Истребителя Дорнье никогда не являлись основными машинами ночной истребительной авиации; их количество было относительно невелико; к тому же эти самолеты не блистали высокими летными данными. Соответственно, невелико было и число асов, добившихся на Дорнье выдающихся результатов. Кроме того, многие из них только начинали свою карьеру на Do.17Z-10 или Do.215, а с развитием ночной авиации пересаживались на другие, более эффективные самолеты. И сегодня бывает сложно вычислить, сколько побед они одержали именно на Дорнье
Понедельник, 12 Сентября 2022 г. 07:40
+ в цитатник
Считавшийся перед началом Второй мировой войны скоростным самолет Do.17 использовался немцами не только как бомбардировщик и разведчик; на заре становления ночной истребительной авиации эту машину попытались превратить и в истребитель.
Самые воинственные короли Пруссии делали ставку на разные роды войск: Фридрих-Вильгельм I – на пехоту, а его сын Фридрих II - на кавалерию. Но при разнице их взглядов на военное дело отца и сына объединяло одно: они оба несколько недооценивали роль на поле боя артиллерии, считая ее обузой, замедляющей передвижения армии. Поэтому развитию своей артиллерии прусские короли уделяли значительно меньше и внимания, и средств. Так, в 1740 г. при восшествии на престол Фридриха II прусская артиллерия состояла всего из двух батальонов. В полевом батальоне имелось 6 рот, а в гарнизонном – 4 роты; причем гарнизонная артиллерия, состоявшая из тяжелых орудий, была стационарной, и ее невозможно было использовать в полевых сражениях.
Первый экземпляр SSW D-III (серийный номер 8340/17) прошел приемные испытания в декабре 1917, а в январе 1918 он участвовал в соревновании с новыми истребителями других фирм; причем в кабинах конкурентов «Сименс-Шуккерта» сидели опытные, боевые асы. Альбатросом D.Va управлял лейтенант Ганс Кляйн (22 воздушные победы); прототипом будущего знаменитого Фоккера D.VII – сам «красный барон» Манфред фон Рихтхофен (имел на тот момент 63 победы). А вот SSW D-III вел не имевший боевого опыта заводской летчик-испытатель Ганс Мюллер; тем не менее, он не уступил именитым коллегам, и сумел продемонстрировать достоинства своей машины. К тому времени фирма уже получила заказ на серийное производство SSW D-III, и приступила к выпуску истребителей; а так же, окрыленная успехом, начала работу над улучшением летных характеристик D-III («вылившуюся» впоследствии в новую модификацию SSW D-IV).
Понедельник, 05 Сентября 2022 г. 08:18
+ в цитатник
С лета 1915 года первый в истории серийный истребитель - германский моноплан Фоккер «Айндеккер» - буквально господствовал в небе Мировой войны. Он легко уничтожал не только безоружные разведывательные аэропланы Антанты, но и появлявшиеся у французов и англичан ранние истребители, которых «немец» превосходил по всем параметрам. Однако в начале 1916 года обстановка резко изменилась: на фронт начали прибывать французские полуторапланы Ньюпор-11 «Бебе» («Малыщ»). Эта маленькая, легкая и верткая машина успешно «обыгрывала» менее поворотливый Фоккер на маневрировании. И быстро оказываясь у него «на хвосте, «Малыш» беспрепятственно расстреливал ставшего беспомощным «тевтонца» из пулемета...
Ну, и ставшее уже традиционным «иллюстрирование» определителей модификаций разных интересных самолетов мира статьей об асах, летавших на этих машинах. Сегодня речь – о некоторых выдающихся пилотах бомбардировщиков и разведчиков фирмы «Дорнье» - от Do.17 до Do.217. Но учитывая, что ранние модификации Дорнье или «сошли со сцены» до начала 2МВ, или использовались только в ее начальный период и исключительно в разведывательной авиации, которая в сочетаниях «летчик-самолет» освещена в литературе наиболее бедно, ниже будут представлены «наиболее боевые» версии: Do.17Z и Do.217.
Успех первых бомбардировщиков фирмы «Дорнье» привел к тому, что Министерство авиации еще в 1937 г. выдало компании задание на создание нового самолета с увеличенной дальностью полета, способного нести более высокую бомбовую нагрузку, и при этом… умеющего бомбить на пикировании! Вот это последнее абсурдное требование, противоречащее остальным заданным параметрам, во многом и стало причиной длительной доводки самолета: прошедший основные испытания еще в середине 1938 года, Do.217 главным образом из-за неразрешимых проблем со способностью тяжелой машины к пикированию массово пошел во фронтовые части только в 1941-м!
Подводный флот Италии на момент начала войны был самым многочисленным в мире (исключая только СССР), и численность серий подлодок превосходила даже многочисленность серий его минного флота. Поэтому мне придется дать только общий обзор видов итальянских лодок. Подробнее же будут рассмотрены лишь некоторые, самые многочисленные или наиболее интересные серии.
Всего накануне, а затем во время 2-й мировой войны итальянский флот получил 150 подводных лодок; еще 42 находились в постройке, но так и не были достроены. Кроме того, итальянский флот имел в своем распоряжении 11 трофейных иностранных подлодок, а немцы планировали передать (но так и не передали) 9 своих лодок. За время войны итальянцами было потеряно 112 подводных лодок.
Воскресенье, 28 Августа 2022 г. 07:17
+ в цитатник
Экспортные варианты Do.17К
Еще до того, как бомбардировщики Do.17 пошли в серию, познакомившаяся с прототипом этого самолета Югославия заключила с фирмой «Дорнье» договор на поставку ей 36 подобных самолетов, и кроме того купила лицензию на производство Do.17 на своих авиазаводах. При этом сразу было оговорено, что на строившихся в Германии машинах будут стоять двигатели «Гном-Рон» 14Nа/2, уже освоенные производством Югославии (требуемое количество моторов было выслано немцам).
В комментариях к статье «Наполеоновские войны. Одеться пока горит спичка» кто-то заявил, что я не вижу разницы между парадной и походной формой. И тем породил срочное ответное появление этой, не планировавшейся мной ранее статьи.
Я в рубриках по темам «Наполеоники» уже не раз выставлял изображения красивых мундиров различных родов войск - как русской, так и французской, и других армий той эпохи. Однако все эти красочные изображения обычно показывают форму для парадов и различных торжественных церемоний, демонстрировавшуюся чаще восторженным почитателям и дамам. Но эти парадные мундиры не были единственными в гардеробе военнослужащих – особенно офицеров. Их мундиры подразделялись на несколько видов.
На создание этого поста меня натолкнул комментарий Алексея М.: «Наверное, самая красивая форма была у армий в ту эпоху, но вот насколько удобно в ней воевать было?..»
Помню, в далекой моей юности, когда я проходил срочную службу в Советской Армии, сержант гонял нас, новобранцев, на скорость одевания формы по объявлению тревоги. По нормативу полагалось одеться за 45 секунд; однако секундомеров советские сержанты тогда не имели, и мерилом времени было горение спички. Сержант утверждал, что она горит именно 45 секунд. Врал! Я потом, «на гражданке», проверял – спичка сгорает за 30 секунд. Но благодаря сержантскому «вз..-тренажу» мы научились вскакивать с постели и одеваться, чтобы бежать в «оружейку» за автоматами, пока догорала спичка! Претензий к тому сержанту не имею: впоследствии на службе эта выучка мне не раз пригодилась. Да и не так это трудно: впрыгнуть в штаны, затем – в сапоги (заранее накинутые сверху на голенища портянки сами собой оборачиваются вокруг ступни), накинуть «хэбэшку», защелкнуть ремень, и нахлобучить на голову пилотку. Всё! Ты готов «к труду и обороне»!
ПРЕДИСЛОВИЕ: я планировал составить короткий определитель в одну статью по схеме «версия – визуальные отличия»; но увлекся «раскопками» особенностей этих малоосвещаемых в литературе самолетов, менее известных чем знаменитые Не.111 и Ju.88. Сыграло свою роль в расширении статьи и то, что я ранее имел о Do.17 только общее представление, и мне были очень интересны подробности. В результате работа вылилась в более обширный, чем планировалось, цикл статей, что может оказаться менее удобным моделистам но, надеюсь, придется по вкусу любителям истории…
Итальянское королевство было создано Наполеоном в начале 1805 года путем слияния Ломбардии с Цезальпинской и Циспаданской Республиками, к которым в том же году были присоединены Венецианская республика и Южный Тироль. Правителем нового королевства считался сам Наполеон; а вице-королем, человеком, непосредственно руководившим Италией, Бонапарт весной 1805 назначил своего пасынка Евгения (Эжена) Богарне. Став вице-королем, 24-летний генерал кавалерии Богарне тут же начал формирование итальянской армии – для усиления армии французской. На момент вступления Богарне на королевский пост в его распоряжении оказались вооруженные силы всех тех земель, которые были объединены в Итальянское королевство. Правда, бывшая Президентская гвардия состояла всего из нескольких небольших частей. Но армейские силы были значительно крупнее. Они состояли из 5 полков линейной и 2 полков легкой пехоты (все 2-батальонного состава), 1 конно-егерского и 2 гусарских полков, 2 полков жандармов, артиллерийского батальона и инженерной роты.
Миноносный флот Италии состоял из огромного числа эсминцев и более легких миноносцев. Эсминцы были способны действовать далеко в море; «зона работы» миноносцев, имевших меньшую дальность хода и более слабое вооружение, обычно находилась ближе к побережью. Всего в итальянском флоте числилось 64 эсминца; кроме того на момент капитуляции Италии в постройке находились еще 11 кораблей этого класса. Миноносцев же итальянцы имели 85 единиц, и еще 16 - в постройке. Но и эти цифры не окончательные. В ходе войны немцы делились с итальянцами своими трофеями, передав им в 1941 г. 6 югославских миноносцев (устаревших), а в 1942 – 3 югославских эсминца и целый ряд французских кораблей: 4 лидера, 7 эсминцев и 3 миноносца.
В итальянском флоте накануне войны числились 14 легких крейсеров. Из них – 2 старых, воевавших еще в 1-ю мировую войну; остальные 12 вошли в строй в течение 30х годов, и являлись современными кораблями. В ходе войны ВМС Италии приняли еще 3 новейших легких крейсера, но другие 9 кораблей этого типа, находившиеся на стапелях, так и не были достроены. В ходе войны правительство конфисковало два строившихся в Италии для Таиланда малых крейсера; их стали переоборудовать в крейсера ПВО, но до капитуляции Италии так и не успели ввести в строй.
Состояние итальянского флота накануне и в ходе 2-й мировой войны
(тяжелые силы флота)
Военно-морской флот для руководителей итальянского государства был любимым и самым пестуемым детищем, которому отдавались (в ущерб другим родам войск) практически почти все силы и средства, которыми располагала Италия. Все это делалось для того, чтобы итальянский флот был способен выполнить главную задачу фашистского правительства, руководившего Италией: превратить Средиземное море в «маре нострум» («наше море»). И нужно отдать должное: итальянский флот (в отличие от сухопутных войск Италии ) был достаточно сильным; он обладал большим корабельным составом, значительная часть которого являлась вполне современной.
Уж не знаю, нужна ли кому эта инфа. Но лично мне было интересно покопаться и «расставить все по полочкам». Ну, и на всякий случай публикую – может, кому-то это сгодится…
К началу 1-й мировой войны Черноморский флот имел всего 4 подводные лодки (пятая подлодка погибла в результате несчастного случая еще в 1909 г). Все лодки ЧФ являлись устаревшими (вступили в строй в 1906-1907 гг.), и фактически боевой ценности не представляли; использовались почти исключительно как учебные. Так же не представляли боевой ценности и две устаревшие лодки типа «Касатка», переброшенные «для количества» в Севастополь с Тихого океана уже после начала войны. Поэтому поначалу черноморский подплав в боевых действиях участия практически не принимал. Лишь со вступлением в строй в 1915 г. подлодок новых типов черноморский подводный отряд приступил к участию в боевых действиях, и за довольно короткий срок добился достаточно впечатляющих результатов в борьбе против вражеского судоходства.
Что касается класса миноносных кораблей, то количество миноносцев и эсминцев в составе Черноморского флота в период 1-й мировой войны в разных исследованиях указывается разное. Если же обратиться к поименному списку корабельного состава, то можно утверждать, что к началу боевых действий на Черном море русский флот в этом районе имел 7 миноносцев и 17 эсминцев (из них только 4 новых). Причем все миноносцы, как утратившие боевую ценность, уже в 1915 г были переоборудованы в тральщики, и исключены из разряда миноносных кораблей. Девять устаревших эсминцев типа «Заветный» лишь в начальный период войны привлекались к набеговым операциям, а затем перешли к конвойной службе и обеспечению действий подводных лодок. От начала же и до конца войны миноносные функции выполняли только четыре «угольных» эсминца типа «Лейтенант Шестаков» и четыре новейших «нефтяника» типа «Дерзкий», к которым в 1915 году присоединились еще пять только что построенных «нефтяников» второй серии «Дерзких». В 1917 компанию черноморских эсминцев пополнили четыре новейших эсминца «ушаковской серии».
Проиллюстрировать изображениями машин асов определитель модификаций по самолету У-2/По-2 оказалось делом практически невозможным. К сожалению, этот «скромный труженик войны», прославленный еще в 1945 г. вышедшим тогда, и ставшим сразу очень популярным фильмом «Небесный тихоход», оказался действительно очень скромным. Даже слишком, излишне скромным.