-Метки

2019 2020 2021 2022 2023 2024 Дубай Маяк австралия алжир алькатрас америка архитекторы африка бавария барокко бартоломео диаш белем белен бельгия бретань бутан бхактапур великобритания вермеер верона вилла дель принсипи выпечка сладкая галерея боргезе генуя город горы греция дворец дидан динан донауэшинген дорога достопримечательности дрезден египет животные замок змеи изобретения индия интересно иракузы иран испания историяэ италия ицилия караваджо карелия картошка кельн китай колонна комо конкарно корунья кремль кулинария латинский квартал легенлы лион лисобон лиссабон лиссобон лиссобонн лондон лувр любек магеллан мадагаскар марокко мексика метро мехико микеланджело мифы монастырь монумент москва моссел-бей музей музей пушкина музыка муравьи мюнстер насекомые необычное непал нидерланды остров павловск палермо памятник памятники париж перу пингвины площадь портрет португалия праздник природа птицы пустыня рахманинов рим россия румыния рыба саксонская швейцария сарагоса сардиния3 северный кавказ сицилия скала скульптура собор судьбы сша тенерифе техлологии технологии традиции турин турция улицы фонтан фонтенбло фуншал холм св. женевьевы церковь черное море чехия швейцария шотландия эдинбург эльзас этимология юар япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Роловейская мартышка - (0)

ии Роловейская мартышка (Cercopithecus roloway), эндемик Западной Африки (Гана и Кот-д’Ивуар...

Попугай ЖЕЛТОЩЕКАЯ РОЗЕЛЛА - (0)

Обитает в юго-западной части Западной Австралии, где одна из самых обычных птиц...

Мраморный водопад и мёртвый лес на реке, по которой шла дружина Ермака на покорение Сибири - (0)

Когда смотришь на реку Серебряную, то совсем не ожидаешь встретить на ней водопад. Это о...

Шамарель - прекрасные семицветные земли - (0)

  Шамарель прекрасные семицветные земли Французские Terres des Sept Cou...

ЛЫСУХА: Страшна и внутри и снаружи. - (0)

Мрачные тайны той самой «чёрной уточки» из местного пруда Лысуха — это птица-айсбе...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в браило

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Вокруг_Света Camelot_Club Моя_кулинарная_книга

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 23968


Что означает облачение патриарха 1ч.

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 09:22 + в цитатник



Детали облачения патриарха и их цвет строго регламентированы. Так, в частности, рождественские облачения традиционно белого цвета, пасхальные — красного, во все Богородичные праздники — голубого, на Троицу — зеленого, в будни в Великий пост патриарх служит в черном, а в воскресенье в этот период — в фиолетовом или темно-красном…

Митра
1 Митра — головной убор. Введен в России патриархом Никоном в XVII веке. На митре четыре миниатюрные иконы: Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и какого-либо святого. Митра символизирует царское достоинство патриарха, отсылая к терновому венцу Христа. Раньше митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты. С 1989 года подобные митры приняты для всего епископата.




Накладки (иконы на митру)




Накладка на митру латунная           Накладка на митру латунная в позолоте

Накладка на митру латунная   Накладка на митру из латуни

7579     75757577

Митры патриарха Никона

 

Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. У него было 10 000 ушей и глаз; и потому он охранял согласие между людьми и защищал истину, неустанно наблюдая за миром с помощью «тысяч ушей и десяти тысяч глаз».мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений.

В греко-римском мире Митра был богом света, который (свет) появляется над горами раньше солнца.


Языческий Бог Митра

Митра (Мифра) — персидский бог света, культ которого проник в Рим и частично — в Грецию.

Родился он будто бы из скалы, 25 декабря, но год его рождения точно не известен; первыми пришли поклониться ему пастухи. Митра появился на свет во фригийской шапке, с ножом и луком. Возмужав, Митра вступил в борьбу с богом солнца и победил его. Затем, по поручению бога добра Ахурамазды, он совершил несколько трудных подвигов, в частности изловил и убил могучего быка, причем этот подвиг Митра совершал ежегодно, так как этот бык всякий раз возрождался.

Митра всегда помогал людям нуждающимся и страждущим, оберегал их во время бедствий и войн, требовал от них чистой и воздержанной жизни, защищал их от демонов бога зла Ахримана. За соблюдение строгих моральных принципов Митра обещал своим приверженцам, которые называли друг друга братьями, вечное блаженство на том свете. 

Mitra

Он сопровождал души умерших в загробный мир, где предлагал им напиток из вина и крови убитого им быка, который обеспечивал им бессмертие, а тех, кто этого заслуживал, Митра вел по семиступенчатой лестнице к высотам чистого света. Символами Митры были лев, бык и орел.

Он приобрел известность не только в Персии и Малой Азии, но и в Риме, а в начале I тысячелетия его культ покорил почти весь западный мир. Было время, когда империя Митры простиралась от Индии до отдаленных границ Рима.


 

Культ Митры был очень древним по греко-римским меркам. Сохранился договор между хеттским царем Муршилом и правителем миттанцев, содержащий обращение к Митре как к свидетелю и покровителю договора (собственно, слово «митра» означает на авестийском языке именно «договор», «согласие»).

 
Наибольшего расцвета культ Митры достиг в 3 в. н. э., после чего уступил христианству, с которым у него было много общего (дата рождения Митры и Христа, крещение водой, догмат бессмертия души, некоторые моральные предписания, символы и т. д.).
 
Митра, как произведение искусства (золотое шитье)
Современная митра — это богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы.
Митра символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова.

  

       


 
Митра - головной убор высшего духовенства

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1682 год.

Материалы : Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.

Работа : Эмаль, чернь, шитьё, чеканка.

Митра - головной убор высшего духовенства
 

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1682 год.

Материалы : Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.

Работа : Эмаль, чернь, шитьё, чеканка.

 

Почему головной убор священника называется "митра", ведь Митра — это имя языческого божества? 

"Митра был одним из воинственных богов и поэтому подходил для всеобщего пантеона Римско Империи где собирали всех «полезных» богов в одну кучу. Быстро приобретя популярность на всех просторах империи Митра стал знаменитым и почитаемым. Затем пришло время правления императора Константина. Император Константин по своей сути язычник решив уладить разногласия на религиозной почве в империи делает Христианство государственной религией при этом «впрыснув» в него весь пантеон языческих богов Рима, где был в почете и Митра как мы знаем.

Что же получилось в итоге? Христианство смешанное с язычеством и не более. По сути Христианского осталось мало, одни названия. То есть богов и культы переименовали в Христианские названия суть же их осталась языческой как и была. Да и вдумайтесь в названия МИТРОполит, головной убор высшего чина в церкви МИТРА." ( цитата из из проповеди http://bible-propoved.in.ua/mitraizm-ili-khristianstvo-slushat-audio-onlin/)

Куколь

Куколь - повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения.

Куколь, или кукуль, – латинское слово, означает оно “капюшон”. Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.

Изображение


Святой Антоний Великий, один из основателей монашества, родился в верхнем Египте в середине 3 века.

Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля. Клобук известен в славянской среде с давних времен. Первоначально это был княжеский головной убор, представлявший собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи. Такие колпаки с покрывалами употреблялись и другими знатными людьми на Руси, мужчинами и женщинами. 


. На древних иконах святые Борис и Глеб часто изображены в клобуках. О клобуках, как о княжеском головном уборе, имеются упоминания в летописях. Когда клобук стал головным убором русских монахов - неизвестно. В церковной среде он появился очень давно и имел вид глубокого мягкого колпака из простой материи с меховым околышем. Этимология глагола "нахлобучить" (надеть, надвинуть низко на лоб, на уши головной убор) восходит к корню клобук. Колпак был покрыт черным покрывалом, спускающимся на плечи. Такие клобуки носили на Руси и монахи, и епископы, только у епископов клобуки делались из дорогих материй и иногда украшались драгоценными каменьями. На православном Востоке монашеские головные уборы имели иной вид. Там собственно монашеским кукулем считалось только покрывало, надевавшееся поверх шапочки. Нижняя часть того покрывала, спускавшаяся на спину, стала разделяться на три конца.

   

Борис и Глеб

Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой – белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. 

Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.

С достоверностью неизвестно, когда и почему покрывало монашеских клобуков стало разделяться на три конца. Русские монахи приняли такую форму кукуля от греческих клобуков во второй половине XVIII в. В Греческой Церкви в древности эти три конца "наметки" вероятней всего образовались в связи с обычаем монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, во время ветра, в дороге, а также в храме на молитве, чтобы при снятии головного убора, когда это требуется по Уставу, он, не обременяя рук, оставался висеть на спине. Клобук с куку-лем, который двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьими спускается на спину, оказывается очень похож на древний воинский шлем с кольчугой, что делает монашеский головной убор еще более соответствующим словам апостола Павла о "шлеме спасения". В наше время три конца наметки приобрели в основном значение символа Троической благодати, покрывающей главу (т. е. помыслы) монаха.

На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет – это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов – ангелов, стоящих ближе всего к Богу, – показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: “Патриарх – ангел Церкви”

Святейшие Патриархи Московские и всея Руси


Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) (1990-2008)

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках свв. митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Исторические данные впервые свидетельствуют о белом клобуке у Новгородского архиепископа Василия (+ 1354), который был подарен ему, по преданию, Константинопольским патриархом. С этого времени новгородские владыки стали по традиции носить белые клобуки, украшенные иконами и золотым шитьем. На Московском Соборе 1564 г. белый клобук был также присвоен Московскому Митрополиту. 


Святитель Иов (1589 - 1605)

С установлением патриаршества в России в 1589 г. белые клобуки стали носить русские патриархи. На Соборе 16 - 1667 гг. всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только "наметка" (куколь) у них стали белыми. А клобуки патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий-на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.

Священномученик Гермоген (1606 - 1612), в 1913 году причислен к лику святых

 Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В связи с этим клобук патриарха с образами серафимов указывает на то, что патриарх как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма о крестом наверху, также вполне соответствует положению патриарха, как главы поместной Церкви.

Никон (Минин Никита Минич) (1652 - 1666)

Клобук (от тюрк. колпак — шапка) Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII век). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (измененное слово омофор: ωμοζ — плечо и φρω — ношу), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». 

Камилавка — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников.

Иоасаф I (1634 - 1640)

С конца XVIII-начала XIX в. в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе-не новшество. В. У священников этот обычай прекратился в конце XVII-начале XVIII в. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.



Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) (1917 - 1925)

Сергий (Иван Николаевич Страгородский) (1943 - 1944)


.На лобной части и передних концах куколя вышиты шестикрылые серафимы, что показывает верховное положение патриарха в церкви и  что он как Предстоятель Русской Церкви подобен серафимам — ангелам, ближе всех стоящим к Богу. Белый цвет патриаршего куколя символизирует невещественный Божественный свет и чистоту.

 Серафимы упоминаются только в книге пророка Исаии.

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

Как видим, у этих ангелов два крыла предназначены для полетов. Двумя крыльями они закрывают свои лица - ведь они находятся в Божьем присутствии, а Бог свят и, наверное, Его сияние слишком ярко даже для ангелов. Двумя крыльями они закрывают нижнюю часть тела в знак уважения, покорности и смирения.

Омофор

 Омофор — широкая лента с вышитыми крестами, лежащая на плечах (с греческого так и переводится — «наплечник»). Символизирует заблудшую овцу, найденную пастырем. Христа часто изображали в виде пастуха, несущего на плечах овцу.

 «Омос» - плечо, «феро» - нести или носить. «Омофор», таким образом - «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Великий омофор    


Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.


 

Шьют омофоры из парчи, шелка и других тканей разных цветов, принятых в Церкви.


 


Различают великий и малый омофор:

Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину. Великий омофор епископ носит с момента начала Литургии до чтения Апостола.

Малый омофор — широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами.

Офомор Богородицы

По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника,  с другой, содержит в себе представление о  ми­лосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» - Плащ Богородицы.

Саккос

Саккос — длинная и широкая верхняя одежда, обычно не сшитая по бокам. Ее название происходит от древнееврейского «саккус» — «рубище» и напоминает о смирении Христа. После учреждения патриаршества в 1589-м саккос стал облачением Московских патриархов. С 1705-го его носят все архиереи Русской церкви.

 photo 2P20120906-NOV-1428_zps4625f0e5.jpg

Саккос

"Спаситель - Саккос. Христос Виноградная Лоза"

Богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

Саккос, подризник.   
  

Саккос (от евр. «рубище, вретище»)  украшен звонцами (по подобию одежд ветхозаветных первосвященников), которые означают благовестие слова Божия, исходящее из уст архиерея.

 

На саккосе есть тридцать три пуговицы-фибулы – по 16 штук на боках и одна около выреза для головы. Они символизируют годы, прожитые Иисусом на земле. Помимо подризника на саккос надевают епитрахиль и пояс.

В Византии саккос являлся облачением императора и его знатных приближённых. Затем в саккос облачался Константинопольский патриарх. В XII – XIII веках саккос использовали священники Византийской церкви.

 

Византийский Император 

На фресках, мозаиках и византийских иконах в саккосе изображался сам Христос, в образе Великого архиерея, который установил таинство Евхаристии. 

Митрополит Пётр

Митрополит Пётр. Икона XV века

Святитель Петр..jpg

Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец

В древности православное богослужение именовалось мистерией (от греческого «мистерион» — таинство), и на архиерейских службах как-то особенно остро ощущаешь, что на время попадаешь в иную, мистическую реальность. Священнослужители высокого ранга на время время богослужения надевали саккос. В русской церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. С этих пор саккос - являющийся символом смирения - стал и своеобразным показателем вдохновенного мастерства его создательниц, русских женщин.

Саккос 1583 г

Материал: Бархат, золотные нити, жемчуг, канитель. Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Владелец: Принадлежал патриарху Адриану. Происхождение: По документам известно, что саккос был сшит в 1691 году из одежды царя Алексея Михайловича. В ней царь присутствовал на празднике Рождества в Успенском соборе в 1670 году. Длина 135 см. 5 

Саккос 1583 

Материал: Атлас, камка, жемчуг, дробницы. Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Владелец: Принадлежал митрополиту Дионисию. Длина 135 см.

Стан саккоса сшит из золотного атласа. На белом фоне вытканы фигура Богоматери Воплощение, изображенной в рост и держащей на груди младенца Христа, благословляющего обеими руками. По сторонам - два ангела и четырехконечные кресты в обрамлении цветущих ветвей шиповника. Около фигур - тканые монограммы Богоматери и Христа. Надписи, именующие ангелов, и еще одна монограмма Христа вышиты золотными нитями во время изготовления саккоса. Вокруг сюжетных изображений размещен растительный узор, состоящий из цветов тюльпана, гиацинта, бутонов шиповника на длинных стеблях с листьями, и орнаментальный мотив "три шара".

Саккос 1672-1673 гг

Материал: Золотная объярь, бархат, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые, сканые и волоченые нити, канитель, жемчуг, трунцал, серебро, золото, рубин. Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Владелец: Принадлежал патриарху Питириму. Происхождение: Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. Размер: Длина 127 см., ширина 135 см. (в плечах с рукавами). Саккос в 1965 г. был реставрирован в Музеях Московского Кремля. При этом объярь была сдублирована на маркизет клеевым способом, золотное шитье укреплено иглой, жемчуг промыт и закреплен. 

 Саккос 1654 г

Материал: Аксамит, жемчуг, дробницы, драгоценные камни. Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Владелец: Принадлежал патриарху Никону. Саккос сшит из петельчатого аксамита. В крупном узоре ткани - пышные розетки, окаймленные широкими листьями и побегами, и короны, выполненные золотными петлями различной высоты. Жемчужное шитье на оплечье, переднике, посторонниках и зарукавьях, дополненное многочисленными золотыми дробницами и драгоценными камнями.

Епископский саккос малый митрополита Фотия

Епископский саккос малый митрополита Фотия

Изготовлено : Византия, конец XIV - начало XV века.

Материалы : Атлас золотой, серебряные нити, серебро, жемчуг.

Работа : Шитьё.

Саккос патриарха Никона

Саккос патриарха Никона

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1654 год, ткани - Италия, XVII век.

Материалы : Аксамит, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.

Работа : Шитьё, чернь.

Саккос патриарха Никона

Саккос патриарха Никона

Изготовлено : Москва, 1655 год.

Материалы : Холст, золотые нити, жемчуг.

Работа : Шитьё.

Дробницы. Конец XVIII - начало XIX века
  

                                  Серебряные золоченые дробницы русской работы                             Дробница "Воскресение Христово".

                                  12-13 веков 

 

                                                                                                       Эмалевая дробница "Моление о чаше" 

Дробница — в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях. Дробницы выполняются в форме пластин с отверстиями для крепления к украшаемому ими предмету.

Рубрики:  ****ЭТО ИНТЕРЕСНО
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Суббота, 10 Декабря 2016 г. 19:27 (ссылка)
Найдена ошибка в слове омофор ,в заглавии Богородица,просьба исправить.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 10 Декабря 2016 г. 19:33 (ссылка)
Нашла ошибку,которую скопировала.Просьба исправить
закреплена пуговицами.

Офомор Богородицы
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку