Монахиня, Святая, настоятельница Марфо-Мариинской обители
От милосердия к святости
Привычка помогать ближним была естественным состоянием великой княгини. Еще будучи маленькой девочкой, она воспитывалась матерью в строгом следовании христианским заповедям.
Lacrimosa for GD Alice of Hesse...
(14 декабря 2008 года 130-летняя годовщина со дня смерти Великой герцогини Гессенской Алисы, второй дочери королевы Виктории, матери императрицы Александры Федоровны и Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Ей было 35 лет, когда эпидемия дифтерии унесла ее жизнь. Памяти замечательной женщины и любящей матери посвящается этот фильм...)
Принцесса Алиса, старавшаяся вложить в сердца своих семерых детей любовь к страждущему, посещала госпитали и приюты для инвалидов вместе с детьми.
Оттого великая княгиня еще до трагической гибели мужа активно занималась организацией помощи фронту в Русско-японскую войну. Она отправляла на фронт не только обмундирование, медикаменты, подарки солдатам, но и походные церкви и евангелия. Она устроила в Москве госпиталь для раненных, специальные комитеты по обеспечению сирот и вдов.
Основательница Марфо-Мариинской обители
Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия
При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.
По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
« Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.»
(Лк.10:38—40)Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42).
Исполняя заповедь Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения – деятельную сострадательную любовь к ближнему и созерцательную молитвенную любовь ко Христу. Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря как раз и выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с заботой о ближних, чем угождала Богу Марфа.
Картина Генриха Семирадского. Марфа и Мария
Читать далее...