PalanquinПаланкин – это средство передвижения переносимое носильщиками, в виде кузова на одной жерди. Паланкин широко использовался в период Эдо, это было обыденное средство передвижения – типа такси в современном Нью-Йорке или велосипеда в Китае.
В эпоху Эдо в паланкинах могли ездить только представители знати и самураи, являющиеся членами клана Токугава, главы областей (куни) и хозяева замков, имеющие годовой доход 10 000 коку риса, сыновья даймё, управляющие поместьями и чиновники высокого ранга, а также их законные (признанные) сыновья (но не сыновья любовниц), пожилые люди старше 50 лет (если могли себе такое позволить, разумеется), представители двух профессий – доктора и предсказатели (астрологи, гадалки-онёси), а также инвалиды и страдающие тяжёлыми болезнями. Все прочие не имели права пользоваться таким средством передвижения, и нарушители преследовались по закону. Однако можно было получить разрешение и ездить в паланкине даже не имея отношения к перечисленной группе.
Было несколько разновидностей паланкина. Норимон - паланкин, в котором восседал дайкан или другой представитель знати. Вот как один из европейцев, побывавших в Японии эпохи Эдо, описывает это устройство: "Норимоны – род каретных кузовов из тонких досок и бамбуковых тростей с окнами впереди и по обоим бокам над дверцами. В них можно сидеть свободно или даже лежать, поджав немного ноги. Внутри норимонобит хорошею шёлковой материей и бархатом. Спина и локти покоятся на подушках; а сам сидишь на круглой подушке, в которой сделано отверстие. В передней части – полочки, куда можно поставить чернильницу, книги и тому подобное. Окна над дверцами опускают, если хотят впустить воздух, или закрывают занавесками или бамбуковыми шторами. Снаружи кузов покрыт лаком и украшен живописью. Над кузовом тянется шест, за который берутся носильщики."
Каго - еще один вид паланкина.Каго представлял собой подвешенное сиденье, которое несут два человека, и обычно он одноместный. У каго чаще всего есть передняя и задняя стенка, с боков он может быть как отрытым, так и закрытым. Более проработанный и усложненный каго называется
коси.
Эта миниатюра изготовлена известным производителем бумажных моделей Японии. Паланкин часто использовали в период Эдо крупные владетельные князья «даймё». Паланкин, например, использовали даймё при посещении сегуна в Эдо (Токио), он предназначался для путешествий на большое расстояние. Глядя на эту миниатюру можно представить себе даймё, отправившегося в Эдо.
Микоси - священный паланкин, фактически это синтоистский переносной храм, непременный атрибут синтоистского праздника.С выходом праздника за стены храмов появляются обычаи устройства торжественных уличных процессий с микоси. Микоси по форме напоминают храм. Сделаны чаще всего из цветного картона и бумаги. Считается, что на время праздника в них переселяется дух божества храма. Микоси украшены моделями ворот синтоистских святилищ — тории, колокольчиками и шелковыми шнурами. Наверху помещается изображение птицы Феникс.
Внутри микоси находится какой-либо священный предмет. Снаружи деревянный микоси позолочен и украшен фигурами, чаще всего птичьими головами. Для членов общины самой захватывающей и в то же время наиболее значительной частью праздника являются процессии. Сама суть процессии, символизирующей "шествие высшего божества", олицетворяет проход ками по территории общины. Этот ритуал сопровождается символическим переносом ками из внутреннего святилища в богато украшенный позолотой священный паланкин (микоси), который временно становится его пристанищем.
Крупные и крепкие мужчины, одетые в форменные кимоно, часами носят микоси по улицам и переулкам. Теперь среди носильщиков можно встретить и девушек - времена меняются. Таскание микоси сопровождается громкими криками в такт движению.
Паланкин. Япония. 1870 год.
Паланкин. Япония. Начало 20 века.