-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Моя шайка-лейка
Моя шайка-лейка
09:14 30.09.2018
Фотографий: 9
Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
21:28 11.09.2010
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Брат и друзья
Брат и друзья
00:04 13.01.2010
Фотографий: 3

 -Я - фотограф

Наше живое сокровище...Большое фото...

Наше живое сокровище!
1 фотографий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей: 7735
Комментариев: 61689
Написано: 81961


Опять мы на трёхсотом месте…Из каких соображений Запад понижает рейтинг российского образования

Понедельник, 10 Октября 2011 г. 22:51 + в цитатник
stoletie.ru/print.php?ID=104095

В опубликованный на днях международный рейтинг высших учебных заведений – «Top-400», ежегодно проводящийся по заказу британской газеты «Times», попали только два ведущих российских вуза – МГУ и СПбГУ.

Становится все понятней, что рейтинги мировых университетов политически и экономически «заточены» на повышение авторитета прежде всего западных вузов. Иначе чем объяснить такое унижение российского высшего образования?

Итак, в качестве основных показателей оценки работы вузов составители рейтинга «Times» берут следующие: способность вуза работать на развитие промышленности (Industry income), уровень преподавания (Teaching), научная деятельность (Research), индекс цитирования научных работ университета (Citations) и международную репутацию (International outlook).

Нужно заметить, что сами по себе эти показатели вполне разумны. Они дают достаточно широкую панораму вовлеченности университета в экономическую и социально-культурную жизнь страны. Весь вопрос в том, каковы подходы и методики оценки вузов применяются.

Конечно, сложно придраться к господам из «Times». Они весьма справедливо отметили, что МГУ демонстрирует высокий уровень ориентированности на реальный сектор экономики (80 баллов), хороший уровень преподавания (47,9 балла) и международной известности (53,3 балла). Что касается конкретных цифр, то они вполне могли быть и больше, но это как говорится, дело вкуса и смысла рейтингования.

Что же «опустило» рейтинг МГУ, которого досужие «специалисты», нанятые «Times», «проставили» на унизительные 276-300 строчки рейтинга?

Прежде всего – научная деятельность. Ведущий университет России набрал здесь, по мнению рейтингеров, всего 27,5 балла. Столь скудная оценка научной деятельности МГУ свидетельствует о том, что люди, вознамерившиеся судить об этом, крайне мало знают о научных школах Московского университета. Иначе они бы вспомнили, что за годы своего существования Московский университет, стараниями многих поколений выдающихся умов, стал мощнейшим генератором научной мысли, не побоюсь громких слов, - живительным источником, из которого питались и питаются научные школы, составляющие гордость отечественной и мировой науки.

На сегодняшний день МГУ располагает уникальным интеллектуальным потенциалом: более двух тысяч докторов и пяти тысяч кандидатов наук, около трехсот академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и отраслевых академий.

Общеизвестно, что научные школы Московского университета внесли свой вклад в развитие науки практически во всех отраслях знания.

Начнем с математики. Достаточно вспомнить, что в стенах университета живы традиции и школы выдающихся отечественных математиков: профессора МГУ Л.А. Люстерник, Л.Г. Шнирельман и А.Н. Колмогоров заложили основы функционального анализа, С.Л. Соболев создал теорию обобщенных функций, П.С. Александров основал советскую топологическую школу. Из этой школы вышли ученые с мировым именем А.Н. Тихонов и Л.С. Понтрягин.

А.Н. Тихонов – автор основополагающих работ по общей топологии и функциональному анализу, по теории дифференциальных и интегральных уравнений, по математической физике и вычислительной математике. Ему принадлежит метод решения некорректно поставленных задач, известный во всем мире как метод регуляризации Тихонова. Он – основатель одной из крупнейших научных школ по математической физике и вычислительной математике.

Полученные им и его учениками результаты нашли широкое применение в различных областях естествознания и техники, в том числе позволили решить ряд важных оборонных и народно-хозяйственных задач. Под его руководством были осуществлены и приняты за основу модели ядерного взрыва.

Л.С. Понтрягин оставил глубокий след во многих центральных областях современной математики, как чистой, так и прикладной.

Его труды оказали определяющее влияние на развитие топологии и топологической алгебры, а созданная им теория оптимального управления и теория дифференциальных игр нашли широкое применение в различных областях, в том числе и в работах по созданию новой техники, где обязательно учитывается принцип максимума Понтрягина. В ряду выдающихся университетских математиков нужно назвать и создавшего школу по теории систем уравнений с частными производными И.Г. Петровского, который в течение двадцати одного года был ректором Московского университета.

И эти математические школы в МГУ живы!

МГУ обладает и одной из крупнейших в мире школ в области механики. Заложенные Н.Е. Жуковским, С.А. Чаплыгиным, В.В. Голубевым, М.А. Лаврентьевым, Н.Е. Кочиным и М.В. Келдышем традиции отечественной школы в области аэро- и гидродинамики получили замечательное развитие в трудах Л.Н. Сретенского, Н.А. Слезкина, Л.И. Седова и других. Начатые еще в довоенные годы И.И. Артоболевским, Б.В. Булгаковым и А.Ю. Ишлинским исследования по прикладной механике стали основой, на которой выросла известная школа в области теории гироскопов, теории колебаний и автоматического регулирования. Трудами этих профессоров МГУ до сих пор пользуются их зарубежные коллеги.

Говоря о физических школах университета, следует вспомнить, что именно профессуре МГУ принадлежит немало ярчайших открытий ХХ века.

С.И. Вавилову - важная роль в понимании природы свечения, открытого его учеником П.А. Черенковым. Теорию эффекта Вавилова-Черенкова разработали И.Е. Тамм и И.М. Франк, которые совместно с П.А. Черенковым в 1958 г. получили за это Нобелевскую премию.

И эти школы живы в Московском университете!

Теоретическая физика в МГУ была представлена такими славными именами, как лауреат Нобелевской премии академик Л.Д. Ландау, профессора А.А. Власов, Д.Д. Иваненко, А.А. Соколов. Приход в университет Н.Н. Боголюбова положил начало развитию научной школы физиков-теоретиков. Н.Н. Боголюбов – создатель новой нелинейной механики, автор ряда важнейших результатов в области квантовой теории поля и теории элементарных частиц, создатель микроскопических теорий сверхтекучести и сверхпроводимости. Масштаб его вклада в науку огромен!

50 лет назад возник новый раздел физики – квантовая электроника. Академики А.М. Прохоров и Н.Г. Басов получили за основополагающие работы в этой области Нобелевскую премию.

Под руководством академика Р.В. Хохлова (бывшего ректора Московского университета) и профессора С.А. Ахманова сформировалась школа по теоретическому и экспериментальному исследованию нелинейных волн. Двумя этими выдающимися профессорами МГУ были разработаны основы современной квазиоптики нелинейных диспергирующих анизотропных сред.

Еще в начале XX века в МГУ были заложены основы современных направлений физико-химической биологии, благодаря открытиям, позволившим начать проникновение в суть работы молекулярной машины живых существ. Начались интенсивные исследования биохимии, молекулярной биологии, молекулярной генетики, биофизики живых существ. И в последние десятилетия особо интенсивно и эффективно в МГУ развиваются исследования в области молекулярной биологии, молекулярной генетики, клеточной биологии, биоинженерии.

Этот ряд примеров можно было бы продолжать и продолжать. Но куда важнее сказать о другом. Для поддержания традиции научных школ Московский университет давно и успешно реализует ряд программ по воспитанию научной смены. Прежде всего, сохраняя при университете общеобразовательные школы, где с детьми весьма плодотворно работает удивительная по своей преданности делу плеяда блистательных педагогов. Сегодня это зачастую делается не благодаря, а вопреки государственной политике в области образования!

Питомцы специализированных школ при Московском университете в последние десятилетия многократно становились победителями международных олимпиад школьников по математике, физике, биологии, информатике, химии. Это – реальное свидетельство того, что и в наши дни МГУ и все его огромная обучающая инфраструктура – держат высочайшую планку как в подготовке научных кадров по множеству специальностей и специализаций, так и в организации научных исследований.

Стоит вспомнить, что в Силиконовой долине США работает огромное количество бывших выпускников МГУ, совершивших не одно научное открытие и получивших высокое признание в мире.

А оттого скудные баллы «за науку», выставленные командой, которая по заказу «Times» рейтингует мировые вузы – не более, чем конъюнктурная игра «на понижение».

Ситуация здесь более чем понятна. Высокий рейтинг вуза – это огромные деньги, которые соберет той или иной университет со своих студентов в ближайшие годы.

Главная среди претензий к МГУ – малая «цитируемость» трудов его ученых. Но здесь стоит помнить, что среди зарубежных ученых давно и прочно существует «правило петуха и кукушки»: сколько раз профессор N процитирует профессоров M, V и G, столько же и они обязаны процитировать своего «корректного» коллегу. Увы, столь политкорректное поведение у нашей профессуры не в чести. И эту традицию на самом деле следует менять на англосаксонскую модель поведения в науке.

Но и это – не главное. Главное, чтобы наши руководители от образования перестали, наконец, вопить о том, что «российское образование никуда не годится», ссылаясь на те же рейтинги газеты «Times» в стремлении попасть в мейн-стрим современных западных представлений о правильности развития высшей школы.


Андрей Терентьев
10.10.2011 | 15:11
Специально для Столетия
Рубрики:  Для любознательных...
Наука и технология,естествознание
Педагогика,образование
Россия,СССР,русский язык
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

КременЪ   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 00:00 (ссылка)
да пусть развлекаются. Может оно и к лучшему. Нам всё равно а им приятно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Октября 2011 г. 00:33ссылка
Не всё так просто! Гнобят всю нашу систему образования, когда-то лучшую в мире.
Если раньше школа была нацелена на подготовку творчески мыслящих учеников, то сейчас, подражая западу пришли к тому, что даже до уровня "воспроизведения" не дотягиваем, только самый низкий уровень "узнавания" еле даётся большей части. И если бы не семейные заделы, в виде образованных родителей, а ещё репертиторы, то ... увы!
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Октября 2011 г. 01:26ссылка
всё зависит от человека. Захочет - выучится и без университета. А не захочет и с университетом не выучится. Это справедливо для всех стран и континентов. Всё время приходится вспоминать того шведского студента с истфака что на вопрос о Мазепе отвечал, что это русский царь.
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Октября 2011 г. 18:30ссылка
Вы идеализируете процесс обучения. Все люди уникальны, бывают очень способные дети, растущие волей хорошего учителя. И вообще процес обучения значительно ускоряется, когда живой человек показывает, делай со мной, делай как я.
Вера_Суслонова   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 13:13 (ссылка)
У меня внук учится в 4 классе. Какие учебники и какие программы...Кошмар. В разных школах разные программы. У меня внук учится отлично. Моя дочь не работает и это, наверно, помогает. Она с ним капитально занимается. И сама часто бывает в тупике от заданий. Мой зять закончил и школу и институт на отлично. Но и его школьные задания ставят в тупик. И это не потому что там что-то заумное написано. Задание главное правильно оформить. Иногда ответ, как говорится, лежит на поверхности, но не факт, что ваш ответ будет правильным. Можно просто не правильно оформить ответ. Учительница говорит, что она готовит детей к ЕГЭ. В общем даже на самый глупый вопрос они должны угадать ответ. Мы внуку накупили всяких энциклопедий и он их читает с удовольствием. Вообще-то странное сейчас идёт преподавание. Учебники наши были более удобные для работы, более понятные. Покупаем всякую доп.литературу. В общем что-то не то с нашим образованием...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Октября 2011 г. 18:35ссылка
Согласна с Вами и насчёт программ, и насчёт процесса. А самое главное из этого процесса вапал момент мотивации к обучению.
Недавно одна из моих учениц спорила с учительницей по математике о правильности решения задачи. Учительница отказалась рассматривать решение, ссылаясь, что к контрольной приложены ответы, и ответ девочки не совпадает, с там приведённым. Я подозреваю, что появились учителя, не умеющие решать задачи самостоятельно.
Вера_Суслонова   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 23:58 (ссылка)
Меня удивило ещё и такое задание: задан пример, внук решил правильно, но написал только ответ, не расписал, как он решал. Для него пример был простым. Получил низкую оценку. Нужно было расписать по действиям подробно. Может и правильною Не знаю. Может приучают к какому-то порядку. А то что нас поставили на 300место, конечно, это ерунда. Хотя с таким министром может и окажемся на последнем
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку