-Цитатник

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» - (0)

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» Эймис Ли Серия: «Рисуем 50...» ...

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза - (3)

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…»...

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! - (1)

Испания, Барселона:скульптура - Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат...

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу - (0)

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу      Поговорим о разных типах ...

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ - (0)

ХОЛОДИЛЬНИК... ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vedma_ELENA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2012
Записей: 13812
Комментариев: 16365
Написано: 33080


Захряпы (наряжухи) - отголоски язычества чудского Севера.

Понедельник, 23 Февраля 2015 г. 15:00 + в цитатник

Захряпы (наряжухи) - вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества. До сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми. Снимок сделан в начале июня 2008 года в окресностях деревни Езевец Мезенского района.
У соседских поморов слово "Захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что на фото те самые "Дед да Баба", в смысле Первопредки. Такие изваяния ставят не только в Чюдьямаа, но и на землях Коми Му и Вепсямаа.
Нечто похожее было (вероятно, и сейчас есть) где-то в лесу между Нюхчей (которая в Карелии) и Маленьгой, или дальше за Маленьгой... Рассказывал режиссер док.фильма "На третьей от солнца планете" Павел Медведев (одна из линий фильма - о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, который находится за Маленьгой). В том фильме захряпы мелькают на мгновение. А ещё есть фильм про рыбалку на реках Мезени и Пинеги, там тоже вскользь показаны захряпы в Лешуконском районе, их местные рыбаки ставят "на удачу".
http://orei.livejournal.com/328202.html
http://www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=9484

 
 

ЕЩЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ..Мезенские обетные кресты

Изображение

Такие куклы встречаются в мезенских лесах, не то, чтоб часто, но и не единично. Местные жители ухаживают за ними, меняют, по мере износа, одежду, подновляют. Вот и тут Федотыч ласково поднимает упавших наряжух, прислоняет к дереву

и опять говорит Олегу: «на обратном пути подновить нать»

      Каких только объяснений не пришло в комментариях к той статье, и то, что это особый культ, восходящий еще к языческой, да и не понятно, славянской или чудской культуре. (Там же, в комментах, хотя источник информации все тот же). И то, что такими захряпками обозначаются места, лесА, где не нашли потерявшихся детей, вот, дескать, и наряжают их безутешные родители…
      - Дети? Чудь? Да чушь это все, белоглазая – заволоцкая, - Федотыч всегда по-поморски спокоен, но в выражениях не стесняется. – Кто сказал-то, какой такой брехун-выдумщик? – и, не дождавшись ответа, продолжает. – Смотри, берега-то все как обочины у дороги. По ним по всем тропинка была, чтоб бечевой идти. Больше того, все берега были обкошены. На веслах-то далеко не уйдешь по такой реке, а под парусом – тоже ветер нужен. Вот, я думаю, в основном бечевой и шли. А менялись через тридцать верст, там и отдыхали, ждали своей очереди. А пока ждали очереди, вот таких наряжух и делали.
          - А они всегда по две?
      - Дак, конечно. Одному-то грустно. Да и о чем мужик – крестьянин долгой дорогой мечтает? О жёнке… Вот, ставили, наряжали, следующие смены ухаживали. Так и повелось следить за ними.
        - Ну, наряжухи-то понятно. А захряпки почему?
        - Захряп в поморской говОре – небрежный, неаккуратно одетый, необряднОй человек. Алексаныч! – обращается Николай к Олегу, - на обратном пути нать не только этих нарядить. Давай еще захряпок поставим?  - и ко мне, - глянь, тридцать верст по навигации, где будет? Небось, Орловска Щелья… Вот там и поставить нать

Итак:

- захряп не очень много. Есть ещё несколько известных (но автор верхней фотографии их не видел), выше Сафоново, в сторону Ваш-озёра - это почти граница с Коми Му.
- все захряпы имеют имена собственные, личные (Марфутка и т.п.)
- Конкретно эти объекты на фото поставлены в середине 70-х годов ХХ века. Местные жители рассказывают  противоречивые легенды, одна из которых связана с пропавшими в лесу детьми.
- признаков, что возле захряп осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. Но за их состоянием следят (одежда периодически меняется на новую).

ФАЙЛ ПО КУКЛАМ МАГИЧЕСКИМ И ЯЗЫЧЕСКИМ, СКАЧИВАЙТЕ, КОМУ ИНТЕРЕСЕН ФОЛК ТАКОЙ! РЕКОМЕНДУЮ!

Вложение: 4162439_kukla.pdf

Рубрики:  ИсТория, новая хронология
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

лариса_С   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2015 г. 15:20 (ссылка)
как всегда...ВСЁ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО - познавательно...не равнодушна к прошлому..уходит ОНО навсегда... СПАСИБО.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку