ДИДУХ
Одним из старинных рождественских оберегов является дидух.Никогда раньше не слышала такого слова «Дидух». Как-то зимой увидела по телевизору, что это забытый оберег, который умельцы снова начали плести из колосьев. Он был безумно красивый и даже ничего не зная о нем, мне захотелось иметь что-нибудь похожее.
Дидух (в переводе со старославянского «дух предков»,еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник, рай-дидух.) –это соломенный оберег: перевязанный особым образом сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна. Большой и солнечный, украшенный сухоцветиями или ленточками,символизирующий «деда»,родоначальника семьи,, символ хорошего урожая, мира, согласия и достатка в доме.В качестве схемы изготовления берут икону, на которой изображена тайная вечеря Иисуса Христа с 12 апостолами. Дидух должен иметь вверху «голову» и по сторонам 12 веток. Количество колосьев в каждом пучке (ветке) должно быть кратно семи, поскольку дидух символизирует семь колен рода. Это символ святого Иосифа, благодетеля Святой семьи. Также дидух является пожертвованием лучшего снопа силам природы. Существует легенда о том, что когда родился маленький Иисус, то в вертепе было очень холодно. Иосиф нашел щель, из которой дуло, и заткнул ее пучком соломы. В память об этом в каждом доме на рождественский праздник должен быть пучок соломы.
Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен истории культуры Украины эпохи неолита. В те времена была крепка вера в бессмертие души, уважение к душам умерших предков, к своему роду и всех поколений. Выращенные своими руками колосья злаковых культур наделялись особой силой.
По традиции дидух должен стоять со дня Святого Николая до Масленицы,потом его можно торжественно сжечь или оставить до следующего года.Традиция эта зародилась в то время,когда Новый год праздновали в сентябре,вместе со сбором урожая.Сохранилась она и тогда,когда Новый год стал зимним праздником. Став украшением каждой украинской хаты, он с одной стороны являлся жертвоприношением силам природы, а с другой - символизировал «деда», родоначальника семьи, был воплощением бога Коляды, местом пребывания духов дедов-прадедов, опекунов и покровителей своего дома, символом сохранения традиций и памяти о предках.
Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества. Сноп хранили высоко на чердаке, чтобы его не объели мыши. Там он ждал своего часа. Считалось, что в Святой вечер, в Сочельник, с наступлением сумерек, духи прародителей приходят к своим родичам. Именно в этот день хозяин дома торжественно заносил дидух в хату, со словами: «Дидух в хату – беда из хаты». Затем, спрятавшись за дидух, он спрашивал собравшихся детей: «Видите меня, дети?» Они хором отвечали: «Нет, не видим!» После чего хозяин говорит: «Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!»..Дидух ставили на самом почетном месте – в красный угол (возле икон) или на праздничный стол.Под него нужно положить пучок соломы — «бабу»,символизирующий урожай. Возле него обязательно оставляли горшочек с кутьей, узвар .
До тех пор, пока дидух стоит в доме, сурово запрещалось выполнять какую-либо работу. Исключением являлся только уход за домашним скотом. Из жилища даже выносили веники, чтобы не было соблазна подмести в доме.
Праздничный сноп находился в доме в течение недели, хотя источники дают разную информацию: и до Крещения, и до Масленицы, и до Пасхи. Затем солому из-под снопа сжигали. Из колосков оставшейся части, добавляя еловые ветки и васильки, делали кропило для святой воды. По некоторым источникам отслужившего Дидуха сжигали, а иногда Дидух мог стоять и до следующего года.
Накануне рождения месяца, в полночь, дидух выносили из дома. Считалось, что именно в это время добрые души предков оставляли своих родных. Сноп-рай разделяли на части. Одну часть обмолачивали – несколько зерен дарили дорогим людям, оставшиеся зерна добавляли к зернам, предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы был хороший урожай. Также часть дидуха оставляли до следующего года. И, наконец, последняя часть сжигалась под песни и танцы.
Дидух был обязательным новогодним украшением каждого украинского дома и в то время заменял новогоднюю елку. Он приносил в семью праздничное настроение и уют, мир и согласие, символизировал хороший урожай и достаток в доме.
С середины 30-х годов главным элементом Новогоднего праздника становится елка. Традиции празднования Рождества Христова заменили на Новый год, что должно было затмить все, что связано с Рождеством, а «Рай Дедуха» - культ предков, семейный праздник, связанный с рождением Правды-Христа, заменили „Дедом Морозом".
В наше время мало кто точно придерживается традиций. И тем более приятно, что начался процесс возрождения. Уже несколько лет на проспект Свободы во Львове в Рождественские праздники выносят 3-метрового Дидуха. Соломенные обереги устанавливают теперь и на центральных площадях Киева, городов Франковщины и Львовщины. Все больше украинцев ставит их на Рождество в своих домах, называя украинской елкой.
Соломенный оберег - Дидух, символ хорошего урожая, мира и согласия в семье и достатка в доме, стал непременным атрибутом народных ярмарок и начинает занимать достойное место среди украинских национальных традиций.
А как я плести можно посмотреть здесь
http://picasaweb.google.com/ZapoLARA/hWCiRH?authkey=Gv1sRgCMeD7_OM55HC6QE&feat=directlink
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СТОЛ
В Рождество заканчивается 40-дневный пост.
Самый строгий день его - 6 января.
В этот день следует воздержаться от пищи "до первой звезды".
После того, как в сумерках загорится первая звезда.садятся за стол.
Под праздничную скатерть желательно положить пучок сена.
Стол должен быть изобильным, но постным, на столе должно быть 12 блюд по числу святых апостолов.
Главное блюдо на столе - сочиво, сладкая каша из пшеничных зерен, мака, мёда и орехов.
Все присутствующие должны попробовать все блюда, начиная с сочива.
Затем едят рыбу и салаты, потом постный суп.
В конце ужина подают маковый рулет с киселем или взваром.
Ночью верующие отправляются в храм на праздничную службу, затем возвращаются домой и опять садятся за стол.
На стол выставляются скоромные блюда - запеченный гусь с яблоками, колбасы, молочная каша.
На Рождество обязательно наряжают ёлку - символ вечного мира, благодати и спокойствия.
Православное Рождество, в отличие от католического, отмечают широко и шумно.
В рождественскую ночь в русских деревнях было принято держать двери открытыми нараспашку, чтобы в гости мог зайти любой желающий.
Гостям принято дарить небольшие подарки, сувениры и сладости.
Но сочельник встречают дома в кругу семьи.
Большое празднество начинается уже после церковной службы 7 января.
Как приготовить сочиво
1 стакан пшеничных зерен
100 гр пищевого мака
100 гр очищенных грецких орехов
1-3 столовой ложки мёда или сахар по вкусу
Зерна размять в деревянной ступке, подливая теплую воду.
Через некоторое время шелуха отделится от зерна.
Зерно промыть и просеять через сито.
Сварить рассыпчатую кашу на воде, слегка подсластив.
Мак тоже растереть до жидковатой консистенции.
Добавить мёд, перемешать и выложить в пшеницу.
В конце добавить истолченные грецкие орехи.
Можно положить изюм.
* * *
Мой рецептик:
пшеницу покупаю уже "битую", промываю и запариваю в термос.
Потом, так же добавляю мак, мед, орехи и заливаю взваром.
| | | | | | | | |