-Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2011
Записей: 1274
Комментариев: 126
Написано: 1937


...И ЕЩЁ ОБ ИМПРЕССИОНИСТАХ, КЛОД МОНЕ И ЕГО ЖЕНЩИНЫ..

Воскресенье, 27 Сентября 2015 г. 16:30 + в цитатник


Все записи автора

Часть 1. КАМИЛЛА



Портрет Камиллы Моне. 1866 - 1867 г.

Клод Моне в молодости (из "ИЛЛЮСТРАЦИИ " стр. 82. "Клод Моне" Мишель де Декер),



Мое первое знакомство с художниками - импрессионистами произошло очень давно, ещё в 60-х годах прошлого столетия А началось оно с того момента , когда мне в нашей институтской библиотеке среди технической литературы вдруг попалась совершенно необыкновенная книга , перевод с французского "Импрессионизм" Джона Ревалда. Я тогда только по наслышке знала об этом течении в живописи и просто заболела импрессионистами. Старалась приобрести все новинки отечественной литературы и переводы зарубежных авторов. Так у меня появилась небольшая монография русского искусствоведа Ксении Георгиевны Богемской "Клод Моне" и другие издания. Теперь, когда есть интернет и безграничная возможность читать о художниках и видеть сами творения этих волшебников кисти, вновь окунулась в этот мир. И уже большой промежуток времени нахожусь под впечатлением. Судя по многочисленным сообщениям на эту тему, не одна я такая. Почему же мы так любим импрессионистов? Российский искусствовед - Паола Дмитриевна Волкова- автор и ведущая многосерийного документального

фильма "Мост над бездной" об истории мировой живописи для телеканала "Культура", в своей 18-ой ( к сожалению последней) - серии из этого цикла -"КЛОД МОНЕ" - замечательно об этом сказала.











Разыскивая в интернете новинки по импрессионизму, наткнулась на книгу французского историка и журналиста Мишеля де Декера "КЛОД МОНЕ" (ЖЗЛ, 2007 г. Перевод Е. Головина). Это повествование о творчестве, характере и личной жизни художника, с ссылками на обширную переписку , критику этого нового направления искусства в то время. Прочла с огромным интересом. Очень ярко выписан портрет, я имею в виду не только внешность, но и сложный характер художника, что не удивительно для человека такого таланта. Масса интересных подробностей, которых я раньше не знала, написана хорошим литературным языкам. Собственно эта книга и явилась причиной этого сообщения. Несмотря на его взрывной характер, Клод Моне был окружён преданнейшими друзьями, которые многое прощали ему и всегда оказывали ему поддержку в самые трудные моменты. И в личной жизни рядом с ним были любящие и преданные женщины. Своим талантом он просто всех очаровывал. Мне захотелось написать об этих женщинах, благодаря заботе которых, Моне полностью мог посвятить себя творчеству.

Все исследователи наследия Клода Моне касаются, в основном, его творческой деятельности. Моне признанный гений и "отец" импрессионизма, прошёл долгий и мучительный путь от начала творчества, насмешек, откровенного издевательства критики до полного признания и триумфа импрессионизма. "Моне видел жизнь непосредственно, не разделяя её на естественное бытие природы, конфликтность социальных явлений, ритуал светского общения. Так же неразрывно было слито его творчество с событиями его собственной жизни. В 1865 году Клод Моне познакомился с девушкой, ставшей в последствии подругой его жизни более, чем на десять лет, моделью многих его произведений. Роман Моне с Камиллой- Леонией Донсье , которой не было ещё и восемнадцати лет,когда она соединила свою жизнь с двадцатипятилетним художником , - эта история , заслуживающая пера не искусствоведа, но писателя. Она была положена в основу сюжета романа "Творчество" , написанного Эмилем Золя, другом художников- импрессионистов в их молодые годы." ( К.Г. Богемская, "Клод Моне" 1964г. "ИСКУССТВО" Москва.) Меня очень тронула судьба этой девушки. Клод Моне был одержим творчеством. Он ни разу не изменил своим принципам, не взирая ни на какие трудности в жизни. И если в самом начале творческого пути Клод Моне получал финансовую помощь от отца и тетушки Лекадр, то после того, как он вместе с Ренуаром и Базилем сбежали из мастерской Глейра на "вольные хлеба", разгневанный отец, а несколько позже и тетушка полностью отказались помогать Клоду. Его финансы зависели только от продажи картин. А их - то, вначале, никто не покупал. Жить с такой, одержимой творчеством личностью, может только любящий и преданный человек. А рядом была Камилла. Все цитаты, которые я в дальнейшем буду приводить, взяты из книги Мишеля де Декера, у которого я впервые ( после К.Г. Богемской) узнала многое о личности Клода. "В отношении своей частной жизни Моне проявлял завидную сдержанность. Так, он ни разу не обмолвился о том, при каких обстоятельствах произошла его первая встреча с Камиллой Леонией Донсье, такой же черноглазой, как и он сам..."И дальше: "Девятнадцатилетняя Камилла была прехорошенькой и при этом отличалась оригинальной внешностью. Рядом с ней, тоненькой и стройной, хотя и не очень высокой, Моне, ростом 165 сантиметров, ощущал себя коренастым коротышкой. Милое лицо - прямой тонкий нос, круглый, но достаточно волевой подбородок, чёрные, как смоль волосы, брови и ресницы и особенно ценившаяся в те времена молочно-белая кожа, хорошо очерченный рот, наконец, задумчиво - мечтательный и, пожалуй,чуть печальный взгляд. Так выглядела Камилла. Знай она тогда, какая судьба её ждёт, печали в её глазах только прибавилось бы. " Камилла была дочерью Шарля Клода Донсье, который работал скромным служащим, т.е. семья не принималась в высшем свете. Клод Моне долгое время скрывал от своей семьи существование Камиллы, опасаясь недовольства отца этой связью и потери материальной поддержки. Отец Камиллы обещал ей приданное только, если она станет законной супругой - мадам Моне. А этого не случилось даже после рождения ребёнка. Если на момент, когда они сблизились, удача впервые улыбнулась Клоду (его картину "Дама в зелёном", или просто "Камилла", впервые приняли в Салон 1865 года и она имела большой успех), то в дальнейшем был длинный ряд неудач и Моне влачил в буквальном смысле полу-нищенское существование, часто переезжая из одного места в другое, оставляя Камиллу в одиночестве на длительное время.

Камилла (ещё известна как "Женщина в зелёном") 1866 г.

Жан Моне в колыбели. 1867 г.


Видимо рождение ребёнка укрепило отношения между Клодом и КамиллоЙ, которые могли и ослабнуть из-за постоянных материальных трудностей. Были в их жизни и светлые полосы, когда Моне удавалось продать какие-то картины. Он работал, как одержимый ,но чёрная полоса была ещё длинной и широкой. Нищета и постоянные скитания плохие попутчики семейной жизни. Может быть каким-то утешением, для Камиллы особенно, было событие, последовавшее 28 июня 1870 года, когда Моне в мэрии в присутствии своего друга и свидетеля Курбе ,официально зарегистрировал свой брак с Камиллой Донсье. Это позволило им получить приданное в размере 1200 франков. Этой приличной суммы хватило ненадолго. "Как только у него заводились деньги, он заказывал тонкие вина и ликёры целыми бочонками, шил себе костюм из английской шерсти, которая стоила в то время дорого, нанимал кухарку и няньку для детей, дарил Камилле роскошные платья. Ибо он, благодарение Господу, всегда отличался щедростью." Так пишет известный французский искусствовед Жан Поль Криспель в книге "Повседневная жизнь импрессионистов". Картины не продавались и всё опять повторялось, нужда, переезды. Продолжалось так до знакомства Клода с торговцем картинами Дюран Рюэлем в Лондоне во время франко-прусской войны. Клод сбежал туда, чтобы избежать призыва в армию, Камилла с ребёнком присоединились к нему. Здесь он пишет Камиллу, сидящую на диване, он назвал картину "Размышление"



Гайд - Парк, Лондон, 1871 г.
. Дюран-Рюэль сразу оценил мастерство Моне и начал покупать его картины. В 1871 году Моне с семьёй едет в Голландию писать каналы и мельницы. Благодаря деньгам, полученным от Дюран - Рюэля , семейство замечательно устроилось. Для укрепления семейного бюджета Камилла давала уроки разговорного французского зажиточным буржуа. Эти несколько месяцев были очень плодотворными для Клода.


Заандам, маленький мостик. 1871г


Заан в Заандаме. 1871г.


Дамба. Заандам, вечер. 1871г.

Заандам. 1872 г.

Ветряные медьницы в Haaldersbroek. Заандам. 1871г.

Потом были ещё два года,1872-73 семья прожила в достатке, благодаря тому же Дюран-Рюэлю.
Это был Аржантей, где была написана знаменитая "Японка" ("портрет Камиллы в японском наряде"). Любимый друг Клода - Эдуар Мане запечатлел семью Клода в саду у дома, который в это время Клод снимал в Аржантее " Семья Клода Моне в саду " 1874 год.



Но в 1874 году, опять нужда. Начался экономический спад и это не могло не отразится на продаже картин. В этом же году произошло событие, которое можно назвать судьбоносным. Дюран-Рюэль искал покупателя на картину "Впечатление. Восход солнца". Владельцем знаменитой картины стал богатый торговец и любитель живописи Эрнест Ошеде. Этому человеку суждено было сопровождать Моне до самой смерти. Ошеде начал покупать картины Моне. Они подружились. Эрнест Ошеде с семьёй (женой Алисой и пятью детьми) жил в роскошном замке в Монжероне, куда они с Алисой, тоже страстной любительницей живописи, приглашали погостить художников. Так там гостил 20 дней Эдуар Мане с женой. Туда же был приглашён и Клод. "Монжерон... Для Моне это означало уютную мастерскую, расположенную в одном из парковых павильонов, работу в качестве художника-декоратора (Эрнест заказал ему несколько панно) и ... присутствие Алисы, которая ввергала художника в лёгкое смятение". Моне приезжает туда в декабре 1876 года, но без Камиллы. Он считал, что девятилетнему Жану, который посещал элитную школу в Аржантее, не следует пропускать занятия. Хозяин замка постоянно отсутствовал по делам и в замке были только Алиса с детьми и Моне. С Алисой он был знаком ещё до приезда к Ошеде и даже писал её, прогуливающуюся в парке с зонтиком в руках. Алисе было 32 года и не удивительно, если она не устояла перед обаянием художника. А Камилла в Аржантее мужественно борется голодом и холодом. "...нам известно, что Моне просил своего румынского друга доктора Беллио навестить её и оставить ей взаймы небольшую сумму в 100 франков."

Вернувшись в Аржантей, Клод застал Камиллу совершенно больной. И-за высокой температуры она даже не вставала с постели. Моне пишет доктору Беллио: "Мало того, что я сижу без гроша, теперь вот и жена заболела, серьёзно заболела - местный врач даже обращался к другому доктору. Я в ужасе, ведь от меня не скрывают, что болезнь тяжёлая, и мы будем счастливы, если вы дадите нам совет..." Это начало 1877 года. У Камиллы был рак матки, в то время это был приговор. Из-за большого долга за дом Моне срочно, почти крадучись, покидает Аржантей вместе с семьёй и перебирается в Париж, где начинает писать серию картин "Видов на Сен-Лазар...", прибытие поезда на вокзал , увлечение парижан "паровыми машинами".

Вокзал Сан-Лазар. Экстерьер

Картины эти находят покупателей и дела у Моне шли неплохо и, если он и продолжает клянчить деньги, то только потому, что живёт на широкую ногу. Камилла упрашивает его быть менее расточительным, она в ужасе от растущего количества нолей в графе долгов в семейном бюджете. К тому же она почувствовала себя беременной. Страдая от сильнейших болей, она всё же выносила ребёнка и в марте 1878 года родила сына Мишеля. Жильё в Париже очень дорогое и Моне начинает искать место, куда перебраться и где он смог бы писать. Друг Моне- Эрнест Ошеде, в это же время сам оказался разорён. Его дома, мебель, коллекция картин были проданы с аукциона кредиторам, а сам Эрнест с семьёй оказался на таком же уровне, что и нищий Моне. Чтобы легче было оплачивать жильё, Моне и Пьер Ошеду решают осенью 1878 года вместе снимать дом в деревне Ветей недалеко от Парижа. Обе семьи вместе - Алиса с шестью детьми и, страдающая от сильных болей, Камилла с двумя сыновьями живут в одном доме. Ошеде в Париже пытается поправить свои дела. Моне, фактически, взял на себя ответственность за обе семьи. Он пишет портрет Камиллы. Она сидит в кресле и держит в правой руке букет фиалок. "Она выглядит красивой и желанной, но бледное лицо её полно неизбывной печали. Знала ли она о любовных похождениях своего мужа в Монжероне?"

Камилла с букетом фиалок. 1877 г.
После рождения сына, Камилла так и не поправилась, но ещё десять месяцев кормила ребёнка. Клод работает, как одержимый, он пишет не только пейзажи окрестностей Ветея, но и несколько портретов. "Так 31 декабря 1878 года Клод преподносит Алисе в подарок прелестное маленькое полотно с изображением толстощёкого Жана Пьера. (Младший сын Алисы, шестой ребёнок в семье Ошеде) . Вряд ли этот поступок оставил равнодушной Камиллу, и, если она дала волю ревности и слезам, нам не трудно её понять." Моне позже напишет и портрет Мишеля. Картина датирована 1880 годом, Камилла его не увидела.



Жан-Пьер Ошеде -малыш Жан. 1878 год.

/

Мишель в шапочке с помпоном. 1880 год.

Эрнест Ошеде всё реже наведывался в Ветей, пытаясь наладить свои дела. Понимая двусмысленность сложившейся ситуации , Моне просил Ошеде найти для его семьи отдельное жильё. Но тому было не до этого. Камилла не могла не замечать красноречивые взгляды, которыми обменивались Клод и Алиса. "Однажды в конце сентября, устав бороться с болью и огорчениями, она раздобыла бутылку крепкой настойки и сильно напилась. Эта отчаянная попытка утопить в алкоголе, может, болезнь, а может, душевную муку едва не кончилась катастрофой - она слегла на два дня, в течение которых беспрерывно бредила. Исхудавшая, печальная она целыми днями сидела в шезлонге, стоявшем с южной стороны дома, кутаясь в плед..." Но так случилось, что невыносимые страдания приковали её к постели и все заботы о детях и о ней самой, легли на плечи Алисы. Описывать, те страдания, которые переносила Камилла, очень тяжело. "Одно скупое перечисление всех обстоятельств и действующих лиц драматической истории, разыгравшейся вдали от парижского общества уже даёт представление об атмосфере в доме Моне - Ошеде." (К.Г. Богемская) Алиса не могла не понимать, что дни Камиллы сочтены. Всё больше времени приходилось ей дежурить у её постели и, если требовалось, и ночью. А это случалось всё чаще. Алиса, как могла, пыталась облегчить её муки, но не было денег на лекарства, а ей нужны были сильные обезболивающие. Посовещавшись с Клодом, они решили, что пора приглашать местного кюре. Это было 31 августа 1879 года. Кюре пришел, чтобы принять последнее причастие, "но для него нашлось ещё одно важное дело. Алиса, которая явно задавала тон в семье, потребовала, чтобы Клод и Камилла, в своё время, не сочетавшиеся церковным браком, заключили союз веред Господом." В церковном архиве прихода Ветей сохранилась запись, что 31 августа 1879 года аббат Амори "обвенчал Клода Оскара Моне и находящуюся при смерти Камиллу Леонию Донсье." Она скончалась 5 сентября в 10.30 утра. "Трудно отделаться от ощущения необычности всей ситуации. Ведь в конечном счёте, Камилла скончалась на руках у соперницы!" С этим трудно не согласиться. Камилле было 32 года. Её похоронили в воскресенье 7 сентября. "Камилла - его муза, постоянная модель, ангел -спаситель, отдавшая ему всё достояние, Камилла стала его жертвой." (К.Г. Богемская). Её могила не сохранилась, первое время старшие девочки Ошеде навещали Камиллу, приносили ей цветы, посадили фиалки. Но потом ограда заржавела, могила заросла и постепенно сравнялась с землёй. Наверное тут сгущены краски, перечислены только все беды, которые ей пришлось перенести. Это то, что достоверно известно, о чём свидетельствуют письма самого Моне, но в тени остаются их отношения в семье. Конечно Клод Моне не в состоянии был обеспечить жене надлежащий уход, не было денег даже на лекарства. Весь в творческом порыве, поступал эгоистически. Без поддержки близких и друзей Клода, Камилла просто не выжила бы. Не осталось ни одной её фотографии, но образ её увековечен в полотнах Клода. Клод позже рассказывал своему другу - Клемансо, которым тот оставался до последних дней Моне - "...стоя у изголовья скончавшейся женщины, которая всегда была мне дорога, я поймал себя на том, что, глядя на её трагический лоб, машинально искал следы последовательно нарастающих изменений колорита, которые смерть вызвала на её лице..." Моне не смог побороть этого порыва даже в такой трагический момент. Осталась картина, изображающая Камиллу на смертном одре. Я не включила её в моё "сочинение", что-то противится во мне. Её легко найти в интернете. Камилла, наверное, очень любила своего Клода, понимала и ценила его благородство и огромный талант. Иначе трудно объяснить то терпение, с которым она переносила все испытания, выпавшие на её долю. Моне ещё не раз посетит Ветей уже после переезда Моне и семьи Ошеде в Пуасси в поисках удобного дома, пока они не осядут в деревне Живерни. Не верится, что он не посетил могилу Камиллы, "той, что разделила с ним голодные годы, той, бледный лик которой, он поспешил запечатлеть на смертном ложе..." В 1901 году Моне едет туда на этюды, арендует там небольшой домик, с балкона второго этажа которого, открывался вид на Ветей. Он написал там порядка десяти картин, "Главное место на полотнах этой серии он отвёл деревенской церкви - той самой, возле которой вот уже 23 года покоится прах Камиллы..." Жан Пьер Ошеде, младший сын Алисы, сопровождавший Моне , вспоминал: " Он словно возвращался к своей первой любви. Каждый день он велел везти его туда на автомобиле."

Ветей. 1901 г.
Вот всё, что мне удалось узнать о Камилле Моне. Я, как могла, собрала основные картины Моне, где позировала Камилла, в небольшой ролик под музыку Клода Дебюсси, современника импрессионистов и тоже новатора классической музыки.





1.


Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

Galyshenka   обратиться по имени Воскресенье, 27 Сентября 2015 г. 18:58 (ссылка)
вереница, Рада, что у вас получилось сообщение. Вспоминаю, как сама мучилась, ничего не знала и не понимала в начале. А так хотелось написать сообщение, поделиться.
Тоже люблю импрессионистов. Очень интересный пост. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Сентября 2015 г. 21:07ссылка
Рада, что Вам понравилось. На вторую часть сил не хватило.Могут быть изменения в части оформления и размещения текста. Я Вам пришлю, если получится. На оформление (для меня просто тёмная ночь). С Графическим редактором совсем не в ладах. Ладно, поживём -увидим! Спасибо, очень меня выручили. Вы сейчас просто асс. Стараюсь не пропускать ваших публикаций, молодчина!
Italina   обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 00:42 (ссылка)
Спасибо, я тоже с интересом читала.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 08:52ссылка
Спасибо, что прочли и процитировали дополненное (спасибо и Гале (Galyshenka) за совет и помощь в работе по добавлению иллюстраций.
Меркульдин   обратиться по имени Вторник, 29 Сентября 2015 г. 23:23 (ссылка)
На мой взгляд-совершенно изумительный пост вы представили,мне было необыкновенно интересно,так как люблю импрессионистов давно и преданно.
В "те" годы увидеть ,разве что, репродукции можно было в брошюрках типа "Критика формалистических течений в живописи",и ,конечно,картины-в полуподвальных залах Эрмитажа.Спасибо,если будут продолжения,не сочтите за труд и известите меня о них.
Желаю искренне творческих удач.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 01 Октября 2015 г. 17:27ссылка
Спасибо, очень тронули меня Вашей оценкой моих трудов. И, конечно же, рада единомышленнику. Меня немного покритиковали подачей материала, в техническом отношении. Но, боюсь, не хватит меня осваивать графический редактор. Может и трудновато читать текст, но (по своему опыту) меня это не останавливает, если материал интересен для меня. И я уверена, что и другим читателям тоже. Ещё раз благодарю, будьте счастливы, интересных Вам путешествий!
Перейти к дневнику

Четверг, 01 Октября 2015 г. 18:59ссылка
Спасибо за пожелания.
Если сподобитесь на продолжение подобной серии о ваших любюмых (и моих тоже) французах-конечно же,пожелаю успехов,и-сообщите о выходе новых историй.
Я не хотел бы их упустить.
Всего доброго.
Аноним   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 15:58 (ссылка)
вереница, Спасибо Вам. Я плакал, когда читал.
Ответить С цитатой В цитатник
вереница   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 17:14 (ссылка)
Спасибо и Вам, что заглянули в мой дневничок и было интересно. Правда, очень трогательная история. К сожалению, в жизни бывают драмы. Но ведь её имя Моне обесмертил, а сколько таких, о которых и не знает никто. Такие дела...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку