Продолжаем наш шестисерийный «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.
Вакханалии. Со II в. до н.э. римские празднества - оргии в честь бога вина Вакха. Вакханалии были восприняты римлянами от греков, у которых существовал фаллический культ Диониса. Первоначально в вакханалиях участвовали одни только женщины. Вакханалии сопровождались таким разгулом страстей, что сенат неоднократно пытался запретить или ограничить их проведение, однако, безуспешно. Вакханалии просуществовали вплоть до раннего средневековья.
![09 2 Рубенс Питер Пауль. Праздник Венеры78a (500x640, 268Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982305_09_2_RSRRRS_RRyoSRS_RRSRS_RSRRRRRyoR_RRRRSS78a.jpg)
Рубенс Питер Пауль. Праздник Венеры
Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад (вакханок), самых верных и неистовых фанаток Диониса.
Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было беспрецедентное проявление именно женской активности. До этого, правда, ещё были амазонки, но по степени безумия лидируют, конечно, менады. Ну в самом деле, рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие? При чем тут культ Диониса, бога вина и виноделия? Оказывается, без этого Диониса нет вообще. Начнем с самого начала, с истории менадизма.
![09 3 Альбрехт Дюрер. Вакханалия (16 в.)8a921c (650x436, 216Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982306_09_3_RRSRSRSS_RSSRS_RRRSRRRRRyoS__16_R_8a921c.jpg)
Альбрехт Дюрер. Вакханалия (16 в.)
Менадизм – женский культ Диониса
Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они жевакханки (от римского имени Диониса — Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы. Иногда можно прочитать, что менады – это мифические существа, типа сатиров, однако большинство историков античности уверено, что менадизм – это реальное явление, в котором участвовали реальные люди.
Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса — бога виноделия, плодородия и религиозного экстаза — был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины.
Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины — матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.
![09 4 Bacchanal A Faun Teased by Children1616-17 _XL (390x700, 198Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982307_09_4_Bacchanal_A_Faun_Teased_by_Children161617__XL.jpg)
Bacchanal A Faun Teased by Children 1616-17
Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас. Пункт назначения, однако, возвышается на 2,5 км, так что родственникам поклонниц Диониса нередко приходилось организовывать спасательные экспедиции. Обмороженных «менад» в обледеневших одеждах вызволяли из объятий Диониса, и это, конечно, не могло не беспокоить менее религиозно настроенных греков.
![09 8 К. Брюллов. Сатир и вакханка (Вакханалия) 1824 0a8a9 (500x634, 129Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982311_09_8_R_RSSRRRR_RRSRyoS_Ryo_RRRSRRRR__RRRSRRRRRyoS__1824_0a8a9.jpg)
К. Брюллов. Сатир и вакханка (Вакханалия)
Неистовое веселье, пляски, оргии
Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.
В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс — длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население.
Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.
Скотти Михаил Иванович. Сатир и вакханка
Жестокие и кровавые ритуалы
Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.
![09 7 Вакханки 9bf (618x471, 179Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982310_09_7_RRRSRRRRyo_9bf.jpg)
Карраччи Аннибале, Вакханка и Сатир, фрагмент
Бегом едва спаслись мы от вакханок;
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись, так с голыми руками
На них менады бросились. Корову
С набрякшим вымем и мычащую волочат.
Другие нетелей рвут на куски. Там бок,
Посмотришь, вырванный. Там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо, и сочится кровью.
Быки — обидчики, что в ярости, бывало,
Пускали в ход рога, повержены лежат:
Их тысячи свалили рук девичьих.
Ты б царским глазом не успел моргнуть,
Так быстро кожу с мяса там сдирали.
«Вакханки». Еврипид, 404 г. до н.э.
Сатир и вакханка. Клодион
Кровожадность обезумевших вакханок, однако — это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание. И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие.
![09 9 Скотти Михаил Р](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/982/105982312_09_9_RRRSSRyo_RRyoSRRyoR_RRRRRRRyoS_RRSRyoS_Ryo_RRRSRRRRb718.jpg)
Моисей Матиуш ван Уйтенбрук, 1627 г.Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха
Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея — они убивали не только быков.
Серия сообщений «Древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях:
ч.1. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков - потрошителей! А вакханки - женщины легкого поведения? Ага...
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295194466/
ч.2. Жестокие ритуалы вакханалий. Рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие?
ч.3. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден. Кровавый миф
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295196561/
ч.4.Трагедия Еврипида "Вакханки" не уступает голливудскому ужастику: месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка.
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post295257681/
ч.5. Дионис - бог веселья или бог безумия? Откуда такая двойственная природа?
ч.6. Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий
Источники:
http://blogovine.ru/kult-vina-po-drevnegrecheski-dionis-i-menady/
http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/114065578