-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Символика тела. Часть 4. Жесты

Пятница, 14 Августа 2009 г. 13:10 + в цитатник

РИТУАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
Мое сообщение ни в коем случае не претендует на статус научного исследования. Скорее, это просто желание любопытного человека поделиться собственными открытиями. В глубине души я продолжаю надеяться, что мой интерес к символике будет разделен с моими читателями.
Опять таки, опасаюсь, чтобы огромная информация, обремененная научными цитатами, не утомила вас. Буду стараться, максимально просто излагать материал.
Хочу сказать, что попытки вычленить жест из какого-либо ритуала иногда просто невозможно. А чтобы описать суть ритуала, приходится давать много пояснений. Учитывая, что аудитория содружества – это не толпа специалистов по истории, этнографии и культуре различных народов, думаю, что многое из информации будет 6откровением для вас.

Итак, жест.
Пожалуй, нет такого народа, у которого не сложилась бы на протяжении всей его истории своеобразная система жестов, имеющих самые разные значения, от бытового до религиозного. Поиски происхождения этих жестов и их истинного значения — занятие увлекательное. Часто символика или история происхождения определенного жеста открывается как матрешка, предлагая исследователю новые сюрпризы.
Сначала познакомимся с определением, данным в Малом академическом словаре:
жест —телодвижение, преимущественно движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или имеющее значение какого-л. сигнала, знака и т. п.
Не все движения имеют статус жеста. Необходимо, чтобы движение, во-первых, имело знаковый характер. Движение станет таковым только в том случае, если ему приписывается не только практический, но и символический смысл. Кроме того, необходимо, чтобы жест был всегда или непосредственно обращен к другому человеку, или хотя бы предполагает наличие некоей внешней точки зрения.

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют с предполагать, что исторически язык жестов предшествовал словесному языку. Наблюдения над способами общения позволили выявить у человекоподобных обезьян группу жестов и поз, имеющих соответствие в поведении человека, таких как объятие, поклон, кивок головой (приглашение идти вместе), позы угрозы и др.
Как бы то ни было, в культуре с традиционной системой средств общения (не говоря уже об архаической) жесты играли несравненно большую роль, чем мы это можем представить на основе собственного житейского опыта. Во многих культурных традициях существовали весьма совершенные системы жестов (например, у некоторых монашеских орденов и дервишей, давших обет молчания), не уступающие современному языку жестов глухонемых. Язык значимых движений лежит в основе ритуального поведения. Любой участник ритуала вынужден считаться с тем, что всякое его движение может быть прочитано как жест и истолковано тем или иным образом. В некоторых ритуалах вообще предусматривалось обязательное молчание или же речевое поведение сводилось к выкрикам, призываниям божества.
На языке жестов, посредством особого обращения с вещами в ритуале передается наиболее значимая информация, имеющая ключевое значение для всего социума.
Существуют разные классификации жестов.
В соответствии с функциональной классификацией выделяются:
жесты приветствия,
прощания,
подзывания,
согласия,
отрицания,
удивления,
оскорбления и т. д.
Основу этой классификации заложил еще Ч. Дарвин в знаменитой работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1889).
жесты-информаторы (информируют о чем-либо, подчеркивают необычные свойства предмета, обозначают предмет, намереваются удивить);
жесты-регуляторы (выражают запрет, просьбу, требование, разрешение, вступление в контакт и т. д.);
жесты-симптомы состояний (выражают недовольство, одобрение, радость, внимание и т. д.)

Существуют и другие принципы классификации. Например, могут выделяться жесты: Жесты разных народов
Культовые, ритуальные жесты
Жесты высокой тональности (ораторские жесты),
Жесты нейтрально-обиходные (применяемые в общественных местах),
Жесты фамильярные (например, похлопывания),
Жаргонные, вульгарные и асоциальные жесты
Свои стандарты и некоторые отличия в «словаре» имеют различные социальные, профессиональные и конфессиональные группы.

Давайте остановимся на некоторых культовых жестах, существующих в различных религиях.

КУЛЬТОВЫЕ и РИТУАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне и иудеи — с покрытою.
На основании учения Христа древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя. Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростёртие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).
В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило.

ЖЕСТ АДОРАЦИИ
Воздетые кверху руки — жест, который в современной культуре выражает самые разнообразные чувства: отчаяние, проклятие, мольбу о пощаде, торжество победы и др.
Его прототипом является жест адорации (молитвы), когда обе руки вытягивались по направлению к Богу или объекту почитания. Это один из древнейших жестов. Он широко представлен в христианской иконографии и поэтому нередко воспринимается как специфически христианский. Однако сходный жест был известен и многим нехристианским народам Азии, Африки, Америки.
Обычай воздевать руки при обращении к Богу в древнеегипетских надписях, комментирующих изображение этого жеста, сопоставлялся с жестом ребенка, тянущегося к своей матери.
 (222x340, 93Kb)
В христианской иконографии с воздетыми руками изображалась Богоматерь Оранта («Нерушимая стена»). Оранта изображена, например, в надалтарной части Киевской Софии и воспринималась как радетельница за всех людей: «Ее руки, носившие бога, простерты к Всевышнему в молитве за каждого человека».
Молитвенный жест Оранты, конечно, имел дохристианские истоки. Он был известен античному миру. Вытягивание рук по направлению к священному месту или небесам неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Для понимания смысла этого жеста вспомним эпизод Библии, в котором описывается молитва Моисея. Во время сражения иудеев с амалекитянами Моисей молился за свой народ, воздев руки. До тех пор пока он удерживал руки в этом положении, побеждали иудеи. Когда же его руки бессильно опускались, враги начинали одолевать (Исход, XVII, 11 — 12).
В православном богослужении XIX в. жест воздевания рук совершал священник перед началом литургии, во время пения херувимской песни перед благословением святых даров.
Поза, жест рук Оранты оставались исключительно популярными не только в церковной живописи, но и в народном искусстве вплоть до начала XX в. На женских свадебных венцах всегда имелось поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх руками, и воспринималась она не только как заступница, но и как Мать, благословляющая новобрачную.

 (211x340, 71Kb)

В молитвенной практике некоторых народов жесту Оранты соответствовал несколько иной жест: руки складывались на груди, образуя косой крест. В такой позе молились не только русские, она была принята у калмыков. В Грузии, скрестив руки на груди, оплакивали покойников. У мусульман стоять со скрещенными на груди руками означало почтительность, подчинение.
Такие жесты, как адорация, поднесение пищи или напитка двумя руками и другие явно заимствованы из ритуалов общения с божеством. В них до сих пор чувствуется отношение низшего к высшему.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Еще один культовый жест, характерный для христианства,- крестное знамение. Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства.
Это молитвенный жест в христианстве, представляющий собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека, совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «(пере)креститься» (это последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»). Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и направлением движения руки.
Троеперстие является наиболее распространённым вариантом крестного знамения, используемым в большинстве православных Церквей. Для его совершения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони. После чего последовательно касаются лба, живота, правого плеча, затем левого.
Три сложенных вместе пальца символизируют Пресвятую Троицу. Значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами эти два пальца были переосмысленны, как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой.
Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны, как места спасённых и левой — как места погибающих (см. Мф., 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

 (180x266, 42Kb)
Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос. При благословении руку ведут сначала налево, потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, по-прежнему сначала благословляется правое плечо, потом левое.
Двоеперстие использовалось на Руси до реформ патриарха Никона в XVII веке. Практиковалось оно ранее и в Византии, позже вытеснено троеперстием. Однако после Поместного Собора 1971 года все дониконовские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, являются в Русской православной церкви полностью легитимными.
Старообрядцы настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».
 (299x454, 116Kb)

 (291x454, 114Kb)

Сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики,
принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви

При совершении кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. При этом в стаообрядческой литературе специально подчёркивается, что креститься следует «истово», и так, чтобы прикосновение пальцев ощущалось через одежду. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.
На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Евхари́стия (греч. — благодарение), Святое Причастие— главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран и некоторых других церквей — Литургии.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.
Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.
Месса - (франц. messe, от позднелат. missa), принятое католической церковью название литургии.

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ
В западной живописи Иоанн Креститель легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец правой руки — мотив в иконографии Иоанна Крестителя , пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.

 (300x401, 83Kb)
Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

 (294x340, 71Kb)

ЖЕСТЫ В ИУДАИЗМЕ

МОЛИТВА ИУДЕЯ
В Ветхом Завете встречаются частые упоминания о совершении молитв. Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации. Установлены были часы для совершения молитв: третий (девятый по полуночи у христиан), шестой (12-й у христиан) и девятый (3-й по полудни) часы дня. Время молитв иудеев было установлено задолго до зарождения христианства, и первые 200 лет время молитв у тех и других совпадало. Молитва является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих иудеев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин — два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии 10 молящихся, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие сопровождать славословием в адрес Яхве.

 (226x340, 51Kb)
Тфилин (букв. «охранные амулеты», откуда происходит русское название «филактерии»; аналогично и в других европейских языках) — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке («против сердца» — на бицепс, немного повернув его в сторону тела), вторую — над линией волос, между глаз.
 (236x340, 15Kb)

Молитва подразумевает словесное содержание, однако зачастую сопровождается раскачиванием. Что бы ни выражали и ни символизировали молитвы, это - беседа с Богом. Молиться - значит обращаться к Самому Всевышнему. Душа верующего названа "светильником Божьим." Пламя свечи находится все время в движении, стремясь ввысь, желая оторваться от фитиля и самой свечи; ибо такова природа огня — стремиться ввысь. Душа верующего также стремится ввысь, как пламя свечи. Это одна из причин, почему еврей во время молитвы раскачивается. Ибо молитва это то средство, при помощи которого верующий соединяется с Богом "душа в душу", при этом душа трепещет и стремится ввысь.
Во время молитвы в синагоге при произнесении слов «мы грешны» или других фраз, обозначающих грех, принято слегка бить себя кулаком правой руки по левой стороне груди, над сердцем. Вообще, самобичевание — обычное явление для многих религиозных течений, но в иудаизме биение себя кулаком в грудь не означает самобичевания, а болевые ощущения в данном случае не самоцель. Этот жест используется как напоминание человеку о его грехах и должен вызывать искреннее раскаяние.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД ШАББАТНИМИ СВЕЧАМИ
 (269x340, 61Kb)
Автор Магазаник О.

Определенные жесты используют женщины во время зажигания свечей на шаббат. Если в доме нет женщины, мужчина обязан зажечь эти свечи сам. После того, как свеча уже зажжена, нужно обеими руками трижды провести над огнем. Этот ритуал символизирует принятие на себя святости субботы. Женщина закрывает глаза, прикрывает их обеими руками и произносит благословение.
 (472x288, 58Kb)

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЭНОВ
Коэны или кохены — еврейское сословие священослужителей из рода потомков Аарона. Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния (еврейск. "шалаш", греч. skeno), место общественного богослужения древних евреев, походный храм, по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае. Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Среди двенадцати колен в Пятикнижии особо выделено колено Леви (из которого происходили и Моисей с Аароном) как наиболее достойное и богобоязненное. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом.
По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священнослужение — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям. Они и их потомки становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным».
Из всех «еврейских» жестов самыми известными, пожалуй, являются знаки, используемые коэнами во время благословения евреев в синагогах, хотя увидеть их можно лишь несколько раз в году, когда коэны, лица которых в этот момент должны быть прикрыты, вытягивают руки на высоте плеч под талитом (молитвенный плащ), особым образом раздвигают пальцы и благословляют общину, читая специальную молитву. Этот жест, кстати, часто изображают на украшениях, сувенирах и надгробных плитах коэнов.
 (300x208, 23Kb)
Пальцы должны располагаться так, чтобы оставалось небольшое расстояние между мизинцем и безымянным пальцем, которые вместе отделены от указательного и среднего.
Во время благословения нельзя смотреть в глаза коэну, чтобы не помешать благословению. Чтобы не отвлекаться и сохранить нужное настроение, коэны опускают на лицо край талита. И коэны, и молящиеся в определенные моменты слегка поворачиваются лицами вправо или влево чтобы послать благословение всем молящимся, с какой бы стороны от коэнов они ни стояли.

Есть несколько трактовок жеста Благословления коэнов. Одна из них - что рука воссоздает изображение буквы "шин" ש. В иудаизме буквам алфавита придается огромное значение. Есть прямая связь между текстом благословения, и многомерным значением буквы Шин. Графически буква шин состоит из букв йод, вав и зайн, написанных подряд. «Йод» символизирует духовность высших сфер, «вав» служит каналом, проводящим ее в наш мир, а «заин» обретает значение «зан» – питающий, поддерживающий жизнь. Следовательно, духовность, сходя в этот мир, дает ему жизненную силу. С другой стороны, во имя высших идей можно взять в руки оружие, и тогда буква «заин» реализуется в своем качестве – «оружие»; на иврите слово «заин» означает именно это.
Есть и другое объяснение. В иудаизме нормально существование различных толкований одного и того же явления. Они не противоречат, а дополняют друг друга.
В книге «Шир а-ширим» сказано о возлюбленном, который символизирует Всевышнего: «Смотрит он через просветы [„а-хараким“] в решетках». Последнее слово трактуется так: буква «эй» имеет численное значение 5, и получается, будто сказано «эй хараким» — «пять просветов». Поэтому во время благословения коэны складывают пальцы рук таким образом, что между пальцами образуется «пять просветов», сквозь которые светит Шхина. Шхина, или Шехина - это Дух святой, буквально"обитание, присутствие".
Если опустить сложные толкования, то смысл жеста коэнов: "признание, что все на ладони Всевышнего". Разбираться во всех премудростях этого и других жестов в иудаике мне помогали мои ПЧ trialon и anna-aneta

http://www.liveinternet.ru/users/2655892/post107449344/ -пост о благословении коэнов.
 (460x472, 141Kb)
В гербе семейства Рапопорт изображено благословение коэнов. Теперь нам понятно, что семейство принадлежит колену Леви.

КАПОРЕС
Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура (Судного Дня) или на рассвете этого дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, осторожно вращая птицу над головой, повторяют: «Да будет это моим искуплением...» Идея обряда капорес предполагает искреннее раскаяние при мысли, что за наши грехи могла бы постичь судьба этой птицы. Но милосердие Бога беспредельно и несет нам прощение, если наше раскаяние искренне.
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

 (340x202, 44Kb)

ЛУЛАВ
Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, служит магическим средством для вызова ветра и дождя.

 (306x300, 79Kb)
ТАШЛИХ
Значительное место в иудейском культе занимает обряд ташлих. В день иудейского Нового года (Рош-Гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.

 (454x439, 114Kb)
Автор Михаил Глейзер

Среди обрядов иудаизма не последнее место занимает ритуал омовения. Раввины предписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершить омовение в микве — специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.
Истоки обряда омовения следует искать в экономических условиях жизни древних людей. Вода у многих древних народов была святыней, ибо она давала жизнь и им самим и всему тому, чем они питались. И древние евреи обожествляли воду, ибо жизнь земледельцев Иудеи зависела от осенних дождей. Дождь и вода играли важную роль в жизни древних землепашцев, Ритуальное омовение встречается во многих мировых религиях.

ЖЕСТЫ В ИСЛАМЕ
НАМАЗ (МОЛИТВА)
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день — это одна из основных обязанностей верующих в исламе. для полноценной молитвы более подходят определенные отрезки времени: переходы от ночи ко дню и от дня к ночи, полдень и полночь.
Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога. Намазу обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы — мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Под омовением перед молитвой зачастую подразумевают физическую готовность к молитве, но омовение имеет и духовный смысл. Религиозная традиция ислама дает различные примеры позы при молитве: стоя, сидя, на коленях, с поясными и земными поклонами. Так, например, стояние в намазе – выражение бодрости духа, собранности, готовности к исполнению воли Божьей, а коленопреклонение символизирует покорность Господу, смирение и покаяние. Более того, мусульманские эзотерики в ритуале намаза видели отражение того, как славит Господа все сотворенное: простирание ниц символизирует поклонение растительного мира, поясной поклон – поклонение мира животного, стояние в молитве – форму поклонения человека, творения , наделенного разумом.
Наиболее узнаваемым для всех символом мусульманской молитвы стали воздетые руки молящегося. Совершая молитву-ду‘а, мусульманин воздевает руки, прославляя Всевышнего Господа и испрашивая у Него милости и помощи. Этот молитвенный жест – также древний знак обращения человека к Богу, преклонения пред Его всемогуществом.

 (340x241, 53Kb)
Картина мусульман, молящихся в Каире, 1865

Обязательные условия для совершения молитвы
Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения).
Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы.
Молящийся человек должен стоят лицом по направлению к Кибле. Кибла - направление в сторону Каабы. Каа́ба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.
В мусульманской религиозной практике верующие должны быть направлены лицом в этом направлении во время молитвы. В мечети для определения киблы делается особый знак — михраб.

 (472x354, 146Kb)

 (472x354, 122Kb)
Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Одежда — человек должен быть одет в чистую одежду, которая соответствует шариату. Трезвость. Алкоголь, табак, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе.
А теперь- подробное описание техники намаза.
http://www.islam.ru/e-namaz/novichok/forman/
рака´ат (намаз для новичка)


1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз:
"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза".

* Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.
В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаза, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).
Утренний - 2 фарда
Дневной - 4 фарда
Послеполуденный - 4 фарда
Вечерний - 3 фарда
Ночной - 4 фарда

2.Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
 (100x142, 6Kb)
3.Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:"Суру Фатиха"

 (100x142, 5Kb)
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

4.Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите "руку" (поясной поклон).

"Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.

 (100x142, 6Kb)
5. После "руку" выпрямите тело до вертикального положения

nm2 (100x142, 5Kb)
6 После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.

 (142x100, 6Kb)
7.После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.

 (100x142, 6Kb)
8.Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.

nm4 (142x100, 6Kb)
9.Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака'ата. Руки смыкаются на прежнем месте.

nm2 (100x142, 5Kb)

II рака´ат (намаз для новичка)

Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, выполните "руку" (верхний поклон) и сажда.

После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд направлен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы.

Произнесите приветствие: "Ассаляму 'алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.

 (100x142, 6Kb)
Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают влево, взгляд - на плечо.

На этом Ваш намаз завершен.
 (100x142, 6Kb)
В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашими ду´а.
Ду´а. Руки соединены и приподняты, кончики пальцев - на уровне плеч. Ладони раскрыты вверх и располагаются под углом (примерно 45°) к лицу. Большие пальцы отведены в сторону.

 (100x142, 6Kb)
В продолжении будет рассказано о ритуальных жестах в религиях Востока.
Буду благодарна за дополнения и уточнения


http://chenjiye.narod.ru/ChenJiYe_files/Quigong.html
http://silacigun.info/gimnastika_upr_01.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BD
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Misogi_Harai_Group.JPG
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Misogi_Harai_Waterfall.JPG
http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post107335003/
http://japangarden.net/mifologiya-sintoizma.html
http://www.bestreferat.ru/referat-55966.html
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=743&page=2
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC
http://www.panasia.ru/main/japan/religion/
http://www.cultline.ru/articles/bogi/581/
http://russians.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=640&idr=177&a=fa
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=757
http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1431.htm?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%81%D0%B8&stpar1=1.1.2
http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0976.htm
http://e-zagorodnyaya.livejournal.com/9569.html
http://works.tarefer.ru/72/100031/index.html
http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism_09.html
http://historians.narod.ru/index/religia/daosizm.html
http://www.dreamer.ru/lit/son/mandala.shtml
Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
Издательство "Высшая школа" 1983
Синтоизм» / Сокио Оно, Уильям Вудард; пер. с англ. Ю. Гладковой. - М.: ООО Издательский дом «София».

Серия сообщений "символика тела":
Часть 1 - Символика тела. Часть1. Язык
Часть 2 - Символика тела. Часть2. Глаз
Часть 3 - Символика тела. Часть 3. Рука
Часть 4 - Символика тела. Часть 4. Жесты
Часть 5 - Символика тела. Часть 5. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока
Часть 6 - Символика тела. Часть 6. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока.
...
Часть 22 - Символика жеста Часть 4
Часть 23 - Символика жеста Часть 5
Часть 24 - Символика жеста Часть 6

Рубрики:  символика
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 3 пользователям

trialon   обратиться по имени ...йод, вав и заин, Пятница, 14 Августа 2009 г. 18:27 (ссылка)
Таня, поправьте : не зайн, а нун, иначе, вместо шин получится шиз.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 14 Августа 2009 г. 18:34 (ссылка)
trialon, спасибо, поправила
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 15 Августа 2009 г. 23:06ссылка
Таня, моя поправка касается звучания , названия буквы :"ШИН". Здесь,действительно, последняя -нун-софит(н)
Вы же описываете графическое построение классического начертания, используемое в священных книгах.В данном случае, можно сказать, что это буква"зайн".
Я невнимательно прочла этот абзац, приношу извинения. Вы были правы.
Ирина_Штромберг   обратиться по имени Пятница, 14 Августа 2009 г. 19:23 (ссылка)
Татьяна_Зеленченко, присоединяю к началу. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Николай_Гольдман   обратиться по имени Суббота, 15 Августа 2009 г. 22:10 (ссылка)
Думал раньше, что аналитикой в искусстве владеют лишь просвещенные критики, а художник творит на подсознании. Теперь вижу, что современный художник должен быть рационален и весьма просвещен. Успеха А Вам

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
usta777   обратиться по имени о жестах Суббота, 15 Августа 2009 г. 23:00 (ссылка)
Татьяна, здравствуйте!
Прочел Ваш труд- поражен глубине и тщательности материала. Вам надо это офрмить как кандидатскую и защищаться. Сейчас же нет тех препон, которые были в СССР- можете заявить о труде в любом институте по профилю. Оень нужный труд- хотел бы видеть в виде книги. Надеюсь!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Воскресенье, 16 Августа 2009 г. 09:00 (ссылка)
trialon, Леночка, спасибо! Я опять поправила.
Ирина_Штромберг, Николай_Гольдман, usta777, спасибо за добрые слова, но на диссертацию мои изыскания не тянут. Кстати, повторив это сообщение в сообществе "Варфоломеевская ночь", я нарвалась на упреки по поводу троеперстия. Сторонник двоеперстия гневно укорил меня в потакании взглядам, противоречащим истине. Хотя я всего лишь описала известный жест, вернее, процитировав описание из энциклопедии. Так что, даже такая "невинная" тема содержит множество подводных камней. А что касается знаний по символике, то, убеждена: художники должны изучать эту науку в художественных учебных заведениях, ибо работа художника подразумевает оперирование символами.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

А что касается знаний по символике,

Воскресенье, 16 Августа 2009 г. 09:18ссылка
Абсолютно с вами согласна.Изучение анималистических, природных, антропоморфических и религиозных символов помогает понять глубинный смысл произведения ,код, почти утраченый, но бывший понятным для тех, кому адресовалось живописное или скульптурное послание.
vasily_sergeev   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2009 г. 16:02 (ссылка)
Забрал ваш пост в цитатник второпях, ни здрасьте, ни спасибо не сказав, потом было много чего в оффлайне, вот приношу свои извинения - добавил во френды, послал симпу. Материал замечательный!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2009 г. 16:42 (ссылка)
vasily_sergeev, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Морврана   обратиться по имени Четверг, 20 Августа 2009 г. 18:26 (ссылка)
Татьяна_Зеленченко, из-за нехватки времени, утаскиваю, дабы прочесть, беглого взгляда хватило что бы заинтересоваться
замечательно проделанная работа
 (374x500, 48Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Rele_Vremeni   обратиться по имени Вторник, 27 Октября 2009 г. 15:33 (ссылка)
Меня заинтересовал Тфилин, здесь исследования доктора Масару Эмото резонируют с этим сообщением. Он писал слова любви, накладывал их на воду и замораживал, получались красивые кристаллы. Спасибо за ваш труд, интересно
 (550x309, 18Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Вторник, 27 Октября 2009 г. 16:07 (ссылка)
Rele_Vremeni, Алла, напишите, пожалуйста, в личку, я не поняла
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 21 Ноября 2009 г. 00:09 (ссылка)
Спасибо Вам огромное!!! Вы помогли мне написать зачётную работу по языку жестов=)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 21 Ноября 2009 г. 10:42 (ссылка)
Писец_Необыкновенный, слава Богу, кому-то пригодилось для дела.
Ответить С цитатой В цитатник
Lenadoll   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 15:03 (ссылка)
Огромное спасибо за прекрасную роботу!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Марта 2014 г. 22:00ссылка
Спасибо за добрые слова
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку