-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15438


ч.4.Трагедия Еврипида "Вакханки" не уступает голливудскому ужастику: месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка

Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 23:04 + в цитатник
2 Вакханка  Проспер Д’Эпине, 1866 г.  5bb36526445 (431x575, 95Kb)
Вакханка Проспер Д’Эпине, 1866 г.
Продолжаем наш шестисерийный «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.
Вакханалии. Со II в. до н.э. римские празднества - оргии в честь бога вина Вакха. Вакханалии были восприняты римлянами от греков, у которых существовал фаллический культ Диониса. Первоначально в вакханалиях участвовали одни только женщины. Вакханалии сопровождались таким разгулом страстей, что сенат неоднократно пытался запретить или ограничить их проведение, однако, безуспешно. Вакханалии просуществовали вплоть до раннего средневековья.

Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
2 Питер Ксавери, 1671 г.Гаага, музей Меерманно-Вестренианум, Вакханалия c05982a2812 (649x457, 282Kb)
Питер Ксавери, 1671 г.Гаага, музей Меерманно-Вестренианум, Вакханалия

Читаю «Вакханок» Еврипида. Древнегреческая трагедия, 405 г. до н.э. Спрашивается, зачем простому любителю вина античная трагедия? Зачем лезть в такие дебри? Что может быть интересного в том, как отправляли культ вина древние греки?

Ну, во-первых, трагедия Еврипида сама по себе интересна. Ничем не уступает какому-нибудь голливудскому ужастику. Древнегреческие мифы — тот ещё хоррор. А сюжет «Вакханок» — вообще просто мрак кромешный. Месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков-потрошителей! Он насылает на людей безумие, и те рвут друг друга на части.

А, во-вторых, и главных, мы получили вызов — от Ортеги-и-Гассета. В своей работе «Три картины о вине» от утверждает, что современный человек совсем измельчал. Что наши «вакханалии» — это банальные попойки. А вот древнегреческие вакханалии! Они были наполнены глубоким мистическим смыслом. Люди пили вино – и восстанавливался божественный, космический порядок, в котором объединялись люди, боги, смыслы, миры, и чего только не объединялось. Поэтому захотелось узнать, какие такие мистические смыслы древние греки вкладывали в свои вакханалии, в культ вина, вообще – в вино?

И в прошлом посте мы уже немного продвинулись в плане понимания такой вещи, как менадизм. Крутой женский культ Диониса, с неистовыми плясками, оргиями и, почему-то — с разрыванием на части животных и поеданием сырой плоти. Эта последнее обстоятельство особенно не дает нам покоя – почему культ бога вина и веселья был таким кровавым? Откуда эти элементы безумия и кровожадности у последователей Диониса? — Вот в трагедии Еврипида на этот вопрос как раз и дается ответ. Весьма неожиданный. Какой?
Ниже, пунктиром — содержание «Вакханок» и наши комментарии. Запаситесь терпением и бутербродами — это не самый короткий в мире пост. А ещё лучше — бутылочкой вина.

Сюжет «Вакханок». Новый облик Диониса

Дионис – бог, произошедший от Зевса и простой смертной, и эта двусмысленность происхождения — преследует его. Он крайне нетерпим к тем, кто сомневается в «лигитимности» его положения на Олимпе. Уже интересно — бог, страдающий комплексом неполноценности.

А фиванский царь Пенфей и его мать Агава – как раз не верят в божественное происхождение Диониса, говорят, что мать Диониса понесла от простого смертного, а про Зевса – придумала. И вообще они против культа Диониса. Им не нравится, что женщины массово срываются в вакханалии несколько раз в году. Пенфей хватает Диониса, принявшего вид странника, связывает его и запирает в хлеву.

Дионис оскорблен. И за мать, и вообще — смертные подняли голос против бога! Он придумывает и реализует неимоверно коварный план мести. Для начала он организовывает небольшое землетрясение, разрушает дворец Пенфея, но это цветочки.

Пенфею и его матери, Агаве, не нравятся вакханки? — Он лишает разума Агаву. Помимо ее воли делает ее своей страстной последовательницей, одержимой менадой. Отправляет в горы с толпой других обезумевших женщин, погружает в пучину разгула и оргий. Чтобы? Чтобы в конце концов ее руками наказать своих врагов. Откроем карты сразу – обезумевшая мать, будучи под наваждением, насланным на нее Дионисом, убивает Пенфея, собственного сына (!), рвет его на части (!!) и возвращается в город с его головой(!!!), насаженной на тирс – жезл Диониса.
вазы se-1 (480x653, 110Kb)
Вот эта кульминационная сцена трагедии:

Но он молил напрасно: губы пеной
У ней покрылись, дико взор блуждал, -
И рассуждать была она не в силах:
Во власти Вакха вся тогда была.
Вот в обе руки левую берет
Злосчастного Пенфея руку, крепко
В бок уперлась и… вырвала с плечом -
Не силою, а божьим изволеньем.

Ино с другой напала стороны
И мясо рвет. Явилась Автоноя.
За ней толпа. О боги, что за крик
Тут поднялся! Стонал Пенфей несчастный.
Пока дышал, и ликований женских
Носились клики. Руку тащит та,
А та ступню с сандалией, и тело
Рвут, обнажив, менады и кусками,
Как мячиком, безумные играют…
ваза 2 Пенфей, раздираемый Агавой и Ино.Vase (400x400, 59Kb)
Одурманенная Дионисом Агава думает, что напала на льва, и голову сына «головой считает львиной». Она повергает горожан в ужас, хвастая перед всеми своим охотничьим трофеем. Но в планы Диониса не входит оставлять удачливую «охотницу на львов» в неведении. Он дает матери опомниться и понять весь ужас произошедшего.

- А чье лицо в руках твоих, Агава?
- Чье? Это — лев… Так мне сказали там…
- Вглядись в него, труд не велик, Агава.
- А!!! Что я вижу? Что я принесла?!
Далее следует самая потрясающая сцена спектакля — плач Агавы: «За мать безумную неужто ж сын в ответе?» Пояснения переводчика, Иннокентия Анненского: «Это было одно из сильнейших мест трагедии. Агава стремится обнять останки и не смеет коснуться до них оскверненными руками, наконец она побеждает свой религиозный страх и с плачем, с причитаниями покрывает поцелуями отдельные куски Пенфеева тела.»
2 Сатир и вакханка  0c193e4 (594x700, 410Kb)
Сатир и вакханка

В последней сцене выходит Дионис и добивает несчастную семью – отца Агавы превращает в дракона, его старую жену – в змею, а Агаву с сестрами, руками которых он разорвал Пенфея, отправляет в изгнание – видимо, посчитав, что они ещё недостаточно наказаны за непочтительность, а также в назидание всем остальным смертным:

Я говорю вам это, сын Зевеса,
Не смертным порожденный Дионис.
- Ты прав, о бог, но чересчур суров!
- Я, бог, терпел от смертных поношенье!
- Но разве смертный гнев пристал богам?
- Отец мой Зевс все порешил давно.
Что медлить! Рок свершится все равно!

Кажется, причины распространенности культа Диониса начинают проясняться. Очевидно, страх прогневить злопамятного бога — способствовал этому не в последнюю очередь. И наоборот, почтительная богобоязнь могла сильно облегчить жизнь смертному :

Вот если б скромно вы тогда почтили
Во мне рожденье Зевса, я б теперь
Вам счастье дал, как верный ваш союзник…
О смертный! Если небо ты презрел,
Взглянув на эту смерть, в богов уверуй!

Как современники Еврипида восприняли такого Диониса?

2. Пара из свиты Вакха и ребенок. Клодион. 9fb13b6e55 (420x700, 304Kb)
Пара из свиты Вакха и ребенок. Клодион

Откровение для нас, Дионис из «Вакханок» совершенно не был откровением для греков, пришедших в афинский акрополь на премьеру спектакля. Миф о смерти Пенфея, растерзанного своей матерью по наущению Диониса, был известен грекам и до Еврипида. Никакой новой трактовки образа Диониса у Еврипида не было.

Этого и быть не могло — на премьере, помимо рядовых афинян, была вся официальная верхушка города, и главное — все жрецы. Никто и не допустил бы никакого нарушения общепринятой мифологии. Да, собственно говоря, Еврипид участвовал и победил других авторов в конкурсе на лучшую пьесу о богах. Какая-то альтернативная трактовка мифа просто не прошла бы конкурс.
Дионис таким и был — жестоким и кровавым богом.

После Еврипида мы вынуждены признать, что нам следует отказаться от того поверхностного представления о Дионисе и его культе, который у нас был раньше.

Что нового открыл нам Еврипид

Оказывается, источник безумия и кровожадности менад — то, что не давало нам покоя в культе вина — не в самих менадах, а — в их боге. И Еврипид, и вообще греки, считали, что менады/вакханки действовали не по своей воле, они были одержимы Дионисом, движимы наваждением, которое он насылает на людей. Это не они кровожадны – это ОН кровожаден. Еврипид сообщил нам, что вакханки – всего лишь орудие в руках бога.
(Заметим в скобках, что это вообще характерно для древнего сознания – считать, что человек не свободен в своих поступках, что его жизнью управляет судьба, рок, боги. Виноградарь вырастил хороший урожай – значит, Дионис послал ему свою милость. Вино не получилось – значит, винодел чем-то прогневил своего бога. Если женщина испытывает непреодолимую тягу присоединиться к вакханалиям – значит, Дионис ее позвал. А если она остается дома, это тоже — не свободный выбор здравомысленной женщины, а просто — Дионис не счел нужным наделить ее страстной душой.)
2 Сатир и вакханка.  Клодион. 558745 (434x700, 341Kb)
Сатир и вакханка. Клодион

Новые вопросы: Бог веселья или бог безумия?

Так кто он, Дионис? Что за непонятный бог? Откуда такая двойственная природа? Дарить веселье, утешение, забвение, отдохновение, удовольствие от вина – с одной стороны, и жестоко наказывать, насылать безумие, ввергать в дикие, ужасные, кровавые игрища – с другой. Веселый и легкий бог вина, как мы раньше думали, вдруг оказался, по Еврипиду, крайне злопамятным, мстительным и жестоким богом. Откуда это? Откуда эта темная, страшная ипостась бога вина?
Ответ может быть здесь
Мифология о рождении и детстве Диониса – вот что сразу сильно проясняет ситуацию с его жестокостью. Оказывается, там была такая «родовая травма», а детство бога было омрачено такой кровавой бойней, что на выходе мы имеем то, что имеем.

Продолжение следует...

Серия сообщений «Древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях:

ч.1. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков - потрошителей! А вакханки - женщины легкого поведения? Ага...http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295194466/
ч.2. Жестокие ритуалы вакханалий. Рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие?http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post232581336/
ч.3. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден. Кровавый миф http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295196561/
ч. 4.Трагедия Еврипида "Вакханки" не уступает голливудскому ужастику: месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка.
ч.5. Дионис - бог веселья или бог безумия? Откуда такая двойственная природа?
ч.6. Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий

Источники:
http://blogovine.ru/kult-vina-po-drevnegrecheski-dionis-i-menady/
http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/114065578
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку