-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шуршунчик-13

 -Подписка по e-mail

 


На далеком севере бродит рыба-кит...

Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 21:44 + в цитатник
Вы знаете эту песню Юлия Кима?
Так здорово горланить ее припев:

Но! Но! Но! Нет кита! Нет кита! Нет кита не видно!
Но-но-но до чего ж, до чего ж, до чего ж обидно!

Весной к нам в город приезжал дельфинарий. Почти всех детей сводили на представление. Рассказывали потом о нём, округляя глаза, размахивая руками и перебивая друг друга. И на прогулках наметанным глазом выцепляли рекламные афишки представления с дельфинами расклеенные на всех столбах и дверях подъездов. Поэтому мы взялись читать. Разное.
1 (700x525, 108Kb)


Дельфиний остров

Небольшая книжечка на скрепке из очень любимой мною серии "Книга за книгой" издательства "Детская литература". Сейчас такие тонкие книжки моего детства любят издавать солидно - большого формата и в твердом переплете, тогда как нам вполне хватило этой маленькой скромной книжечки объемом в 32 страницы с пятнадцатью рассказами Святослава Сахарнова и иллюстрациями Петра Асеева.
2 (700x525, 70Kb)
Рассказики короткие - на полторы-две страницы. Автор рассказывает в них о своем пребывании на научной станции, изучающей дельфинов. Прочли с интересом, отметив и оживившись и на вскользь упоминаемых крабах, змеях и собаках.
3 (700x525, 102Kb)
4 (700x525, 84Kb)
Понравились детям дельфиньи имена - Русалка, Малыш, Копченый, Пират, Шустрый, Макс. Как только я произносила последнее Максим гордо выпрямлялся и сияя победной улыбкой каждый раз сообщал: "Это я!" Очень ему нравилось отождествляться с дельфином, которого "запрягали" в упряжку, чтоб измерить приборами его силу, пытаясь понять как дельфин обгоняет судно с двигателем во много раз мощнее. Надевать хомут мы на Максима не стали, но они долго мерились силой друг с другом, ставя локти на стол и сцепляя кисти. Мальчишки втроем пытались и мою руку заломать-прижать к столу...
5 (700x525, 91Kb)
Очень понравился рассказ про игры дельфинов - тут даже Максим был готов переотождествиться в Пирата, играющего с черной тряпочкой.
6 (700x525, 82Kb)
7 (700x525, 106Kb)
И очень внимательно слушали главу про лечение заболевшего дельфиненка. Вообще медицинские темы всегда находят отклик у детей, ведь ситуации лечения всем знакомы и понятны. Терпеливый Малыш, который не бился и не кусался, когда ему ставили укол - достойный пример для подражания )
8 (700x525, 103Kb)
Отличный очень бюджетный вариант тематического чтения!
Лабиринт

Достали и другую книгу Сахарнова - В мире дельфина и осьминога
9 (700x525, 93Kb)
В детстве ее очень любила моя дочь и дети подруги. А мы с ней удивлялись - что ж такого в этой книге, что дети несколько лет кряду ее листают и перечитывают? Ладно в начале читательской "карьеры", это понятно - там есть совсем небольшие заметочки буквально в несколько строк, но ведь перечитывали и после, когда "по зубам" были и во множестве читались толстенные серьезные книги.

Мы почитали про дельфинов
10 (700x525, 90Kb)
Сначала про выступление в морском дельфиньем цирке. Эпизод с выпавшим из футляра фотоаппаратом, который не успел долететь до воды как был подхвачен дельфином в стремительным броске, даже на меня произвел впечатление, не говоря уже о детях.
11 (700x525, 95Kb)
Потом про разные виды и "породы" дельфинов.

Тут у меня имеется личная история из детства. Я ее уже когда-то рассказывала, но повторю ее здесь, потому что она тоже связана с книгами, чтением и личной интерпретацией непонятных самостоятельно прочитанных слов:

В детстве некоторое время мне очень нравилось слово "шизофреник". На первых своих летних каникулах я дорвалась до родительского стеллажа с книгами, начав с Михалкова. Первый том со стихами был зачитан чуть не до дыр и наполовину цитировался наизусть еще до школы. Быстренько расправившись с детскими пьесами из второго тома, я перешла к третьему, начав читать пьесу "Дикари". Помните старый фильм "3+2" про отдыхающих? Как они место у моря поделить не могли? Я из этой пьесы многие фразы до сих пор помню, хотя четырехтомник давным-давно неизвестно куда делся - все четыре тома один за другим. И в фильме мне режет слух малейшее отступление от текста. Так вот была там фраза: "Эта лохматая девка плавает, как дельфин-шизофреник!"
И я решила, что шизофреник - это порода дельфинов, которые плавают быстрее всех остальных. Странно только, что в книжке про дельфинов "Дельфин отвечает и спрашивает" Хелен Кей, которая была прочитана вдоль и поперек, они не упоминались.
И в энциклопедии животного мира - тоже. А потом по радио я вдруг услышала это нигде больше не встречавшееся мне слово, но, понятное дело, совсем в другом контексте и без упоминания дельфинов... Тогда я спросила у мамы. Она очень удивилась:
- А при чем тут дельфины?
Я тоже удивилась, потому что для меня дельфин рядом с этим словом был обязателен, и я понятия не имела кто там еще должен был быть "при чем". Процитировала дословно и страшно разочаровалась, услышав объяснение...
И до сих пор, услышав слово "шизофреник", сначала на какую-то долю секунды в моей голове мелькает воспоминание о дельфинах...

Но вернемся к Сахарнову. Косаток уже из разных других источников знают все дети, поэтому разворот с ними и похожими на них гриндой и неблагозвучной "морской свиньей" был изучен досконально и некоторыми прочитан самостоятельно.
12 (700x525, 73Kb)
Когда-то в детстве первое, что я узнала про этих животных, это то, что их называют киты-убийцы. И вырезанная из газеты небольшая заметка с фотографией нападения стаи косаток на кита, в которой говорилось, что они вырывают киту язык, долго лежала заткнутой между страницами в биологический том Детской Энциклопедии. А может, и сейчас лежит...

после дельфинов прочитали мы и про китов заодно.
13 (700x525, 94Kb)
В мире дельфина и осьминога на Лабиринте

И тут нас "принакрыло". Не то, чтоб прямо начали бредить, но китовая тема была актуальна довольно долго и мы периодически возвращались к книгам, прочитанным раньше, и читали новое.

Перечитали книги про кита Бенджи Дэвиса. Потрясающие книги!
15 (700x525, 117Kb)
Как же они мне нравятся!
Для чтения детям истории кажутся очень простыми, ведь текста очень мало, он слишком прост и незамысловат, не описывает даже то, что нарисовано на иллюстрациях, хотя обычно у нас совсем обратные претензии - хочется побольше картинок к тексту. Здесь же он кажется больше похожим на очень краткий пересказ длинных подробных историй с художественными описаниями подробностей происходящего, с диалогами, лирическими отступлениями. Он просто доносит основную мысль повествования в картинках.

Это книжки-картинки с глубоким смыслом и подтекстом - отличное самостоятельное чтение для уже неплохо читающих детей. Читающий с трудом ребенок прочтет только короткие строчки, потратив все силы на распознавание и озвучивание символов, а для осмысления того, что стоит за ними сил уже не останется... А в этих книгах важно именно проживание прочитанного, и лучше не с чужого голоса, а со своего собственного - ведь эти истории в иллюстрациях и восприятии выходят далеко за границы коротких скупых строк. Каждый разворот - это целая глава в длинном повествовании, разворачивающемся в голове. К каждой иллюстрации можно написать целый рассказ, как когда-то мы писали в школе в младших и средних классах. Они такие разные, то спокойные,
16 (700x525, 97Kb)
то тревожные -
17 (700x525, 107Kb)
столько в них эмоций, действий, размышлений, выводов.
Это книги, в которых герои проживают очень важные моменты жизни, несмотря на скудность описания. Самое главное - что это понимается. Вся глубина заложенного смысла и переживания воспринимается детьми. Мне вообще кажется, что эти книги нужно куда-то брать с собой - на отдых, на дачу, к морю. Где книг мало, а времени много. И тогда его хватит, чтоб возвращаться к книге снова и снова, ведь каждый раз, при перелистывании страниц замечаются новые подробности. Просто чувствуется, что художник долгое время жил книгой, этой историей, эмоциями и мыслями маленького Ника.

День, когда я встретил кита - история маленького Ника, живущего с папой-рыбаком и шестью кошками на берегу моря, который спас выброшенного бурей на берег китенка.
18 (700x525, 68Kb)
19 (700x525, 71Kb)
Посмотрите на эту картинку - как трогательно мальчик заботится о спасенном.
20 (700x525, 80Kb)
Одна строка - Ник сделал все возможное, чтобы кит чувствовал себя как дома. И сколько можно понять из рисунка! Мальчик не отходит от китенка ни на шаг, понятно же - вот на полу поднос с едой, мальчик ел рядом. Он гладит киту спинку, поливает его, любопытные кошки здесь же, рядом. Ник включил киту пластинки со звуками моря. Об этом лишь обронено "все возможное". А ведь он вспомнил, нашел! И можно представить, как он, торопясь перебирает пластинки в поисках нужных, как тащит к ванной проигрыватель, включает его, все время при этом разговаривая с китом.
21 (700x525, 76Kb)
Вот снова пара строк и небольшая картинка, а я уже готова заплакать вместе с Ником...
22 (700x525, 60Kb)
23 (700x525, 126Kb)
24 (700x525, 92Kb)
Первые развороты обеих книг очень интересно сравнивать
25 (700x525, 90Kb)
Конечно, считать кошек (долго искали шестую),
26 (700x525, 92Kb)
внимательно рассмотреть комнатку Ника, заметив уйму подробностей. Увиденные рисунки на стенах в комнате мальчика вдохновляют на рисование больше, чем озвученные мною и подбрасываемые детям идеи.
27 (700x525, 88Kb)
Во второй книге не меньше переживаний - и тоска по другу
28 (700x525, 67Kb)
и тревога за не вернувшегося вовремя отца, и поход сквозь непогоду на его поиски, и найденная отцовская лодка, вмерзшая в лед и оказавшая пустой
29 (700x525, 100Kb)
и встреча с другом
30 (700x525, 81Kb)
31 (700x525, 66Kb)
Киты спасли Ника,
32 (700x525, 92Kb)
и они продолжают дружить и встречаться
33 (700x525, 95Kb)
День, когда я встретил кита на Лабиринте // Озоне

День, когда вернулся кит на Лабиринте // Озоне


34 (700x525, 70Kb)

Амос и Борис

Книга мне показалась неоднозначной. Детям понравилась - потому что приключения - да еще и не простые, а морские. Храбрый мышонок, построивший себе корабль с так понравившимся нам названием - "Грызун". Да, мы не забыли Грызуна Дональдсон ) И так понятно любопытство маленького Амоса - что же там за океаном?
35 (700x525, 79Kb)
36 (700x525, 68Kb)
37 (700x525, 77Kb)
Очень переживательны были страницы описания падения мышонка за борт и ночи, проведенной в воде. Рассуждения мышонка о том, куда отправится его душа, если он утонет, я опустила, так же как пропустила его фразу о сравнении себя с песчинкой в океане мироздания. Может, кто-то и понимает все эти философские метафоры, но мне они в детской книжке показались лишними. А вот путешествие на спине кита Бориса, спасшего мышонка и согласившегося доставить его домой - это опять нам пришлось по душе.
38 (700x525, 63Kb)
Хотя мне нежелание мышонка плыть вместе с Борисом к Берегу Слоновой Кости показалось нелогичным - ведь хотел же посмотреть что там, за океаном. И вдруг - ему не захотелось плыть в Африку... натерпелся, бедолага...
Кит доставил мышонка домой, но история на этом не закончилась. Прошло время и Бориса ураганом выбросило на берег, именно туда где жил мышонок Амос.
39 (700x525, 65Kb)
И теперь уже Амос пришел киту на помощь и организовал его спасение.
40 (700x525, 80Kb)
41 (700x525, 70Kb)
Хорошая книга для начального самостоятельного чтения - текст на белом фоне, вполне комфортный шрифт.

Синий кит
42 (700x525, 80Kb)
Сначала книга меня немного разочаровала - глядя на иллюстрации я представляла себе более художественную историю. Ведь мальчик! В короне! И с книжкой!
43 (700x525, 66Kb)
Я ожидала описания мальчишечьих фантазий, пусть простеньких, но выдуманных приключений, а книга оказалась научпопом с разными сведениями о китах.
44 (700x525, 64Kb)
У детей же по ее поводу не было никаких ожиданий, и поэтому книга им просто безоговорочно понравилась да и все. И почему-то всем. Хотя я заморачивалась с подачей цифровых значений мер и весов. Меня напрягали тонны с килограммами - я ведь понимала, что им все эти цифры - одинаковая "тьма", в смысле "много", а сколько именно того "много" - это уже мимо.
Но вот то, что касалось китенка, невесть почему названного теленком (я упрямо читала - китенок) дети вполне осознали - четыре килограмма представить им вполне по силам, и то, что каждый час! он тяжелеет на эти 4 кг поразило. Меня, кстати, тоже. Я полезла в Википедию, убедилась, что книга привирает ровно вдвое, но то, что за сутки китенок прибавляет в весе 44 кг все равно очень впечатляет! Вот уж действительно - "он растет на радость нам не по дням, а по часам".
Мы размотали 5-метровую рулетку и отмерили 7 метров - длину новорожденного китенка. После чего я сунула рулетку в сумку, собираясь показать во дворе длину взрослого кита.
45 (700x525, 71Kb)
Иллюстрации в книге интересные - для наглядности отрисованы сравнения - и сколько людей может поместиться в пасти,
47 (700x525, 89Kb)
и как кит двигается в воде, и какого размера у него плавники, сравнимые с размахом крыла небольшого самолета.
47д (700x525, 71Kb)
С неожиданным энтузиазмом был встречен разворот с миллион раз виденной, причем, куда как более подробной, картой.
48 (700x525, 86Kb)
Сами прочли вслух все, что на нем было написано. Очень понравилось слово "экватор" ))

Синий кит на Лабиринте // Озоне

Вытащили с полки еще дочкину энциклопедию,
49 (700x525, 110Kb)
я помню там страничку с поразившими нас когда-то сведениями о том, что кит издает звуки громче, чем реактивный самолет и ракета на старте. За сей факт Юлька когда-то во втором классе сорвала лишнюю пятерку ))
50 (700x525, 106Kb)
И вот однажды на прогулке достала я рулетку, мелок и позвала детей. Сбежались, загалдели. Мы нашли трещину на асфальте напротив растущего рядом с дорожкой деревца и начали от этой трещины асфальтовую дорожку измерять. Все активно помогали, чуть не оттоптали мне и друг другу руки. Отмерили быстро, и тут нас настигло разочарование - 30 метров от дерева и до меня вдруг оказалось до обидного мало!!!
Все же помнили вот эту картинку!!!
51 (700x525, 70Kb)
Пока дети не разочаровались окончательно, представив себе слона, чуть побольше коровы, я отдала им кусок мела. Кит был тут же забыт, а вся дорожка исчеркана каракулями.

А шикарную книгу Животные севера мы просто полистали.
52 (700x525, 67Kb)
53 (700x525, 71Kb)
54 (700x525, 71Kb)
Мне она так понравилась, что я заткнула рот своей жабе и купила еще и Животные юга. Жаба молчит и смотрит картинки вместе со мной...

Всем спасибо!
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

Сирициус   обратиться по имени Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 21:54 (ссылка)
Удивительный талант - так читать детские книги! Ты потрясающа, Марина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 22:05ссылка
Ира, ты меня смущаешь... это просто вслух, и отвечая на вопросы ))))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 22:24ссылка
И я вслух, хотя меня и не спрашивали))
Гордый_буривух   обратиться по имени Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 23:13 (ссылка)
Шуршунчик-13, мне прям стало обидно, что ни у меня, ни у Кати таких книг не было!..Как-то миновали они нас, хотя дельфинья-китовая тема в своё время была очень актуальна...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Марта 2018 г. 07:28ссылка
Вика, сейчас столько таких красивых книг, что просто дух захватывает! Столько нового для нас, переведенного только сейчас, но давно читаемого во всем мире... У меня глаза разбегаются, хочется все-все-все скупить! А сколько переизданий давно забытого или любимого в детстве! То, что раньше было мечтой - масса красивейших книг с небольшим количеством текста для того, чтоб ребенок захотел и привык к чтению - стало явью. Правда, дорогостоящей и конкурирующей с массой других соблазнов.
Мы с Юлькой сами с удовольствием все это читаем ))
Гордый_буривух   обратиться по имени Понедельник, 19 Марта 2018 г. 11:34 (ссылка)
Исходное сообщение Шуршунчик-13
Мы с Юлькой сами с удовольствием все это читаем ))


Я даже не сомневаюсь! :)) Я сама поищу, что есть в электронном виде из перечисленного! ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Марта 2018 г. 11:40ссылка
Это разве что Сахарнова... А в книжках-картинках в электронке и читать-то нечего, хорошо если полторы страницы наберется. Там именно сплав формата издания-иллюстраций-текста(часто перевод-подстрочник)-смысла-возможностей поиграть. И тогда очень приятно держать книгу в руках )
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Марта 2018 г. 21:37ссылка
Шуршунчик-13, эх, тогда шансов у меня нет практически.
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2018 г. 11:09ссылка
Ну почему же )) Я книжки-картинки в книжных магазинах читаю - наберу, целую стопку, сажусь на диван и листаю-читаю, потом решаю что брать, а что можно проигнорировать )
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2018 г. 11:18ссылка
Шуршунчик-13, у нас сейчас довольно ограниченный выбор в магазинах, увы...
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2018 г. 11:21ссылка
Жаль... я думала, что капитализм решил эту проблему, и везде теперь изобилие. У меня в магазинах Новосибирска и Питера аж сердце заходится - чего там только нет...
BlackAlf   обратиться по имени Воскресенье, 24 Июня 2018 г. 21:58 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 07 Сентября 2018 г. 07:43 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку