-Рубрики

 -Метки

aif.ru tvrain Юрий Шевчук акварель алан прайс александр аронов андерсен апрель ахмад джамал байкал беслан бизнес блог борис пастернак британская библиотека бродский валуев вознесенский гайдар галич ганапольский гейзеры горбачев горбовский грузия данилкин даниэль джаз дмитрий быков доктор веб долина гейзеров дума евтушенко еженедельник ельцин жизнь закат интеллект иоанн златоуст иосиф бродский камчатка киев кино коалиция латынина ленин лимонов лондон лужков мама мариэтта чудакова медведев мильштейн михалков москва музыка мураками мэр немцов новая газета нтп огонек окуджава осень осужденный сотрудник милиции открытое общество пастернак пенсия перельман пионтковский пираты питер фальк полиция польский джаз потоцкий поэзия и проза провокация путин саакашвили сахалин солидарность сон социальная сеть сталин старость статус судьба телеателье теракт том стоппард ходорковский хорэс сильвер часовенка шевчук элиович эннабель эрик клэптон эхо эхо москвы явлинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Николай_Леонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2007
Записей: 1581
Комментариев: 1158
Написано: 3499


Энциклопедия Какулы

Пятница, 04 Декабря 2009 г. 13:38 + в цитатник
Цитата сообщения kakula 3 декабря родились...



 (500x699, 104Kb)
1358
Бедреддин (Bedreddin; прозвище - Badr Ad-Din Ibn Qadi Samawna)
оттоманский богослов, юрист, и мистик, чьи социальные доктрины коммунальной собственности собственности привели к крупномасштабному народному восстанию. Родился в Самавне, Османская империя. Новообращённый в Суфизм (Исламская мистика) в 1383 Бедреддин предпринял паломничество в Мекку. По возвращению в Каир был назначен наставником наследного принца Египта Мамлюка. В ту пору он путешествовал по Малой Азии как миссионер Суфия. Его коммуналистические доктрины сделали его популярным проповедником, и в 1410 он был назначен военным судьей Musa претендентом на Оттоманский трон. После поражения Musa в 1413, Бедреддин был выслан в Оттоманский город Изник. Во время изгнания Бедреддин ещё более усовершенствовал своё мировоззрение и установил контакт с тайным обществом, которое в 1416 организовало народное восстание, во главе которого он стал в качестве идеолога. После подавления восстания он был арестован, признан судом виновным и повешен в Серраи (Греция) 20 декабря 1416 года..

 (566x699, 177Kb)
1368
Карл VI Безумный (французское имя - Charles VI le Fol, ou le Bien-Aimé)
король Франции с 1380, из династии Валуа. Правление психически больного Карла VI ознаменовалось ожесточенной борьбой феодальных клик — бургундцев и арманьяков. Карл заболел в 1392 лихорадкой, которая впоследствии стала причиной приступов безумия короля. Приступы проходили периодами от 3 до 9 месяцев и чередовались трех-пятимесячными периодами нормальной жизни. Всего король перенес 44 таких приступа. В ходе Столетней войны в 1418 он был захвачен в плен союзниками англичан — бургундцами. Его 15-летний сын (ставший после смерти отца королем Карлом VII) провозгласил себя регентом короля. Но находившийся в плену Карл VI в 1420 подписал с англичанами договор в Труа, по которому его регентом становился английский король Генрих V, ставший мужем его дочери Екатерины. Наследником в обход дофина Карла должен был стать будущий сын от брака Генриха V и Екатерины. Этим планам объединения двух европейских корон не суждено было сбыться лишь благодаря внезапной смерти Генриха V и последовавшей вслед за ней смертью Карла VI 21 октября 1422 года.

 (464x698, 150Kb)
1448
Баязид II (османское имя - بايزيد ثاني‎ — Bâyezîd-i sânî , турецкое имя - İkinci Bayezid)
султан Османской империи в 1481—1512. Сын султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя. После убийства отца вступил на престол в 1481 г. Царствование его представляло сплошной ряд войн с Венгрией, Польшей, Венецией, Египтом и Персией. Они велись с переменным успехом и не представляли особенно выдающихся моментов, но тем не менее в общем содействовали усилению османского могущества. Баязиду пришлось обнажить меч и против родного брата Джема, оспаривавшего у него престол при поддержке Египта. В заключение он велел отравить Джема в Риме (в феврале 1495 г.). Последние годы правления Баязида вызывали неоднократные смуты, порождённые соперничеством его сыновей из-за престолонаследия. Принуждённый уступить младшему сыну своему Селиму, которого поддерживали янычары, Баязид 25 апреля 1512 года отрёкся от престола в его пользу. Баязид умер в селении Чекмесе, вблизи родового селения Дидимотика, недалеко от Адрианополя 26 мая 1512 года (возможно, был отравлен). Похоронен в Стамбуле в Мечети Баязидов. Баязид был другом дервишей и имел большое пристрастие к блеску и роскоши. Им построены и украшены многие мечети в Константинополе и Адрианополе.

1483
Николай Амсдорф (Николаус фон Амсдорф; Amsdorf)
деятель Реформации, ближайший друг и сотрудник Мартина Лютера. Родился в Торгау, Саксония. Умер в Эйзенахе 14 мая 1565 года.

1576
Марсилио Казентини (Casentini)
Итальянский композитор. Родился в Триесте. Умер в Джемоне 16 июня 1651 года.

1596
Николо Амати (итальянское имя - Nicolo Amati)
самый выдающийся представитель славной семьи итальянских мастеров смычковых инструментов в Кремони, учитель знаменитых Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Родился в Кремоне. Амати - старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник школы скрипичных мастеров в итальянском Кремоне Андреа Амати принадлежал к одной из старинных фамилий города. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен, ель или пихта, иногда груша и платан. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Наиболее известный представитель семейства Никколо Амати, внук Андреа, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата, так называемых Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Учеником Николо Амати был величайший мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари. Он очень рано начал изготавливать инструменты: сохранилась скрипка с этикетом, свидетельствующим, что она сделана Антонио Страдивари в возрасте 13 лет. Многие годы Страдивари работал в стиле своего учителя Николо Амати. Мастер отличался методичностью: десятилетиями всесторонне разрабатывал какой-либо тип модели, пока не переходил к другому. Отход от школы Амати произошел в 1690-м году, когда Страдивари создал тип так называемой удлиненной скрипки. Только около 1700-го года, в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель. С этого года и на протяжении 16-ти лет длился так называемый золотой период, когда Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В своих инструментах Страдивари более всех других мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты Страдивари пользовались огромной популярностью. Ему приписывается создание около 2500 инструментов, из которых сохранилось 732 бесспорно подлинных. Неблагоприятные экономические и политические обстоятельства затронули кремонских мастеров в начале 30-х годов XVIII века и явились началом спада в искусстве. Конец прекрасной эры итальянских скрипок наступил к концу XVIII века. Умер в Кремоне, Италия 12 апреля 1684 года.

1616
Джон Валлис (точнее — Уоллис; John Wallis)
английский математик, один из предшественников математического анализа. Валлис — сын священника из Кента. Уже в молодости вызывал восхищение как феноменальный счётчик: как-то в уме извлёк квадратный корень из 53-значного числа. Однако никакого математического образования он не получил, занимаясь самостоятельно. По окончании Кембриджского университета (1632—1640) стал священником англиканской церкви и получив степень магистра. После женитьбы (1645) вынужден был покинуть университет, так как от профессоров в те годы требовался обет безбрачия. В революцию прославился расшифровкой перехваченных писем сторонников короля. Однако он выступил против казни короля Карла I. Репутация выдающегося математика, заслуженная Валлисом к тому времени, привела к тому, что в 1649 году его пригласили в Оксфорд занять освободившуюся там (после изгнания нескольких роялистов) кафедру геометрии, которую Валлис занимал до кончины в 1703 году. После реставрации монархии (1660) завоевал доверие нового короля, Карла II, который назначил его придворным священником. Валлис участвовал в создании (1660) Лондонского Королевского общества — британской Академии наук — и стал одним из первых его членов. В честь Валлиса назван астероид 31982 Джонваллис. Валлис получил значительные результаты в зарождавшемся тогда математическом анализе, геометрии, тригонометрии, теории чисел. В 1655 году Валлис издаёт большой трактат «Арифметика бесконечного» («Arithmetica infinilorum, sive nova methodus inquirendi curvilineorum quadratura»), где появляется придуманный им символ бесконечности: ∞. В книге он формулирует строгое определение предела переменной величины, продолжает многие идеи Декарта, впервые ввёл отрицательные абсциссы, вычисляет суммы бесконечных рядов — по существу интегральные суммы, хотя понятия интеграла тогда ещё не было. Там же приводится знаменитая «формула Валлиса». В «Трактате о конических сечениях», приложении к «Арифметике бесконечного», Валлис развил «метод неделимых» Кавальери, перенеся его на с геометрической базы на алгебраическую. Здесь он также, в современной терминологии, вычисляет ряд определённых интегралов для степенной функции и близких к ней функций. Начиная с Валлиса, конические сечения рассматриваются как плоские кривые; при этом Валлис использует не только декартовы, но и косоугольные координаты. В математике Валлис всегда уделял особое внимание практически-вычислительным аспектам, зачастую пренебрегая строгими доказательствами. В 1685 году он опубликовал «Трактат по алгебре» с обстоятельной теорией логарифмов, разложения бинома и приближённых вычислений. Впервые появляются термины: мантисса, интерпретация, непрерывная дробь, интерполяция. Валлис вывел рекуррентные соотношения для подходящих дробей непрерывной дроби. Полную теорию этих дробей дал Эйлер в XVIII веке. Труды Валлиса произвели большое впечатление на молодого Ньютона. Не удивительно, что именно в письмах к Валлису Ньютон впервые открыто формулирует принципы своей версии дифференциального исчисления (1692). Валлис опубликовал эти письма в переиздании своего «Трактате по алгебре» (1693). Валлис первый дал современное определение логарифмирования — как операции, обратной возведению в степень. Непер, изобретатель логарифмов, определил их кинематически, затушевав их истинную природу. 1693 год: Валлис в своей работе воспроизводит перевод сочинения Насир ад-Дина ат-Туси о пятом постулате и предлагает эквивалентную, но более очевидную формулировку этой аксиомы: существуют подобные, но не равные фигуры. Одновременно с Гюйгенсом и Реном он решил вопрос об упругом соударении шаров, опираясь на закон сохранения количества движения. Из прочих работ Валлиса замечательны исследования по определению длины дуги некоторых кривых. Он сумел, на пари с Паскалем, найти длину дуги части циклоиды, её площадь и положение центра масс сегмента циклоиды. Валлис, кроме того, писал трактаты о логике, об английской грамматике, о способе обучения глухонемых разговору и множество сочинений богословского и философского содержания. Умер 8 ноября 1703 года. Литература: История математики под редакцией А.П.Юшкевича в трёх томах, Москва: Наука. Том 2 Математика XVII столетия. (1970); Токарева Т.А. Об "Историческом и практическом трактате по алгебре" Джона Валлиса // Историко-математические исследования.1983.- Выпуск 27.- Страницы 146-163; Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 2. Валлис против Гоббса: Квадратура круга. = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — Москва: «Диалектика», 2007. — Страниц 320. — ISBN 0-471-35066-4.

 (584x699, 117Kb)
1684
Людвиг Холберг (Ludvig Holberg)
норвежско-датский драматург и историк. Виднейший деятель скандинавского просвещения. . Родился в Бергене (Норвегия, в то время часть Дании). Занимает уникальное положение основоположника литературы обеих стран. В 1704 окончил Копенгагенский университет, с 1714 профессор в нём. Норвежец по происхождению, Хольберг воспринял демократические традиции не знавшего крепостной зависимости норвежского крестьянства. Был сторонником "просвещённой монархии". В 1719-20 опубликовал ироикомическую поэму "Педер Порс" (тома 1-4, под псевдонимом Ганс Миккельсен, пивовар из Калаундборга), образы которой использовал и в других сочинениях. Опираясь на традиции Мольера и итальянской комедии дель арте, Хольберг высмеивал подражание нравам французского дворянства ("Жан де Франс", 1722), дворянскую спесь ("Дон Ранудо де Колибрадос", 1723), стяжательство ("11-е июня", 1723), хвастливых вояк ("Якоб фон Тибое", 1723) и др. В остросатирической пьесе "Йеппе с горы" (1722) создан образ крестьянина - забитого, но сохранившего природный ум. Трагические интонации звучат в комедии "Эразм Монтанус" (1723, русский перевод 1902). Социально-политические взгляды Хольберга имели сословный характер ("Оловянщик-политик", около 1722, русский перевод 1830). Однако комедии Хольберга, деятельность основанного им в 1722 театра "Датская сцена" вызвали преследования со стороны реакционных кругов Дании: в 1730 были запрещены театральные представления; возобновились в 1748. Хольберг создал исторические и философские труды, в том числе "Историю датского государства" (тома 1-3, 1732-35, русский перевод части 1-2, 1765-66). Автор социально-политической сатиры на современную ему Европу "Подземное странствие Нильса Клима" (1741, на латинском языке, русский перевод 1762). Наследие Хольберга вызвало подражания во многих странах Европы. Он был хорошо известен и в России (его басни переводил Д.И.Фонвизин). Драматургия Хольберга, составляющая основу классического репертуара датского и норвежского театров поныне, оказала воздействие на формирование реалистической скандинавской литературы. Скончался в Копенгагене 28 января 1754 года.

 (574x699, 68Kb)
1690
Эрнст Иоганн Бирон
герцог Курляндский, российский государственный деятель. Родился в небогатой дворянской семье в Кальнцеме, Курляндия. Отец Карл Бирон – корнет польской армии. Учился в Кенигсбергском университете, однако не окончил курса. Трудно установить, чем он занимался в последующие годы: есть сведения, что он был и берейтором, и воспитателем детей в дворянских домах, и служил в каком-то винном погребе в Риге, и занимался сапожным ремеслом. В 1718 по протекции графа Г.-К.Кейзерлинга получил должность при дворе курляндской герцогини Анны Ивановны, племянницы Петра I; произведен в камер-юнкеры. Однако вскоре был вынужден покинуть двор то ли из-за конфликта с управляющим герцогини П.М.Бестужевым-Рюминым, то ли из-за уличного скандала в Кенигсберге, то ли из-за дуэли, на которой он убил своего противника. В 1724 по ходатайству Г.-К.Кайзерлинга вернулся ко двору Анны Ивановны и стал главным ее фаворитом. После избрания Анны Ивановны на русский престол последовал за ней в Россию. 9 мая 1730 назначен обер-камергером, 23 августа получил титул графа Священной Римской империи. В течение всего десятилетнего царствования Анны Ивановны имел огромный вес при дворе (особенно с 1735), соперничая с А.И.Остерманом и Б.-Х.Минихом за влияние на императрицу. Как государственный деятель проявил себя в первую очередь при решении польских и курляндских дел. В 1733 убедил российское правительство поддержать кандидатуру Августа III Саксонского на польский престол. 24 июля 1737 под давлением России избран герцогом Курляндии; управлял герцогством, оставаясь в Петербурге. Перед кончиной Анна Ивановна (по совету А.П.Бестужева-Рюмина) назначила его регентом при своем малолетнем преемнике Иване Антоновиче, отстранив от власти его родителей Анну Леопольдовну и Антона-Ульриха Брауншвейгского. Став 28 октября 1740 регентом, уже через три недели был смещен со своего поста в результате военного переворота, осуществленного Б.-Х.Минихом в ночь на 20 ноября 1740 и приведшего к власти Анну Леопольдовну. Предан суду; обвиненный в узурпации регентства, в стремлении захватить престол, выслав из России Брауншвейгскую фамилию, и в притеснении русских, был приговорен 19 апреля 1741 к четвертованию, замененному затем вечной ссылкой с конфискацией движимого и недвижимого имущества и с лишением всех чинов и наград. Отправлен в Пелым (Тобольская провинция). После воцарения Елизаветы Петровны возвращен в начале 1742 из ссылки и определен на поселение в Ярославль без права выезда. В течение своего двадцатилетнего пребывания в Ярославле пользовался относительной свободой, хотя и жаловался постоянно на недостаток средств и на произвол караульных офицеров. В 1762 по восшествии на престол Петра III был полностью реабилитирован; его вызвали в Петербург и возвратили все ордена и звания (кроме титула герцога Курляндского). В том же году Екатерина II с согласия Польши восстановила его на курляндском престоле, связав его обещанием быть верным союзу с Россией и допустить свободное отправление православного культа на территории герцогства. Это соглашение, а также меры в защиту крестьян и еврейской общины вызвали недовольство курляндского дворянства. В 1769 передал власть своему сыну Петру. Умер 28 декабря 1772 года в Митаве; погребен в усыпальнице курляндских герцогов. В российской традиции имя Э.-И.Бирона стало одиозным. Термин «бироновщина» часто применяют для обозначения десятилетнего правления Анны Ивановны (1730–1740). Стало общим местом возлагать на него главную ответственность за политические преследования (особенно дело А.П.Волынского), казнокрадство, засилье иностранцев в ее царствование. Его изображают жестоким, корыстолюбивым, необразованным, презрительно относившимся ко всему русскому. Образ этот утрирован и не всегда соответствует историческим фактам. Кроме того, остается вопросом, в какой степени (при всей своей близости к Анне Ивановне) Э.-И.Бирон действительно определял внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. Конечно, он оказывал влияние при принятии некоторых важных политических решений и успешно интриговал против своих соперников, однако реальные рычаги управления оставались в руках таких деятелей, как А.И.Остерман и Б.-Х.Миних. На самом деле, Э.-И.Бирон был скорее придворным, чем государственным человеком.

 (513x699, 116Kb)
1722
Григорий Саввич Сковорода
украинский философ, поэт, педагог. Родился в селеЧернухи Полтавской губернии. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-1753 (по другим данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях. Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания. Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира. Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".
 (515x699, 174Kb)
Сковороде принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере Сковороды свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой. Скончался в селе Ивановка Харьковской губернии 9 ноября 1794 года.

1729
Антонио Франсиско Хавьер Хосе Солер и Рамос (испанское имя - Antonio Francisco Javier José Soler y Ramos; часто просто Падре Солер)
Испанский композитор, органист, хормейстер и музыкальный теоретик, посвятивший свою жизнь служению церкви. Родился в Олоте, Каталония. С 6-летнего возраста пел в хоре мальчиков монастыря Монтсеррат, в 15 лет (1744) назначен органистом в кафедральный собор города Сео-де-Уржель. В 23 года постригся в монахи ордена Святого Иеронима (Monasterio de San Lorenzo de El Escorial). Бо́льшая часть жизни Солера прошла в Эскориале в монашеском служении — включавшем, впрочем, и уроки музыки, в том числе и инфанту Габриэлю, сыну испанского короля Карла III. В Эскориале располагалась летняя резиденция испанской королевской четы (короля Фернандо VI и королевы Марии Барбары) и Антонио Солер стал музыкальным наставником инфанта - принца Габриэля. Одно время тесно общался с Доменико Скарлатти. Был известен и как знаток устройства органа. В творческом наследии Солера около 500 произведений — преимущественно небольших клавирных сонат; в этом жанре Солер воспринимается сегодня как главный соперник Доменико Скарлатти, у которого учился в Эскориале. Как и у Скарлатти, у Солера преобладает ранняя, одночастная форма сонаты, хотя встречаются и произведения в трёх и даже четырёх частях. В XX веке, когда Солер был заново открыт после почти 200 лет забвения, его клавирные сонаты исполняются на фортепиано, клавесине, органе и арфе. Солеру принадлежат также органные произведения, мессы, мотеты, камерная музыка. Умер в Эскориале20 декабря 1783 года.

 (552x698, 90Kb)
1750
Иоганн Мартин Миллер (Johann Martin Miller)
немецкий писатель "Бури и натиска", член кружка геттингенских поэтов "Союз рощи". Родился в Юнгингеме. Лучшие стихотворения Миллера близки по духу народной песне. Широкую известность у современников он снискал благодаря роману "Зигварт, монастырская история": подражание и одновременно антипод гетевского "Вертера", некогда соперничавший с ним по популярности. Сентиментальное повествование о несчастной любви вызвало острую литературную полемику, его сюжет и чувствительная манера изложения стали в свое время предметом пародий и подражаний. Умер в Ульме 31 июня 1814 года.

1750
Иоганн Франц Ксавер Штеркель (Sterkel)
Немецкий композитор и пианист. Родился в Вюрцбурге. Умер в Вюрцбурге 12 октября 1817 года.

 (504x699, 84Kb)
1753
Самуэль Кромптон (Crompton)
английский изобретатель. Создал прядильную «мюль-машину» (1779), сыгравшую большую роль в развитии прядильного производства. Умер 26 июня 1827 году.

 (596x699, 57Kb)
1755
Гилберт Чарльз Стюарт (английское имя - Gilbert Charles Stuart)
американский живописец, наряду с Джоном Синглтоном Копли считающийся основоположником американской живописи. Прежде всего известен как портретист, создавший более тысячи портретов своих современников, включая шесть первых президентов США. Родился в Сондерстауне (Род-Айленд). Гилберт Стюарт был третьим ребёнком в семье. Отец, также Гилберт Стюарт, иммигрант из Шотландии, работал на мельнице по изготовлению нюхательного табака, а мать, Элизабет Энтони Стюарт, происходила из семьи землевладельцев из Род-Айленда. В возрасте семи лет будущий художник вместе с семьёй переехал в Ньюпорт. С раннего возраста он проявил склонности к живописи, учился у шотландского художника Космо Александера, и в 1771 году в возрасте 14 лет вместе с ним отправился в Эдинбург, чтобы закончить художественное образование. Однако Александер умер на следующий год, и после короткой безуспешной попытки зарабатывать себе на жизнь живописью Стюарт вернулся в Ньюпорт. Так как перспективы образования в Америке представлялись неблагоприятными из-за войны, а семья Стюарта эмигрировала в Новую Шотландию, в 1775 году он снова отправился в Англию. В скором времени он начал учиться у Бенджамина Уэста, и уже в 1777 году выставлялся в Королевской Академии художеств. В дальнейшем его карьера развивалась очень успешно, не в последнюю очередь благодаря успеху картины «Конькобежец», и в какой-то момент цены на картины Стюарта превысили цены на полотна самых известных английских художников, включая Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса. Тем не менее, Стюарт был крайне беспечен в отношении денег, и однажды чуть было не был отправлен в долговую тюрьму. В 1787 году он бежал в Дублин, а в 1793 году вернулся в США, поселившись в Нью-Йорке. В 1795 году он переехал в пригород Филадельфии, где открыл мастерскую. Там он не только мог заниматься живописью, но и имел возможность познакомиться с многими знаменитостями. Так, Стюарт выполнил несколько портретов Джорджа Вашингтона, в том числе самый знаменитый, неоконченный «The Athenaeum». Позже этот портрет был использован для создания портрета Вашингтона на долларовой купюре. При жизни Стюарт снял с него 130 копий. В 1803 году Стюарт открыл ателье в Вашингтоне, а в 1805 году в связи с финансовыми трудностями переехал в Бостон. В 1824 году он перенёс удар, оставивший его до конца жизни частично парализованным. Тем не менее, он продолжал писать картины и в последние два года жизни. Стюарт умер в Бостоне 9 июля 1828 года. Из-за долгов его жена и дочери не смогли купить ему место на кладбище, и Стюарт был похоронен в Бостон Коммон в общей могиле. Через десять лет семья оправилась от финансовых потрясений и планировала перенести останки художника в Ньюпорт, но не смогла идентифицировать их. В настоящее время Гилберт Стюарт является общепризнанной основополагающей фигурой американской живописи. Его картины находятся в коллекциях самых престижных музеев США. Дом, где он родился, сохранился и в 1930 году был превращён в музей.

 (578x699, 52Kb)
1758
Жан Луи Адан (французское имя - Jean Louis Adam)
французский пианист, композитор и музыкальный педагог. Родился в Муттерсхольце, Эльзас. Отец Адольфа Адана. С 1775 г. в Париже. Был популярным концертирующим пианистом, написал ряд фортепианных сочинений, однако преимущественную известность получил как музыкальный педагог, профессор Парижской консерватории с 1797 по 1842 гг. Среди его многочисленных учеников — Фридрих Калькбреннер, Фердинанд Герольд и др. Два учебника по фортепиано, опубликованные Аданом (Méthode ou principe générale du doigté pour le Forté-piano; 1798 и фр. Méthode nouvelle pour le Piano; 1802), пользовались популярностью, второй из них был переиздан в 1826 г. в Вене в переводе Карла Черни. Умер в Париже 8 апреля 1848 года.

1758
Йозеф Гелинек (Gelinek)
богемский композитор и пианист. Родился в Седлеце. Известен в настоящее время лишь в связи с биографией Бетховена, но в свое время популярный автор многочисленных фортепианных вариаций, который оспаривал в этом жанре первенство с молодым Бетховеном. Умер в вене 13 апреля 1825 года.

 (506x699, 168Kb)
1759
Франсуа Анрио (François Hanriot)
деятель Великой французской революции, левый якобинец. Мелкий таможенный служащий Франсуа Анрио отличился во время восстания 10 августа 1792 г., после которого был избран командиром батальона секции Санкюлотов национальной гвардии Парижа. Во время восстания 31 мая 1793 г. был назначен командующим национальной гвардией. 2 июня окружил здание Конвента 100 тысячным вооруженным отрядом и 160 пушками. Под угрозой расстрела из артиллерийских орудий Конвент принял декрет об аресте 29 лидеров жирондистской партии. При всех обстоятельствах оставался верным сторонником Робеспьера. 9 термидора (27 июля) 1794 г., после ареста Робеспьера Анрио попытался организовать новое восстание, но неудачно. Гильотинирован без суда вместе с Робеспьером и его соратниками 28 июля 1794 года.

 (578x699, 61Kb)
1766
Роберт Блумфилд (Robert Bloomfield)
английский народный поэт, по профессии сапожник, добившийся краткосрочной известности стихотворениями, описывающими английскую сельскую местность.. Произведения его во многом навеяны Бэрнсом и Томсоном. Главные произведения: «The farmer’s boy» (1800); «Rural tales, ballads and songs» (1802); «Findings or news from the farm» (1804); «Wild flowers» (1806); «Hazlewood Hall». Умер 19 августа 1823 года. Собрание сочинений издано в 1814 и 1883. На русский язык переведён его «The farmer’s boy» (Сельский работник, Москва, 1809). Переписка Блумфилда издана в 1871.

1789
Зинаида Александровна Вроконская (ум. 1862),
княгиня, русская писательница. Ее салон в Москве посещал А.С.Пушкин.

 (528x699, 118Kb)
1795
Роуленд Хилл
английский педагог и администратор, создатель современной почты. Изобрел он ее, радея о казне туманного Альбиона, ведь почтовая система того времени была весьма несовершенна и казна терпела огромные убытки. В своей брошюре, озаглавленной "Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость" Хилл предложил осуществлять предварительную оплату почтовых услуг с помощью "маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму". Это было первое классическое определение почтовой марки. Естественно, как водится, новинка была незамедлительно подвергнута критике. Марку называли "сумасшедшей выходкой", "неосуществимой мечтой", "полным вздором", "уличной болтовней". Говорили так два года, первой надоело королеве Виктории и в 1840 году она приняла проект. Были приняты новые единые тарифы, а также и соответствующие им новые "почтовые наклейки" - "Post Offic Label" - так в Англии первоначально называли почтовые марки. Хилл забросил учительствование и всецело посвятил себя почтовой реформе. Был объявлен конкурс на лучший проект марки. Победителем стал Бенджамин Чевертон, проект которого предполагал воспроизведение портрета королевы. Естественно, он был верным подданным короны, но предложил не из патриотических чувств, просто подделать портрет было труднее. В качестве основы сюжета был взят портрет королевы с гравюры Уильяма Уайона, график Генри Корбул скопировал профиль, граверы Чарльз и Фредерик Хиты завершили начатую работу. Доверена печать была типографии "Перкинс, Бэкон энд Петч". Марки печатались в технике высокой печати, относительно дешевой и предохранявшей от возможности подделки. Немало хлопот типографии доставил подбор соответствующей бумаги и красок, но особые волнения доставил клеевой слой на оборотной стороне марок. 1 мая 1840 года марки были выпущены для населения. Первую марку прозвали "Черный пенни", за цвет и номинальное достоинство. Через несколько дней в обращение была введен "Синий двухпенсовик". Одновременно были выпущены и специальные франкированные конверты, черный и синий. Старая английская денежная система делила один фунт стерлингов на 20 шиллингов, каждый из которых состоял из 12 пенсов. Исходя из этого Хилл предложил, чтобы печатный лист состояли из 240 марок. А чтобы обезопасить марки от фальсификаторов, Хилл предложил каждую из них отметить особыми буквенными литерами, фиксировавшими место почтовой миниатюры в печатном листе. В итоге родился так называемый "алфавит пенни", когда все 12 марок верхнего ряда имели в обязательном порядке в нижнем левом углу литер "А", а в правом соответственно от "А" до "L", в то время как по вертикали литеры менялись от "А" до "Т". Уже через год после выхода "Черного пенни" в недрах почтового ведомства созрел настоящий скандал. Дело в том, что краска оказалась недостаточно стойкой и, по мнению чиновников, была уязвима для фальшивомарочников. В результате с 1841 года вместо черной краски однопенсовые марки стали печатать красной. Так родился "Красный пенни". На протяжении почти четверти века, с момента введения в обиход почтовых марок и до 1864 года, Хилл был связан с деятельностью почтового ведомства, занимая в его стенах различные посты от обычного секретаря до генерального почтмейстера. Когда же он вышел в отставку, королева наградила Хилла орденом Бани, пожаловав ему титул баронета, что автоматически прибавляло к имени дворянскую приставку "сэр", а после кончины 27 августа 1879 года он был удостоен чести быть похороненным в Вестминстерском аббатстве. В 1837 году Роуленд Хилл опубликовал свой проект «Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость». В своей работе он предлагал унифицировать почтовые сборы по всей стране, ввести предварительную оплату пересылки с помощью «маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму». Чем не классическое определение почтовой марки! Далее среди других реформ он предлагал и отмену привилегий для придворных и членов парламента бесплатно пользоваться почтой. Возможно, именно из-за этого пункта Р.Хиллу и пришлось более трех лет вести упорную борьбу за свои реформы. Парламентарии всех стран одинаковы. Реорганизация почтовых правил, и появление почтовой марки позволило резко увеличить объемы пересылаемой корреспонденции. Первая почтовая марка появилась в Англии 1 мая 1840 года. Вот что написал об этом дне в своем дневнике Роуленд Хилл: «В первый раз марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте». Кстати, официальной датой поступления марок в обращения, считается 6 мая 1840 года. В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных в этот день. Одно из них послано из Ливерпуля. Но самое интересное содержание письма. Миссис Сара Баулт пишет своей приятельнице Анне Свэнуик в Лондон: «Дорогая Анна! Получив в подарок несколько марок, я считаю своим долгом послать тебе в первый день их использования письмо…». Вот так, по-видимому, и родилась традиция коллекционирования конвертов первого дня. Есть еще одно письмо, отправленное в первый день, причем оно оплачено не одной, а 10 марками. Это письмо адвокатской конторы «Оливерсон, Денби и Севи» в Лондоне, отправленное с документами в Шотландию. Отсюда и большая франкировка письма. На оболочке конверта имеется четкий штемпель типа «мальтийский крест» с надписью «LS.6MY6. 1840». Его и можно считать родоначальником штемпелей «первого дня».

1800
Франце Прешерн
национальный поэт Словении. Родился в крестьянской семье; окончил Венский университет, был юристом, печататься начал в 1827 году. Бoльшая часть рукописного наследия поэта была сожжена по приказу католического духовенства. Творчество Прешерна явилось важнейшим этапом в становлении словенского романтизма. Его поэтические сборники "Крещение при Савице" (1836) , "Поэзия" (1847) полностью перевернули представление о возможностях поэтического слова в словенской литературе. Он ввел в словенскую поэзию новые жанры и формы: сонет, газель, романтическую поэму, а также балладу. Многие из его баллад являются прямой обработкой народных баллад ("Прекрасная Вида"). Прешерн - один из основоположников словенского литературного языка, впервые выразивший на нем самые сокровенные и тонкие человеческие чувства и мысли. Вершиной его творчества является "Венок сонетов" (1834). Стихи Прешерна (в переводе Ф.Корша) вызвали немало подражаний среди русских символистов (Вяч.Иванов, М.Волошин и др.). Поэзия Прешерна расширила горизонты словенской литературы до европейского уровня. Умер в 1849 году.

1800
Екатерина Ивановна Трубецкая (урожденная - Даваль)
жена декабриста С.П.Трубецкого; первая из жен декабристов последовала за мужем в Сибирь. Екатерина Трубецкая родилась в семье французского эмигранта Жана Франсуа Лаваля. Была прекрасно образована, подолгу жила с родными в Европе. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Трубецкой был на десять лет старше нее, знатен, богат и умен, прошел войну 1812 года и заграничные походы, имел виды на карьеру и дослужился до гвардии полковника. Еще в 1816 году князь Трубецкой стал одним из основателей первого декабристского общества «Союз спасения», принимал участие в деятельности «Союза благоденствия». В 1822 году вместе с Н.М.Муравьевым, К.Ф.Рылеевым, Е.П.Оболенским стал руководителем Северного общества. Трубецкой был убежденным сторонником умеренного крыла декабризма и постепенных реформ, поэтому выступал за введение конституционной монархии и освобождение крестьян с небольшим земельным наделом. На последнем собрании тайного общества перед восстанием 14 декабря 1825 года Трубецкой был избран диктатором (военным руководителем) мятежников. Однако, терзаемый сомнениями и страхом стать причиной кровопролития, на Сенатскую площадь не явился. В июле 1826 года был приговорен к смертной казни, замененной на пожизненную каторгу. Екатерине Трубецкой первой из жен декабристов удалось получить разрешение выехать в Сибирь. В Иркутске, задержанная властями, она официально отреклась от гражданских прав и дворянских привилегий. Трубецкие прожили вместе всю ссылку. Вырастили детей, выдали замуж дочерей. Екатерина Ивановна умерла в Иркутске 26 октября 1854 года, немного не дожив до амнистии. В последний путь жену «государственного преступника» провожал весь Иркутск. Влиятельные чиновники во главе с генерал-губернатором и отверженные бедняки, все пришли проститься с княгиней. Современники писали, что такие многолюдные похороны Иркутск видел впервые. Гроб с телом покойной несли монахини женского Знаменского монастыря, в стенах которого и нашла свой последний приют Екатерина Ивановна Трубецкая. Ее похоронили рядом с умершими ранее детьми Никитой и Софьей. С тех пор это печальное место посетило множество людей, чтобы отдать дань памяти и уважения той, что совершила «подвиг любви бескорыстной». Сергей Петрович пережил жену на шесть лет. Русская история, литература уберегли от забвения память о выдающейся женщине. В Иркутске в доме Трубецких открыт музей, где бережно хранятся письма, вещи, рукоделия княгини. Судьба Екатерины Трубецкой вдохновила Н.А.Некрасова на создание поэмы «Русские женщины».

 (547x699, 160Kb)
1805
Эрнест Адольф Иасент Константен Гис (Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin Guys)
французский художник, родился в местечке Флашинг в Голландии во французской семье. В молодости вместе с лордом Байроном участвовал в войне за независимость Греции. В 1840–1850-е годы сотрудничал в качестве военного художника в «Лондон иллюстрейтед ньюс». В начале 1860-х годов поселился в Париже и всю оставшуюся жизнь посвятил зарисовкам всего, что видел вокруг себя. Подобно своему современнику и другу Оноре Домье, Гис работал по памяти и очень быстро. Он создал несколько тысяч рисунков пером, подцвеченных акварелью. В отличие от Домье, Гис с одинаковой беспристрастностью наблюдал нравы всех слоев парижского общества. Среди сюжетов его работ – и элегантная публика в театрах, на бульварах, в Булонском лесу, и сценки в кабаре, бистро и публичных домах. Лучше всего художнику удавались изображения женщин; в этом он соперник Гойи, чьи гравюры и рисунки, очевидно, оказали глубокое влияние на творчество мастера. Гису был подвластен весь спектр интерпретации образа женщины – от непринужденной элегантности, позже привлекавшей Эдуара Мане, до эпатажа в духе Тулуз-Лотрека или раннего Жоржа Руо. Из современников наиболее близок к нему Гаварни, хотя последнему редко удавалось достичь совершенства, изящества или остроты рисунков Гиса. Уже в 1863 творчество Гиса открыл Шарль Бодлер; он опубликовал в Фигаро серию статей под названием Поэт современной жизни, что стало началом его деятельности как критика искусства. Скромность художника, его приверженность анонимности были невероятно велики: он никогда не выставлял свои работы и не подписывал их, а также настоял на том, чтобы Бодлер называл лишь инициалы его имени. Умер Гис в Париже 13 марта 1892 года. Непревзойденная коллекция, собранная Бодлером, насчитывает несколько сотен рисунков Гиса и ныне принадлежит парижскому музею Карнавале.

1810
Франсиско Дуэньяс
латиноамериканский государственный деятель, президент Сальвадора (1851-1854;1856-1856;1863-1871 г.).

1812
Николай Иванович Билевич
русский писатель, автор сборника "Святочные вечера".

1812
Хендрик Консианс
бельгийский писатель

1813
Иринарх Иванович Введенский
русский переводчик, критик, педагог, переводчик Ч. Диккенса и У. Теккерея, создав им популярность у русского читателя. Родился в семье бедного священника. Учился в Пензенском уездном духовном училище (1821—1828), около года прожив в бурсе, затем в Пензенской, потом в Самарской семинарии (1828—1834). Ещё ребенком в доме помещика овладел французским языком; самостоятельно выучил английский, немецкий, итальянский языки, мог на них писать. «По-латыни Введенский писал и говорил так же легко, как и по-русски, и хотя выговаривал новейшие языки до неузнаваемости, писал по-немецки, по-французски, по-английски и по-итальянски в совершенстве». (А.А.Фет) Против своего желания поступил в Московскую духовную академию, вскоре был вынужден оставить её. В 1838 поступил на второй курс историко-филологического факультета Московского университета и одновременно стал учителем в пансионе М.П.Погодин. В пансионе Погодина поощрял литературные занятия А.А.Фета. В 1840 начал учиться на филологическом отделении Санкт-Петербургского университета. Познакомился с О.И.Сенковским и с 1841 сотрудничал как переводчик и критик в его журнале «Библиотека для чтения». По окончании университета (1842) преподавал в военно-учебных заведениях. В конце 1840-х — начале 1850-х годах на «средах» на его квартире бывали Г.Е.Благосветлов, А.П.Милюков, П.С.Билярский, А.Н.Пыпин. Кружок Введенского оказал влияние на формирование взглядов Н.Г.Чернышевского. М.П.Погодин считал Введенского отцом русского нигилизма. В 1853 побывал за границей; мечтал встретиться в Лондоне с Ч. Диккенсом, однако встреча не состоялась. В 1854 ослеп. В 1840-х — 1850-х годах сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Северное обозрение», «Современник», «Отечественные записки». Рецензировал книги по различным областям знаний — по истории, славистике, этнографии. В статьях «Державин» («Северное обозрение», 1849, июль) и «Тредиаковский» (там же, ноябрь) раскрыл роль Г.Р.Державина и В.К.Тредиаковского в истории русской литературы. Перевёл на русский язык роман Фенимора Купера «Дирслэйер» (т. е. «Зверобой»; «Отечественные записки», 1848), «Дженни Эйр» Ш. Бронте («Отечественные записки», 1849) Особенное значение имела деятельность Введенского как переводчика Ч.Диккенса и У.Теккерея. Считается, что он создал популярность этих английских писателей у русских читателей. Перевёл романы Диккенса «Торговый дом под фирмою “Домби и сын”» («Современник», 1849—1850), «Замогильные записки Пиквикского клуба» («Отечественные записки», 1849—1850), «Давид Копперфильд» («Отечественные записки», 1851), повесть «Договор с привидением» («Отечественные записки», 1849); роман Теккерея «Базар житейской суеты» (т. е. «Ярмарка тщеславия»; «Отечественные записки», 1850). Переводы Введенского отличаются ошибками, «отсебятиной», расширениями авторского текста. Однако, по словам Корнея Чуковского, Введенский приблизил русских читателей к творчеству Диккенса; не дав «его буквальных выражений», он дал «его интонации, его жесты, его богатую словесную мимику». Скончался в Санкт-Петербурге 26 июня 1855г.

1813
Бикрам Шах Дева Раджендра I
король Непала (1816-1847).

 (552x698, 56Kb)
1818
Макс Йозеф фон Петтенкофер (Max vom Pettenkofer)
немецкий гигиенист, основоположник экспериментальной гигиены, действительный член (1847) и президент (с 1890 г.) Баварской Академии Наук. С 1837 г. учился на естественном, затем на медицинском факультете Мюнхенского университета, который окончил в 1843 г. С 1847 г. — профессор медицинской химии в Мюнхене, работал в Баварском (с 1849 г.) и в Общегерманском (с 1876 г.) ведомствах здравоохранения. В 1879 г. основал в Мюнхене 1-й в Европе гигиенический институт, которым руководил до конца жизни. Работы Петтенкофера заложили основы гигиены воды, воздуха, питания, почвы, одежды и др.; в частности, Петтенкофер разработал и ввел в практику метод определения углекислого газа в воздухе, предложив использовать его в качестве индикатора чистоты воздуха жилых и рабочих помещений, дал экспериментальное обоснование практическим санитарным мероприятиям по очистке городов, что привело к значительному снижению смертности в городах Великобритании и Германии. Будучи главным гигиенистом Мюнхена, он возвысил гигиену до уровня современной науки, изучил влияние внешних факторов: воздуха, воды, почвы, одежды, жилища на состояние здоровья общества и отдельных людей. Петтенкофер полемизировал о причинах инфекционных заболеваний с Робертом Кохом, открывшим в 1883 году холерный вибрион и утверждавшим, что он и есть возбудитель холеры. Седьмого октября 1892 года прямо на заседании общества для подтверждения своей гипотезы миазматического происхождения эпидемий Петтенкофер выпил при свидетелях-медиках культуру холерных вибрионов – и не заболел. Как показала история, он все-таки был не прав. Создал крупную школу гигиенистов, у него совершенствовали свои знания русские учёные Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин, В.А.Субботин и др. Совместно с К.Фойтом разработал первые гигиенические нормы питания. С 1865 г. (совместно с К. Фойтом) издавал журналы "ZеitsсНrift fur Вiоlоgiе", с 1883 г. — "АrсНiv fur Нуgiеnе". Скончался в Мюнхене10 февраля 1901 года.

1819
Даниил (Иосиф) Абрамович Хвольсон
российский востоковед-семитолог, доктор философии (1855), член-корреспондент (1858) и почетный член (1908) Петербургской Академии Наук. Учился в Бреславльском университете (1844-48) и Лейпциге. Профессор Петербургского университета (1855-94). С 1858 преподавал еврейский язык и библейскую историю в Духовной академии. Основные труды посвящены истории Востока, а также народов Восточной Европы. В историко-философской работе "Сабеи и сабеизм" (ч. 1-2, 1856) он использовал большое количество неизданных ранее арабских материалов. Изучал и издал новые источники по истории арабской, еврейской и сирийской письменности, в том числе сирийско-несторианские надписи надгробий из Семиречья (1886-97). Опубликовал труды по ассириологии, восточной эпиграфике, грамматике и фонетике древнееврейского языка. Выполнил научный перевод Библии на русский язык, способствуя развитию научной критики Библии в России.

1820
Томас Бичам
изобретатель слабительных таблеток, бизнесмен.

1821
Франсиско Хавьер де Сеспедес
кубинский государственный и политический деятель, правитель Кубы (1877-1877).

1823
Станислав Доспевский
болгарский живописец. Участник национально-освободительной борьбы в Болгарии 1870-х гг. Один из создателей болгарского светского реалистического искусства. Автор портретов.

1826
Эдмонд ван дер Стратен (собственное имя - Э.Вандерстратен)
бельгийский историк музыки и музыкальный критик. Автор многих работ по истории нидерландской музыки.

1829
Николай Иванович Золотницкий
основоположник чувашского языкознания, исследователь чувашского языка и этнографии. Окончил филологический факультет Казанского университета (1851). В Вятке при гимназии открыл воскресную школу и руководил ею. С 1865 стал работать в МНП. В 1867 был назначен окружным инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Был горячим сторонником идеи обучения детей на родном языке. В 1867 выпустил первый букварь для чувашских школ (изд. 2-е — 1870), издавал календари на чувашском языке (с 1867). Золотницкий — основоположник отечественного чувашского научного языкознания, автор капиталлных научных трудов. Его "Корневой чувашско-русский словарь" (1875) был удостоен золотой медали Русского географического общества (1879). Словарь содержит более 3000 слов. Золотницкий пытался создать чувашскую письменность, но она не имела успеха из-за несовершенной транскрипции.

1830
Фредерик Лейтон (Frederick Leighton)
английский художник и скульптор. Родился в Скарборо (графство Йоркшир). В детстве много путешествовал по Европе. В 1855 впервые выставил свои произведения в Королевской академии художеств и получил награду за картину, приобретенную впоследствии королевой Викторией. В 1860 художник поселился в Лондоне. В 1878 он был избран президентом Королевской академии художеств и занимал этот пост до конца жизни. В 1878 получил дворянство, а в 1895 – титул барона. Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Он часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника. Лейтон обладал большим даром рисовальщика. Среди наиболее известных картин Лейтона – Сиракузская невеста (1866); Электра у гробницы Агамемнона (1869); Летняя луна (1872); Купание Психеи (1890). Скульптурные работы Лейтона, такие, как Атлет, борющийся с Пифоном (Лондон, галерея Тэйт), выполнены в неоклассицистической манере. Умер Лейтон в Лондоне 25 января 1896 года.

1830
Франсиско Менендес
сальвадорский государственный и политический деятель, президент Сальвадора (1885-1890).

1830
Николай Николаевич Обручев
русский военный деятель, ученый, генерал от инфантерии (1887 г.), почетный член Петербургской Академии Наук. В 1856—1867 гг. профессор и начальник кафедры военной статистики Академии Генерального штаба. В 1858 г. вместе с Д.А.Милютиным основал журнал «Военный сборник». Участник революционно-демократического движения и один из создателей «Земли и воли». В 1876 г. разработал стратегический план войны с Турцией, успешно осуществленный в 1877—1878 гг. В 1881—1897 гг. возглавлял Главный штаб. С 1893 г. член Госсовета. Руководил разработкой планов войны с Германией и Австро-Венгрией. Умер 8 июня 1904 года.

 (479x699, 78Kb)
1833
Карлос Хуан Финлей (Carlos Juan Finlay у Barres)
кубинский врач и организатор здравоохранения, член Академии медицинских и естественных наук в Гаване. Учился во Франции и Германии, в 1855 окончил медицинский колледж Джефферсона в Филадельфии (США). С 1855 работал на Кубе. Первый руководитель (1902-09) службы общественного здравоохранения Кубы, один из создателей первого санитарного кодекса Кубы. Основные труды по изучению жёлтой лихорадки; доказал (1881), что её переносчик - комар вида Aedes aegypti; предложил (1893-98) принципы борьбы с заболеванием (механическая защита больных от укусов комара, ликвидация очагов размножения переносчика, карантин и эвакуация больных, система дезинсекции, благоустройство больниц). Ряд работ посвящен трихинеллёзу, туберкулёзу, малярии, проказе и др. заболеваниям, а также вопросам гигиены труда и санитарной статистики. В 1928 на Кубе учрежден Орден Финлея (присуждение - за выдающиеся труды в области общественного здравоохранения). Имя Финлея присвоено институту тропической медицины и Музею истории медицины Академии Наук Кубы; День медицины Латинской Америки по решению правительства Кубы (1961) приурочен ко дню рождения Финлея. Скончался 20 августа 1915 года.

1838
Кливленд Аббе
метеоролог, который основал и развил Бюро Погоды США, позже переименованного в Национальную Службу Погоды.

1838
Октавия Хилл
лидер британского движения по сохранению «открытых мест». Ее деятельность привела к основанию (1895) Национального треста по опеке мест, представляющих собой историческую или природную ценность. Также была реформатором в области жилищного строительства. Ее подходы в организации жилищного проектирования нашли применение в Британии, Европе, США. Осуществила свой первый жилищный проект (1864) в районе трущоб на улице Сент-Мэриленбарэ в Лондоне. В целях изучения условий и образа жизни бедного населения организовала в 1869 г. общество милосердия для изучения жилищных условий бедняков.

 (699x516, 174Kb)
1845
Генри Брэдли (Henry Bradley)
английский филолог и лексикограф, родился в Манчестере. Учился в Честерфилдской средней классической школе (1855–1859), в 1863 поступил на работу в фирму ножевых изделий в Шеффилде на должность клерка, ведущего переписку. Заинтересовавшись филологией, самостоятельно выучил ряд европейских языков, а также классические языки и древнееврейский. В 1884 обосновался в Лондоне, надеясь зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Подготовил рецензию на Новый английский словарь (New English Dictionary), которая была опубликована в «Академии» в марте 1884. Вскоре после этого он был принят издательский коллектив этого словаря. В 1889 был назначен одним из его редакторов, а в 1915 после смерти сэра Джеймса Марри – главным редактором. В 1896 Брэдли поселился в Оксфорде. Несколько раз был президентом Филологического общества (1890–1893, 1900–1903, 1909–1910). Умер Брэдли в Оксфорде 23 мая 1923 года. Брэдли был автором ряда трудов: Развитие английского языка (Making of English, 1904), Английские географические названия (English Place-names, 1910) и Разговорный и письменный язык (Spoken and Written Language, 1910). В 1928 вышло собрание его сочинений с биографией, написанной Робертом Бриджесом.

1857
Кaрл Koллер
американский хирург-офтальмолог, родом из Чехии, введший кокаин как поверхностное анестезирующее вещество в хирургию глаза (1884), что открыло современную эру локальной анестезии. Помог ему в этом Зигмунд Фрейд В апреле 1884 г. Фрейд начал исследовать кокаин и взвешивал шансы на лечение ассистента Брюкке Фляйшль-Маркса, ставшего к тому времени его другом. Лечение кокаином должно было освободить друга от зависимости к морфию. Он рассказал офтальмологу Карлу Коллеру о локально-анестезирующем воздействии кокаина. Коллер применил кокаин в качестве локального анестезирующего средства при операции на глазах и сразу же стал знаменитым. Умер в 1944 году.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку