Одна картина.
1 марта... Вот и весна наступила: как-то незаметно и, одновременно, долгожданно многими. Есть одна картина, при воспоминании о которой, я сразу представляю именно весну, -
"Царство Флоры" Никола Пуссена (Nicolas Poussin), написанное этим замечательным французским живописцем в 1630-1631 годах.
"Царство Флоры" (деталь картины).
"Царство Флоры" (деталь картины).
На картине Никола Пуссен изобразил сад богини цветов. Сама Флора, танцующая в середине, окружена фигурами, которые после смерти были превращены в разные цветы.
Кто же окружает Флору?
Слева покинутая Аполлоном и не добившаяся от него взаимности Клития (океанида, дочь Океана и титаниды Тефиды, внучка Урана и Геи, сестра трех тысяч океанид и трех тысяч речных богов). Отвергнутая Аполлоном Клития впала в безумие, отказывалась от воды и пищи, и не могла оторвать взора от возлюбленного, поворачивая голову вслед за двигавшейся по небосклону колесницей бога солнца. Она будет превращена в подсолнух, который постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем.
Перед ней - Нарцисс, наклонившийся над сосудом с водой, подаваемым ему нимфой источника, влюблённый в своё отражение. Его жизнь продолжается в нарциссах, расцветающих рядом с сосудом. (Нарцисс в мифологии - сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. В него влюбилась нимфа Эхо, но Нарцисс отверг её страсть, как до этого отвергал любовь многих женщин. От горя Эхо высохла так, что от неё остался только голос. За это безразличие к любви других богиня Немезида и наказала Нарцисса любовью к собственному отражению.)
Совсем справа - любовная пара Смилакс и Крокус (Смилакс - нимфа, Крокус - просто красивый смертный. Его пылкие чувства были отвергнуты нимфой). Она превратится после смерти во вьюнок, а у него в волосах уже появились крокусы (шафран), - цветы, которые переживут его.
Позади этих двух фигур, справа, стоит Адонис (сын Кинира, первого царя Кипра и первого жреца Афродиты, от его собственной дочери Смирны), - возлюбленный богини любви Афродиты (Венеры). Он стоит, смертельно раненный на охоте в бедро кабаном, и из капель его крови появляются анемоны.
Слева, рядом с ним, Гиацинт (сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса, по другой версии мифа, его родители - муза Клио и Пиер). Гиацинт был любимцем Аполлона, который убил его, нанеся ему случайный, но смертельный удар в лоб во время игры в диск. Из невидимой раны на голове Гиацинта расцветают цветы, названные его именем.
Вне круга остаётся самоубийца Аякс, герой Троянской войны, в ярости бросающийся на собственный меч после ссоры с Одиссеем из-за оружия Ахилла. Рядом с мечом появляется гвоздика. (После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причем судьями выступают троянцы) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становится лишь стадо скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и в отчаянии кончает жизнь самоубийством.)
Позади Аякса, перед увитыми гирляндами деревьями, находится герма (четырёхгранный столб, завершённый скульптурой) бога плодородия животного и растительного мира Приапуса с жертвоприношениями на алтаре. Это символ победы новой, свежей, сильной жизни, которая и обновляет все перевоплощения.
Есть много других, замечательных картин с изображениями богины Флоры, но эта - особеннная. На ней совершенно удивительным образом показано, что смерть сродни возрождению - это просто переход одной формы жизни в другую. Красиво. И совсем по-весеннему, когда наступает возрождение природы.