-Видео

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.10.2008
Записей: 278
Комментариев: 635
Написано: 990


"Оглянуться кто не вправе..." Часть десятая.

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 07:37 + в цитатник
"Мой первый день меня благословит..."


...1973год. Валере – 24года. Самый расцвет сил. Он полон желаний, надежд, мечтаний и все они связаны со сценой.

Вернувшись из Москвы в Сыктывкар, Он получил статус «профессионального артиста» и пение, то, что было Ему так необходимо, стало не просто увлечением. Пение стало работой, а в Его случае – судьбой.
И Он, «Артист вокального жанра республиканской филармонии г. Сыктывкар», как написано в Его трудовой книжке, на ставке 4 рубля 15 копеек начал свои гастроли, длиною в жизнь, навсегда породнившись с дорогой...

Первый свой концерт в профессиональном качестве Валера и группа «Мечтатели» дали в деревне Лойма Прилузского района КОМИ АССР, в клубе, который располагался в здании бывшей церкви.
Эта «бывшая церковь» - храм Успения Пресвятой Богородицы, которая до революции считалась одной из самых красивых церквей КОМИ. В ней сохранились росписи Васнецовской школы.
После 1917 года храм был закрыт, а в 1935 году взломан и ограблен. Скинуты были кресты, сломан купол.
После войны здание бывшей церкви приспособили под клуб. Но, по свидетельствам старожилов, использовался он по своему назначению очень редко. Большую часть времени здание стояло холодное, темное и безлюдное...
Таким и увидели место своего «профессионального» дебюта Валера и «Мечтатели»...



Довольно часто сегодня, во многих интервью Он говорит о том, что очень хорошо помнит этот день: «Стоял страшенный мороз. На улице было -38. Примерно столько же в клубе, располагавшемся в здании бывшей церкви. Мы нашли лопату, раскопали сугроб, извлекли из него дрова, скололи с них лед, заложили в печку, плеснули бензина из бензобака автобуса. Печку разожгли, но совсем забыли о таком гениальном инженерном изобретении, как вьюшки. Их мы не открыли и дым повалил в наш зрительный зал. Пришлось открывать все окна и двери, и заново «вымораживать» помещение. Разобрались что к чему, затопили печки снова...
В назначенное время пришли и сели на деревянные лавки все 40 зрителей. Мы вышли в тулупах и валенках. Смотрелось наверное странновато.
Сначала согрелись тела наших зрителей, а по ходу концерта и души... Этот довольно далекий во времени эпизод гораздо крепче сидит в моей памяти, чем благополучное, усыпанное цветами и аплодисментами выступление в знаменитом нью-йоркском «Радио-сити.»…»




А мне вдруг подумалось – может совсем не случайно Его первый концерт состоялся в храме. Ведь храм, пусть даже и бывший - это особое, «намоленное» место со своей аурой. Храм с изразцовыми печами, со стенами, на которых возможно сохранились остатки росписи, и проступали сквозь пыль лики святых. И, возможно, этот концерт стал своего рода благословением молодому Артисту на всю Его дальнейшую жизнь...

В 90-х годах храм был восстановлен и сегодня это реальная действующая церковь. Место Его первого концерта...

==============================================


Из воспоминаний автора...

Все когда то происходит в первый раз. И именно эти моменты и эпизоды в жизни остаются в памяти навсегда. У Валеры это 70-е... А у нас – 90е. Начало 90-х, когда многое случалось с нами впервые.
Так, очень хорошо запомнилась одна из первых наших «вылазок». В декабре 91 года, после серии питерских концертов, мы прослышали, что Валера едет в... Кондопогу.

Мы о таком населенном пункте в первый раз слышали, но раскинув дома карту СССР обнаружили, что от Ленинграда это недалеко, это Карелия, под Петрозаводском. И конечно, недолго думая, решили «рвануть» туда. Не зная ничего кроме даты и города. Тогда нам этого было вполне достаточно.

Приехали ранним утром в Петрозаводск. И стали искать аэропорт. Мы узнали, что Он прилетает «спецрейсом» и хотели Его встретить.
Была зима. И холодина жуткая. Никакие автобусы в аэропорт не ходили. Нам объяснили, что надо ехать до какой-то деревни, а там 5км до аэропорта идти пешком. Ну, или ехать на такси. Но наша студенческая стипендия так разгуляться нам не позволяла.

Доехали мы до деревни. Высадились на трассе. Впереди – лес, сугробы... Никаких признаков жизни. Но мы уяснили, что идти надо прямо. И пошли.
Сначала картинка не менялась. Лес и снег, снег, снег. И ни одной живой души.
Потом мы увидели деревянные избушки, чуть ли не на «курьих ножках». И первого человека на дороге. У него то мы и спросили, как пройти в аэропорт. Он кивнул на избушки – А вот он!
Мы были очень удивлены. Сами приехали из мегаполиса и в нашем представление аэропорт – это большое здание из бетона и стекла, машины, автобусы. Одним словом – цивилизация. А тут...



Подошли. Маленькое летное поле было огорожено забором. Поле абсолютно пустое, ни одного самолета, ничего.
Мы, волнуясь и переживая, что «все, не успели», зашли в здание. Зал этого аэропорта напомнил провинциальный автовокзал. Небольшая комната с пластиковыми стульями, киоск газетный и касса.
Мы хотели купить цветы, но здесь их не продавали. Приуныли. Цветов нет, самолета нет... Решили все же подождать. Периодически выскакивали из избушки посмотреть, не изменилась ли картина. И бегом обратно. Очень было холодно.
В зале ожидания мы вдруг увидели мужчину с букетом! Нет, это не встречающий Валеру – букетик слишком чахлый. Организаторы такие не дарят. А мы дарим. Вот бы нам эти пять красных гвоздик в зеркальном пакете...

Мужчина, помахивая букетом, прохаживался по залу. А мы ходили за ним, как привязанные и завороженно смотрели на цветы. Скоро он это заметил. Прохаживался и уже с некоторой опаской поглядывал на нас. А мы каждые 10 минут выбегали, потом прибегали обратно и опять глаз не отрывали от букета.

Не выдержал человек! Подошел к нам и протянул эти цветочки – Возьмите, пожалуйста, девочки!
Мы не поверили в такое счастье! – Это нам? Спасибо!
Взяли так бережно эти несчастные гвоздички. Нина сняла теплый шарф с себя и завернула в него цветы, чтоб не замерзли...

Выбежав в очередной раз из здания, мы вдруг увидели: под «парами» стояла белая «Волга» и автобус. Стояли люди, как мы поняли – организаторы. Мы подошли к ним и спросили, кого они встречают?
-Леонтьева.. А вон он летит! – показали нам маленькую точку в небе. Скоро она увеличилась и превратилась в маленький самолетик, «кукурузник».




И вот он приземлился. Подали трап, открыли дверь. Организаторы «встрепенулись». По летному полю к выходу пошли музыканты. Увидев нас, они «округляли» глаза. За это время мы успели уже с ними познакомится. «Боже! Как вы здесь оказались?!!» - был один вопрос. А нам не казалось это странным. 12 часов от Питера - подумаешь!...

Последним вышел Валера. В шлеме, как у летчика и меховой курточке. По Его взгляду в нашу сторону мы поняли, что Он нас узнал! Мы обрадовались, подошли, поздоровались и протянули Ему букет со словами: "Валерочка, они наверное замерзли, мы так долго Вас ждали!". Валера тут же заглянул в пакет и улыбнулся – Нет. Живы… Спасибо! И пошел вслед за ребятами в автобус. А организатор Ему кричит: «Валерий Яковлевич! Куда Вы?! Для Вас машина!»

Валера услышал и пошел к «Волге». Еще такой жест сделал, мол, «во, надо же, машина!»
А из Петрозаводска мы добирались до Кондопоги на поезде. И в нем добрые люди подсказали, что выступать Он может только в ДК, он единственный. Городок очень маленький. Цветочный киоск тоже один. И рассказали, как найти и то, и другое.

Мы купили красные гвоздики, больше ничего киоск предложить не мог, и пошли искать ДК. Уже темнело. И когда мы подошли к этому единственному» очагу культуры» в Кондопоге, то были, мягко говоря, «в шоке»!

Маленькое желтое обшарпанное здание. Перед ним – памятник Ленину, над ним – тусклый фонарь.
Мы до этого видели Валеру на сценах «Октябрьского», «России», Дворца спорта. И даже представить не могли, что Он может выступать на такой убогой и маленькой площадке.



Долго топтались у входа, не решаясь зайти .Потом все же решились, робко открыли тяжелую и скрипучую входную дверь и оказались в темном холле. Ни одной афиши. Ничего. Нам объяснили, что концерт «закрытый». И на стене, на простом тетрадном листе в клеточку было написано ручкой «Концерт В.Леонтьева».
Впоследствии мы узнали, что это была акция газеты «Вечерняя Москва» - бартер с целлюлозно бумажным комбинатом г. Кондопоги. Газета привозит городу «звезду», а комбинат поставляет бумагу для газеты. А имя «звезды» было выбрано единогласно, и это был Валера.

Мы никогда еще не были на «закрытом» концерте. И как вообще на него попасть? Мы не знали. И просто стояли у дверей, глядя как проходят счастливчики с приглашениями.
Но нам повезло. К дверям подошел один из организаторов, который был в аэропорту и видимо «приметил» нас. Он помог нам пройти, а узнав, откуда мы поразился – Из Питера?! Здесь?! А Он что, к вам не приезжает?
«Нет..» - горестно ответили мы, «забыв» как неделю назад весело прыгали в БКЗ на концерте.
Дядя был удивлен и польщен, что из «культурной столицы» приехали в его маленький город, он провел нас в зал и дал стул.

В зале «яблоку негде было упасть». Все битком, все проходы заставлены стульями, мы еле-еле втиснули свой. Стул был один, а нас двое и мы сели на него вдвоем.
Сначала на сцену вышла Ангелина Вовк. Ее тоже «бартером» доставили в Кондопогу. Она поздравила всех с наступающим Новым годом, рассказала о теплом сотрудничестве газеты и комбината, и объявила Валеру.

Мы думали, что крыша ДК приподнимется, такой стоял вопль восторга, когда она сказала – Встречайте! Только сегодня, только для вас поет неповторимый и самый любимый – Валерий Леонтьев!

Валера «вылетел» на сцену с «Никогда». А после, тоже поздравил всех с Новым годом, пожелал всего самого хорошего и пошутил - Ну раз на сцене тетя Лина, значит здесь и я - Хрюша!



Эмоции «взлетели под небеса». Валера это сразу почувствовал. И настроение у Него было «ударистое». Был неуемен, искрист!
Мы долго на стуле не выдержали. Как можно было такую энергетику воспринимать сидя на стуле! Пошел нон-стоп и мы побежали танцевать в бок партера к сцене. Сначала одни «скакали». Отвязывались от души, раскрепостились полностью! А Валера это увидел и еще подначивал - Давайте! Давайте!

Мы забрасывали Его серпантином и Он так азартно и ловко его ловил. Еще в Питере мы поняли, что Он неравнодушен к серпантину и запаслись им. Тем более приближался новый год и это создавало настроение. Валера пел «Белый снег», ловил серпантин, кружил с ним по всей сцене, обматывался им, развлекался от души!



К нашим «кондопожским» пляскам присоединилась и местная молодежь. А потом и в проходах люди повскакивали и начали танцевать.
А под конец концерта Валера запел «Ярмарки». Мы замерли... Помнили их еще в «Октябрьском». Как Валера шел со шляпой по залу, допевал куплет – Жаааааль, - и протягивал зрителям шляпу. А мы кидали в нее самое ценное, что было в 91ом году – талоны на продукты. И конечно мечтали спеть хоть пару строчек.

И вот Он поет куплет, припев, еще куплет. Идет по залу и останавливается около нас. Смотрит - Слова кто нибудь помнит? Мы кричим - Да!
Он – Очень хорошо! Сейчас петь будете! - и протянул нам микрофон. В первый раз!
Мы восторженно в него провопили. Валера смеялся. А потом объявил – Народные артистки СНГ!

Мы были счастливы!! А потом нам рассказывали, что Ангелина Вовк говорила Валере – Как хорошо местные девочки пели, как трогательно! На что Валера засмеялся и сказал - Они не местные...

А когда Ангелина Вовк увидела нас после Кондопоги в Минске на «Песне 91», поразилась, подошла к нам и сказала - Девчонки! Вы за Ним, как за Христом!
А мы ее спросили - А разве Он этого не стоит? И она ответила - Стоит!
Эти слова мы запомнили на всю жизнь.

P.S. А может ангел крыльями своими
К Твоей душе однажды прикоснулся..
И Ты с небес свое услышал имя,
И Бог Тебе, как сыну, улыбнулся…..





Вероника Родкевич, 2012
специально для www.leontiev.com

Фото из личного архива сайта "Дельтаплан"

Внимание!Вы можете оставить свой отзыв о прочитанном рассказе или прочитать комментарии других читателей! смотреть/оставить отзыв


Процитировано 3 раз
Понравилось: 12 пользователям