-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Друзья по сайтам
Друзья по сайтам
19:16 13.03.2012
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Юферова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2009
Записей: 11145
Комментариев: 2536
Написано: 19578


Арфа: дьявольская или божественнаям

Среда, 17 Августа 2011 г. 07:24 + в цитатник
Цитата сообщения Karinalin Арфа: дьявольская или божественная

Арфа - струнный щипковый инструмент. На раму натягиваются струны 47-48 шт. разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Это один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от оружия, призванного убивать, - натянутого лука, который мелодично звучал при выстреле. А лук и стрелы известны на Земле по крайней мере 10 тысяч лет.   


 

Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, и был создателем первой арфы. Отсюда появился один из ее символов – прекращение войны.


На египетских фресках XV века до н. э. арфы еще напоминают лук, но эти арфы не самые древние: древнейшую нашли при раскопках шумерского города Ур в Мессопотамии - она была изготовлена в XXVI веке до н. э. Главная роль в инструментальной музыке Древнего Египта и Двуречья принадлежала арфе и лире. Во многом они сходны между собой: оба инструмента - струнные щипковые и ориентированы вертикально (хотя встречались и горизонтальные арфы). Однако между ними есть и существенные различия.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Резонатор лиры намного крупнее (как правило, это деревянная «коробка» в форме трапеции) и струны натягивались одинаково по длине. Существовало множество разновидностей арфы и лиры. На ассирийских горизонтальных арфах играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки), а на вертикальных - только пальцами. Из большого числа арф и лир древние греки заимствовали самую простую разновидность лиры, арфой пользовались редко, зато полюбилась она в римскую эпоху.


 

Искусство в древнем мире, рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни. Религиозные задачи возлагались на музыку. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. Арфа всегда была украшена драгоценными камнями, разрисована необычной мозаикой и золотом. Люди с восхищением называли арфу «волшебным инструментом». По неизвестным причинам, многие мастера, создававшие арфы, не имели обычаев указывать дату или упоминать своё имя.

 

Арфа символизирует в соответствии с пифагорейской философией мировую гармонию, равновесие. Ее форма — мистическая звуковая лестница, олицетворяющая путь в иной мир. Арфа ассоциировалась с Луной, что указывало на определенное женское начало. С другой стороны, арфа часто играла объективную, примирительную роль (между светом и тьмой, небом и землей, солнцем и луной). Инструмент рассматривался как символ души как совокупность всех видов эмоций. Во многих легендах арфа упоминается как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнею. Говорили, что с помощью звуков арфы можно было вызывать или прогонять призраков или души умерших. Это поверье до сих пор существует в африканских племенах, например, в культе Вуду. Арфа считается духовным орудием, использовавшимся Вуду для психологических войн.

 

 

 

На Руси ближайшим родственником или даже разновидностью арфы, были гусли. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян.

 

В средневековой Европе особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы - барды - пели под ее аккомпанемент свои саги. Ирландская мифология о возникновении арфы, гласит, что, однажды, девушка задремала у моря и услышала во сне странное звучание подобное ветру, который играл по сухожилиям в скелете кита (У греков был схожий миф о боге ветра – Эоле, из чего впоследствии сложилась «Эолова арфа» из 8-13 струн, которая устанавливалась на крыше домов, чтобы ею играл ветер). Эта мелодия девушке настолько понравилась, что она сразу рассказала свою историю мужу, который сделал первую арфу, смастерив раму из дерева и натянув на ней жилы кита. И с тех пор, кельтский бог изобилия Цернунн производил смену времен года посредством игры на этом музыкальном инструменте. Важнейшим праздником кельтов был Семайн (Хэллоуин), когда стиралась грань времен, все сны в эти дни считались вещими, а гадания правдивыми.

 

Загробный мир же представлялся кельтам не мрачным подземельем, вроде греческого Тартара или тем более христианского ада, а местом вечного лета, где цветут цветы и не прекращаясь звучит музыка арф, где живут эльфы и драконы, где нет времени и нет забот.

 

Арфой также можно было усыпить злых драконов, во многих мифах.

Легенда гласит, что последний кельтский бард Талиесин, уходя из жизни, оставил людям свою волшебную арфу. Согласно древнему кельтскому обычаю, существуют три вещи, которые не может удержать человек – это Книга, Арфа и Меч. В системе символов бардов, Книга означает предание, простонародное и священное, тайны и цельное знание. Меч — деятельная воля, мужество и отвага, претворяющая в жизнь истины книги. Арфа — живое слово души, способное разъяснить тайны книги, это музыка, поэзия, божественное искусство.

 

 

С годами жители Ирландии усовершенствовали арфу: сделали раму крепче, а струны, сделанные из конского волоса, заменили на золотые, серебряные и медные. Таким образом, арфа стала одним из самых ценных и дорогих музыкальных инструментов (она и сейчас стоит до 350 000 руб.), что позволяло ей сохранить красивый внешний вид на долгое время.

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века, позже будет изображаться на гербе и монетах.

 

Песни бардов были и историческим архивом, и злободневной прессой. Нередко, именно ирландские арфисты были подстрекателями к активной борьбе против угнетателей. Пользуясь гостеприимством, которое оказывалось арфистам, ирландские оппозиционеры проникали под видом менестрелей в Англию и здесь также продолжали свою борьбу.


В результате в Англии был издан ряд суровых законов против арфистов. В 1367 году ирландским арфистам было запрещено появляться в английских владениях. Генрих VI подписал указ об аресте всех арфистов. Декрет королевы Елизаветы предписывал казнить всех менестрелей. Но самые тяжёлые времена наступили при Кромвеле. Согласно приказу Лорда Бэрримора каждый арфист должен был быть схвачен и повешен, а арфа – уничтожена.
Но, искусство музыки нельзя убить или казнить, поэтому ирландские потомки заботились до сих пор о сохранившихся арфах, а великие поэты и композиторы воспевали её во многих своих произведениях.

 

С распространением христианства, арфа начинает упоминаться в качестве дьявольского инструмента. Во время истерии охоты на ведьм в Европе, начавшейся в XV и закончившейся в XVIII веке, в протоколах можно было увидеть такие вещи: «Иногда дьявол играл на арфе, пока ведьмы ели, потом они водили хоровод…»

Возможно, дело было в том, что арфа издает совершенно завораживающие гипнотизирующие звуки, и издревле ассоциировалась с древними богами, которых так нещадно пыталось искоренить христианство. В частности, именно кельтский Цернунн, по-латински Cernunnus, – «рогатый», упоминаемый во множестве магических обрядов (книга Поля Хассона, например), стал синонимом дьявола.


Впоследствии или ранее, даже была выявлена полумифическая «дьявольская гамма» тритоном – (общее название интервалов увеличенной кварты и уменьшенной квинты, имеющих одну и ту же тоновую величину - 3 целых тона), перебирались ноты с нижнего регистра:
I----------------------------- ----666---
I---------------------------666----------
I---------------------666----- ----------
I--------------666------------ ----------
I-------666------------------- ----------
I-666------------------------------------

Интервал - тритон, в музыке эпохи Возрождения практически запрещался использоваться в созвучии с тоникой, так как образовывался диссонанс. Тритон тогда и обозвали нотами дьявола.

Т.е. это уменьшенное септ-арпеджио: тоника (первая нота трезвучия) + малая терция (интервал в три ступени и полтора тона) + малая квинта (уменьшенный интервал в пять ступеней) продолжается с 7-й ступени уменьшенной гаммы тоники, каждый аккорд дает большую сексту – равный 6-ти нотам, или проще говоря, секстаккорд, состоящий из 3-х нот.

Например: ля+до+фа -->соль бемоль+си+ре и т.п.

Звучание их действительно специфическое, завораживающий мрак, чем-то может и напоминает дьявольский тон. Само название, "арпеджио", которое можно сыграть практически  на любом инструменте, буквально означает «как на арфе», когда ноты играются не в унисон, а последовательно, как на струнах арфы.

 

 

Наряду с этим были верования и в то, что арфа – это чисто божественный инструмент, который слышат все, попавшие в рай.

Арфа являлась атрибутом царя Давида: через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти заповедей. По арфе имели каждый из 24 старцев, упоминаемых в Апокалипсисе:

«Побеждающие сидят на престоле. 24 старца отличаются от тех, кто сидит на престоле, но победа позволяет сесть на престол». - Число 24 – это понятие руководства в древнем Израиле.

«У них есть арфы, золотые чаши полные фимиама. Им присваивается заступническая роль. Они кланяются перед Богом и кладут венцы перед Ним». - Снять венец и положить его перед Богом означает, что победа одержана Богом. Т.е. арфа опять стала синонимом прекращения войны, но уже с языческим миром и водружением христианского бога, а также надежды и набожности.



В начале XIX века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи, собственно из арпеджио, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов XIX века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер, Клод Дебюсси (Девушка с волосами цвета льна) и Лист. В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в "Младе" Римского-Корсакова - три арфы, а у Вагнера в "Золоте Рейна" - шесть.

 

Рекомендую послушать Alizbar – неплохая кельтская этника.

Рубрики:  ИСТОРИЯ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку