-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ВАЦЛАВ ФИАЛА. ЧЕШСКИЙ РОДСТВЕННИК ДАВИДА БУРЛЮКА. Часть I - РОССИЯ)

        Пятница, 30 Января 2015 г. 18:28 + в цитатник
        Новое для меня имя художника, которое мне «подбросил» мой интернетный друг, театральный художник из Питера Виктор Фесенко. И, возможно, я бы не заинтересовался именем этого чешского иллюстратора, если бы жизнь его и творчество не были связаны с Россией. Но давайте во всем разберемся по порядку, благо, есть о художнике информация на чешских сайтах, и написана интересная статья Евгения Деменока «По пражским следам Бурлюков», в которой много места уделено чешскому художнику и его семье, и которую я с радостью и благодарностью автору цитирую в своем материале.

        Вацлав Фиала
        Václav Fiala


        15 июля 1896, Прага - 25 июня 1980, Прага



        Václav Fiala

        Чешский художник, иллюстратор, график, дизайнер, типограф, куратор выставок и писатель.
        Вацлав родился в Праге. В возрасте 14 лет, в 1910 году, поступил в частную школу живописи в Вене, где проучился всего лишь год. Затем вместе с родителями юноша переехал в Украину. Жил в Харькове, где у родителей – инженера-электрика Вацлава Фиалы и его жены Марии был куплен дом, часто бывал в Крыму. С 1911 по 1915 год учился в Высшей школе искусств в Харькове, затем поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (1915-1916). Педагогами Вацлава во время обучения в Академии были профессор жанровой мастерской Владимир Егорович Маковский (1846-1920), жанрист Иван Иванович Творожников (1848-1919), скульптор Гуго Робертович Залеман (1859-1919) и художник Александр Романович Беляев, о котором, увы, ничего не известно, хотя имя его фигурирует в чешских биографиях Фиалы.




        Бурная юность

        Далее информация о жизни художника немного противоречива. По одним источникам, после учебы в Академии Вацлав принимает российское гражданство и призывается в армию, переживает потрясения Октябрьской революции, и в конце 1910-х годов принимает участие в боевых действиях в составе «чехословацкого легиона» в Сибири, после чего оказывается на Дальнем Востоке. Другие историки пишут, что с началом Первой мировой войны семье художника пришлось уехать из Петербурга, чтобы не попасть в лагерь или тюрьму (в этом, наверное, причина того, что Вацлав проучился в Академии всего два года), ведь Фиалы были подданными Австро-Венгрии, с которой Россия вела войну, а значит «потенциальными» шпионами и диверсантами. Смущает фраза «с началом войны», поскольку Вацлав поступил в Академию, когда война шла больше года. К тому же, существуют сведения, что бежать вглубь страны отцу Вацлава пришлось не из Петербурга, а из Харькова, где он оставил (вопрос – почему?) жену и дочь. Как я обычно пишу, в этом месте историки и биографы не договорились между собой! Но, исходя из этого, мы узнаем, что у Фиалы была сестра. О судьбе родителей и этой сестры ничего неизвестно. И странно, что спустя много лет художник начал поиски родственников своей жены, а не собственной сестры (может, конечно, знал, что ее нет в живых, хотя навряд ли)…

        За Уралом пути отца и сына почему-то разошлись, Вацлав-старший оказался в Средней Азии, а Вацлав-младший, возможно, и в рядах чешских «легионеров», к которым примкнул, добрался до Владивостока. Пока художник добирался к Тихому океану, ему пришлось поработать и реставратором церковных фресок, и учителем французского языка, и даже каким-то специалистом по восстановлению каких-то предприятий в Сибири. Версия эта более правдоподобна, чем принятие гражданства и служба в армии, поскольку есть доказательства того, что, имея австро-венгерский паспорт, Фиале во Владивостоке приходилось печататься под псевдонимом «Вацлав Арсов». Этим именем, например, подписан рисунок в журнале «Творчество» за 1920 год.



        Вацлав Арсов Владивосток. 1920 г.

        Впрочем, и «легионерский» период явно был в жизни художника, поскольку в 1934 году Фиала совместно с чешским гравером нидерландского происхождения Карлом Зайцингером (Karl Friedrich Wilhelm Seizinger, 23 марта 1889 - 4 мая 1978) к 100-летию чехословацкого гимна он выпустил две почтовые марки «легионерской» серии. Замечу, что Зайцингер был ведущим специалистом Европы по созданию марок, выигрывал на международных филателистических выставках многочисленные награды, сотрудничал с почтовыми администрациями ряда стран и ООН.
        Итак, в 1919 году Вацлав уже был во Владивостоке, где поступил в местный университет, а параллельно преподавал рисование в гимназии для девочек. Во Владивостоке и произошла случайная встреча с художником Давидом Бурлюком, которая, по-большому счету, изменила жизнь чеха во всех смыслах.

        Бурлюк

        С Давидом Давидовичем Бурлюком (9 (21) июля 1882 - 15 января 1967) Фиала был знаком по Петербургу. Пишут, что на формирование творческой индивидуальности Вацлава оказала большое влияние именно дружба в студенческой среде с футуристами и с Бурлюком, в частности, мол, их «антитрадиционализм» увлек Фиалу линиями и колоритом, вызвал интерес к изучению творчества Ван Гога, Сезана и Дерена.



        Давид Бурлюк. фото 1910-х гг.

        Все, безусловно, знают, что Бурлюка называют «отцом русского футуризма», что этот известный художник и поэт украинского происхождения вырос в многодетной и талантливой семье, имел пятерых братьев и сестер, которые практически все были причастны к искусству. Брат Владимир был художником, второй брат Николай – поэтом, сестра Людмила окончила Академию художеств, еще одна сестра Надежда тоже увлекалась рисованием, а младшая - Марианна, которая была моложе Давида на шестнадцать лет, по его словам, была «певицей-дилетанткой».



        Николай и Владимир Бурлюки

        Но не все, наверное, знают, «каким ветром» занесло Бурлюка на Дальний Восток, откуда он эмигрировал в Штаты.
        В 1918 году Давид Бурлюк с женой Марией Никифоровной (Марусей, как он ласково называл супругу всю жизнь) и двумя сыновьями – Давидом и Никитой жили под Уфой, в усадьбе родителей Маруси. Но, оказавшись отрезанными линией фронта от Москвы и Петрограда на территории, которую стали контролировать чешские легионеры и колчаковцы, семья решила перебраться ближе к Уралу и отправилась в путешествие, которое позже сам Бурлюк назовет «Большим Сибирским турне». Вместе с семьей Давида поехала и младшая его сестра Марианна (1897-1982), которой исполнился уже двадцать один год. По пути следования Бурлюк устраивал лекции, «поэзоконцерты» и выставки своих работ, которые собирали какие-то средства на пропитание.



        Фешин Николай Иванович (1881-1955) Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию). 1923 г.

        Марианна, помогавшая жене брата нянчить детей, на концертах работала кассиром-контролёром, а затем переодевшись в концертный наряд под псевдонимом «футуристки» Пуантилины Норвежской декламировала стихи Маяковского, Каменского, Северянина, Хлебникова и, конечно же, самого Бурлюка. Историки насчитали, что подобные «поэзоконцерты» и выставки прошли в Златоусте, Сатке, Миассе, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Омске, Томске, Иркутске, Чите и Никольске-Уссурийском. Вот так, «играючи и читаючи», Бурлюки в конце сентября 1919 года прибыли во Владивосток.

        Дальний Восток и Япония

        Во Владивостоке Бурлюк, как пишут все, совершенно случайно, в одном из городских кафе, и встретил печального и понурого Фиалу. Оказалось, что старому приятелю накануне отказала в комнате хозяйка, и ему негде жить. Вопрос решился тут же, Бурлюк пригласил пожить у него, как говорится, «в тесноте, да не в обиде». В тот же вечер Вацлав перебрался к семье Бурлюков. Сестра Давида, Марианна вспоминала потом, что «шла домой с тяжёлыми сумками, и высокий красивый мужчина предложил ей помощь. Когда пришли домой, оказалось, что это знакомый Давида, и он будет теперь жить у них». Между Вацлавом и Марианной, которые были почти ровесниками, быстро вспыхнул роман. Фиала продолжал учиться, работать в гимназии и много рисовал, выставляя свои работы в течение трех лет (1920-1922) на "Международных выставках художников", которые он совместно с Бурлюком и художником Виктором Пальмовым и организовал. Первая такая выставка прошла во Владивостоке с 15 апреля по 30 августа 1920 года и пользовалась у публики и критики большим успехом.



        Václav Fiala (Czech, 1896-1980) Přijel cirkus! (Цирк приехал!).

        В сентябре 1920 года Давид Бурлюк со своим другом, художником-футуристом Виктором Никандровичем Пальмовым (10 октября 1888 - 7 июля 1929) уезжает в Японию.



        Кульбин Николай Иванович (1868-1917) Портрет Д. Д. Бурлюка. 1913 г.
        Виктор Никандрович Пальмов

        Напомню, что из Японии Бурлюк с семьей переехал в 1922 году в Америку. А вот Пальмов вернулся в Россию, в 1923-1924 годах сотрудничал с московским журналом авангардистов «ЛЕФ», потом перебрался в Киев, в 1927 году вместе с Марком Эпштейном и Анатолием Петрицким организовал Украинский союз художников и с 1925 года до самой смерти преподавал в Киевском художественном институте (КХИ).

        В Токио Бурлюк в очень скором времени организовал выставку в помещении фармацевтической компании «Хоси-Сэйаку», продал часть картин и переслал деньги семье, чтобы жена Маруся с детьми смогла приехать к нему в Японию. Уже в конце ноября 1920 года Маруся с сыновьями, своей сестрой Лидией Еленевской отправляются в страну «Восходящего солнца». Марианна Бурлюк и Вацлав Фиала решают ехать вместе с ними.
        За это время Давид Бурлюк познакомился с кругом японских футуристов и провел вторую выставку картин русских футуристов в Осаке. Приехавшая огромная семья поселяется в Киото, где Бурлюк организовывает третью выставку, а зимой они перебираются на юг, на острова архипелага Бонин.
        В 1921 году Вацлав и Марианна обвенчались в русской православной церкви в Токио, а в самом начале 1922 года решили возвратиться на родину Вацлава – в Чехию.



        Václav Fiala (Czech, 1896-1980) Pražské panorama od Smetanova nábřeží (Панорама Праги с набережной Сметаны).
        Бедржих Сметана (Bedřich Smetana, 1824-1884) - чешский композитор, пианист и дирижёр.

        Молодожены уплыли на пароходе в Триест, а откуда уже добирались до Праги. Марианна была уже в положении, она вспоминала потом, что японские друзья дали ей в дорогу много хурмы, ведь «беременной нужны витамины». В конце весны 1922 года супруги Фиала прибыли в Прагу, а уже 13 сентября 1922 года у них родился сын Владимир – будущий искусствовед и автор ряда книг о русских художниках.
        Отмечу, что проведённые в России детство и юность художника повлияли на него, по воспоминаниям его наследников, в доме говорили только по-русски. Даже когда сын Владимир женился на чешской девушке Ольге, он говорил с ней только по-русски, и Ольга за год научилась хорошо говорить и читать на незнакомом ей языке.

        ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Чехия
        Метки:  
        Понравилось: 5 пользователям

         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку