-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Медведева_Л

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3419


история табакерки

Воскресенье, 27 Апреля 2014 г. 14:02 + в цитатник
Цитата сообщения СударушкА_-_77 история табакерки





Табакерка - маленькая коробочка для нюхательного табака.А началось всё в XVI веке, когда французский посол Жан Нико выслал королеве Франции Катерине Медичи, которая страдала от мигрени, популярный в Португалии нюхательный табачок. Считалось, что табак, если его нюхать, лечит мигрень. И помогло!






При сыне Екатерины Франциске II нюханье табака становится модой, а при Людовике XIV частью придворного этикета. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию. Роскошные вельможи екатерининского двора угощали друг друга нюхательным табачком, а табакерки стали разновидностью ювелирных изделий. 





Изготавливали музыкальные табакерки, которые играли популярные мелодии при открывании. Табакерки проникли в быт самых разных слоев населения. Даже стойкий оловянный солдатик в сказке Андерсена любуется на прекрасную танцовщицу, прислонившись к табакерке на столе. 







XVIII век стал поистине веком табакерок. Прусский король Фридрих Великий в 1740 году получил в наследство 600 таких маленьких коробочек, а спустя 46 лет оставил после себя уже около полутора тысячи. Принц Конти имел 800 табакерок. Цифры впечатляют: такой коллекцией сегодня могут похвастаться только крупные музеи! 





А все дело в том, что каждая перемена платья требовала от модника смены табакерки. Для их изготовления использовались различные материалы: золото и драгоценные камни, алюминий (в ту пору ценившийся выше золота) и сталь, черепаховый панцирь и акулья кожа, фарфор и береста. 



При российском дворе принято было пользоваться табакерками из драгоценных материалов, и лишь в царствование Елизаветы Петровны существенную конкуренцию составили табакерки фарфоровые. Знаменательно, что первым отечественным фарфоровым изделием, созданным на Императорском фарфоровом заводе в 1752 году, стала именно табакерка. 





Самыми многочисленными покупателями фарфора с конца 1730-х годов были масоны. Когда в 1738 году Папа Римский запретил католикам вступать в братство "вольных каменщиков", масоны стали объединяться в тайные ложи. Но для того чтобы узнавать "своих", им понадобился секретный знак. 



Миниатюрная табакерка идеально подошла для такой роли. Она помещалась в кармане, и ее можно было в любой момент вынуть, не вызывая подозрений у посторонних. А паролем стало мейсенские фигурки с мопсом. 





Табакерка прочно вошла в быт людей разных сословий. И как следствие, она становится непременным аксессуаром костюма, входит составной частью в гарнитуры украшений. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.



Неудивительно, что такая преданность владельцу и близость к нему делали табакерку пособницей в самых деликатных предприятиях. Особое место занимали вошедшие в моду табакерки в виде запечатанного почтового пакета. Они служили конвертом для письма и футляром для щедрого подарка и любовной почты». 





Для любителей табака разного сорта были придуманы много частные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Такие коробочки применялись для тайной почты. 



Чтобы можно было одно отделение открыть для знакомой дамы, а другое – для ее супруга, табакерки делались двусторонними. Эта же конструкция как нельзя лучше подходила для скряги, предпочитавшего угощать друга табачком похуже. 



Пакетовые табакерки по форме и отделке были похожи на сложенное письмо. Такие табакерки делались из фарфора и эмали, белый цвет которых напоминал обычную бумагу. На верхней стороне крышки плоской коробочки черным писался адрес: иногда конкретный, иногда условный, например «Прекрасной брюнетке в Петербурге». 



Красным и синим, подражая почтовым службам, наносились отметки, как на настоящих письмах. Имитировалась и печать, скрепляющая листок. Посланием в таком пакете могли быть стихи или миниатюрный портрет. 



Сложились и определённые правила этикета, связанные с табакерками. При встрече считалось актом вежливости предложить собеседнику раскрытую табакерку. Высшим проявлением щедрости, наиболее красноречивым дружеским жестом - был обмен табакерками. 





Кстати, табакерки, украшенные эмалями и бриллиантами, с императорским вензелем, были даже видом государственной награды. Дважды получал такой дар Державин, именно как поэт, а не как сановник, за оды «Фелица» и «На взятие Измаила». А при путешествии Екатерины на юг России Александр Суворов получил табакерку с червонцами стоимостью 7000 рублей. 



Будучи украшенной портретом царствующего монарха, табакерка ценилась выше ордена, ибо «заслуга» ставилась выше «отличия». «Ниже по рангу» стояли табакерки с вензелем самодержца. 



Впрочем, табакерка, преподнесённая в качестве подарка, имела иное смысловое значение, а именно, удалиться с глаз долой. Маркиза де Помпадур однажды не захотела принять надоевшего любовника и вдогонку ему послала слугу с табакеркой. 





На ней был изображен Амур, пораженный стрелой (символ умершей любви), и надпись: «Достаточно». Павел I подарил табакерку в качестве свадебного подарка еще не достигшему пика славы Петру Багратиону. Сплетники утверждали, что не светскому военному, таким образом, делался намек на необходимость покинуть двор, оставив красавицу-жену... 



Определенный подтекст имела табакерка, подаренная Николаем I голландскому посланнику барону Геккерену. После трагической дуэли его приемного сына Дантеса с Александром Пушкиным барон не был принят императором. 



Государь отослал ему без комментариев драгоценную табакерку. Придворные объяснили озадаченному иностранцу смысл подарка: дипломат стал в России персоной нон гранта, и видеть его впредь не желают. 





В декоре табакерок нередко заключена тема игры, особенно часто встречается мотив любовного заигрывания. Даже банальные цветочки для посвященных были волнующим посланием: роза – признанием красоты, незабудка – обещанием верности, тюльпан – брачным предложением или же бахвальством. 



Да и жанровые сцены, где дамы и кавалеры музицируют, прогуливаются, беседуют, нередко имели дополнительный смысл. Например, рыбная ловля на удочку традиционно обозначала любовную игру, флирт. 



По-разному отражалась в декоре табакерок тема дороги или жизненного пути: табакерки-кареты, табакерки-лодки, табакерки-сундуки. Лодка на озере, парус в море, венок на ветке дерева, обелиск на холме – все эти символические образы не требовали разгадки и были понятны современнику благодаря влиянию классицистического искусства. 



Комичные сцены, изображаемые на крышках табакерок, переходили порой в политический памфлет, нарушали рамки благопристойности. И обсуждались со всей серьезностью на самом высоком государственном уровне. 



В именном указе государыни императрицы Елизаветы Петровны, зачитанном Сенату генерал-прокурором князем Трубецким, повелевалось «запретить к продаже и перепродаже пашквильные» табакерки. 





Экспозицию Оружейной палаты украшает подарок Екатерины II своему фавориту графу Николаю Александровичу Зубову. На крышке большой восьмиугольной табакерки, с синей эмалью, написан вид Камероновой галереи, являвшейся любимым уголком летней резиденции императрицы.





Но были табакерки и попроще. В России массовое их производство началось в 1795 г. Московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику. Вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом, и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. 



На картинках обычно изображались события недавней истории - эпизоды войны 1812 года. Появились табакерки в форме барабана с изображением военной атрибутики, трофеев, знамен.



Музеи разных стран мира хранят старинные табакерки и трубки. В Узбекистане особенную популярность завоевали табакерки, которые выделывались из специально выращенных тыкв. Узбекские табакерки разнообразны по форме, размерам, по характеру отделки. 



Изготовление их связано со сложным процессом окрашивания, узорной тонировки и полировки, отделкой благородным металлом и цветными каменьями. В чукотском краеведческом музее хранится сумочка-табакерка из меха оленя, а музее северного города Акша - табакерка из бересты, в африканских музеях - табакерки, расшитые бисером. 





В Дании существует единственный в мире музей табака. Любопытный экспонат музея - табакерка из зуба кашалот, сделанная в 1750 году в Исландии. Этот экспонат, кроме своей древности отличается еще красотой, тщательностью отделки, ну и еще, пожалуй, размерами. Длина его 18 см.



Интересна история табакерок и в странах Азии. Особенно способствовали распространению на Восток нюхательного табака миссионеры-иезуиты, которые были в XVII веке очень влиятельны при дворе императоров Маньчжурской династии. Императорский двор бесперебойно получал готовый нюхательный табак из Европы. Поставками занимались португальцы, обосновавшиеся в Макао.



В 1685 году нюхательный табак впервые упоминается в числе ввозимых товаров, а вскоре в столице Поднебесной начинается собственное производство. 


плантация табака

В Пекине – исключительно для императорского двора – производили нюхательный табак с особыми целебными и бактерицидными свойствами. Его хранили в стеклянных сосудах-бутылочках, вдыхали в каждую ноздрю с маленькой лопаточки из слоновой кости.



В Китае зародилось производство стеклянных бутылочек-табакерок. Их украшали эмалью по металлу и стеклу, использовали фарфор, жадеит, нефрит, хрусталь или янтарь и экзотические материалы: бамбук, кокосовый орех и кожуру мандарина. 



Один из самых ранних экземпляров датирован 1646 годом.Искусству нанесения эмали китайских мастеров обучали иезуиты и мастера-французы – вот почему некоторые бутылочки отмечены явным европейским влиянием.



Богатое табакерочное наследство оставил XVIII век. Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и ушла из обихода табакерка. Так, постепенно табакерка стала выходить из моды и забываться. 

блог Сударушки

 


Рубрики:  история
славяне, россия, история, герои,
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Atrid1753   обратиться по имени Вторник, 09 Августа 2016 г. 11:02 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку