14 августа - первый Спас, Спас Медовый ...!!!! Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста.. . Вот и всё - Медовый Спас. Плачет сад слезами ягод - В утешение их припас август нам От летних тягот. Скоро, скоро упадёт с ветки Яблоко большое, И повалит весь народ Бога славить всей душею. За посильные труды, Что с молитвой не расстались, За цветущие сады, Что плодами увенчались. - Не оставь нас, Боже наш Ни в морозы, ни в метели Чтоб не только закрома, Но и души не пустели!
19 августа. Преображение. Второй Спас - Яблочный. Большой крестьянский праздник — день плодов зрелых. Встреча осени, первые осенины, провожают закат Солнца в поле с песнями. «Пришел Спас — всему час», «Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». Массовое созревание яблок. Считали, что до Спаса нельзя есть яблоки и другие плоды, кроме огурцов, так как будут болеть дети. В этот день яблоки и мед святили в церкви, несли их на кладбище и клали по яблоку всем родным. При хорошем урожае говорили: «На второй Спас и нищий яблоко съест». В этот день говорят: «Со Спаса-преображения погода преображается» и «Второй Спас — встреча осени, первые осенины», «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас». В народе Спас считали днем отлета аистов. Если аисты начинали готовиться к отлету за неделю перед Спасом, это значило, что зима наступит рано и будет морозная, а весна будет теплее, чем обычно; если после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, весна холодная. Также примечали: «Сухой день на второй Спас предвещает сухую осень, мокрый — мокрую осень, ясный — суровую зиму». Поспевают яровые. Начинается засев озими. Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее. Провожают закат Солнца в поле с песнями. Подрезают соты; снимают плоды.
В народе третий Спас (после Медового и Яблочного) называли "ореховым", "хлебным" или "холщовым". Ореховым - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: "Третий Спас - хлеба припас", "Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". "Холщовый" - потому что 29 августа Православная церковь празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Спас ореховый, Спас холщовый… Праздник хлеба и бабьего лета. Был рассвет вчера васильковый, А сегодня - сапфирного цвета…
Лик Спасителя обретая, Обретает душа покой. Русь отчаянная, святая, О любви мне негромко спой.
Все закончится скоро… Осень, Не стыдясь своих слез и слов, Ожидания лета оземь Бросит, как дожди на Покров…
Спас ореховый, Спас мой хлебный, Отпуская птиц в дальнюю даль, Благодарственные молебны Закажи, я прошу, чтоб печаль
Не карябала сердце тревогой И заброшенною дорогой…
b>
|
|
|
|