Труд и образование в России - новая реальность |
Здравствуйте, дамы и господа!
Вчера Андрей Чернаков из "Известий" попросил ответить на вопрос о том, какие профессии будут наиболее востребованы в период кризиса и потом. Сначала сказал ему то, что обычно в канун Нового года говорю журналистам в ответ на аналогичные вопросы: "Существенных изменений на рынке труда за один год не происходит. Что было, то и будет".
Поговорили об этом немного подробнее. Андрей пишет материалы по образовательной тематике. Как мне показалось, его читателям было бы интересно получить информацию о перспективности разных профессий и о выборе учебных заведений. С учетом той ситуации, в которой сейчас оказалась страна. Договорились, что поделюсь с ним своми мыслями.
В самом конце рабочего дня сел писать и увлекся. Получилась довольно большая аналитическкая записка, в которой суммированы мои взгляды на ситуацию с высшим образованием в России и востребованностью специалистов с вузовскими дипломами. Постарался не только проанализировать проблему на конкретных цифрах, но и описать основные тенеденции. В итоге получился прогноз с рекомендациями.
Андрей сумеет выбрать из этого текста для "Известий" нужные ему несколько строчек, у него такая работа. А я поинтересуюсь мнением нескольких авторитетных для меня коллег о полном тексте записки. И если подтвердится актуальность материала в целом, опубликую его в каком-то из профессиональных СМИ.
Текст ниже. Он также продублирован в прилагаемом файле на случай, если возникнет желание распечатать текст для чтения с бумаги или скачать для пересылки кому-нибудь.
Самые добрые пожелания!
Валерий Поляков
___________________________________________________________________________________________
1. Значительно возрастет число ненужных рынку для работы по специальности экономистов, юристов, управленцев и прочих офисных работников, имеющих дипломы о высшем образовании. Особенно сильно это коснется тех, кто получит дипломы в ближайшие год-два. Стране по многим специальностям не нужно столько специалистов с вузовскими дипломами, сколько уже выпустила и собирается еще выпустить из своих стен высшая школа. Увеличится число выпускников, которым при наличии вузовского диплома придется выбирать и осваивать новые профессии.
2. Гораздо более частым явлением станет работа специалистов с высшим образованием на рабочих должностях. Разумеется, потребуется время и болезненная для многих перестройка жизненных стереотипов, чтобы пойти в рабочие. Но необходимость зарабатывать на жизнь и отсутствие реальных альтернатив сделают людей более гибкими в выборе работы.
3. В относительно более выгодном положении окажутся специалисты с высшим образованием, относящиеся к профессиям типов «человек-техника» (инженеры, технологи, конструкторы, проектировщики, программисты и др.) и «человек-природа» (агрономы, зоотехники, врачи и др.), с включением сюда и тех профессий, в которых эти два типа предмета труда тесно переплетаются (биотехнологи, фармацевты, химики и др.) Если есть интерес и способности к такого рода профессиям, то их стоит рассматривать в первую очередь для выбора профиля обучения при поступлении в вузы.
4. Многих из тех, кто хотел бы получить образование экономистов, финансистов, юристов и прочих офисных работников, жизнь заставит гораздо серьезнее заниматься выбором вузов для обучения. Специалисты этих профессий будут всегда хорошо востребованы рынком труда при условии, что они получили серьезное образование в солидных вузах. И резко ухудшаются перспективы выпускников слабых учебных заведений, дающих дипломы государственного образца, но не помогающих получить основательные профессиональные знания и навыки.
5. Существующую систему высших учебных заведений в 2009 году ждут очень серьезные, а в ряде случаев катастрофические потрясения. Со некоторыми вузами произойдет примерно то, что в 90-е годы случилось, например, с известными московскими автозаводами ЗИЛ и АЗЛК, а также с многочисленными отраслевыми институтами повышения квалификации. Оказавшись неспособными дать продукцию и услуги того качества, которое требовалось рынку, они разорились или коренным образом изменили профиль деятельности.
6. Вузовский кризис в ближайшее время дополнительно усилится из-за значительного сокращения числа потенциальных студентов вследствие спада рождаемости в первой половине 90-х годов. Очень сильно по платному вузовскому обучению ударит снижение жизненного уровня населения и возможностей платить за высшее образование. Уменьшится число поступающих в вузы на платное обучение, многие студенты лишатся возможности продолжить обучение из-за недостатка средств. Свертывание работы вузов и их банкротства ударят и по тем студентам, которые могли бы оплачивать свое обучение, но продолжать его в прежних местах станет невозможным. Их утешит то, что в условиях избыточного предложения услуг на рынке высшего образования студенты разоряющихся вузов часто окажутся желанными для тех, кто устоит на рынке. Выбирая вуз, теперь нужно будет гораздо серьезнее оценивать шансы того, что он не разорится
7. Необходимость поддерживать свою конкурентоспособность на рынке труда заставит многих специалистов гораздо больше времени и сил тратить на повышение своей реальной квалификации, на поддержание и развитие действительного профессионализма. В какой-то мере это поддержит спрос на услуги организаций дополнительного профессионального образования. Но снижение жизненного уровня населения и необходимость экономить деньги подтолкнут многих к самообразованию по книгам и с использованием относительно недорогих форм самостоятельного обучения на основе учебных интернет-ресурсов и медиакурсов.
8. Ситуация на рынке труда в период длительного выхода из кризиса будет сопровождаться усилением структурной безработицы. Безработных станет больше, и очень многие из них будут искать для себя привычную работу в местах своего проживания. Модели поведения людей консервативны. Гром должен грянуть очень сильно и не один раз, чтобы у человека появилась готовность сменить профессию или переехать туда, где для него есть работа. При возросшей безработице останутся серьезные трудности с заполнением непрестижных, относительно малооплачиваемых или требующих переезда к месту работы вакансий. Поощрение и поддержка мобильности населения (включая переобучение) должны стать одной из главных реальных задач государственных служб занятости.
9. В условиях длительного выхода из кризиса и обострения конкуренции между компаниями возрастет требовательность компаний к персоналу, в том числе к вновь нанимаемым работникам. По сравнению с тем, что было в последние годы, будет значительно сложнее получить ту работу в коммерческих организациях, которой ты недостоин (в том числе получить по знакомству или родственным связям). Возможности держать не слишком нужных работников у компаний значительно сократятся. А вот в организациях, которые не находятся в условиях реальной рыночной конкуренции, существенных перемен не будет. Поэтому связи и знакомства в таких организациях станут еще более важным фактором трудоустройства.
10. В условиях реального рынка труда успех соискателя в поиске работы зависит не только от его профессионализма, работоспособности и мобильности. Очень большое значение имеет правильное понимание работником механизмов функционирования рынка труда и умение грамотно продвигать (продавать) себя на этом рынке. Поэтому в период длительного выхода из кризиса нужно не только правильно выбирать профессию и повышать свою квалификацию, но и овладевать искусством самомаркетинга на рынке труда. Человек, владеющий этим искусством, при прочих равных всегда добьется большего.
Вчера
Рубрики: | Профориентация и выбор професиии Поиск работы и трудоустройство Высшее образование Рынок труда. Безработица |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |