Цитата сообщения zoloto7
Условно причины болезней можно разделить на две группы: первая группа — способствующие возникновению болезней, вторая — непосредственно вызывающие болезни.
К первой группе относятся следующие факторы:
1. Наследственная предрасположенность. Ребенок получает от родителей предрасположенность к тому или иному заболеванию. Чаще всего это относится к аллергическим болезням, нервно-психическим нарушениям и нарушениям обмена веществ. В настоящее время известно более 4000 признаков или их комбинаций, которые связаны с наследственностью. Однако далеко не все из них способны вызывать нарушения здоровья. Как правило, не малую роль здесь играет воздействие неблагоприятных факторов внешней среды. Например, в вашей семье имеется наследственная предрасположенность к сахарному диабету. Если вы перегрузите ребенка большим количеством углеводов, он заболеет диабетом, если же вы будете воздерживаться от избыточного введения в пищу углеводов, диабет у вашего ребенка может и не развиться.
2. Поражения, связанные с внутриутробным периодом и периодом новорожденности. Врожденные пороки развития и родовые травмы делают ребенка более восприимчивым к болезням. Например, врожденные пороки сердца способствуют возникновению бронхита и воспаления легких; дети, перенесшие родовую травму, склонны к судорожным состояниям и т. д.
3. Бытовые факторы. Издавна известно, что холодное, сырое жилье, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильное питание, несоблюдение режима дня, особенно за счет укорочения сна, большая учебная или дополнительная нагрузка и пр. факторы снижают защитные силы организма и способствуют возникновению заболеваний. В связи с этим советуем вам подумать, в состоянии ли ваш ребенок, помимо занятий в школе, посещать спортивную или музыкальную школу, а также различные самодеятельные кружки. Не исключено, что перегруженность ребенка как раз и является причиной его постоянной усталости и частых болезней.
4. Перенесенные заболевания. Каждое перенесенное заболевание делает ребенка более восприимчивым к другим. Так, рахит способствует возникновению бронхита и воспаления легких, ангина — развитию ревматизма или воспаления почек.
5. Психоэмоциональные перегрузки. Домашние и школьные конфликты, постоянное напряжение нервной системы и пр. могут дать толчок к возникновению целого ряда болезней. Особенно опасны нервные напряжения в переходном возрасте, когда они могут вызвать гипертоническую болезнь, нарушения сердечного ритма и неврозы.
6. Возрастная предрасположенность. Развитие и рост детского организма происходит неравномерно. У новорожденных приспособляемость к внешней среде и защитные силы слабы. В связи с этим у новорожденных и грудных детей чаще возникают гнойно-воспалительные процессы. Однако полученные от матери антитела обеспечивают детям раннего возраста защиту от детских инфекционных заболеваний. Новорожденный нуждается в сравнительно большом количестве пищи, его пищеварительный тракт работает с большим напряжением, в связи с чем у грудных детей даже вследствие незначительных погрешностей режима питания легко возникают расстройства пищеварения.
У детей младшего возраста и дошкольников происходит интенсивное психическое развитие. Если ребенок не имеет возможности достаточно отдыхать, из него может сформироваться т. н. нервный ребенок. В школьном возрасте легко возникают нарушения осанки, в переходном возрасте — нарушения внутренней секреции, функциональные нарушения сердечной деятельности, повышение кровяного давления, расстройства психики и т. д.
Факторы, непосредственно вызывающие болезнь, следующие:
1. Биологические факторы. К их числу относятся вирусы, микробы, простейшие, грибы, паразиты. Распространены они повсеместно во внешней среде и в живых организмах. Заражение происходит через дыхательные пути, пищеварительный тракт, а также через поврежденную кожу.
2. Факторы питания. Неправильное, избыточное и недостаточное питание могут явиться непосредственной причиной болезни. Особенно часто это случается в детском возрасте, когда происходят интенсивное развитие и рост организма. Недостаточное поступление с пищей витаминов и минеральных веществ вызывает у грудного ребенка неправильное развитие костей и рахит. От нехватки в пище железа возникает малокровие.
3. Психоэмоциональные факторы. К их числу относятся чувство страха, испуг, скорбь и другие отрицательные эмоции, а также травмирующие психику ситуации. Так, например, маленького ребенка пугает собака, после чего он начинает заикаться.
4. Аллергены. Так называются вещества, вызывающие повышенную чувствительность. В младшем детском возрасте аллергенами бывают различные пищевые продукты — молоко, яйца, апельсины, клубника и многие другие. Позднее причиной повышенной чувствительности становятся вдыхаемые аллергены и вещества, действующие через кожу (контактные аллергены), а также лекарства. Через дыхательные пути на организм воздействуют домашняя: пыль, запахи, цветочная пыльца. К числу контактных аллергенов относятся меха, шерсть домашних животных, перья и т. д.
5. Условные раздражители. При постоянном воздействии неприятных внешних раздражителей у ребенка может развиться нервно-психическое нарушение или даже психическое заболевание. Например, ребенок боится темноты, но его насильно укладывают спать в темноте. В результате может развиться невроз. Другой пример: у ребенка случайно после употребления в пищу какого-то продукта возникает рвота. В следующий раз после приема этой же пищи рвота может повториться, особенно, если ребенка насильно заставляют есть.
6. Химические факторы. Причиной тяжелых отравлений и ожогов пищевода бывают средства бытовой химии, обычно представляющие собой крепкие кислоты или щелочи. К числу химических факторов относятся также лекарственные препараты. Отравления детей лекарствами наблюдаются в наши дни все чаще. В этих случаях причиной является беспечность родителей, небрежность, а также неумение предвидеть и предотвратить несчастье.
7. Физические и механические факторы. К их числу относятся электрический ток, излучения, обваривания кипятком, возгорание одежды, перегревание, охлаждение, ушибы, сдавления, падения и т. д., т. е. практически все факторы, которые достаточно часто вызывают у детей травмы. Правильный уход за ребенком, умение предвидеть возможные последствия его поведения, помогают предотвратить случаи детского травматизма.
www.bolen-rebenok.ru