Генрих Фогелер (нем. Heinrich Vogeler)
(12 декабря 1872, Бремен, Германия, — 14 июня 1942, колхоз «Будённый», Корнеевка, Бухар-Жырауском район, Казахская ССР, СССР) — немецкий художник и философ, представитель немецкого югендстиля (модернизма).
Генрих Фогелер -один из основателей колонии художников в Ворпсведе возле города Бремена (Северная Германия).
Он получил признание и как график, и как живописец. Кроме того, пробовал себя в архитектуре, иллюстрировал книги, являлся автором изящных произведений декоративно-прикладного искусства. Мировоззрение художника менялось несколько раз в течение жизни, также как и художественный стиль его произведений.
В ранний период творчества он проявил себя как представитель стиля "модерн", позже использовал методы экспрессионистов и кубистов, а во время жизни в Советском Союзе - метод социалистического реализма.
Начиная с 1923 года, Генрих Фогелер совершал регулярные поездки в Советский Союз и в 1931 году вместе со второй женой Софией Мархлевской переселился в Москву на постоянное место жительства. Художник объездил различные регионы бывшего Советского Союза, в том числе, Подмосковье, Среднюю Азию, Закавказье, Поволжье, Крым. Умер художник в Казахстане в 1942 году.
Ожидание (Мечты II). Нюрнберг, германский национальный музей
Frühlingsabend' ( Porträt Martha Vogeler vor dem Barkenhoff)'. Öl auf Leinwand, 72 x 54,5 cm, Kurpfälzisches Museum Heidelberg
Весенний вечер "(Портрет Марты Фогелер vor dem Barkenhoff). Холст, масло, 72 х 54,5 см, Музей Пфальц Гейдельберг
1901
Wintermärchen (Die Heiligen Drei Könige). Öl auf Leinwand. 180 x 140 cm.
Зимняя сказка (Three Kings). Холст, масло. 180 х 140 см.
Martha Vogeler im Barkenhoff, Aquarell, Bleistift, Feder auf Papier; 28,8 x 15,4 cm; Haus im Schluh, Worpswede
Bildnis des Schauspielers Heinrich Greif. Moskau 1937; Berlin, Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Nationalgalerie, Inv.-Nr. A III 278
Портрет актера Генри Гриффин. Москва 1937 Берлин, Национальный музей в Берлине - Прусское культурное наследие
Am Heiderand
Erster Sommer. Porträt Martha Vogeler und Tochter Marieluise (Mieke). Kunsthalle Bremen, Inv.-Nr. 308-1906/11
Abendsonne im Moor. 1903
Вечернее солнце на болотах
Frühling (Aktporträt Martha Vogeler mit Amsel)
Весна (портрет Марты Фогелер )
Sehnsucht (Träumerei). Öl auf Leinwand. Желание (Reverie). Холст, масло.
Frühling. (Porträt von Martha Vogeler). Öl auf Leinwand. 175 x 150 cm.
Весна. (Портрет Марты Фогелер). Холст, масло. 175 х 150 см.
1897 г.
Abschied. Öl auf Leinwand, 90 x 78 cm. Privatbesitz
Прощай. Холст, масло, 90 х 78 см.
Verkündigung an Maria. Sammlung G. Schmale
Благовещение Марии.
Träume (Dreams). 1911, Oil on Canvas
Сны (сны). 1911, холст, масло
Der Barkenhoff. Öl auf Leinwand. 45,5 x 60,5 cm. Privatbesitz
1904
Карелию Г.Фогелер посещал в 1925, 1933, 1934 и 1936 годах. Комплексная картина "Карелия и Мурманск", созданная по мотивам поездки 1925 года, хранится в Национальной галерее Берлина.
В 1926 году Г.Фогелер прислал в Совнарком АКССР фотографии работ, посвященных северу России. В Карельском государственном краеведческом музее, куда они были переданы, сохранился список этих фотографий от 27 апреля 1926 года, включающий в себя 19 единиц.
Во время путешествий в 1933, 1934, 1936 годах Г.Фогелер также создавал многочисленные акварели и рисунки цветным карандашом, которые затем использовались им в качестве эскизов при создании живописных работ. А подросшему сыну в Москву он отправлял небольшие работы, величиной с открытку. Это были маленькие "рассказы" о путешествиях, часто ироничные, простые и понятные ребенку 10-12 лет (сын Г.Фогелера Ян родился в Москве 9 октября 1923 года).
Рисунки и акварели для сына выглядят более эмоциональными и личностными по сравнению с тщательно исполненными работами из коллекции Карельского государственного краеведческого музея, изображающими ударные стройки, колхозы, лесопункты и тому подобные объекты социалистического строительства. Рисунки и акварели, которые получал Ян в письмах от отца, приобретены и опубликованы в Германии искусствоведом Вольфгангом Кауфманом.
Выполненные во время путешествий рисунки и акварели, в том числе и "открытки" для сына, были своеобразными "записями" и помогали художнику не только при создании живописных работ, но и при написании путевых дневников. Такими путевыми дневниками являются, среди прочих, и очерки о нашем крае: "Впечатления от поездки по Карелии и северу России" (журнал "Das neue Russland", Берлин, 1926 г.) и "Пейзажи и люди советского севера" ("Иностранная литература", немецкие листки, Москва, 1938 г.). Данные очерки содержат интересные сведения о жизни Карелии в 1920-1930-е годы. Немало строк в них посвящено столице Карелии. Например, художник подробно описал празднование в Петрозаводске 5-летия республики в июле 1925 года. Кивач, Кондострой, а также посещение бани Фогелер описал в обоих очерках.
Для краеведов представляет несомненный интерес описание построек на Киваче, возводившихся в XIX веке к приезду Александра II (1858 г.) и имевших при посещении водопада Г.Фогелером "беспомощный и бесконечно безвкусный вид". Сам же водопад Кивач описан очень живописно, его вид "заставляет забыть все трудности путешествия".
Рисунки и акварели Г.Фогелера 1933-1934 годов поступили в Карельский государственный краеведческий музей 4 марта 1936 года через художника музея Юрье Оскаровича Раутанен. Всего поступило 134 работы, до настоящего времени сохранилось 95 рисунков и акварелей (91 предмет).
Gebirgslandschaft in Kabardino-Balkarien; Berlin, Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Nationalgalerie, Inv.-Nr. A III 291
Горный пейзаж в Кабардино-Балкарии, Берлин, Государственные музеи Берлина
1940
Фогелер Г. "Лесобиржа". 1933 -1934 гг.
Бумага. Карандаш цветной. 24,2 x 31 см.
Фогелер Г. "Колхоз в Коткозере". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель 24 x 30,6 см.
Фогелер Г. "Заполярный химкомбинат". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 24 x 29,9 см.
Г.Фогелер использовал эти рисунки и акварели при создании комплексных картин "Рудник Самойловича", "Строительство за полярным кругом" и "Лесные работы в Карелии". Вся площадь комплексных картин разделялась на отдельные сегменты, представляющие виды северных селений и сцены из производственной жизни.
Фогелер Г."Сплотка леса на станке". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 24 x 30,8 см.
Фогелер Г. "Осушение болота". 1934 -1935 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 23,9 x 30,9 см.
Фогелер Г. "Коммуна Сяде". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 24,2 x 30,8 см.
Фогелер Г. "Интернациональный посёлок". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель. 24 x 30,5 см.
В связи с тем, что ни одна из трех комплексных картин не сохранилась, повышается значимость эскизов для них, каковыми и являются рисунки и акварели Г.Фогелера из коллекции Карельского государственного краеведческого музея.
Художник побывал на полях Олонецкой равнины, т.н. "Карельской Украины", на передовых лесопунктах, у горняков, добывающих пегматит и полевой шпат, на строительстве самой северной в России электростанции на реке Нива, у бумажников Кондопоги. Все выше перечисленные объекты являлись гордостью Карельского правительства. Здесь снимались кадры документальных фильмов о Карелии, эти объекты показывали иностранным делегациям. Только поездка в Ухту (современный поселок Калевала) и Реболы, расположенные в пограничной зоне, далеко от столицы Карелии и от железной дороги, не вписывается в перечень населенных пунктов, рекомендуемых для посещения.
Массу подробностей о жизни в карельской "глубинке" содержит письмо жене и сыну, написанное в апреле 1934 года во время этой поездки. В письме утрачены отдельные фрагменты, но это не снижает его ценности. Интересно описывает в нем Г.Фогелер самого себя: "При немыслимых поездках на грузовике во всех мыслимых местах вырваны пуговицы, шуба порвалась, галоши висят на валенках как старые тряпки, только подошва еще цела. Мука, грязь, масло и тому подобные компоненты на одежде завершают вид окончательного бродяги" (Каталог "Генрих Фогелер в Карелии. 1925-1936.", с.68. Редактор Кристина Хофмайстер).
Фогелер Г. "Лесопильный завод "Пролетарий" в Сороке"". 1933 -1934 гг.)
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 23,7 x 30,6 см.
Фогелер Г. "Дом в посёлке Вилга". 1933 -1934 гг.
Бумага. Карандаш цветной. 24 x 31 см.
Фогелер Г. "Старая и новая Сорока ". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 24 x 31 см.
Фогелер Г. "Рабочий посёлок ". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель 22,2 x 30,6 см.
Фогелер Г. "Место работы - посёлок Иску ". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 30,6 x 24 см.
Фогелер Г. "Биржа лесопильного завода в Соломенном ". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 28,4 x 24 см.
Фогелер Г. "Пристань в Петрозаводске". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш цветной. 18 x 23,9 см.
Фогелер Г. "Улица в Петрозаводске". 1933 -1934 гг.
Бумага. Акварель, карандаш (цветной). 24 x 19,2 см.
32.
Фогелер Г. "Пристань в Петрозаводске". 1933 -1934 гг.
Бумага. Карандаш цветной 22,5 x 19,2 см.
Spatwerke in Karelien; Berlin, Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Nationalgalerie, Inv.-Nr. A III 285
1934- 1938
Versammlung kurdischer Hirten vom Kolchos Lenin; Berlin, Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Nationalgalerie, Inv.-Nr. A III 288
Встреча курдских пастухов из колхоза имени Ленина, Берлин
1940
использованы фрагменты статьи Л.Бобиковой с сайта
http://catalog.karelia.ru/fogeler/text.htm
и там же взята часть картин
Серия сообщений "живопись, графика":
Часть 1 - Шотландский модерн. Графика и живопись, текстильный дизайн Чарльза Ренни Макинтоша
Часть 2 - Густав Климт
...
Часть 17 - Paul Cesar Helleu | Великий Мастер...Женщину рисует...Такой... какою...видит он её...
Часть 18 - Весенне-аллегорическое... Maximilian Lenz
Часть 19 - Генрих Фогелер (нем. Heinrich Vogeler) представитель немецкого югендстиля и СССР
Часть 20 - Графика модерна. Обри Винсент Бёрдслей.
Часть 21 - Графика модерна. Обри Винсент Бёрдслей. часть 2.
...
Часть 31 - Дама с собачкой. часть 2.
Часть 32 - Густав Климт. Цветы, сады и подсолнухи...
Часть 33 - Альфонс Муха. Цветы, девушки и вечная красота.