Импрессионизм: Юрий Ракша |
Доброго времени суток!
Замечательный советский художник-импрессионист Юрий Ракша (1937-1980) очень рано ушёл из жизни, однако оставил после себя яркие и запоминающиеся произведения. Мне очень нравятся очень многие произведения этого автора, а также его творческая программа, нацеленная на единение человека и природы, одухотворение природного начала.
С одного информационного сайта о нём и его творчестве:
"Биография художника типична для послевоенного поколения представителей творческой интеллигенции.
Голодное военное детство на окраине Уфы. Затем блестящее окончание учебы в Московской средней художественной школе при Институте имени В. И. Сурикова и художественного факультета ВГИКа. А по окончании – работа художником-постановщиком на киностудии «Мосфильм». Но главным для художника всегда была живопись, которой он отдавал всю душу.
Первым значительным произведением Ю. Ракши стала картина «Воскресение» – воплощение идеи непреходящей красоты земли и гармонии мира. Эмоциональное восприятие и философское осмысление жизни – вот основная программа, к которой пришел художник и которую решал до конца жизни. Известность Юрию Ракше принесла картина «Моя мама», изображающая молодых строительниц Магнитогорска 30-х годов. Тема героизма, духовной и физической красоты человека, созидательной молодости претворена во многих полотнах художника: «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение» и др.
В творчестве он обращался к самым важным моментам в истории России. Это и начало ХХ в., и Великая Отечественная война, и стройки современности"
(Текст взят отсюда: http://www.vashdosug.ru/exhibition/person/44081/ ;
"Юрий Ракша представляет собой яркое явление российского изобразительного искусства второй половины ХХ в. Его произведения содержат в себе глубокие философские раздумья о времени и о себе. В них представлена жизнь целого поколения.
Юрий Ракша создал более 150 живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около 20 книг. Его картины многократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках. Кинофильмы, в которых он участвовал как художник-постановщик, вошли в золотой фонд советской кинематографии: «Время, вперед!», «Остаются живыми», «Дерсу Узала», «Восхождение». Две последние удостоены премий: «Оскар» (США), «Золотой медведь» (Берлин) и Московского международного кинофестиваля.
Последним крупным произведением мастера стал живописный триптих «Поле Куликово» (1980 г.) («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние»), на котором изображены семь Великих Святых. Над ним он работал, будучи уже смертельно больным. Это произведение, в числе других, любезно предоставленное Третьяковской галереей, без сомнения, станет основным событием выставки.
«Для меня это не просто очередное произведение. Это разговор о главном. Мой долг по отношению к прошлому, во славу будущего, – говорил художник – у каждого из нас должно быть своё Поле Куликово». На эпическом полотне, благословленном и освещенном Архимандритом Иннокентием (А. Просвирнин), герои изображены в момент наивысшего напряжения духа, за несколько мгновений до смертельной схватки, уходя в смерть и бессмертие. Создание этого монументального полотна, насыщенного глубокой драматургией и патриотизмом, стало для мастера не только художественным, но и человеческим подвигом. В последние часы жизни он уже не мог стоять у мольберта, но продолжал писать. Он уходил мужественно и даже с улыбкой, понимая и принимая высокую неизбежность происходящего. Он умер с кистью в руке, успев нанести на холст последний мазок. В день смерти, когда краски на холсте еще были влажны, его «Поле Куликово» было отправлено в Третьяковскую галерею.
Учёными Российской академии наук в 1984 г. вновь открытой планете Солнечной системы №3032 было присвоено имя «Ракша» в честь выдающегося художника современности.
Во время работы выставки в залах демонстрируется документальный фильм о жизни и творчестве художника и художественные ленты «Дерсу Узала» и «Восхождение». Каждый четверг в 17.00 вдова художника, писатель Ирина Ракша проводит встречи со зрителями и экскурсии по выставке.
К 70-летию со дня рождения".
Текст взят отсюда: http://www.vashdosug.ru/exhibition/performance/175406/
Его произведение, которое прилагается к сообщению, называется "Автопортрет". Интересное, яркое и программное для творчества этого художника полотно.
Дополнение от 16 марта 2015-го года:
По стилю его творчество скорее всего ближе к романтизму, учитывая то, что многие художники-романтики также тяготели к прорисовке крупных лиц на фоне природы, восторженном объединении природы и человеческого мира, к различным элементам драматургии. Ракша оставил после себя не только картины, но и размышления о творчестве. Он большую роль придавал общему замыслу, анализу всех элементов работы, единству художественной мысли. Это тоже важные определения романтизма, с момента зарождения тяготевшего к синтезу. К слову, в статью Википедии о Юрии Ракше кто-то внёс ссылку на мой очерк (в блоге) об этом художнике, где я его стиль отношу (ошибочно) к импрессионизму. К сожалению, это в первом приближении взгляда творчество Ракши напомнило яркий импрессионизм, янскую эмоциональность, однако при более глубоком проникновении в творческую мастерскую художника, выяснилось, что здесь больше иньской эмоциональности, романтизма, романтической идеализации действительности, интуитивного синтеза.
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |