-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ЙОЗЕФ МАНЕС. Часть I - О СЕМЬЕ.)

        Пятница, 18 Июля 2014 г. 22:33 + в цитатник
        Йозеф Манес
        Josef Mánes


        12 мая 1820, Прага – 9 декабря 1871, Прага



        Luděk Marold (Czech, 1865-1898) Portrait of Josef Mánes. 1889 г. Národní galerie v Praha, Czech Republic

        Чешский живописец, рисовальщик, график и монументалист, представитель романтического течения в живописи, самый известный представитель прославленной семьи чешских художников, один из основателей и классик современного чешского искусства. Как пишут историки, «живопись и искусство были в числе семейных интересов Манесов».




        Семья

        Как вы уже поняли, Йозеф родился в семье художников. Предки Манеса – выходцы из села Раднице в Пльзянском крае, где дед будущего художника держал мельницу. Есть сведения, что родители деда эмигрировали в Чехию из Голландии. Позже Франтишек Манес переехал в Прагу и стал работать на одном из мукомольно-крупяных заводов столицы. Биографы художника подметили интересное совпадение: на месте мельницы, где работал дед Франтишек, стоит сейчас выставочный зал, названный именем его внука.
        В 1777 году Франтишек женился на Дороте Каспаровой. Видимо, дела на пражской мельнице шли не очень успешно, поскольку в 1780 году Франтишек стал «светским братом» при монастыре Святого Иосифа в Новом Городе, на площади Республики. Там он выполнял самую черную работу, даже занимался по указу монастыря попрошайничеством, собирая деньги на благотворительность. При этом Манес получал сорок два злотых в год, при том, что годовая зарплата рабочего в Моравии, например, была в 1790 году всего 12 злотых. Дорота родила мужу троих детей – старшую дочь Анну (сведений о которой нет), среднего сына Антонина – отца героя этого материала, и младшего – Вацлава. Оба сына стали художниками, окончив пражскую Академию художеств.

        Отец Йозефа - Антонин Манес (Antonín Mánes, 3 ноября 1784 - 23 июля 1843), был известным художником эпохи романтизма, профессором пейзажной живописи в пражской Академии художеств.



        Antonín Mánes (Czech,1784-1843) Autoportrét 1825 г.

        Родившись в семье мельника, он, тем не менее, овладел навыками живописи самостоятельно, что не помешало юноше после школы несколько лет проработать на фарфоровой фабрике в Праге в качестве художника-дизайнера. В 1806 году Антонин поступил в школу при пражской Академии художеств, его педагог, неоклассицист Карел Постл (Karel Postl, 1769 - 15 марта 1818) привил своему ученику любовь к пейзажной живописи. Постл, окончив Академию художеств в Вене, именно в 1806 году пришел преподавать в Академию Праги, где трудился до своей преждевременной кончины из-за туберкулеза легких.
        В 1836 году Антонин Манес стал профессором пейзажной живописи в пражской Академии художеств, он всю жизнь писал романтические пейзажи, являясь большим поклонником творчества голландцев XVII века, поскольку сам являлся потомком эмигрантов из Нидерландов. Вот несколько пейзажей Антонина Манеса:



        Antonín Mánes (Czech, 1784-1843) Pohled na Pražský hrad od východu (Вид на Пражский град с востока). 1821 г.



        Antonín Mánes (Czech, 1784-1843) Horská krajina (Горный пейзаж). National Gallery in Prague



        Antonín Mánes (Czech, 1784-1843) Krajina (Пейзаж). 1841 г.

        Антонин был знаком с активными членами патриотических обществ Праги - Йозефом Добровским (1753-1829), Франтишеком Палацки (1798-1876), натуралистом Йозефом Святополком Преслем (1791-1849), врачом и отцом художника Ярослава Чермака - Яном Непомуком Чермаком, и даже принимал участие в их патриотических мероприятиях.

        Младший брат Антонина, дядя Йозефа - Вацлав (Венцель) Манес (Václav Mánes, 1793 - 31 января 1858), был также известным художником и педагогом.



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Portrait of Václav Mánes.

        После трех лет, проведенных в школе пиаристов, Вацлав двумя годами позже брата, в 1808 году поступил в пражскую Академию художеств, где учился у первого директора Академии, немецкого живописца и графика из Баварии Йозефа Берглера (Josef Bergler, 1 мая 1753 - 25 июня 1829).



        Franz Johann Heinrich Nadorp (German, 1794-1876) Joseph Bergler. 1823 г.

        Берглер родился в семье тирольского горца, скульптора и полного своего тезки (отчего их работы порой путают). Шесть лет он изучал живопись в Италии, а в 1800 году по инициативе графа Франца Туна был назначен директором Академии в Праге, создал учебную программу и почти за 30 лет преподавания выпустил больше трех десятков чешских и немецких художников. Обычно педагог учит студентов на примере жанров и направлений, в которых творит сам.
        Вот и Вацлав Манес, помимо портретиста и исторического живописца, по примеру учителя специализировался на религиозной живописи, создав алтари и росписи для многих церквей Чехии. В 1829-1832 годах он путешествовал по Италии, изучая работы старых мастеров, а в 1835-1836 годах, а затем в 1840-м руководил пражской Академией художеств в должности профессора живописи.



        Václav Mánes (Czech, 1793-1858) Dáma s dítětem.



        Václav Mánes (Czech, 1793-1858) Muž s chlapcem.



        Václav Mánes (Czech, 1793-1858) Ugolino ve vězení (Уголино в тюрьме). 1835 г.

        Манесы практически всю жизнь прожили вместе, даже когда Антонин уже женился, Вацлав остался жить с братом, они также делили одну студию на Козьей улице (Kozí ulici) в Праге. Известно, что в 1825 году Вацлав написал портрет брата, но, увы, найти его не удалось. Зато в материале представлен портрет самого Вацлава, написанный Антонином. Вацлав всю жизнь прожил с семьей брата и никогда не женился.
        А Антонин Манес в 1815 году женился на Магдалене Кристине Швиндтнеровой (Magdalena Kristina Schwindtnerova), дочери пражского плотника, приехавшего в столицу на заработки из города Цешин в Силезии. История с детьми Антонина и их призванием практически повторилась. Магдалена родила мужу, как и ее свекровь, троих детей – старшую дочь Амалию и двух сыновей – Йозефа и Гвидо, которые, по примеру отца, стали живописцами.

        Амалия Манесова (Amalie Mánesová, 21 января 1817 - 3 июня 1883) писала пейзажи и занималась (на удивление!) педагогической деятельностью.



        Amalie Mánesová (Czech, 1817-1883) Self-Portrait. 1837 г.

        Впрочем, в юности Амалия хотела заниматься фигуративной и портретной живописью, но отец решил, что женщине больше подходит писать природу. После смерти отца в 1843 году 26-летняя девушка занялась педагогической деятельностью. Некоторые источники пишут, что Амалия преподавала в основанной отцом частной школе.



        Amalie Mánesová (Czech, 1817-1883) Pilgrim at a Grave.



        Amalie Mánesová (Czech, 1817-1883) Studie Krajiny se střechami chalup (Этюд Пейзаж с крышами домов). 1850-е г.

        Но, вернее будет сказать, что это были частные ученики из аристократических кругов, среди которых были и покровители Антонина Манеса. Художник часто пользовался гостеприимством родителей своих учеников, со всей своей семьей проживая в течение летних месяцев в их загородных домах. Амалия сознательно отказалась от предложения брака и никогда не была замужем, до конца жизни она продолжала преподавать рисование сыновьям богатых аристократов, и все свои силы и средства направляла на поддержку братьев.



        Unknown artist Portrait of Amalie Manesova.



        Amalie Mánesová (Czech, 1817-1883) Vrbičany. 1843-46 гг.



        Amalie Mánesová (Czech, 1817-1883) Zámek Vrbičany 1846 г.

        Младший Гвидо Манес (Quido Mánes, 17 июля 1828 - 5 августа 1880) посвятил свое творчество исторической живописи, впрочем, в середине XIX века большой популярностью пользовались его жанровые сцены из жизни пражан и сельских жителей юго-западной Чехии, а также изображения детей.



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Děti u zámeckého schodiště (Дети на лестнице замка).



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Předčítání (Чтение).
        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) První škola převodovky (Первые проводы в школу).

        Гвидо по семейной традиции был принят в Академию в Праге, причем, в 10-летнем возрасте, и учился там с 1838 по 1851 год. В 1870-1871 годах он продолжил освоение профессии в Академии художеств Дюссельдорфа в мастерской немецкого живописца швейцарского происхождения Марка Луи Бенжамина Вотье (Marc Louis Bendjamen Vautier der Ältere, 27 апреля 1829 - 25 апреля 1898), который, кстати, славился многочисленными картинами с детьми. Поскольку к судьбе Гвидо мы больше не вернемся, позволю поместить несколько понравившихся его сюжетных картин.



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Zielarka na Śnieznych Kotłach (Травница на Снежных Котлах). 1848 г.



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Rodina v sedliackej izbe 1850 г.



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Děvče.



        Quido Mánes (Czech, 1828-1880) Selské děvče před zrcadlem (Крестьянская девочка перед зеркалом). 1872 г.

        Ну, а теперь можно перейти и к герою моего повествования.

        Академия и учителя

        Йозеф родился в центре Праги, его крёстным стал директор Академии художеств Йозеф Берглер.



        Дом в центре Праги, в котором родился Йозеф Манес. На доме установлена мемориальная доска.

        Первые уроки живописи Йозеф, как и Амалия с Гвидо, брал, естественно, в мастерской своего отца. Антонин зарабатывал на жизнь романтическими пейзажами и частным обучением аристократических отпрысков, поскольку живопись в то время была модным увлечением. Среди учеников Антонина Манеса были дети, например, аристократических родов Фюрстенбергов, Тунов, Черниных. Летом Антонин приезжал со своей семьей в загородные дома своих учеников, чтобы заниматься с ними на пленэре. Забегая вперед, отмечу, что его дети продолжали пользоваться приглашениями местной знати приехать погостить и после смерти отца.



        Antonín Mánes (Czech, 1784-1843) Krajina (Пейзаж).

        В первый класс Йозеф пошел в школу Мальтийского ордена, а во втором классе, в связи с переездом семьи в дом на Новой аллее, перешел учиться в гимназию на Господской улице (Panské ulica). Профессиональное образование Йозеф получил (видимо, по семейной традиции!) в пражской Академии, где учился 1835 по 1844 год. Кстати, поступал Манес в Академию как раз в тот год, когда его дядя Вацлав, был назначен директором этого учебного заведения, а в следующем году профессором Академии стал и отец Йозефа. Но замечу, что учился парень не у родственников. Его учителями были профессора Франтишек Ткадлик и Христиан Рубен. Позволю себе немного рассказать о них.

        Франтишек Ткадлик (František Tkadlík, 23 ноября 1786 - 16 января 1840) был одним из крупнейших чешских портретистов первой половины XIX века.
        Он родился в семье хозяина гостиницы и начал рисовать ещё в раннем детстве. В доме его родителей проживали два учителя рисования что, по-видимому, и оказало влияние на выбор будущей профессии, да и первые уроки мальчик получил профессиональные и практически бесплатно. Окончив гимназию, Франтишек в 1803 году поступил в пражскую Академию искусств, а позднее еще и изучал философию в Карловом университете. В течение нескольких лет юноша он пользовался покровительством графа Иоганна Рудольфа Чернина, который до 1807 года финансировал обучение Ткадлика в Академии. С 1817 по 1825 год Франтишек служил придворным художником у графов Чернин, а также хранителем их картинной галереи в Вене. При этом художник находился под влиянием идей чешского национального Возрождения, поддерживал связи с чешскими учёными Йозефом Добровским и Франтишеком Палацким, портреты которых написал. В 1824 году Ткадлик получил стипендию для продолжения обучения в Риме. В 1832 году он возвращается в Вену, а в 1836 - в Прагу. В этом же году художник становится директором пражской Академии. О Ткадлике историки пишут, что он был хоть и посредственным художником, но очень добросовестным учителем.

        Итак, в пятнадцать лет Йозеф стал студентом Ткадлика, который был, к тому же, набожным человеком, поэтому и библейские темы повлияли на первые работы Йозефа. Еще Ткадлик восторгался творчеством Рафаэля, что тоже сказалось на становлении юного Манеса. Под руководством профессора Йозеф изучал методы итальянского чинквенченто – эпоху позднего Ренессанса и начала маньеризма. Этим направлениям художник в своем творчестве сохранил верность до конца дней.
        Во время учебы в Академии Йозеф познакомился и близко сдружился с учеником своего отца – молодым графом Бедржихом Сильва-Тарукка (Bedřich Silva-Taroucca, ?-1881), которого во многих источниках называют на европейский лад Фридрихом или Фредериком.



        Bedřich Silva-Taroucca

        Сильва-Тарукка - португальский знатный род, представители австрийской ветви которого поселились в Чехии в XIX веке. Именно Бедржих подтолкнул Йозефа к идеям «национального самосознания», которые позже будут отображены и в его творчестве.
        Впервые Манес, еще будучи студентом, выставил свои работы на выставке «Общества патриотических друзей», его картины «Поклонение царя Давида» (Pobožnost krále Davida) и «Готический вход во второй двор замка Кршивоклат» (Gotický vchod do druhého nádvoří hradu Křivoklátu) были отмечены критикой.

        В 1840 году директор Академии и педагог Йозефа - Франтишек Ткадлик умирает. Дядя художника Вацлав расчитывал вновь занять руководящее кресло, но по рекомендации графа Корнелия Франтишека Туна директором был назначен «чужак» - немецкий художник Христиан Рубен.
        В том же 1840 году, еще до смерти Ткадлика, Йозеф был удостоен премии Академии, но когда пришло время ее вручать, дядя Вацлав, временно исполнявший обязанности директора, предложил Йозефу отказаться от премии, поскольку не хотел, чтобы его обвинили в фаворитизме племянника. Странное решение, но премию Йозеф так и не получил, но и Вацлав директором Академии так и не стал, уступив бразды правления Рубену.



        Karel Javůrek (Czech, 1815-1909) Christian Ruben. 1846 г.

        Христиан Рубен (Christian Ruben, 29 или 30 ноября 1805 – 9 июля 1875) образование получил в Академии Дюссельдорфа, где с 1823 года учился у Петера Корнелиуса. С 1826 года жил и работал в Мюнхене, выполнив витражи для кафедрального собора в Регенсбурге и росписи в замке Хоэншвангау (с 1832 года). В начале 1840-х художник переехал в Прагу, где в 1841 году и возглавил Академию художеств. Позже, в 1852-1872 годах он руководил Венской академией художеств.
        Вот одна из самых известных картин Рубена.



        Christian Ruben (Czech, 1805-1875) Kolumbus objevuje břehy Ameriky (Колумб обнаруживает берега Америки). 1846 г.

        Вацлав Манес был, конечно, разочарован решением Совета о назначении нового директора. В Академии начал созревать конфликт, Вацлав с братом Антонином открыто презирали Рубена и неоднократно вступали с ним в споры по поводу учебных программ и заданий. Йозеф, обучаясь у Рубена, видел, что учитель «не блещет талантами», как описывают историки, «художественный потенциал его был беден», поэтому 20-летний юноша в этом конфликте был на стороне родственников.
        На первой же выставке, где Рубен представил свои новые картины, Йозеф очень нелестно отозвался об одной из них, о чем директору тут же донесли. Рубен имел совершенно другие взгляды на живопись, чем его предшественники на посту директора, и считал, что работать над картиной нужно гораздо быстрее. Так он постоянно критиковал самого Йозефа за то, что тот очень тщательно разрабатывает композицию очередной учебной работы, делая десятки эскизов. В этом вопросе Манес вступил в спор с педагогом, дело дошло до того, что конфликт профессора и студента разбирал председатель «Общества патриотических друзей искусства» граф Франтишек Тун (1809-1870), который, будучи по натуре эмоциональным и вспыльчивым, поверил, конечно, аргументам Рубена. Как пишут историки, «для Йозефа учеба в Академии превратилась в ад».



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Almužna (Před kostelem) (Милостыня (Перед костелом)) 1840-41 гг.

        Не знаю, по причине ли сложностей на службе или неприятностей в учебе у сына, но в 1842 году отец Йозефа тяжело заболел, и в июле 1843 года умер. Сам Йозеф в этом году работал над большим произведением «Смерть Луки Лейденского» (Smrt Lukáše Leydenského, 1843) и совершил путешествие в Зальцкаммергут, откуда привез романтический пейзаж «Травенское озеро» (Travenské jezero).



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Smrt Lukáše Leydenského. 1843 г.



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Travenské jezero. 1843 г.

        После смерти отца семья оказалась в материальном затруднении, из одного из четырёх центральных исторических районов Праги – Градчаны, Манесы переехали в более скромный дом № 75 по улице Спаленой (Spálena) в районе Вышеград. Летописи указывают, что 3 июля 1506 года пожар уничтожил на этой улице 20 домов, что и дало улице название. Кстати, это название улицы сохранилось до сих пор. Все заботы о семье взяла на себя 26-летняя энергичная и практичная сестра Йозефа – Амалия, поскольку мать Манесов была уже в преклонном возрасте.
        Тем не менее, чтобы как-то уйти от печали в опустевшем без отца доме, Манесы нашли деньги и летом 1843 года совершили круиз на пароходе в Дрезден и обратно. Сам художник понимал, что в пражской Академии его больше ничему не научат, конфликт с Рубеном зашел слишком далеко, поэтому, чтобы не быть «лишним ртом» и продолжить обучение, Йозеф в начале 1844 года отправился в Мюнхен. Перед отъездом он побывал в гостях Бедржиха Сильва-Тарука, семья которого была удивлена его решению уехать в Германию больше, чем собственные родственники. И все же Амалия пообещала поддерживать материально пребывание брата в Мюнхене.

        Мюнхен

        В Германии Манес провел, по разным источникам, два или три года. Логично было бы предположить, что он поступит в Мюнхенскую академию художеств, чтобы продолжить образование. Но в Академии Йозеф не учился. Биографии умалчивают, по какой причине: то ли денег не было на учебу, то ли художник считал, что уже всё знает и умеет. И все же историки называют художников, творчеством которых он восхищался в Германии и которых считал своими учителями: австрийский художник и график Морис фон Швинд (Moritz Ludwig von Schwind, 21 января 1804 - 8 февраля 1871), немецкий живописец Петер фон Корнелиус (Peter von Cornelius, 23 сентября 1784 – 6 марта 1867), уделявший большое внимание рисунку, и художник итальянского происхождения Бонавентура Генелли (Bonaventura Genelli, 1798-1868).



        Josef Kriehuber (Austrian, 1800-1876) Moritz von Schwind, Lithographie. 1827 г.
        Eduard von Heuss (German, 1808-1880) Porträt des Malers Peter Cornelius. 1835 г.

        В Мюнхене Йозеф рисует много портретов, заканчивает большую картину «Встреча Петрарки и Лауры в Авиньоне в 1327 году» (Setkání Petrarky s Laurou v Avignonu roku 1327, 1845-1846), начатую еще в Академии. Картина даже была представлена на выставке в Мюнхене в 1846 году.



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Petrarka se loučí s Laurou v Avignonu (Петрарка прощается с Лаурой в Авиньоне). 1845-46 гг.



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Studie k obrazu "Petrarka se loučí s Laurou v Avignonu" (Петрарка прощается с Лаурой в Авиньоне).



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Studie hlavi k obrazu Lauri (Эскиз головы Лауры).

        Еще им была написана работа «Дюрер на пути в Италию» (Dürer na cestě do Itálie), но она не сохранилась. Историки отмечают, не смотря на то, что Манес не учился в Академии, «художественная жизнь Мюнхена дала ему незаменимый опыт».



        Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Portréty dvou dam (Портрет двух дам). 1845 г.

        В Мюнхене Йозеф познакомился и подружился с двумя земляками – скульптором Вацлавом Леви (Václav Levý, 1820-1870) и архитектором Игнацем Ульманном (Ignác Ullmann, 1822-1875). Впрочем, по воспоминаниям друга Йозефа – художника и писателя, ученика Антонина Манеса – Эдварда Герольда (Edvard Herold, 16 сентября 1820 - 5 августа 1895), соратники Рубена – его коллеги и ученики, «доставали» Манеса и в Мюнхене.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Чехия
        Метки:  
        Понравилось: 2 пользователям

        ВВВладимиров   обратиться по имени Суббота, 19 Июля 2014 г. 19:12 (ссылка)
        Отменно!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 19 Июля 2014 г. 20:04 (ссылка)
        Владимир, спасибо за оценку моей работы! Но это только начало... :))
        Ответить С цитатой В цитатник
        EVA_L   обратиться по имени Пятница, 12 Декабря 2014 г. 23:34 (ссылка)
        Парашутов, Благодарю за интересный пост.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 12 Декабря 2014 г. 23:46 (ссылка)
        EVA_L, рад, что материал понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 13 Декабря 2014 г. 03:51 (ссылка)
        Спасибо за столь обширный материал !
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку