-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья-Рождество

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2010
Записей: 668
Комментариев: 131
Написано: 815


Народное образование при Императоре Николае II Часть 2-я

Суббота, 27 Апреля 2013 г. 12:15 + в цитатник

 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ НИКОЛАЕ ВТОРОМ
 
Итак, следуя книге М.М.Громыко, мы перешли уже ко времени правления Николая II (1894-1917гг). Здесь уже достаточно много статистических данных и различных исследований (которые не публиковались в СССР).
Одним из трафаретных клеветнических выпадов против Николая II является утверждение, что он не заботился о народном образовании.
В действительности же, в царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития.
Менее чем в 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 миллионов рублей возросли до 161,2 миллионов рублей!
И это притом, что сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами, кредиты которых на народное образование возросли с 70 миллионов рублей в 1894 г. до 300 миллионов рублей в 1913 г.).
В начале 1913 г. общий бюджет Министерства народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом!
 
В 1914 году было 50000 земских школ с 80000 учителями и 3000000 учеников в них. В 1914 году земствами было создано 12627 публичных библиотек.*
*Источник: Vernadsky G. 1944. A historyofRussia. NewHomeLibrary. NewYork. P. 205.
 
Первоначальное обучение было бесплатное, «по закону», с самого начала правления Николая, - а с 1908 г. начальное образование сделалось «обязательным».
С 1908 года ежегодно открывалось около 10000 школ. В 1913 г. число их превысило 130000.
На 1918 год в Российской Империи планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.
1367050422_48 (571x337, 35Kb)
Илл.: Реальное училище в небольшом городке Павловский Посад. Много ли теперь русских инженеров получили среднее образование в Павловском Посаде?
 
Итак, в 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они грамоте до революции, а не в годы гражданской войны.*
*Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 .
 1367050440_gimnazist (323x500, 37Kb)
Илл.: Гимназист Российской Империи. Часто неимущие родители оправляли учиться своих отпрысков за счет помощи от сословных управ (например, мещанских управ городов).
 
Слава о «николаевских гимназиях» была жива вплоть до конца XX века, пока живы были их выпускники. Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны.
Военное образование так же было широко доступно всем сословиям Российской Империи.
1367050462_kursantuy_na_zanyatiyah (640x396, 56Kb)
Илл.: Школа прапорщиков. Курсанты школы на занятиях. Петроград 1914-1917 гг.
 
 
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала 1-е место в Европе (если даже не во всём мире).*
*Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах. 1958.
Университеты при Николае II имели такую свободу, какую они уже никогда не имели при советской власти (и до сих пор не имеют). Накануне войны 1914 года в России было более ста вузов со 150000 студентов (для сравнения, во Франции тогда же - около 40 000 студентов).
Многие ВУЗы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение в них было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и даже получали стипендии.*
*Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 .
 
Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 рублей до 150 рублей в год (т.е. от 25 до 75 долл. в год), а курс одного царского рубля был равен 2-м долларам – т.е. эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.
Более подробно обо всем этом можно прочитать так же в книге С. Миронина «Экономика царской России».
 
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ
 
По социальному происхождению в 1914 году студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих, цеховых, крестьян и пр.) было: в среднетехнических учебных заведениях — около 80%, в технических ВУЗах – более 50%, в университетах – более 40%. Доля студентов из низших слоев с каждым годом увеличивалась.*
*С.В.Волков. «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I: Интеллектуальный слой дореволюционной России).
  
Для сравнения, доля крестьян в 1914 году в университетах была около 14%, в технических ВУЗах - даже более 21% , а в 1977 году при советской власти – всего около 11% . Конечно, отчасти это объясняется общим снижением численности деревенских жителей после событий 1917 года, но и доля студентов из рабочих семей до 1917 года была не намного ниже, чем в 1970-х годах. Так доля крестьян (вместе с мещанами) в ВУЗах в 1914 году составляла 24-32%, а в 1978 году - около 34 %.
 
СРАВНЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ В 1917 и 1927 ГОДАХ
 
По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным (т.е. получило образование при царе). А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что «стыдно от того, что за 10-ть лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась».  [Убавилась не только грамотность, но и численность русского народа].
Только после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после октября 1917 года!
См. Российская педагогическая энциклопедия:
«Грамотность. В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения Г. решалась как за счёт внешк. источников, так и за счёт последоват. расширения и укрепления шк. сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 законодательно ввести всеобщее обязат. нач. обучение в объёме 4-х классов и включить всё подрастающее поколение в систему совр. культуры. В кон. 30-х гг. достигнут уровень грамотности населения св. 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Вел. Отеч. войны. Процесс становления полной Г. завершался в кон. 1960-х и в 1970-е гг.: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального [т.е. 4 класса] (в т.ч. и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%.
По переписи населения 1937 года 30% женщин [выросших уже при советской власти] не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали».
 
ИНЖЕНЕРЫ И УЧЕНЫЕ В 1917 и 1927 ГОДАХ
 
ДО 1917 ГОДА:
1.1. Численность лиц умственного труда в 1913г была около 3000000 человек. Лиц с высшим образованием насчитывалось в 1913–1914 гг. - 112–136 тысяч человек, а число специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1913 г. определяется в 190 тысяч человек. По отдельным категориям сведения следующие:
1.2. Ученые и преподаватели вузов. Научных работников (в 300 научных организациях и обществах) насчитывалось в 1914 г. 10,2 тыс. человек, по другим оценкам, научных работников до революции было 11, 6 тыс. человек. Учебный персонал вузов на 1916 г. — 6655 при 135842 студентах. При этом в 1916г в университетах учились около 39000, то есть после 1917г. могло быть гораздо более 12000 ученых и научных работников.
1.3 ИТР и инженеры. Всех ИТР (включая мастеров и их помощников) в 1913 г. насчитывалось 46502 человек, в т.ч. 7880 инженеров с высшим образованием. Значительное число лиц с инженерным образование состояло на государственной службе: в Министерстве путей сообщения в 1915 г. таких насчитывалось 2800, горных инженеров в 1913 г. было 1115 (в т.ч. 180 в «генеральских» чинах). Таким образом, всего к 1917г. было не менее 50000 ИТР, включая инженеров.
При этом в 1916г. в университетах учились около 39000 и в технических ВУЗах около 26500 студентов, а всего, как указано выше, почти 136000 студентов.
1.4. Таким образом, после 1917 года, в первые годы совдепии, общее число лиц с высшим образованием могло бы достигнуть 250-270 тысяч человек.
И еще раз: в технических ВУЗах в 1916г. обучалось 26500 студентов. Инженеров с высшим образованием в 1913-1915гг. было около 11 800 (7880 на производстве, плюс 2800 в МПС, плюс 1115 в горной промышленности) - см. п.1.3. Ну, а спустя 10 лет после 1917г в СССР в 1927г было всего 13700 инженеров.
 
ПОСЛЕ 1922 ГОДА:
После Гражданской войны и белой эмиграции, и после 5 лет относительно мирного развития в условиях НЭПа:
2.1. Численность лиц умственного труда в 1926г. была около 2.6 млн. человек (в 1913г. - около 3 миллионов). В 1928 г. высшее образование имели 233 тыс. человек. Сравнивая это, с данными п. 1.2 и п. 1.4 видим, что могло быть 250-270 тыс. человек.
Гораздо хуже через 10 лет после Октябрьского переворота была ситуация с учеными и инженерами
2.2. Ученые. Разрекламированная впоследствии большевистская «забота об ученых» распространялась лишь на десяток-другой самых крупных в своей области и самых нужных для властей специалистов, а остальные тысячи разделили участь всего интеллектуального слоя России. Если к 1931 г. в эмиграции по советским данным находилось до 500 «буржуазных ученых», то гораздо больше их стало жертвами голода и красного террора. Перепись 1926 г. зафиксировала 13236 научных работников, а вместе с теми, для кого занятие наукой не являлось основным — 14896, еще 334 ученых при советах были безработными. Общее число их, таким образом, простирается до 15230 ИТР.
Как мы видели выше (см. п.1.2 и 1.4), после 1917г могло быть гораздо более 12000 ученых и научных работников, а фактически в 1926г — 15230. Как в яму, провалились для ученых 10 лет с 1917 по 1927 годы. [А те достижения, которые были у советской власти, достигались за счет рабского труда миллионов колхозников и чернорабочих].
2.3. ИТР и инженеры. В 1927 г. в ВСНХ имелось 50,8 тыс. специалистов (в т.ч. 15422 чел. с высшим и 15415 чел. со средним специальным образованием). В промышленности (без аппарата управления) работали 24,2 тыс. ИТР со специальным образованием, в т.ч. 13,7 тыс. инженеров.*
*Данные по книге историка С.В.Волкова «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I: Интеллектуальный слой дореволюционной России).
 
Итак, (см. пп. 1.3, 1.4), инженерный потенциал Российской Империи к 1917 году был 11800 инженеров, плюс 26500 студентов технических ВУЗов (в 1916г). Т.е. первокурсники 1916г. могли бы закончить образование в 1921г., и к этому времени инженеров в СССР должно было быть (могло быть!) 38300 человек. А фактически в 1927г. (через 10 лет установления «народной власти») их было всего 13700 - почти в 3 раза меньше! [Русских среди них тоже значительно поубавилось].
 
ВЫВОДЫ
 
1. Даже в XIX веке (и ранее) грамотность в русской деревне была выше, чем мы представляли себе до сих пор, и даже чем фиксировала официальная статистика тех лет. В частности, было множество крестьянских школ с учителями из грамотных крестьян или отставных солдат, которые не учитывались статистикой земств. Практически в половине крестьянских дворов был свой «грамотей». Немало крестьян имели свои библиотеки и выписывали различные журналы. Кроме того, хотя практически все старообрядцы были грамотны, они вплоть до начала XX века отказывались вообще сообщать властям подобные сведения о себе.
2. При Николае II в народное образование вкладывались огромные деньги. Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Грамотность росла очень быстро - в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности. В 1914 году в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). По сравнению с европейскими университетами и США обучение в России было недорогим, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе
3. Политика большевиков в первые 10 лет совдепии (1917-1927гг) привела к катастрофе, как в сфере школьного, так и высшего образования, по числу ИТР, инженеров - их в 1926-1928гг было в 3 раза меньше, чем было (соответственно, вместе со студентами) к 1917 году. Конечно, в последующие годы в СССР число студентов, ИТР, инженеров и ученых быстро увеличивалось, но провал 1917-1927гг был просто катастрофическим. Очевидно, что многие проблемы и провалы (как провал 1-й пятилетки), и необходимость народу «рвать жилы» во всех сферах промышленности и экономики СССР, все это было связано с огромным дефицитом специалистов с высшим образованием в СССР к концу 1920-х годов. Не говоря уже о других преступлениях власти большевиков в сталинскую эпоху.
 
Подробнее о политике Николая II в сфере образования см. книгу Д.Л.Сапрыкина "Образовательный потенциал Российской Империи" (М.,ИИЕТ РАН, 2009).
В этой работе автор разбирает ключевые вопросы образовательной политики Николая II и то, какой потенциал Последний Государь оставил в наследие Советскому Союзу!
Проработав несколько лет над этой темой, изучив десятки документов в России и за рубежом, автор пришел к такому выводу: мы практически не знаем о том, как в действительности правил Император Николай II, а то, что мы «знаем», зачастую оказывается ложью. В книге наглядно показано, как в советских источниках (а, следовательно, зарубежных и современных российских работах, использующих как «документы» советские «данные») искажаются цифры статистики таким образом, чтобы показать якобы «безнадежную отсталость Российской Империи».
Статья (рецензия) о книге Д.Л.Сапрыкина здесь. 
 
сайт «Союз ревнителей Памяти Государя Императора Николая II»
суббота, 1 сентября 2012 г.
________________ ______________
Рубрики:  История России
Русская голгофа XX века
Есть вещи, которые можно оценить, только потеряв их.
Уроки 1917го

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку