростям полета был бы близок к самолету Ил-10. А по маневренности, обзору, максимальному калибру бомб, обеспечению бомбометания с пикирования превзошел бы его. Мы сделали просчет летных данных ОПБ и с мотором АМ-42, но при условии, что будет добавлено 900 кг брони (см. колонку 3 таблицы 1). Скорость полета получилась близкой к Ил -10 с сохранением отмеченных выше преимуществ.

Великовата была бы нагрузка на крыло, но с учетом его мощной механизации и положительного влияния «обратной чайки» следовало ожидать хороших маневренных и взлетно-посадочных характеристик. Результаты расчетов подтверждают, что проект заслуживал внимания и имел перспективы развития. Из-за отсутствия доведенного мотора построенный ОПБ М-90 долго не испытывали. Потом его перепроектировали под М-89, установили двигатель и начали летные испытания первого экземпляра самолета. Но М-89 тоже не был доведен. Мотор АМ-37 уже сняли с серийного производства. В документах есть сведения о том, что построили оба экземпляра самолета ОПБ, и что существовал замысел поставить на них мотор М-71, который также не реализовался. Использовать М-82 Кочеригин не рискнул, понимая, что летные данные машины будут намного ниже. И проиграл. Производственная база завода №156 была перегружена и как только у конструктора произошла заминка, во второй половине 1942 г. его вытеснили на весьма почетную и ответственную должность главного редактора БНТ ЦАГИ. Представлялось, что наиболее радикально решить проблему обеспечения обзора вперед — вниз, можно только используя нетрадиционные схемы компоновки самолетов.



Первым таким решением являлась двухбалочная схема с фюзеляжем-гондолой, в задней части которой размещался мотор с толкающим винтом. Проект бронированного штурмовика БШ-МВ АМ-38 разработали А.А.Архангельский, Г.М.Можаровский и И.В.Веневидов в конце 1940 г. Идея создания самолета принадлежит Можаровскому и Веневидову — конструкторам завода №32, авторам целого ряда разработок, связанных с вооружением: стрелковых турелей, прицелов, бомбардировочного вооружения, комбинированных стрелково-пушечных установок для штурмовиков с оружием, стреляющих под углом вниз от оси самолета КАБВ (комбинированное артиллерийско-бомбардировочное вооружение). Для этого они экспериментировали со своими установками КАБВ на самолетах СБ 2М-103А, Як-2 2М-103 и пришли к выводу, что нужен специальный самолет-штурмовик, основу наступательного вооружения которого составит их комбинированная стрелково-пушечная установка. Предложили и схему машины. Но, не имея достаточного опыта в этом деле, эскизный проект тщательно не проработали. В частности, тогда считалось, что они выбрали слишком большую нагрузку на крыло для штурмовиков (отметим, что впоследствии у всех построенных бронированных штурмовиков она оказалась примерно такой же).

К проектированию этого самолета привлекли конструктора А.А. Архангельского и возложили на него руководство работами. Здесь проблема обзора решалась достаточно успешно (был обеспечен угол обзора вперед — вниз около 15 градусов), но возникали трудности другого рода, связанные с безопасным покиданием самолета летчиком в полете и обеспечением огневой защиты задней полусферы. Эксплуатация самолета с размещенным в хвосте винтом также требовала от проектировщиков четких и ясных рекомендаций. Эскизный проект БШ-МВ АМ-38 предъявили 29 декабря 1940г., дополнительные материалы — 25 января 1941 г. Заключение по эскизному проекту утвердил 12 марта 1941 г. начальник НИИ ВВС А.И. Филин. Самолет представлял собой одноместный одномоторный моноплан двухбалочной схемы с кабиной летчика, мотором АМ-38 и вооружением (размещаемым в фюзеляже-гондоле), толкающим винтом, с крылом типа «обратная чайка», убирающимся шасси с носовым колесом.

Фюзеляж бронированный, с силовым поперечным и продольным набором. Броневые цементированные плиты являлись силовыми элементами конструкции. Аэродинамические формы в носовой и хвостовой части фюзеляжа были образованы дюралевой обшивкой, прикрепляемой к броневым плитам — в средней части фюзеляжа эти плиты являлись непосредственно его поверхностью, сопрягаясь с носовой и задней частями фюзеляжа. На козырьке фонаря, по бокам головы летчика, а также у его ног ставили прозрачную броню. Также как и на ОПБ АМ-37 С.А.Кочеригина предусматривалось обеспечение обзора вниз непосредственно под самолетом, что позволяло более эффективно использовать КАБВ. Общий вес брони составлял 845 кг, ею защищались сам летчик, мотор, бензо- и маслобаки, радиаторы и все оборудование в пилотской кабине.



Крыло двухлонжеронное, цельнометаллическое. Лонжероны, нервюры и обшивка дюралевые. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Отъемные консоли трапециевидные в плане, с закруглениями. По всему размаху центроплана и на консолях щитки «Шренка». Элероны типа «Фрайз» при взлете и посадке работали синхронно со щитками. Напротив элеронов располагались автоматические предкрылки. Профиль крыла NASA-23012. Хвостовые балки имели продольный и поперечный набор. Стрингеры, нервюры и работающая обшивка — дюралевые. Балки жестко крепились к усиленным нервюрам центроплана. Объем балок использовался для размещения при уборке назад основных колес шасси, а концы балок — резервных хвостовых колес (для защиты хвостовой части при посадке с большим углом атаки).

Хвостовое оперение было металлическим. Кили выполнены как единое целое с хвостовыми балками. На рулях триммеры. Рули статически и динамически сбалансированы, управление жесткое, дублированное. Носовое колесо убиралось назад в фюзеляж, под кабину летчика. Главные колеса на двух стойках. Уборка и выпуск шасси с помощью гидропривода. Броневые плиты хвостовой части фюзеляжа служили подмоторной рамой. Винт серии ЗСМВ-2, диаметром 3,2 метра. За кабиной летчика устанавливалась КАБВ с отклоняемыми до 30 градусов пушками Таубина 23-мм калибра с боезапасом 162 снаряда и 4 пулемета ШКАС с боезапасом 3000 патронов. Управление с помощью электромотора. Прицел был синхронно связан со стрелково-пушечным вооружением. На консолях предусматривалась подвеска шести реактивных снарядов РС-82. Бомбодержатели размещались внутри и снаружи центроплана. Внутри предусматривалась подвеска двух бомб ФАБ-100, или четырех ФАБ-50, или шести АО-25, или шести АО-20, или ста сорока четырех АО-2,5, или ящиков и кассет для ампул и бомб мелкого калибра; снаружи — двух ФАБ-250, двух ФАБ-100, двух ФАБ-50, четырех АО-25, четырех АО-20. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 250 кг, в перегрузку — 500 кг. Между патронными ящиками и мотором АМ-38 в центральной части фюзеляжа размещался бензобак на 930 л (700 кг), под ним маслобак емкостью 70 литров. Водорадиатор находился под крылом. Предусматривался вентилятор для обдува двигателя под капотом.

В заключительных выводах рассмотревшей проект комиссии говорилось, что запасы устойчивости недостаточны, но схема самолета представляет определенный интерес. Главным достоинством сочли отличный обзор летчика, достигающий 48 % от всей сферы. Как ни странно, сомнение у специалистов НИИ ВВС первоначально вызывала КАБВ. В качестве основных, были выдвинуты следующие пожелания: штурмовик должен брать не менее 400 кг бомб, преимущественно мелкого калибра; необходимо поставить пушку калибра 37 мм; добавить пулеметы калибра 12,7 мм; снизить удельную нагрузку на крыло, упростив взлет и посадку — самолет массовый и качество подготовки летчиков военного времени будет невысоким; подключить к проектированию мощный самолетостроительный коллектив.

В целом эскизный проект одобрили. На самолете предполагалось необычайно сильное вооружение и только недопонимание преимуществ КАБВ вызвало стремление его подправить. Постройку БШ-МВ АМ-38 велась в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 марта 1941 г., в котором содержалось требование обеспечить максимальную скорость полета 470 км/час и нормальную бомбовую нагрузку не менее 500-600 кг.



В марте 1941 г. предъявили макет самолета, состоявший из фюзеляжа с центропланом и шасси, кабины летчика, комбинированной подвижной стрелковой установки КАБВ с четырьмя пушками ШВАК и четырьмя пулеметами ШКАС. Заявлена была максимальная скорость 420 км/час (по-видимому, подправленная после дополнительных расчетов самим А.А.Архангельским). Нормальная бомбовая нагрузка 200 — 250 кг, в перегрузку — 400-500 кг. Макетная комиссия рекомендовала увеличить толщину брони с 6 до 10 мм, а фюзеляжный бак защитить снизу 13-мм броней. В заключительном Акте отмечалось, что макет не может быть утвержден из-за несоответствия тактико-техническим требованиям. Однако система комбинированной артиллерийской батареи БШ-МВ представляла интерес для ВВС, поэтому признали целесообразным довести до сведения правительства вопрос о необходимости пересмотра заданных ТТТ и схемы самолета (специалисты ВВС видимо поняли, что в КАБВ содержится основная «изюминка» проекта БШ-МВ АМ-38). Протокол по макету утвердил 23 июня 1941 г. заместитель начальника ГУ ВВС. К этому времени уже началась постройка самолета на заводе №82. Война заставила свернуть работы по БШ-МВ.

С.В. Илюшин направил 22 июля 1942 г. в адрес главного инженера ВВС А.К. Репина эскизный проект одномоторного одноместного бронированного штурмовика МШ с мотором АМ-38. В сопроводительном письме он докладывал: «В проект плана опытного строительства на 1942 г. вошел предложенный мной двухмоторный бронированный штурмовик (имелся ввиду самолет Ил-6 — авт.). Принимая во внимание сегодняшнюю обстановку и трудности осуществления подобного типа самолета, предложение по которому я снимаю, представляю одномоторный, развитие Ил-2». И далее он перечисляет особенности своей новой машины:

кардинально изменен обзор, который для штурмовика является решающим;
усилено артиллерийское вооружение — пушка калибра 37-мм позволит поражать тяжелые танки (строго говоря, только легкие и средние танки — авт.);
артиллерийское и стрелковое вооружение сосредоточены в одном месте, что улучшает прицельность и кучность стрельбы;
минимальная толщина брони увеличена с 4 до 5 мм;
уменьшено лобовое сопротивление;
изменена схема уборки шасси и т.д.

Для самолета требуется мотор с удлиненным валом. Предусматривается два варианта вооружения. Бомбардировочно-пушечно-стрелковый: нормальный вариант бомбовой нагрузки — до 400 кг (16x25 кг, или 40x10 кг, или 160x2,5 кг), две синхронные пушки ШВАК с боезапасом 200 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов. Стрелково-пушечный вариант: одна пушка Б.Г.Шпитального ШФК-37 с пропущенным через редуктор в полый вал винта стволом и боезапасом 40 снарядов, две синхронные пушки ШВАК с боезапасом 200 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов.

По схеме самолет МШ АМ-38 (модернизированный штурмовик с мотором АМ-38) напоминал Р-39 «Аэрокобру». Но шасси проектировалось не с носовым, а с обычным хвостовым колесом. Известно, что Белл (конструктор самолета Р-39) выбрал схему своего самолета, исходя из таких, в частности, соображений, как необходимость обеспечения эффективности вооружения и простоты посадки для летчиков (уставших после воздушного боя), чему способствовал хороший обзор вперед — вниз. Известно также, что американцы не имели мотор-пушек и у них не были отработаны варианты синхронных пушек, в связи с чем основным оружием истребителей являлись крупнокалиберные крыльевые пулеметы. Среди недостатков применяемой американцами схемы вооружения можно назвать слабую кучность огня, которую на Р-39 удалось улучшить, расположив оружие более компактно. И в том числе пушку М-4 калибра 37 мм.

В предлагаемой машине Ильюшин разместил мотор АМ-38 примерно в центре тяжести самолета. Передача мощности на воздушный винт осуществлялась с помощью удлиненного вала, проходившего под бронированным полом кабины летчика. Воздухозаборник мотора находился в верхней части фюзеляжа. Кабину выдвинули вперед, что обеспечивало обзор вперед — вниз до 24 градусов. Под кабиной летчика размещался отсек стрелково-пушечного вооружения. Бензобак и маслобак располагались между кабиной и мотором в верхней части фюзеляжа. Водяные и масляные радиаторы системы охлаждения и смазки мотора были установлены в подфюзеляжной части центроплана, их охлаждение осуществлялось наружным воздухом, подводившимся по изогнутым каналам из воздухозаборников в носке крыла у правого и левого бортов фюзеляжа. Бомбы, как и в Ил-2, размещались внутри центропланных бомбоотсеков и в перегрузку — дополнительно на внешних подвесках.

У шасси основные колеса убирались назад по полету в центроплан с поворотом колес в процессе уборки примерно на 90 градусов (впоследствии эта идея реализована на Ил-10). Убирающимся было и хвостовое колесо. Применение крыла со стреловидностью по передней кромке 15 градусов позволяло достичь необходимого диапазона эксплуатационных центровок. Бронирование летчика, бензо- и маслобаков, водяных и масляных радиаторов обеспечивалось бронекорпусом весьма сложной формы, в основном с прямоугольными образующими. Это упрощало технологию его изготовления, но одновременно повышало уязвимость брони. В НИИ ВВС дали положительное заключение по проекту, только рекомендовали пушки ШВАК заменить на ВЯ-23.

Следует отметить, что массы пустого самолета и взлетная возросли по сравнению с Ил-2. И несмотря на некоторое улучшение аэродинамики, самолет с мотором АМ-38 показал недостаточно высокие летные данные. К тому же назрела необходимость в двухместном штурмовике, а в рамках принятой компоновочной схемы осуществить такую задачу было невозможно. Кроме того, опыт создания однотипных самолетов Р-39 и Р-63 фирмы «Белл» обнаружил два присущих им хронических недостатка, от которых трудно избавиться: разрушение длинного вала для привода винта вследствие возникновения крутильных колебаний и плохие противоштопорные свойства. Отсюда последовало решение — самолет МШ-АМ-38 не строить.

В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1947 г. на ОКБ С.В. Ильюшина возлагалась задача создания нового штурмовика с несколько повышенными (по сравнению с Ил-10) летными данными, более мощным пушечным и ракетным вооружением, улучшенным обзором и бронированием. В конце 1947 г. конструкторы завершили разработку одномоторного бронированного двухместного штурмовика с двигателем жидкостного охлаждения МФ-45ш. Использовалась оригинальная компоновочная схема, которая обеспечивала отличный обзор вперед — вниз. Неординарным было и пушечное вооружение. Эскизный проект самолета Ил-20 МФ-45ш направили в феврале 1948 г. в НИИ ВВС.

Постановление Совмина СССР о постройке опытных экземпляров Ил-20 принято 12 июня 1948 г. Заключение на эскизный проект утвердил 19 июня того же года главный инженер ВВС И.В. Марков. Ответственным исполнителем по самолету назначили инженер-майора С.Г.Фролова. Предназначение штурмовика формулировалось следующим образом: «Для подавления и уничтожения живой силы и технических средств на поле боя и в тактической глубине расположения противника». Предлагалось сделать два проекта с различными вариантами наступательного и оборонительного вооружения.

По схеме первый вариант самолета представлял собой низкоплан с мотором жидкостного охлаждения с четырехлопастным винтом диаметром 4,2 метра. Кабина летчика размещалась необычно — непосредственно над мотором — и была до предела выдвинута вперед. Переднюю часть кабины образовало поставленное под углом 70 градусов длинное лобовое стекло 100-мм толщины. Один конец его практически упирался в обрез втулки винта. Это обеспечивало обзор вперед — вниз в секторе 37 градусов, а при пикировании под углом 40-45 градусов летчик мог видеть цели, находящиеся практически прямо под самолетом. За кабиной летчика располагались масло- и бензобаки. За ними находилась кабина стрелка, дистанционно управляющего 23-мм пушкой, размещенной в специальной подвижной установке Ил-ВУ-11 с гидравлическим приводом и механизмом для обвода ствола пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения (в целях защиты их от поражения собственным оружием).

Установку спроектировали в ОКБ Ильюшина. Она обеспечивала большие углы обстрела в верхней части задней полусферы: 80 градусов — вверх и по 90 градусов — вправо и влево. Максимальная скорость перемещения оружия в подвижной установке составляла 4-45 град./сек. Поскольку нижняя четверть полусферы совершенно не защищалась пушечной установкой, снизу фюзеляжа дополнительно размещали кассету для 10 авиационных гранат АГ-2, организуя тем самым частичную защиту. Хвостовое оперение было однокилевым, крыло и горизонтальное оперение — трапециевидным в плане. Водо- и маслорадиаторы размещались в центроплане, воздухозаборник мотора — в нижней части фюзеляжа, в районе переднего обреза крыла.

Кабины летчика и стрелка, мотор, системы питания топливом и смазки, система охлаждения находились внутри бронекоробки. Общий вес металлической брони составлял 1840 кг, а прозрачной — 169 кг. Кабина летчика имела, кроме лобового, два боковых передних бронестекла толщиной 65 мм и заднее бронестекло, также 65-мм. В верхней части кабины с боков фонаря стояли броневые листы толщиной 10 мм; борта кабины, задняя перегородка за летчиком были 10-мм, а в верхней части — 15-мм. Стрелок сзади и сверху защищался 100-мм бронестеклом, передним верхним листом за бензобаком и бортовыми 6-мм листами, нижним бронелистом кабины в 8 мм, верхней и нижней экранированной броней толщиной 8+8 мм.

Бронирование мотора включало «бронекорыто» из листов толщиной 6,8 и 12 мм, хорошо защищающее его спереди, снизу и с боков. Верхний лист бензобака толщиной 4 мм, боковые листы в 6 мм и плиты за баком в 10 мм полностью прикрывали его с тех сторон, где не было другой бронезащиты. Радиаторы прикрывались с боков листами в 4 мм, щитком радиатора внутри «бронекорыта» мотора в 6 мм, нижними бронелистами толщиной 8 мм, двумя 10-мм бронезаслонками радиаторов. Как видим, бронирование сделали исключительно сильным. Оно обеспечивало в основном защиту от пуль калибра 12,7 мм и в значительной мере — от снарядов авиационных 20-мм пушек. Толщина металлической брони по сравнению с Ил-10 увеличилась в среднем на 46%, а прозрачной — на 59%. Наступательное вооружение в первом варианте включало две крыльевые пушки калибра 23мм для стрельбы вперед на пикировании или планировании и две 23-мм пушки, установленные в фюзеляже под углом 22 градусов к линии полета — для обстрела целей с бреющего полета. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, в перегрузку — 700 кг. Под крылом в перегрузочном варианте предусматривалась подвеска четырёх однозарядных реактивных орудий ОРО-132.

Во втором варианте наступательного вооружения планировалось использование одной пушки калибра 45 мм, двух 23-мм пушек и шести ОРО-132. Самолет был оборудован совершенным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, тепловой противообледенительной системой. Это расширяло возможности его использования в плохих метеоусловиях (основные данные самолета, соответствующие ТТТ, полученные в эскизном проекте и по результатам заводских испытаний, приведены в колонках 2, 3 и 4 таблицы 2). В эскизном проекте разрабатывался и второй вариант оборонительного вооружения самолета Ил-20. Там вместо верхней установки Ил-ВУ-11 применили кормовую подвижную пушечную установку Ил-КУ-8, расположенную в хвостовой части самолета. Она обеспечивала защиту самолета в задней полусфере от атак истребителей противника со всех направлений. В Ил-КУ-8 стрелок сзади был защищен бронестеклом толщиной 100 мм, с боков — бронестеклами в 65 мм. Изогнутая по контуру стрелковой установки броня толщиной 10 мм, боковые 6-мм и задний 4-мм бронелисты обеспечивали надежную защиту стрелка в этом варианте.

Несмотря на ряд оригинальных идей, эскизный проект Ил-20 отклонили как не соответствующий постановлению Совмина СССР и тактико-техническим требованиям. Из таблицы 2 видно, что это касалось основных летных данных и вооружения. В качестве главного недостатка отмечалась низкая скорость полета самолета, которая оказалась даже ниже, чем у серийных Ил-10. Наступательное вооружение также не удовлетворяло заказчика. Значительное увеличение миделя фюзеляжа и его боковой поверхности приводило к ухудшению аэродинамики самолета, возрастанию полетного веса, увеличению возможности поражения огнем противника. Поскольку распределение установленной на самолете брони осуществлялось по большой поверхности, специалисты НИИ ВВС не увидели улучшения бронирования по сравнению с Ил-10. Крайне усложнилась эксплуатация ВМГ из-за нерациональных способов подхода к мотору и его агрегатам. При всех работах, связанных со съемкой блоков или их крышек, требовался демонтаж самого двигателя с самолета. Все работы на моторе механик должен был выполнять в положении вниз головой. Летчик в кабину попадал только при неработающем двигателе. При аварийном покидании возникала опасность попадания под винт.

Отмечалось, что огневая мощь Ил-20 меньше, чем у Ил-10. Одновременно можно было вести огонь только из двух пушек — либо крыльевых, либо фюзеляжных. Целесообразность применения последних не вызывала сомнений, но высказывалось пожелание иметь подвижные установки. Попутно скажем, что уже имевшиеся к тому времени вполне успешные разработки в этой области Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова использованы не были. При загрузке ПТАБ бомбовая нагрузка составляла всего 300 кг. Основным положительным фактором посчитали прекрасный обзор вперед — вниз (правда, лишь в очень узком секторе). Обзор в стороны и вперед оказался таким же, как у Ил-10.

Макет Ил-20 предъявили макетной комиссии в июле 1948 г. В протоколе, который утвердил 21 июля 1948 г. Главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А.Вершинин, мотор уже назывался М-47. Макет в варианте с Ил-ВУ-11 был признан недоработанным. Обзор вниз — в стороны оказался хуже, чем на Ил-10. Кабина располагалась слишком близко к винту, что небезопасно при ее покидании, а при аварийной посадке велика вероятность повреждения кабины лопастями винта. Не было аварийного сброса фонаря и защитного противокапотажного устройства. Компоновочная схема усложняла эксплуатацию. Среди положительных качеств отмечались отличный обзор вперед — вниз и наличие пушек, стреляющих под углом вниз и дающих возможность атаковать площадные цели с горизонтального полета на высотах от бреющего полета до 700-800 метров. Вершинин не считал нужной постройку Ил-20 до окончательного утверждения макета. Однако самолет в первом варианте изготовили. Он имел четыре подвижные крыльевые пушки Ш-3 конструкции Б.Г.Шпитального 23-мм калибра с боезапасом 900 снарядов. В Ил-ВУ-11 установили подвижную пушку Ш-3 с боезапасом 200 снарядов.

Заводские испытания начались 20 ноября 1948 г. Первый полет в начале декабря 1948 г. совершил летчик В.К.Коккинаки. В процессе испытаний самолет показал максимальную скорость полета всего 515 км/час на высоте 2800 метров. Вследствие низких летных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности мотора М-47 конструкции М.Р.Флисского работы по Ил-20 в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14 мая 1949 г. прекратили. Самолет осмотрел заместитель Главкома по боевой подготовке и отметил следующие недостатки:

— кабины летчика и стрелка разобщены бензобаком;
— не отработаны вопросы пикирования;
— не обеспечена эффективность тушения пожара в районе бензобака;
— установлено четыре пушки вперед вместо шести, и другие.

С.В. Ильюшин прорабатывал еще два (кроме уже рассмотренных нами) варианта Ил-20, с компоновкой по типу Ил-10. Летные данные получались, естественно, повыше.

В марте 1948 г. С.М.Алексеев предъявил эскизный проект бронированного двухместного штурмовика Ш-218 с мощным мотором Х-образной схемы М-251. Самолет не включили в план опытного строительства на 1949 г. Макет был построен, но в связи с ликвидацией ОКБ-21 работы по самолету прекратились. С.М. Алексеев обратился 19 февраля 1951 г. с письмом в ВВС и попросил вернуться к рассмотрению проекта. Председатель НТК ВВС Б.Н.Пономарев считал, что строить Ш-218 нецелесообразно в связи с тем, что летные данные его были хуже, чем у Ил-10 (см. колонку 5 и 6 таблицы 2). Отмечалось отсутствие бомб (только в перегрузочном варианте), слабое бронирование, невозможность разборки самолета для его транспортировки. Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полета Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъемность у него тоже будет лучше.

По компоновочной схеме самолет напоминал БШ-МВ АМ-38. Обзор вперед — вниз составлял около 15 градусов. Наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины летчиком. Крыло было со стреловидностью 16╟ по передней кромке, задняя — прямая. Управление рулями и элеронами осуществлялось посредством обособленных систем — правой и левой, так что при повреждении или отказе одной из них управление самолетом сохранялось. Ш-218 отличался от БШ-МВ двумя дистанционно управляемыми боковыми турелями с пушками 20-мм калибра с боезапасом 240 снарядов. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации. Наступательное вооружение включало четыре отклоняемые на 15 градусов пушки калибра 23 мм с боезапасом 480 снарядов. В балках размещались по три реактивных орудия ОРО-132. В связи с использованием мощного мотора ставились два соосных винта, разработан был и вариант самолета с обычным шасси.

С.М.Алексеев спроектировал также бронированный штурмовик Ш-218 с еще более экзотической компоновкой, где предусматривалось размещение мотора в хвостовой части обычного фюзеляжа, а толкающего винта — за хвостовым оперением. Известно, что подобная схема практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации. Таким образом, достаточно хороший обзор вперед — вниз у серийных одномоторных штурмовиков получить не смогли. Может быть, наиболее удачным следует признать решение, предложенное в проекте самолета ОПБ АМ-37 С.А.Кочеригина. Конструктор, используя традиционную компоновочную схему, сумел добиться обзора вперед — вниз, необходимого самолету-штурмовику, и в то же время решить задачу обеспечения обзора вниз под самолет, который требуется бомбардировщику. Отличный обзор вперед — вниз сделали в самолете Ил-20 М-47, но ценой проигрыша по многим другим параметрам, что не позволило принять машину в серию. Можно сделать вывод: надежда решить проблему обзора вперед — вниз за счет нетрадиционных схем компоновки одномоторных самолетов-штурмовиков не оправдалась.



ЛТХ:
Модификация Ил-20
Размах крыла, м 17.00
Длина самолета,м 12.59
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 44.00
Масса, кг
пустого самолета 7535
нормальная взлетная 9500
максимальная взлетная 9780
Тип двигателя 1 ПД М-47
Мощность, л.с.
взлетная 1 х 3000
номинальная 1 х 2300
полетная 1 х 2400
Максимальная скорость, км/ч
у земли 450
на высоте 515
Перегоночная дальность, км 1700
Практическая дальность, км 1045
Скороподъемность, м/с 375
Практический потолок, м 7750
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка НА-23, две 23-мм пушки НС-23
бомбовая нагрузка нормальная — 1190 кг,
с бомбами до 500 кг на наружной подвеске.
под консолями — 8 РС-82 или 4 РС-132.



🌍 - наступит МИР! - ТГ-канал - http://t.me/murzilka_inc


Ну воть... опять :) мордаКнига меня забанила... и за что ??? за ролик с хероями ??? ну я ж ни добавил ни чего, ни убавил... неужели в мордокниге не це

Понедельник, 19 Декабря 2022 г. 17:49 + в цитатник
Ну воть... опять :)
мордаКнига меня забанила... и за что ??? за ролик с хероями ???
ну я ж ни добавил ни чего, ни убавил... неужели в мордокниге не ценят эвропэйскi цiнностi???
... как то не толерантненько ...
может им не нравятся украинские песни ?...

за это забанили - https://t.me/murzilka_inc/8923

Вложение: 13445493_video_20221219_012400.mp4


Цитаты русских классиков об оппозиции и либералах. Ничего не изменилось!

Вторник, 13 Декабря 2022 г. 22:47 + в цитатник
Цитаты русских классиков об оппозиции и либералах. Ничего не изменилось!


Цитаты русских классиков об оппозиции и либералах. Ничего не изменилось!Вот вы (да и я, грешным делом) думаете, что то, что творят российские оппозиционеры-либералы сегодня вообще ни в какие ворота не лезет, что это все вопиюще и ужасающе, такого не было никогда? Как бы не так! Вы в этом не первые, еще прославленные русские классики замечали такие черты за поведением своих современников.




4. Александр Сергеевич Пушкин.
Солнце Русской Поэзии в своем творчестве не обошел радикальную либеральную оппозицию, хоть и сам, как известно, симпатизировал декабристам. Но, видимо, видел фальш в словах некоторых из них и не мог согласиться даже учитывая собственные оппозиционные взгляды:

Ты просвещением свой разум осветил,

Ты правды лик увидел,

И нежно чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел.

Ты руки потирал от наших неудач,

С лукавым смехом слушал вести,

Когда полки бежали вскачь

И гибло знамя нашей чести.



3.Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский почтил глупую(подчеркиваю, глупую) часть оппозиции того времени упоминанием в Братьях Карамазовых:

Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придёт, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Вот до смешного актуально. Сегодня с трибун часто слышны призывы армию распустить и уничтожить, а о том, что кто-то ностальгирует по нашествию Гитлера и говорить не приходится...



2. Лев Николаевич Гумилёв.
Великий русский историк упомянул тогдашнюю "элиту мысли" не самыми приятными словами:

Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия…

Точь в точь либерал сегодняшний. Если что-то не подходит их идее и пути мышления, они поднимают бучу и отказываются даже замечать тот факт, что сели в лужу. Ну и, взять того же Дудя, говорят обо всем как эксперты, даже если не разбираются в предмете ни разу. У меня на канале полно таких примеров.



1. Евгений Иванович Мартынов.
А вот невероятно актуальное наблюдение от русско-советского генерала и историка:

Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война — преступление, патриотизм — пережиток старины, армия — главный тормоз прогресса, военная специальность — позорное ремесло, воинская доблесть — проявление глупости и зверства...

Вот такие вот были либералы в то время. Да и, что уж там, остались такими же.


🌍 - наступит МИР! Правда ТУТ - http://t.me/murzilka_inc


Понравилось: 1 пользователю

Друзья нужны Ваши лайки на ВК-странице нашего младшего товарища!!! Поддержим Вместе! — https://vk.com/vlad_2010_01?w=wall373703743_1380 "Цена победы"

Четверг, 08 Декабря 2022 г. 21:12 + в цитатник
Друзья нужны Ваши лайки на ВК-странице нашего младшего товарища!!!
Поддержим Вместе! — https://vk.com/vlad_2010_01?w=wall373703743_1380

"Цена победы" Родионов В.В. #навигаторыдетства #Росдетцентр #РДШ #РДДМ #ГероиОтечества #СОШпСорум #Белоярскийрайон #ХМАО #Сорум #Сорум_ХМАО 2022г.

руТюбик - https://rutube.ru/video/78a5623f872e7eb989b0af4f5259e..
ютуб - https://youtu.be/q9tIhbIGALU
яндексДзен - https://dzen.ru/video/watch/639201c02c71257886126e7c







Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Епанделин
Страницы: 733 732 731 [730] 729 728 ..
.. 1 Календарь