-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Италия, июль-август 2011 г.
Италия, июль-август 2011 г.
02:06 10.02.2012
Фотографий: 571
Посмотреть все фотографии серии Рига, август 2011 г.
Рига, август 2011 г.
01:07 15.12.2011
Фотографий: 30
Посмотреть все фотографии серии Марши в Москве. 2011 год.
Марши в Москве. 2011 год.
17:17 10.12.2011
Фотографий: 62

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахус

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2003
Записей: 4909
Комментариев: 6021
Написано: 12147


Румбула

Пятница, 17 Мая 2013 г. 12:00 + в цитатник

Румбульский мемориалРебят... Как бы так объяснить... Короче, сейчас текст будет, длинный. Вы уж извините. Он о странном месте одном. Короче, мы возвращались из Саласпилса и увидели на дороге вот такую стрелу. Стало интересно - завернули. А там непонятный мемориал. Я приехал домой, начал искать информацию, а её почти нет. Даже мои любимые Mesta.lv, которые рассказывают о последнем придорожном камне и старом доме, и те молчат. Нет такого места, и всё тут. Порылся, что-то нашел. В частности, нашел несколько воспоминаний очевидцев, пару книг. Короче, «на коленке» текст собрал. Он длинный получился, но почитайте. Там интересно. И грустно очень.

30 ноября 1941 года карательная группа специального назначения «Айнзацгруппа A» в сотрудничестве с командой латыша Виктора Арайса начала массовый расстрел рижских евреев в лесу у латвийской деревни Румбула. Всего за два дня было расстреляно  более 25 тысяч человек. Операцией руководил обергруппенфюрер СС и генерал полиции Фридрих Еккельн. Для удобства был применён способ, который Еккельн называл «пачкой сардин». Людей заставляли раздеваться и ложиться в ров лицом вниз сверху на уже убитых, после чего их расстреливали.

Две чудом уцелевшие женщины рассказывали о произошедшем здесь кошмаре: «Было много раненых. Ночью, когда немцы ушли, уцелевшие пытались выползти из ям. Но латышские полицейские расстреливали их из пулеметов... Это было похоже на море: поднимались волна за волной и падали вниз. Красная кровь текла из страшных ям. К утру все затихло. Выпал снег и засыпал место казни...»

Румбульский мемориалМесто расстрела долгое время оставалось заброшенным и никому не известным. Однако в 1962 году Самуил Цейтлин с помощью Беллы Мартинсон, одной из двоих, кому удалось выжить, разыскал его в лесу. Хотя и дорога, по которой вели евреев на расстрел, и сами ямы успели густо зарасти.

Буби, так звали Цейтлина друзья, решил любыми правдами и неправдами создать здесь мемориал. Целый год он обивал пороги и заваливал письмами все инстанции, пока Министерство культуры Латвийской ССР не сдалось. Было выдано разрешение и даже  выделено целых 500 рублей на создание мемориала.

Группа местных еврейских активистов начала работу по расчистке места расстрела. Работы в Румбуле стали еженедельными. Каждое воскресенье добровольцы прокладывали тут дорожки, очищали место, таскали землю. «Царила удивительная атмосфера солидарности, братства, духовного подъема. Поначалу меня очень угнетало пребывание в этом страшном месте, где на каждом шагу земля исторгала то кость, то детскую туфельку. Скрип качаемых ветром сосен оборачивался для меня стонами расстрелянных. Даже придя домой, я долгие часы не в состоянии бывал вернуться к обычным делам. Меня поражало, как могут эти нежные, с еще не пробившейся бородой мальчики распевать песни, находясь в этой роще смерти и отчаяния, а иногда даже беззаботно грызть яблоки, стоя прямо на могиле...», -- пишет в своей книге Герман Брановер, участник создания мемориала.

Очень скоро активисты привлекли внимание властей. Группа работала под пристальным надзором милиции. Самодельные монументы на могилах — вроде появлявшегося снова и снова огромного маген-давида, опутанного колючей проволокой, — немедленно уничтожались, рассказывает Брановер.

«Когда встал вопрос о памятнике, тут и началось....  Трое ребят сделали из колючей проволоки маген-давид, поставили его над могилой, через два дня он изчез, сделали снова, опять исчез, тогда забросили эту идею. Три художника сделали высокую чёрную доску с красными пятнами крови и копией картины "В последний путь"... тоже исчезла», -- рассказывает Ганей-Авивец, ещё один из участников этих событий. Почитайте, кстати, рассказ. Он с юмором написан.

Румбульский мемориалК 1964 году затяжная борьба с властью обострилась. Особенную бурю вызвала попытка установить надгробный камень, на котором было написано «Ди карбонес фун фашизм» — «Жертвам фашизма».

«Когда уже плиты были готовы, завод отказался их выдать, был получен  приказ свыше изменить текст, уничтожить надпись на иврите. Буби отправляет телеграмму на имя Хрущёва Н.С. Надпись на иврите на одной плите разрешили оставить, но добавить на камень серп и молот.... Вторую же плиту совсем фальсифицировали: «В 1941-1944 годах здесь, в румбульском лесу, были зверски расстреляны и замучены 50 тысяч советских граждан, политических заключённых, военно-пленных и других жертв фашизма.», -- рассказывает Ганей-Авивец. На вопрос Буби председателю исполкома : из каких архивных документов видно, что жертвами румбульской трагедии, кроме евреев, были и другие, ответ был "ведите себя прилично".

В итоге, на уже готовый памятник был наложен арест. Однако Самуил Цейтлин с друзьями ночью выкрали камень из мастерской, установили его на подготовленном месте и сфотографировали. На следующий день фотографии появились в заграничных газетах, и власти решили отступить. Камень до сих пор стоит тут.

25 октября 1964 года, несмотря на дождь, на открытие мемориала собрались тысячи людей. Даже специальные дополнительные электрички пустили. В последующие годы активисты продолжали собираться, поминали убитых, чистили лес, выкладывали дорожки. Власти активно пытались мешать этим собраниям. Но евреи собирались и собирались. «Так продолжалось каждую памятную дату, пока все активные евреи Риги не переселились в Израиль... Буби уезжал одним из последних бойцов, в 1974 году», - заканчивает рассказ Ганей-Авивец.

Наконец, в ноябре 2002 года в Румбуле был открыт Мемориальный ансамбль по проекту архитектора Сергея Рыжа. У дороги, на входе в мемориальный комплекс, установлена металлическая стрела. Та самая. Она указывает на путь, по которому гнали людей. Вход в мемориал обозначен двумя плитами с надписями на латышском, английском, немецком и иврите, повествующими о произошедших здесь трагических событиях. Вдоль тропинки стоят памятные «верстовые столбы».

Румбульский мемориал Румбульский мемориал

Тропинка ведёт в центральную часть мемориала. Здесь над площадкой, выполненной в форме звезды Давида, возвышается менора – ритуальный подсвечник. Именно таким видел будущий памятник Буби.

Румбульский мемориал

Вокруг меноры установлены грубо отесанные камни с именами расстрелянных здесь рижских евреев. Небольшие камни выглядят как мемориальные плиты на могилах. Тысячи таких плит.

Румбульский мемориал Румбульский мемориал

Где-то фамилии перечисляются семьями, где-то кварталами.

Румбульский мемориал Румбульский мемориал

Между этими камнями проложены тропинки из булыжников. На этих булыжниках высечены названия улиц гетто. Фактически, вся звезда Давида – это целое поселение. Кроме того, на территории мемориала находятся шесть массовых захоронений.

Румбульский мемориал Румбульский мемориал

Если приглядеться, то во всем мемориале есть только один камень, надпись на котором не высечена, а сделана в виде таблички. Этот камень в честь человека, скончавшегося в 1990 году. В честь Самуила Цейтлина. Или Буби, как его звали друзья.

Румбульский мемориал 

Рубрики:  Выгулки и выездки
Я знаю места
Фото


Процитировано 1 раз

luciferanna   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 07:35 (ссылка)
Спасибо! А сейчас, получается, он заброшен - мемориал? Почему его нет в путеводителях и т.д.?
Ответить С цитатой В цитатник
Бахус   обратиться по имени Понедельник, 20 Мая 2013 г. 11:17 (ссылка)

Ответ на комментарий luciferanna

Нет. Он ухожен, к нему несут цветы. Мы сами несколько групп видели с цветами. А нет в путеводителях... Ну, это очень, очень спорный, с точки зрения современного латвийского общества, мемориал. Там же идёт позиционные бои до сих пор между "русскими" и нацианолистами. Кого сейчас интересуют такие вещи. Неонацисты и старонацисты? Ну, им странно об этом вспоминать. Та часть, кто ходит с парадами под красным знаменем? Для них рядом есть Саласпилс, а уничтожение евреев... Ну, это не к ним. А большинству же, традиционно, похуй. Их-то не касается.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку