Продолжаем наш шестисерийный «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.
Вакханалии. Со II в. до н.э. римские празднества - оргии в честь бога вина Вакха. Вакханалии были восприняты римлянами от греков, у которых существовал фаллический культ Диониса. Первоначально в вакханалиях участвовали одни только женщины. Вакханалии сопровождались таким разгулом страстей, что сенат неоднократно пытался запретить или ограничить их проведение, однако, безуспешно. Вакханалии просуществовали вплоть до раннего средневековья.
![0 Франц фон Штук. Вакх. ck7 (696x682, 450Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977206_0_RSRRS_SRR_RYOSSR__RRRS_ck7.jpg)
Франц фон Штук. Вакх
Мы разобрались, почему менады/вакханки рвали на части животных и поедали их сырую плоть? А мифы говорят, что они нападали и на людей. Почему бы им просто не петь и плясать до умопомрачения и не предаваться сексуальным оргиям? Насилие и кровь — это было непонятно, и это требовало объяснения.
Затем мы изучили «показания» Еврипида, который утверждает, что загадка кровожадности менад упирается в загадку кровожадности самого Диониса. Нам открылось совершенно новое лицо Диониса. Оказывается, для греков он был не только легким и веселым богом вина, виноделия, отдохновения и забвения, но и – страшным и мстительным богом, насылающим безумие и жестоко карающим за непризнание.
Осталось выяснить, откуда это в Дионисе, «боге вина». И, как оказалось – ответ, причем не совсем тот, что мы ожидали, лежит на поверхности. Стоит только обратиться к мифологии о рождении и детстве Диониса, и сразу проясняется ситуация с его жестокостью. Таким он и должен был стать – мстительным, жестоким и кровожадным. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден! Вот этот кровавый миф:
![02 Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг. 5_gg (700x502, 281Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977207_02_RRSRRyoSRRRyoR_RRSSSR__RRyoRRRR_RSSSRR_16301635_RR_5_gg.jpg)
Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.
Преследуемый с рождения бог
Предистория такова. Мать ещё нерожденного Диониса, земную женщину Семелу, понесшую от Зевса, сильно невзлюбила ревнивая жена Зевса, богиня брачных уз, Гера. И придумала интригу – втерлась в доверие к Семеле и внушила ей желание посмотреть на Зевса в его настоящем божественном облике, а не так, как он обычно являлся простым смертным. Доверчивая Семела так и сделала – попросила Зевса явиться к ней во всей красе. А это значит – в облачении молний. Ну и, сами понимаете – недалекая Семела изжарилась заживо в объятиях возлюбленного.
![03 Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г. 1884_g (700x383, 212Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977208_03_RRSSSRR_RRSSSR__RRRRSSRRyoRSSR_RSRSR_1884_R_1884_g.jpg)
Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.
Зевсу, однако, удалось спасти ребенка из чрева матери, он зашил его в своем бедре (!) – и выносил. То есть Дионис – бог, рожденный из бедра Зевса. (Тут греки не особенно оригинальны, Осирис — египетский бог земледелия и виноделия — также был рожден из бедра своего отца.)
Родив Диониса, Зевс должен был всё время прятать ребенка от бдительной Геры. Он отдал мальчика на воспитание нимфам, и те наряжали его девочкой, чтобы Гера его не узнала и не уничтожила. (Некоторые объясняют этим гермафродитические черты Диониса, его «женоподобный» облик, особенно на исходе античности; в ранний период распространения дионисийской религии он, наоборот, выступал грозным бородатым старцем.) Зевс придавал Дионису разные обличья, превращал его то в одно животное, то в другое, в мифологии он часто выступает козленком.
![04 gthdfz Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг. 1520_gg (485x699, 262Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977209_04_gthdfz_RRRSRSSRR_RRyoRRRyoS__RRRyoRR_RRRRyo_161520_RR_1520_gg.jpg)
Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.
Впоследствии козел стал одним из главных символических обликов Диониса. Во время Великих Дионисий устраивались представления — хоры певцов, наряженных в козьи шкуры, исполняли особые гимны в честь Диониса — дифирамбы. Из этих дифирамбов, сопровождаемых плясками, постепенно выкристаллизовалась театральная форма прославления Диониса – трагедия, что значит «песнь козлов».
![05 Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г. eni_ok (539x700, 275Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977210_05_RSSSRyoR_RRRS__RRRyoRR_RRRRyo_RR_1623_R_eni_ok.jpg)
Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.
Википедия: Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «песня козла», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.
Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса......
Бог вина по случайности
![05 Цезарь ван Рвердинген, РѕРє. 1660 Рі.Дрезден, Дрезденская картинная галерея, Вакх, нимфы Рё РљСѓРїРёРґРѕРЅ. 39e29 (650x589, 233Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977211_05_RRRRSS_RRR_RRRSRRyoRRRR_RR_1660_RRSRRRRR_RSRRRRRSRRS_RRSSRyoRRRS_RRRRSRS_RRRS_RRyoRSS_Ryo_RSRRyoRRR_39e29.jpg)
Цезарь ван Эвердинген, ок. 1660 г.Дрезден, Дрезденская картинная галерея, Вакх, нимфы и Купидон
Если вы думаете, что Гера успокоилась, вы не знаете ревнивых жен. И чтобы запутать преследовательницу, Зевс поселил мальчика на пустынном острове, где его воспитанием занимался сатир Силен. Здесь и определилась его будущая «профессиональная специализация» — Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина
В будущем, преодолев травмы своего чудовищного детства, куда бы ни приходил возмужавший Дионис, он всюду учил людей выращивать виноград и делать вино, и его везде сопровождали сатиры – веселые козлоногие полубоги. Ряженые в сатиров актеры потом составляли, в частности, Хор в трагедии «Вакханки».
![06 Цезарь ван Рвердинген, 1670-78 РіРі. Дюссельдорф, Музей изобразительного искусства , Нимфы, подающие СЋРЅРѕРјСѓ Дионису РІРёРЅРѕ, фрукты, цветы. 0ccc5f (650x586, 299Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977212_06_RRRRSS_RRR_RRRSRRyoRRRR_167078_RR_RSSSRRSRRSS_RSRRR_RyoRRRSRRRyoSRRSRRRR_RyoSRSSSSRR__RRyoRSS_RRRRSSRyoR_SRRRS_RRyoRRRyoSS_RRyoRR_SSSRSS_SRRSS_0ccc5f.jpg)
Цезарь ван Эвердинген, 1670-78 гг. Дюссельдорф, Музей изобразительного искусства , Нимфы, подающие юному Дионису вино, фрукты, цветы
И почти на всех картинах великих мастеров европейской живописи, посвященных теме вакханалий, Дионис (Вакх, Бахус) практически всегда изображен либо с Силеном, либо с сатирами. Они повсюду сопровождают бога вина, он никогда с ними не расстается, как и со своим тирсом и венком из виноградной лозы или вечнозеленого плюща, заменявшего виноградные побеги зимой.
![07 Балдассаре Франческини (Р](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977213_07_RRRRRSSRSR_RSRRSRSRRyoRRyo__RRS_RRRSSRSSRRR__RR_1670_RRRSSRRS_RRRRRRSRyoS_RRRS_Ryo_SRRSRRRRRRSSRyoR_RRR_RSRRyoRRR_fffeb18.jpg)
Балдассаре Франческини (Иль Вольтеррано), ок. 1670 г.Частная коллекция, Вакх и сопровождающий его Купидон
Бог, насылающий безумие
Гера не оставляла своих преследований, и одним из ее выпадов было – наслать на внебрачного сына Зевса безумие – будучи под наваждением Геры, он совершал убийства сам и сводил с ума тех, кто отвергал его, и не признавал в нём бога. Происхождение его от смертной женщины развило в нем, как сейчас сказали бы, сверхкомпенсацию – у него была мания величия, и он мстил всем, кто сомневался в его родстве с Зевсом. А преследования Геры совершенно объяснимо дополнили его манию величия манией преследования.
Обстоятельства рождения, детские травмы и козни Геры и сделали впоследствии Диониса настоящим «богом безумия». Богом, насылающим безумие. Неистовыми и истеричными становились все, кто ему поклонялся, и он распространял свое безумие даже на самых верных своих почитательниц, вакханок, чтобы, например, наказать их родственников, которые не одобряли их погруженности в культ Диониса.
Например, в Аргосе Дионис поверг в безумие молодых матерей. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках, убивали их и «пожирали их мясо». Царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу.
И, как мы знаем, обезумевшие вакханки растерзали Орфея и царя Фив Пенфея.
![орфей Смерть Орфея от менад . Эмиль Леви, 1866 91c28d (441x700, 66Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/977/105977460_orfey_Smert_Orfeya_ot_menad___YEmil_Levi_1866___91c28d.jpg)
Смерть Орфея от менад . Эмиль Леви
Растерзанный бог
В конце концов Гера всё-таки настигла Диониса. Она натравила на молодого бога, этот плод неверности супруга, титанов. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в льва, то в лошадь, то в змею. Но в тот момент, когда он принял образ быка, титаны всё же настигли его — и растерзали. И съели куски дионисова тела.
В свете этой истории ритуал разрывания менадами на части животных – чаще всего быков – уже не может особенно удивлять. Ясно, что этот ритуал носил у них символический смысл – они разыгрывали сцены из «жития» своего бога. Они как бы возвращали ему его жертву.
Они ели тело своего бога, воплощенного в быке, и пили его кровь – вино. (Христианам этот символизм понять нетрудно – по аналогии с идеей пресуществления тела и крови Господней в хлеб и вино.) На исходе античности, когда дионисии стали официальными праздниками, этот ритуал жертвоприношения быков сохранился – быки забивались уже по регламенту, причем ритуал поедания сырой плоти – символического тела бога – также оставался в силе. В исторических реконструкциях атмосферы древнегреческих дионисий можно встретить такие описания: «Накануне приносили в жертву быков; их было так много, что тошнотворный запах крови, смешанный с резким запахом вина, всё ещё заполнял город.»
Возрождающийся бог
Но как же миф выходит из положения – ведь история Диониса не заканчивается его смертью от титанов? Согласно мифологии, Дионис – бог, рожденный дважды. Титаны съели разорванное тело Диониса, но его сердце, то есть сама сущность бога, ускользнуло от их внимания. По одной версии, Зевс проглотил сердце Диониса, и тем самым спас его для последующего рождения. По другой – сердце спасла Афина, а Аполлон похоронил сосуд с сердцем Диониса в Дельфах. В любом случае, спасенное сердце Диониса стало источником его возрождения.
И образ возрождающегося бога повлиял очень сильно на распространенность культа Диониса в Древней Греции. Многие историки считают, что Дионис воспринимался греками как символ возрождения жизни вообще, символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления. (Бог, воскресший из мертвых – христиане тоже хорошо знакомы с этой идеей.) Каждую весну виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога – новый урожай – в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».
Кстати, Зевс испепелил титанов, разорвавших Диониса, и из пепла гигантов, в которых содержалась божественная плоть съеденного Диониса, произошли люди. Двойственность человеческой природы нашла ещё одно объяснение. Человек — это смесь добра и зла; что-то от бога, что-то от чудовищ.
Осталось всё подытожить
Итак, общая картина прояснилась. Осталось только свести концы с концами, подытожить, насколько изменились наши представления о культе вина, о Дионисе, о вакханалиях и менадах. Практически по всем этим вопросам наши прежние представления изменились на кардинально противоположные.
А именно. Разве культ Диониса – это культ вина? Нет, это не так. Разве вакханалии – это просто разнузданные пляски безумных менад и бойня животных в состоянии сильного опьянения? Всё совсем не так! И самое главное – проясняется тот мистический, божественный смысл, который греки вкладывали в отправление культа Диониса, и об исчезновении которого в современную эпоху так переживал Ортега-и-Гассет.
Серия сообщений «Древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях:
ч.1. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков - потрошителей! А вакханки - женщины легкого поведения? Ага...
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295194466/
ч.2. Жестокие ритуалы вакханалий. Рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие?
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post232581336/
ч.3. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден. Кровавый миф
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295196561/
ч. 4.Трагедия Еврипида "Вакханки" не уступает голливудскому ужастику: месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка.
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295257681/
ч.5. Дионис - бог веселья или бог безумия? Откуда такая двойственная природа?
ч.6. Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий
Источники:
http://blogovine.ru/kult-vina-po-drevnegrecheski-dionis-i-menady/
http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/114065578