-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2523
Написано: 6251


Загадки Босха.Сова и зеркало. О значении одного визуального мотива у И.Босха. - ч.6.1.

Пятница, 26 Мая 2017 г. 20:45 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Загадки Босха.Сова и зеркало. О значении одного визуального мотива у И.Босха. - ч.6.1.

Босх неверотяно сложен для интерпретации. Его работы перегружены энигматичными деталями, значение которых трудно восстановить в силу удаленности во времени и скудости исторических свидетельств о жизни художника и идеологическом контексте его творчества. Именно эта сложность и составляет главный вызов для исследователя – возможность реконструировать значение хотя бы одного элемента изобразительного языка Босха. Изобразительный мотив совы в визуальной культуре Европы, в свою очередь, весьма многозначителен и контроверсивен. В нашу задачу входит редуцировать эту многозначность к индивидуальному значению в работах Босха, при этом не теряя из виду самого широкого культурно-исторического контекста. Следует учитывать, что законы иконического смыслообразования (восприятия) отличаются от смыслообразования вербальным текстом. В изображении миметически мотивированная, иконическая форма имеет особую значимость, которая сохраняется на протяжении всей истории бытования мотива, в то время как слово со временем утрачивает свою миметичность в референциях, что позволяет говорить о его условности, конвенциональности. Это понятие формы мы трактуем как иконический инвариант, модель, задающую общее смысловое поле для конкретных изображений. Основываясь на сопоставительном анализе вариантов формальной модели, мы постараемся установить значение изображения совы Босхом. Мифологическую и символическую (преимущественно, вербальную) «легенду» совы мы дополняем ее чисто визуальной «легендой» на протяжении всей изобразительной истории «европейской» культуры.

 Босх Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений"(около 1460-1516), центральная часть - Сова и чертополох. 

В своем методе интерпретации мы в первую очередь опираемся на школу истории идей (Аби Варбург, Эрнест Гомбрих, Эрвин Панофский, Фрэнсис Йейтс, Карло Гинзбург) и традицию Тартуско-Московской школы семиотики культуры и анализа текста.

 Контекст, в котором Босх мог черпать сведения, определившие значение используемых им мотивов, мы восстанавливаем, основываясь на обширной литературе, посвященной его творчеству. Серьезное изучение его работ началось в XIX и XX веках, с того момента как в 1889 году Карл Юсти (Carl Justi) опубликовал свою статью «Die Werke des H. Bosch in Spanien», где он подробно описал и проанализировал его картины. Это дало первые толчки к профессиональному искусствоведческому анализу: были исследованы многочисленные работы Босха, выявлены копии, ошибочно ему приписываемые ранее, была сделана первая попытка установить хронологию картин (Фридлендер, Балдасс) и истолковать содержание его произведений. Его творчество связывали с легендами, поверьями, проповедями, а также со средневековой литературой (Дольмейер, Госсарт и др.). Многие авторы выделяли колоссальный диапазон знаний и интересов Босха. Благодаря этим исследованиям можно утверждать, что он был знаком с алхимией, врачеванием, астрологией (Метерлинк, ван Бастелар, Бергман, Бочковска и др.), биологией (а особенно зоологией, о чем свидетельствуют изображения птиц и зверей), музыкой, математикой и многими другими науками и искусствами своего времени. Для воссоздания более общего конеткста эпохи бесценными источниками представлений о мировоззрении позднего Средневековья являются работы Й.Хёйзинги (Huizinga 1924), А.Гуревича (Гуревич 1972) и Ю.Лотмана (особенно Лотман 1992: 107-110). 

 Босх Концерт в яйце  (Сова сидит на голове монахини ) (1475-1480)  1561 Местонахождение: Музей изящных искусств, Лилль (Palais Des Beaux-Arts De Lille)  масло, дерево 108,5 x 126,5 см.  

 

Мотив совы ко времени, в котором жил и работал Босх, накопил значительный символический потенциал. Самым ранним известным примером изображения совы можно считать пещерные рисунки в Труа Фрэр во Франции. Обе фигуры птиц на рисунке без труда можно идентифицировать (путем «чистых форм» в терминах Панофского) как изображения сов: отчетливо видны контуры тела птиц, повернутых в профиль, и большие головы – в фас; особое внимание привлекают формы глаз и клювов, которые, в сущности, и помогают нам распознать в этих птицах сов вплоть до настоящего времени. Аналогичная манера изображения совы впоследствии встречается на вавилонской статуе ночного демона Лилит и египетских рельефах: наряду с тем, что все птицы в этих древних культурах имели профильное изображение и характерные для реальных объектов отличительные черты (длина и форма клюва, оперение, форма тела и т.д.), сова изображалась с большой головой в фас и большими круглыми глазами. Эти особенности иконографии совы определяются ее природной особенностью: сова - единственная птица, у которой глаза расположены фронтально, как у приматов и человека. Данное обстоятельство способствует специфике развертывания иконологической (в терминологии Э.Панофского) легенды. Подобное расположение глаз предполагает совершенно определенный тип фронтальной коммуникации – глаза в глаза. Если учесть, что все животные в архаическом сознании являются тотемами, то есть коммуникаторами с потусторонним миром – миром предков, птицы в особенности, то становится понятна и специфика данного тотема: общение с высшей реальностью по визуальному каналу.

Босх Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений"(около 1460-1516)  


Дальнейшее развитие образа наблюдаем в греческом (а особенно, в афинском) и, позднее, в римском искусстве. Богиня Афина редко изображалась без своих атрибутов, поэтому сова довольно часто сопровождает ее изображение в скульптуре и рельефах. Примером популярности совы как символа Афины Паллады могут служить греческие монеты V – II веков до н.э., геммы, росписи на глиняных вазах, амфорах и скифосах. Монеты видели все греки и не только греки, даже те, кто никогда не видел никакого другого изображения богини. Тип изображения чрезвычайно схож с «египетским», как и на уцелевшем фрагменте мозаики римского периода храма Орфея в Марокко. Афина иногда изображалась с глазами совы, как бы являясь инкарнацией тотема, обладающего провидческим зрением: Афина-Пронойя – «провидящая». Гомер называет ее «совоокой», а «сова» переводится с греческого как «блестящеокая». Такое акцентирование внимания на глазах и зрении дает нам одну из основных характеристик инварианта изображения совы: сосуд с двумя зрячими или, как мы увидим далее, – незрячими дырами. Этот мотив упрощенно дублируется в репрезентации шлема Афины, по которому она опознается наряду со щитом, доспехом и копьем воина. Заметим, что щит Афины имеет отношение к мотиву зеркала – это эгида Персея с отражением застывшей в предсмертном ужасе головой Медузы. В античных легендах и литературе мы не можем обнаружить следов нарративной связи между совой и зеркалом, однако в иконографии они уже оказываются в одном репрезентативном контексте - провидческой мудрости. Греческий воинский шлем в свою очередь является одним из частотных составляющих компонентов трофейных натюрмортов, символизирующих воинскую славу, в первую очередь, посмертную. Шлем наряду с прочими военными атрибутами регулярно используется в декоре монументов, надгробных стел и саркофагов вплоть до наших дней. При этом, тип шлема Афины с прорезями для глаз смыкается в основных формальных чертах образа с маской, как посмертной, так и театральной, в свою очередь пересекаясь в этом значении с мотивом черепа, что становится особенно явным в ассамбляжах голландских натюрмортов. Так семантическая аура совы как коммуникатора с «другим» поддерживается сходством форм и функций миметически схожих с ней атрибутов. Сова обретает стойкую контекстуальную память в окружении стабильного набора атрибутов. В функции символа провидческой мудрости мотив совы доживает до наших дней зачастую уже вновь, как и в Древнем Египте, в виде графического иероглифа, например, на логотипах книжных издательств и фирм или компаний, производящих тот или иной интеллектуальный продукт. 

Босх Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений"(около 1460-1516)  

Вербальная легенда сопровождает изображение совы с античности. В отличие от Гомера, Плиний упоминает ее в самых негативных коннотациях Pliny the Elder [1st century CE] (Natural History, Book 10, 16): «Owls see poorly in the daytime. The eagle-owl is thought to be a very bad omen, being as it is a funereal bird. It lives in deserts and in terrifying, empty and inaccessible places. Its cry is a scream. If it is seen in a city, or during the day, it is a direful portent, though several cases are known of an eagle-owl perching on private houses without fatal consequences». Можно с уверенностью утверждать, что основные характеристики образа совы, которые мы не можем реконструировать для самой древней иконографии Палеолита, складываются во вполне определенную легенду ко времени классической античности. Оба источника, и Гомер, и Плиний не могли не быть известны Босху, поскольку принадлежали к самому базовому кругу чтения образованного человека, не говоря уже о том, что эти источники многократно цитируются множественными физиологами и бестиариями Средневековья и перекочевывают в ренессансные и барочные эмблематы. С одной стороны, мудрость и провидческая сила, с другой – дурное знамение, ночная, темная природа, слепота и смерть.

Христианство адаптирует мотив совы к своей системе ценностей, сохраняя амбивалентность в оценках. С одной стороны, сова, как и зеркало, ассоциируется с Христом, просвещающим светом Истины, о чем свидетельствует иллюстрированная рукопись IX века «Physiologus», хранящаяся в Берне. Сову можно увидеть в сюжетах, изображающих сцены из жизни Христа. С другой стороны, сова может символизировать грешников, отпавших от Бога, пребывающих в слепоте. После «Physiologus», который был составлен во II веке и был предназначен для школьного обучения, где описывались разные представители флоры и фауны вместе с их символическими значениями в зависимости от религиозных трактовок, стали появляться многочисленные бестиарии, иллюстрированные Библии и Часословы. Например, в энциклопедии 842-847 a.d. De rerum naturis (On the Nature of Things), also known as De universo by Hrabanus Maurus в книге 8-ой сове посвящена специальная статья. В Aberdeen Bestiary, Абердинском бестиарии XII века можно найти практически дублирующий набор сведений. Абердинский бестиарий цитирует Рабануса, который в свою очередь ссылается на Библию: «The owl signifies those who have given themselves up to the darkness of sin and those who flee from the light of righteousness.' As a result it is classed among the unclean creatures in Leviticus (see 11:16). Consequently, we can take the owl to mean any kind of sinner». Сова появляется на гравюрах с демонами, ведьмами и другими представителями ночи, на шабашах и различных мистериях.

Это сплетение амбивалентных мотивов напоминает коннотации, приписываемые мифологическим, а позже – религиозным, сознанием разнообразным оптическим инструментам вообще, в первую очередь, таким как глаз и зеркало. Зеркало трактуется во многих традициях мысли как прибор, одновременно открывающий и скрывающий истину. То же самое можно сказать о глазе, о зрении вообще. Многие языки сохраняют очень древнюю, по всей видимости, амбивалентность достоверности канала зрения. В русском языке это фиксировано в таких расхожих выражениях как «лучше один раз увидеть», «видел своими глазами», «очевидец», «все (происходило) на глазах» с одной стороны, а с другой – «не верь глазам своим». Некоторые словоформы несут в себе два прямо противоположных значения, как бы являя собой диалектическую пару: «видимость», «видЕние» и «вИдение». Причем, в слове «вИдение» в свою очередь культурно вычленяются два потиворечащих друг другу смысла. Этот мотив провидческой слепоты был чрезвычайно важен для интеллектуальной атмосферы античности. Достаточно упомянуть миф о Тиресии (Ямпольский 1993) и миф об Эдипе (Мамардашвили 1999). Позже, на новом витке аналитической рефлексии, Эдип дает имя Эдипову комплексу по Фрейду. Эдипов комплекс состоит в вытеснении («знаю, не зная») родовой травмы разделенности с утробой. Очевидно, что сова укладывается именно в эту парадигму зрячей незрячести.

 Cranach, Lucas the Elder Portrait of Dr. Johannes Cuspinian  

Cranach, Lucas the Elder Portrait of Dr. Johannes Cuspinian detail.  

 

Художники Ренессанса не оставляют сову своим вниманием. Микеланджело (скульптурная композиция Дня и Ночи в капелле Медичи во Флоренции), Антонелло да Мессина («Распятие»), Мантенья («Святой Иероним»), Дюрер («Маленькая сова», «Дева Мария с животными», илл. 11), Лукас Кранах Старший («Портрет Иоганнеса Куспиниана»), Питер Брейгель («Искушение Св. Антония»), Бальдунг Грин («Три возраста и смерть») и многие другие. Заметим, что сова и в этих примерах ассоциируется со смертью и заблуждением-искушением, в том числе, можно говорить об искушении знанием, мудростью. Дюрер представляет в этом ряду некоторое исключение, сова у него – это прежде всего реалистично изображенная птица. Эта линия в иконографии совы, которую можно охарактеризовать как «натуралистическая», зарождается в Средние века все в тех же Физиологах и также доживает до наших дней прежде всего уже в фотографии. Впрочем, с достаточной долей смелости мы можем утверждать, что изображение совы анфас в палеолитической пещере Труа Фер уже вполне натуралистично, поскольку опознаваемо в качестве именно этой птицы. 

Продолжение следует...

Рубрики:  Живопись/нидерландская и фламандская живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку