ГКЧП — патриоты или хунта? Трезвый взгляд через 20 лет на события 19 августа 1991 г. |
Пошел третий десяток лет со времен, как почему-то, приучали мыслить "нормами демократии" "августовского путча 1991 г.", ставшего осиновым колом великому государству СССР. По началу я тоже, не отрицаю, рассматривал события тех августовских дней как некий ужасный и беспринципный случай кучки мерзавцев, захвативших власть в стране. Сегодня же, по прошествии 20 лет со времени тех событий, все видится кардинально иначе. При том диаметрально.
Так кем же были эти ГКЧПисты и вообще что скрывалось за событиями августа 1991 г.? К чему они призывали и что реально пытались донести к народу, ставшему обычным средством к приходу во власть второстепенных лиц партноменклатуры.
Долгие годы нам их представили монстрами, посягнувшими на демократию и «общечеловеческие ценности» страны, несущейся в пропасть демократических реформ. В реалии, я склоняюсь к мнению, что это были последние реальные советские патриоты, пытавшиеся спасти Союз от развала и попытавшиеся противостоять горбачевско-штатовскому плану развала страны и расчленению ее на мелкие государства-карлики.
Утро 19 августа 1991 г. я помню хоть и не со всеми вытекающими подробностями (ну о какой политике можно задумываться в возрасте средней школы). Помню обращение двух дикторов центрального телевидения (Веры Шебеко и Евгения Кочергина), мы собирались в тот день, 19 августа, церковь освящать яблоки, был Яблочный спас (к слову, это был первый Спас, когда мы освящали яблоки). На улицах Харькова было обыденно и спокойно, по крайней мере, мне это так показалось и запомнилось. Помню свою бабушку, которая с чувством, свойственным поколению, пережившим войну, слушала по центральному телевидению обращение дикторов с менторским тоном, напоминавшее молотовское обращение о начале войны, плакала и боялась повторения войны.
Я специально поднял обращение ГКЧП СССР (Государственного комитета по чрезвычайному положению). Сегодня все видится уже трезво и прагматично, а все тезисы, которые присутствуют в обращении, я выделил красным цветом — это ярчайшее отражение состояния общества, и то к чему пришла страна.
Украина, с хитро-сделанным Кравчуком, который воспользовался моментом, будучи в то время председателем Верховного Совета УССР, сыграла по своему хохляцкому принципу «а мы здесь при чем». Леонид Макарович заявил, что Москва далеко, мы тут в Киеве и понял, что пришло время и шанс урвать себе кусок власти и стать царьком республиканского значения, втихую начал саботировать решения Москвы. Все поняли, что если ГКЧП будет у власти, их «сувенирности-суверенности» придет зверек белого и пушистого цвета и они так и останутся никчемными вторыми скрипками с общесоюзном оркестре, сидящими во второстепенных и якобы столицах союзных республик, и якобы никем без права голоса без согласования с Москвой.
Что же было в том самом «Обращение к советскому народу Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР»? Там была реальная и голая правда нашей последующей жизни, точнее, начавшиеся во времена угара горбачевской Перестройки события. Привожу полный текст этого обращения. Красным цветом я выделил то, что на мой взгляд, актуально характеризует то, что сделали впоследствии с каждой «суверенной державой», вылупившейся из союзной республики.
Вот тезисы:
· Политика реформ зашла в тупик.
Все кто помнит те времена, ассоциируют их с талонно-распределительной системой, дефицитом и отсутствием товаров для удовлетворения элементарных повседневных нужд. Все 5-6 предыдущих лет авантюристского проекта «Перестройка» страну готовили к развалу, в населении вырабатывали чувство отвращения к власти, всему советскому.
· Власть на всех уровнях потеряла доверие населения.
· Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства.
В стране начали подниматься силы (местные царьки-баи-паны республиканского значения, вчера еще заведовавшие отделами пропаганды и агитации, управлениями КГБ и секторами в республиканских ЦК). Как раз в то время шушара типа Руха, украинских националистов и прочих коллаборационистов начала свой вой об «украинской нации».
На Украине, в частности, начали вдалбливать в голову миф о том, что хватит кормить весь Союз, мы житница Европы, да мы.. да мы… В общем, нафиг этот Союз, мы тут себе все сможем сделать. Украинский язык попирают, в общем, то, что описывались ГКЧП и что было реалией — сегодня возводится в разряд «борьба за идентичность нации». Мерзость нации. Попросту те, кто оказался у власти, использовали ее в своих целях, старались всеми силами развалить единый экономический комплекс и запудрить мозги идиотам, рассказывая, что их ждут в ЕС, в мире и где только можно. А пипл хавал и верил. Куда зашла Украина, втянутая в 2008 г. Ющенко в ВТО — видят все, кому судилось жить в стране и выживать при этом, балансируя на грани нищеты и смерти.
Все действия ГКЧП, как можно видеть, были попыткой на последнем рубеже сдержать американскую экспансию, рвавшихся к управлению страной и ее сырью, ка кэто не пафосно звучит, западных хапуг-капиталистов.
Почему так испугались ГКЧП кравчуки-ельцины-шушкевичи и прочие вторые лица в ощесоюзной парт-номенклатуре из бывших союзных республик? Да элементарно — то, что шанса вырваться на вершину власти больше никогда у них не будет. Поэтому защищали они не интересы «нашей нации», а элементарные свои шкурные желания стать не вторыми, а первыми. Вот только по менеджерской иерархии чтобы стать первым, надо попахать во вторых и набраться опыта. Опыта-то как такового и не было, зато были амбиции, желание запудрить мозг и народ, обработанный все теми же методами западной пропаганды, готовившей развал СССР все пять горбачевско-перестроечных лет.
Провал ГКЧП, на мой взгляд, был обусловлен еще и блокадой информационных каналов. На местах народом манипулировали, а собравшимся защищать Ельцина на броневике вбрасывалась информация улицы, для безликой толпы, которую использовали как щит и средство.
Как известно, в СССР было 2 телевизионных канала, один центральный, второй делили между собой уже республиканские отделения Гостелерадио и общесоюзный канал. Радио было в своем большинстве беспроводное, за исключением «Маяка», газеты — централизованы. На местах народом попросту манипулировали, а попытка централизовать распространение информации посредством ТВ и радио провалилась ввиду саботажа на местах. Это сегодня Кравчук рассказывает с бравадой, как он ездил делать заявление в судию на Крещатике и прорывался в эфир, успокаивая народ, на самом же деле хитрый лис понимал, что сейчас он получил возможность встать у руля, предав таким образом центр и возжелав, прикрывшись интересами «народа» получить всю полноту власти в УССР. Так действовали и другие секретари ЦК союзных республик. Как точно было у них, сказать не могу, но, уверен, подобные мансы были и с их стороны.
Предлагаю просто прочесть все заявления ГКЧП того времени (всего их было три) и сделать свои выводы. Что они предрекали стране, от чего пытались избавить народ и что случилось в последствии — что мы пережили и уже можем сказать, да, это было.
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 1277 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президента СССР Янаеву Геннадию Ивановичу:
в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:
1. В соответствии со статьей 1273 Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР ⌠О правовом режиме чрезвычайного положения, и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.
2. Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.
3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д. - первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. - председатель КГБ СССР, Павлов В. С. - премьер-министр СССР, Пуго Б. К. - министр внутренних дел СССР, Стародубцев В. А. - председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. - министр обороны СССР, Янаев Г. И. - и о. Президента СССР.
4. Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР.
Г. ЯНАЕВ, В.ПАВЛОВ, О. БАКЛАНОВ.
18 августа 1991 года
Соотечественники! Граждане Советского Союза!
В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С. Горбачёва политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой.
Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на национальных чувствах — лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведёт дело к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, ещё вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями.
Каким быть общественному строю, должен решать народ, а его пытаются лишить этого права.
Вместо того, чтобы заботиться о безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди, в чьих руках оказалась власть, используют её в чуждых народу интересах, как средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти, более страшная, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу за будущее своих детей.
Кризис власти катастрофически сказался на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма — регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду: если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалёком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение — в наших собственных руках. Настало время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в восстановление и развитие народного хозяйства.
Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о её правах, социальной защищённости. На деле же человек оказался униженным, ущемлённым в реальных правах и возможностях, доведённым до отчаяния. На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры всё больше явочным путём подменяют собой избранные народом Советы.
Идёт наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жильё, отдых поставлены под вопрос.
Даже элементарная личная безопасность людей всё больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растёт, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности.
Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны. Такова горькая реальность. Ещё вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он — зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несёт печать пренебрежения либо сочувствия.
Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объёме.
Государственный комитет по чрезвычайному положению и СССР полностью отдаёт себе отчёт в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьёзные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.
Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.
Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.
Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к её экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций.
Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.
Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоёв населения, тех, по кому больнее всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.
Нашей первоочерёдной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.
Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперёд. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.
Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства. У нас нет ни к кому никаких притязаний. Мы хотим жить со всеми в мире и дружбе, но мы твёрдо заявляем, что никогда и никому не будет позволено покушаться на наш суверенитет, независимость и территориальную целостность. Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.
Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе.
Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час — значит взять на себя тяжёлую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит своё Отечество в будущем независимым и процветающим, должен сделать единственно правильный выбор. Мы зовём всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени.
Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.
Конструктивные предложения общественно-политических организаций, трудовых коллективов и граждан будут с благодарностью приняты как проявление их патриотической готовности деятельно участвовать в восстановлении вековой дружбы в единой семье братских народов и возрождении Отечества.
В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет:
1. Всем органам власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, краев, областей, городов, районов, поселков и сел обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Союза ССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и постановлениями ГКЧП СССР. В случаях неспособности обеспечить выполнение этого режима полномочия соответствующих органов власти и управления приостанавливаются, а осуществление их функций возлагается на лиц, специально уполномоченных ГКЧП СССР.
2. Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законам СССР.
3. Считать впредь недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие Конституции СССР и законам СССР.
4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.
5. В связи с тем, что Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР временно берет на себя функции Совета Безопасности СССР, деятельность последнего приостанавливается.
6. Гражданам, учреждениям и организациям незамедлительно сдать незаконно находящиеся у них все виды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной техники и снаряжения. МВД, КГБ и Министерству обороны СССР обеспечить строгое выполнение данного требования. В случае отказа - изымать их в принудительном порядке с привлечением нарушителей к строгой уголовной и административной ответственности.
7. Прокуратуре, МВД, КГБ и Министерству обороны СССР организовать эффективное взаимодействие правоохранительных органов и Вооруженных Сил по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан в соответствии с Законом СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и постановлениями ГКЧП СССР.
Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.
В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению пограничного и таможенного режима.
Взять под контроль, а в необходимых случаях под охрану, важнейшие государственные и хозяйственные объекты, а также системы жизнеобеспечения.
Решительно пресекать распространение подстрекательских слухов, действия, провоцирующие нарушения правопорядка и разжигание межнациональной розни, неповиновение должностным лицам, обеспечивающим соблюдение режима чрезвычайного положения.
8. Установить контроль над средствами массовой информации, возложив его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП СССР.
9. Органам власти и управления, руководителям учреждений и предприятий принять меры по повышению организованности, наведению порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества. Обеспечить нормальное функционирование предприятий всех отраслей народного хозяйства, строгое выполнение мер по сохранению и восстановлению на период стабилизации вертикальных и горизонтальных связей между субъектами хозяйствования на всей территории СССР, неукоснительное выполнение установленных объемов производства, поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.
Установить и поддерживать режим строгой экономии материально-технических и валютных средств, разработать и проводить конкретные меры по борьбе с бесхозяйственностью и разбазариванием народного добра.
Решительно вести борьбу с теневой экономикой, неотвратимо применять меры уголовной и административной ответственности по фактам коррупции, хищений, спекуляции, сокрытия товаров от продажи, бесхозяйственности и других правонарушений в сфере экономики.
Создать благоприятные условия для увеличения реального вклада всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в соответствии с законами Союза ССР, в экономический потенциал страны и обеспечение насущных потребностей населения.
10. Считать несовместимой работу на постоянной основе в структурах власти и управления с занятием предпринимательской деятельностью.
11. Кабинету Министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.
Отменить любые ограничения, препятствующие перемещению по территории СССР продовольствия и товаров народного потребления, а также материальных ресурсов для их производства, жестко контролировать соблюдение такого порядка.
Особое внимание уделить первоочередному снабжению дошкольных детских учреждений, детских домов, школ, средних специальных и высших учебных заведений, больниц, а также пенсионеров и инвалидов.
В недельный срок внести предложения об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.
В двухнедельный срок разработать мероприятия по упорядочению размеров заработной платы руководителям всех уровней государственных, общественных, кооперативных и иных учреждений, организаций и предприятий.
12. Учитывая критическое положение с уборкой урожая и угрозу голода, принять экстренные меры по организации заготовок, хранения и переработки сельхозпродукции. Оказать труженикам села максимально возможную помощь техникой, запасными частями, горюче-смазочными материалами и т.д. Незамедлительно организовать направление в необходимых для спасения урожая количествах рабочих и служащих предприятий и организаций, студентов и военнослужащих на село.
13. Кабинету Министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991-1992 годах всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огородных работ в размере до 0,15 га.
14. Кабинету Министров СССР в двухнедельный срок завершить планирование неотложных мероприятий по выводу из кризиса топливно-энергетического комплекса страны и подготовке к зиме.
15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечения населения жильем. В течение полугода разработать конкретную программу ускоренного развития государственного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства на пятилетний срок.
16. Обязать органы власти и управления в центре и на местах уделять первоочередное внимание социальным нуждам населения. Изыскать возможности существенного улучшения бесплатного медицинского обслуживания и народного образования.
Государственный комитет по
чрезвычайному положению в СССР.
19 августа 1991 г.
Государственного комитета
по чрезвычайному положению в СССР
О ВЫПУСКЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ, МОСКОВСКИХ
ГОРОДСКИХ И ОБЛАСТНЫХ ГАЗЕТ
В связи с введением с 19 августа 1991 г. в Москве и на некоторых других территориях Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайного положения и в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" Государственный комитета по чрезвычайному положению в СССР постановляет:
1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: "Труд", "Рабочая трибуна", "Известия", "Правда", "Красная звезда", "Советская Россия", "Московская правда", "Ленинское знамя", "Сельская жизнь".
2. Возобновление выпуска других центральных, московских городских и областных газет и общественно-политических изданий будет решаться специально созданным органом ГКЧП СССР.
В связи с обострением обстановки в г. Москве - столице Союза Советских Социалистических Республик, вызванным невыполнением постановления Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР #1 от 19 августа 1991 года, попытками организовать митинги, уличные шествия и манифестации, фактами подстрекательства к беспорядкам, в интересах защиты и безопасности граждан в соответствии со статьей 127 Конституции СССР постановляю:
1. Объявить с 19 августа 1991 года чрезвычайное положение в г. Москве.
2. Комендантом города Москвы назначить командующего войсками Московского военного округа генерал-полковника Калинина Н.В., который наделяется правами издавать обязательные для исполнения приказы, регламентирующие вопросы поддержания режима чрезвычайного положения.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |