-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои внуки
Я и мои внуки
15:30 22.09.2017
Фотографий: 7

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Furman_Ed

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

1.английский язык.2. полиглотство.3. живое человеч

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2010
Записей: 9309
Комментариев: 670
Написано: 10835


Metargem73(Rishon Le Zion)-Евреи Мурафа(Для изучения)

Суббота, 11 Июня 2011 г. 16:50 + в цитатник

Мурафа

Мурафа (также Морахва, Мурахва, евр. Мрахвэ), со­стояла из двух местечек: Старой Мурафы и Новой Мурафы. До 1923 г. Мурафа — местечко Ямпольского уезда Подольской губер­нии, с 1949 по 1993 г. — Жданово, посёлок Шаргородского района Винницкой области, объединявший сёла Старую и Новую Мурафу и Травну.

Посёлок расположен на берегах р. Мурафы (приток Днестра) при впадении в неё речки Клекотины, в 12 км от районного центра Шаргорода по шоссейной дороге Вин­ница—Шаргород. Отдельная же­лезнодорожная ветка связывает Мурафу с магистралью Одесса — Киев.

Мурафа — одно из старинных по­селений у границы Подольского и Брацлавского воеводств, в краю, где решались силой территориаль­ные споры польских королей и ли­товских князей. Одно из важных сражений за обладание западной Подолией между польской и ли­товской армиями произошло в этом краю (недалеко от Копыстырина) 30 ноября 1432 г..

С середины 1580-х гг. земли при впадении речки Клекотины в Мурафу приобрёл снятынский ста­роста князь М. Язловецкий. На тер­ритории села Верхняки он выст­роил замок и заложил местечко, которое вначале называлось Райгродом, затем Новогродом, потом Клокотином и наконец Морахвой.

Евреи поселились в укреплён­ном и расположенном на торговом тракте городе Мурафе в первой по­ловине XVII столетия. В это время (1629) Мурафа была пограничным городом Подольского воеводства (граница между Подольским и Брацлавским воеводствами тогда проходила, вероятно, вдоль реки Клекотины, несколько восточнее реки Мурафы). Сравнительно с другими поселениями воеводства, Мурафа с более чем трёхтысячным населением была большим городом. Реестр подымного налога 1629 г. зарегистрировал здесь 607 жилых домов.

Первое упоминание общины Му­рафы в респонсах львовского рав­вина Авраама Коэна Раппопорта датируется 1647 г. и связано с жа­лобой общины Бара на еврея-до­носчика («мосера») из Мурафы.

По некоторым источникам в на­чале казацкой войны 1648 — 1649 гг. Мурафа оказалась разделённой ли­нией противостояния казацкого и польского войск: казаки обосновались на территории будущей Старой Мурафы, а поляки укрепились на территории Новой. В мартиро­логе уничтоженных еврейских об­щин «Титгаявен» упоминается го­род под названием Мраша (или Мрахва), где было двадцать евре­ев-домохозяев; они бежали из ме­стечка, после чего об их судьбе ни­чего не было известно.

В феврале 1651 г. польские вой­ска взяли штурмом и опустошили Мурафу, бывшую (по Зборовскому мирному договору 1649 г.) пограничным оплотом казаков в военно-административном районе Брацлавского полка.

В условиях непрекращавшихся военных действий, кровопролития и разруше­ний (весна и осень 1654 г., весна 1655 г.) ни городские укрепления, ни разветвлённая сеть подземных ходов не были для евреев надёж­ной защитой: история еврейской общины Мурафы прервалась на не­сколько десятилетий.

В 1661 г. в Мурафе согласно переписи по­дымной подати Подольского вое­водства уцелело всего 10 домов. Военные действия в крае вспых­нули с новой силой в 1671 г., во время похода польской армии под командованием Яна Собеского в юго-восточную часть Подольского и в Брацлавское воеводство.

С окончанием турецкой оккупа­ции края (1672-1699) в Мурафу вновь вернулись её владельцы По­тоцкие. Вероятно, в это время ев­реи поселились здесь снова и со временем составили большинство «городского» населения местечка: дома евреев сформировали цент­ральные торговые улицы в обеих его частях.

С лета 1734 г. на Брацлавщине участились грабежи и погромы; Мурафа подверглась разбойному нападению гайдамаков летом 1735 г. Владелец половины местеч­ка граф Потоцкий от своего имени и от имени наследников убитых евреев обратился с жалобой на кре­стьян-погромщиков в суд Брацлав­ского воеводства.

Переписями 1765 г. в Старой и Новой Мурафе были зарегистри­рованы соответственно 221 и 115 евреев, еврейских домов в Старой Мурафе – 90, в Новой – 49.

В 1766 г. местечку была пожалована королевская привилегия на прове­дение ежегодной большой ярмар­ки длительностью четыре недели. С развитием экономики местеч­ка росла и численность еврейской общины. В 1776 г. число евреев Мурафы согласно официальной пере­писи составило 374 человека, они проживали в 52 каменных и 95 глинобитных домах-«халупах». В этот период к общине Мурафы бы­ло приписано 646 евреев, в том чис­ле из окружающих сёл и местечка Джурин (Джурилов). Данные пе­реписи были удостоверены равви­ном Мурафы Лейбом Майоровичем и раввином Джурина Лейбом Файбишовичем.

После Второго раздела Польши в 1793 г. местечко в составе Мура­фы Старой и Новой, принад­лежавших разным владельцам, было включено в Ямпольский уезд Подольской губернии. В «Топографическом описа­нии Подольской губернии» (1799) отмечено, что Му­рафа, «разделяющаяся на старую и новую», состо­ящая во владении По­тоцких, имела две дере­вянных синагоги. В «гос­тином дворе» было семь каменных и восемь деревянных лавок, «зани­маемых евреями».

В 1831 г., после польского вос­стания, в котором участвовал один из владельцев местечка, Новая Му­рафа отошла к государству, а к кон­цу XIX в. и Старая Мурафа также стала принадлежать государствен­ной казне.

В 1871 г. в Старой Мурафе на­считывалось 175, а в Новой — 266 жилых домов. На правом берегу реки Мурафы в районе Слободки Мурафской были выстроены ка­зармы и размещены армейские части. Их соседство впоследст­вии оградило общину Мурафы от погромов, прокатившихся по Укра­ине в 1881-1882 и в 1905 — 1906 гг.

На протяжении XIX в. в Старой и Новой Мурафе были отдельные общины, материальное состояние которых, как и большинства общин региона, в первой половине столе­тия было тяжелым. Так, в 1829 г. об­щина Старой Мурафы заняла у помещика Добко 330 рублей сереб­ром (на льготных условиях, без процентов), из которых к 1858 г. всё ещё была должна 254 рубля.

Уже в начале XIX в. евреи Му­рафы стали приверженцами хаси­дизма.

Во второй половине XIX в. каж­дая из двух общин владела камен­ной синагогой и молитвенным до­мом: в 1889 г. во всей Мурафе было зарегистрировано четыре «духов­ных правления». В 1853 г. равви­ном общины Старой Мурафы, на­считывавшей 613 прихожан, был р.Иосеф Шлембовский, раввином Новой Мурафы — р. Вольф Шнидер (в общине 529 прихожан). В 1860-х гг. евреям Новой Мурафы пришлось бороться против закры­тия синагоги, признанной властями лишней.

Почти вся ремесленная и торговая деятельность местечка осу­ществлялась евреями.

В 1910—1914 гг. в Ста­рой Мурафе проживало 180 еврей­ских семей31.

Гражданская война обернулась для евреев Мурафы трагедией. 17 июня 1919 г. (по другим данным, 15 —18 июля) 1-й Любенский кавалерийс­кий полк Директории устроил в местечке погром, продолжавшийся три дня. Погромщики убили 64

еврея и оставили после себя пол­ностью разорённое местечко с мно­жеством раненых и изнасилован­ных, 66 сиротами и 33 вдовами.

В первой половине 1920-х годов в Мурафе, где проживало около двух тысяч евреев, были «довольно крепки старые традиции и обы­чаи». Большинство детей воспитывались в хедерах, а открытая в на­чале 1920-х годов еврейская школа почти не посещалась.

До середины 1920-х гг. общин­ные институции в Мурафе финан­сировались издавна заведённым порядком — на средства от шхиты. Шойхет и раввин арендовали у государства скотобойню, и тогдаш­ний шойхет р. Лейб-Ицхак Генелис, назначая цену за убой скота, выс­тупал в роли традиционного «балтаксе» — сборщика средств на нуж­ды общины. Чтобы ликвидировать старинную «коробку» и этим подо­рвать экономическую самостоя­тельность общины, местные органы власти в июле 1925 г. расторгли арендный договор с прежним шойхетом.

Многие жи­тели были объединены в произ­водственный кооператив, в местном сельсовете было 18 евреев.

В 1923 г. здесь проживало 1229 евреев.

Немецкие и румынские войска за­няли Мурафу 20 июля 1941 г. Многие семьи сумели эвакуиро­ваться, однако осенью 1941 г. в ме­стечке оставалось не менее 800 ев­реев. В осенние и зимние месяцы 1941 —1942 гг. сюда было депорти­ровано около 4000 румынских ев­реев. Большинство их поселились в Старой Мурафе, в домах евреев и украинцев, а также в обществен­ных зданиях. Из-за большой плот­ности населения зимой здесь сви­репствовала эпидемия тифа.

В начале 1942 г. в Мурафе был создан совет общины, состоявший из румынских евреев, и еврейская полиция; эти органы были ответ­ственны за выделение евреев на принудительные работы: расчист­ку снега и строительство дорог. На присылаемые из Румынии деньги и средства от налогов, которыми общинный совет обложил евреев Мурафы, были организованы бес­платная кухня, больница на 25 коек, аптека, школа и детский сад. Осе­нью 1942 г. был открыт детский дом на 30 мест, который сначала разме­щался в комнате жилого дома, а за­тем — в нескольких помещениях школьного здания.

Весной 1943 г. один из крестьян обвинил местного еврея в ритуаль­ном убийстве его дочери. Так как девочка действительно пропала, крестьяне угрожали уничтожить всех евреев Мурафы. Только бла­годаря энергичным мерам румын­ских жандармов, получивших зна­чительных размеров взятку, де­вочка была найдена.

19 марта 1944 г. Мурафа была за­нята партизанским отрядом, воз­главляемым двумя местными евре­ями, а 20 марта в Мурафу вошли части Красной Армии.

Еврейская община Мурафы пере­жила годы оккупации. В послево­енные десятилетия евреи покида­ли посёлок, уезжая в города, а с начала 1990-х гг. — за рубеж.

В 1998 году здесь проживало 3 еврея.

Архитектура

Долгие годы после войны в об­лике центральной части посёлка Жданово сохранялась память о бывшем еврейском местечке. До конца 1970-х гг. здесь и там на ули­цах Старой и Новой Мурафы мож­но было увидеть дома XIX в., при­вычные для еврейских кварталов.

Мурафа. Заезд, памятник архитектуры начала XIX в. (снесён в 1997 г.). Фото 1960-х гг.

У ограды бывшего католического монастыря ещё недавно стояло зда­ние самого, наверное, большого в местечке постоялого двора, или за­езда, как было принято называть такие сооружения в По- долии. Паломники, стекавшиеся в монастырь, когда-то останавлива­лись здесь на ночлег. После 1845 г., когда монастырь был закрыт, заезд арендовал еврей-шинкарь.

Заезд был включён в архитектурные справоч­ники и туристические путеводи­тели, что не спасло его от разруше­ния: при реконструкции монас­тырских построек в 1997 г. он был снесён43.

Еврейское кладбище отделено от Новой Мурафы речкой Клекотиной и расположено на склоне её высокого восточного берега. Его территория вытянута вдоль реки на 200 м и имеет ширину около 150 м. В прежние годы кладбище было обнесено каменной стеной, от­дельные фрагменты которой сохра­нились.

Новый участок кладбища с захоронениями 1980-х — начала 1990-х гг. подступает вплотную к границе этого села.

Мурафа. Еврейское кладбище. Двойное надгробие 1764 г. на могиле Аарона- Гедальи, сына Моше и Хинды, дочери Шломо. Фото 1992 г

На многих захоронениях середи­ны XX века установлены памятни­ки в форме дерева с обрубленны­ми ветвями, стелы на захоронениях XVIII — первой половины XIX вв. украшены рельефными изображе­ниями. На старом участке кладби­ща сохранилось нес­колько десятков таких надгробий середины XVIII в. с резными укра­шениями. На некоторых из них декоративные сюжеты лишь угадываются, на многих стелах с трудом можно прочесть текст. Час­то повторяющиеся здесь изобра­зительные мотивы — два льва с высунутыми языками, поддержи­вающие росток, и единорог в паре с грифоном (на мужских надгро­биях).

 

Мурафа. Еврейское кладбище. Надгробие 1765 г. на могиле Рейцы дочери Моше. Фото 1992 г.

Особый художественный инте­рес представляют два массивных памятника высотой более полутора метров, выполненные в форме пор­тала. Один из них — двойная сте­ла на могиле р. Аарона- Гедальи сына Моше и его жены Хинды дочери Шломо, умерших в 1764 г.

.

Люди

В Мурафе родился Будкер Герш Ицкович (1918 -1977), советский физик, академик, соратник Курчатова, с 1957 г. директор Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР.

Фото

Мурафа. Фото начала ХХ века

Мурафа. Костел. Фото Panoramio, юзер chekman

Мурафа. Мост в селе. Фото Panoramio, юзер TALLYAN

Рубрики:  Живое Человеческое Общение/Переводы .Humor.Смех.Сатира.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку