-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 284 - Общество голландских художников "Bentvueghels" Часть 1)

        Вторник, 09 Апреля 2013 г. 16:54 + в цитатник
        Ай, да голланды, ай, да проказники и пьянчужки! Я не раз писал в своей рубрике ЖЗЛ о голландских и фламандских живописцах XVII-XVIII веков, но только недавно, копаясь в биографиях нидерландцев, чьи автопортреты представлены в Галерее Уффици во Флоренции, я наткнулся на информацию об этом Обществе художников, которое существовало в Риме ровно столетие - с 1620 по 1720 год. Уверен, об этом Обществе есть специальная литература, о нем, наверное, написано в русскоязычных книгах по искусству, потому что, как пишут историки, «деятельность Общества чрезвычайно интересна, как пример жизнеописания иностранных художников в Риме в семнадцатом веке». Но вот в интернете на русском языке я не нашел подробной информации, поэтому пришлось собирать и переводить всё, что нашел на иностранных сайтах. Но давайте обо всем по порядку!

        Общеизвестно, что после того, как нидерладские художники проходили обучение в мастерских своих утрехтов, лейденов, харлемов и амстердамов, они стремились попасть в Италию - "колыбель мировой живописи", чтобы продолжить учебу, познакомиться с творчеством титанов Возрождения и т.д. Каждый из художников-иностранцев пытался попасть в известную Римскую Академию Святого Луки, но, увы, для этого они должны были уже стать членами своих Гильдий Святого Луки и привезти с собой рекомендательные письма. Но многие из нидерландцев, приезжавших в Рим, были молоды, не все успели стать членами Гильдий у себя на родине, поэтому они учились в частных мастерских итальянских живописцев, а то и просто занимались самообразованием. Впрочем, известны случаи, когда нидерландские художники, не бывавшие в Италии, становились всемирно известными живописцами, некоторые, приехав в Италию, навсегда оставались жить и творить там, а некоторые художники, как, например, Питер ван Лар, были и членами Академии и членами этого неформального общества. Но все «не члены Гильдий», приехавшие в Рим, по причине своей молодости были очень уверены в своих талантах и считали, что способны жить и работать без членства в римской Академии.



        Pieter van Laer Bentvueghels in a Roman Tavern. 1625 г. Staatliche Museen, Berlin

        Думаю, именно по этой причине и было создано это Общество художников-голландцев и фламандцев, которое носило название «Bentvueghels». В английских источниках это Общество называется «Birds of a Feather», что переводится, как «одного поля ягоды». Встречаются еще названия «Schildersbent» (Клика художников) и «Trekvogels» (Перелетные птицы). Иногда в источниках встречается и сокращенная форма названия Бент (Bent), что с английского переводится, как склонность или влечение (я надеялся, что к учебе!).
        Впрочем, как бы не называли эту группу людей, причины образования группы понятны. В наше время это бы назвали землячеством или диаспорой. Источники пишут, что путешествия в Италию, как своеобразный обряд посвящения молодых голландских и фламандских художников в профессионалы, начались после публикации в 1604 году «Книги художников» Карела ван Мандера, в которой автор всячески восхвалял итальянских художников.




        Повторюсь, Общество было создано примерно в начале 1620-х годов (некоторые историки называют более точные даты – 1621 или 1623 год). Его основателями считаются художник-портретист в стиле Караваджо Ян ван Бейлерт (Jan Hermansz van Bijlert, 1597 или 1598 - ноябрь 1671), художник-пейзажист Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburgh, 1594 - 12 августа 1667) и Виллем Молейн (Willem Molijn, информации о художнике не нашел). В биографии Бейлерта указано, что он прибыл в Рим в 1621 году, в это же время там находились и Корнелис с Виллемом. Поскольку первые два художника были родом из Утрехта, то землякам и пришла в голову идея создать это товарищество. В 1625 году Бейлерт вернулся на родину, Пуленбург, найдя себе покровителей в лице нескольких кардиналов, примерно в это же время уехал работать в Англию при дворе Карла I, но за эти годы Общество и его принципы были уже сформированы.



        Engraving by Pieter de Bailliu after a Self-portrait of Jean Bylert. 1649 г. published in Het Gulden Cabinet
        Portrait of Cornelius van Poelenburgh, from Cornelis de Bie's. 1662 г. published in Het Gulden Cabinet

        Изначально основной целью этого соединения голландских и фламандских художников была социальная взаимная поддержка в чужом городе. Но, как показал опыт, все же в первую очередь, эта поддержка заключалась не в интеллектуальной и художественной деятельности – проведении диспутов и обмене опытом, а в веселом времяпровождении в часы досуга.



        Leonaert Bramer Musicians on a Terrace. 1665-70 гг.

        Ну, а веселились «одного поля ягоды» шумно и весело. Все члены Общества были молодыми мужчинами в возрасте 20-25 лет, и потом, у них перед глазами был пример студентов университета и самой Академии того же возраста, которые часто устраивали шумные попойки с драками. Членов «Bentvueghels» часто называли «соперниками» пьющих студентов, как я понимаю, по принципу «кто кого перепьет». Как свидетельствуют историки, пьяный разгул и склонность к участию в драках «часто приводили художников к правовым нарушениям».



        Johann Liss Das Freudenhaus (engraving Jeremiasz Falck). 1620-1677 гг. Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig

        Один из историков, изучающих творчество Питера ван Лара и его последователей, многие из которых побывали в Риме, писал об обществе, как о ««стаде» иностранных художников в Риме, которые устраивали шумные вечеринки, издевались над древностями и римскими богами и очень раздражали Академию Святого Луки». Причины раздражения понятны, если ознакомиться с так называемой деятельностью «Bentvueghels».



        Unknown Netherlandish (Dutch) painter Initiation of a Bentvueghel in Rome. 1660 г. Rijksmuseum, Amsterdam

        В члены Общества входили художники, граверы, скульпторы и поэты, жившие в разных частях города, в основном, в приходе церкви Санта-Мария-дель-Пополо рядом с площадью дель Пополо и в приходе церкви Сан-Лоренцо недалеко от Виа дель Корсо. Все они собирались в определенные дни, но о периодичности сборов я не нашел информации. Зато известно, что в дни сбора обычно устраивался праздник в честь нового члена Общества, который сопровождался вакхическим ритуалом посвящения. Это разгульное действо традиционно оплачивалось новым членом в конце торжества. Историки пишут, что эти праздники иногда продолжались сутками, как говорится, «три дня и три ночи», сопровождаясь обильными возлияниями и участием проституток. После всего этого пьяная процессия отправлялась в церковь Санта-Констанца, более известную в то время, как Храм Бахуса, чтобы почтить память бога вина. В церкви они вновь пили вино у саркофага с порфирой Константины.



        Mattys Pool After Domenicus van Wijnen Ontvangst van een nieuw lid van de Bentvueghels in Rome 1680-90 (Прием нового члена Bentvueghels в Риме в 1680-1690 годах). 1700 г. British Museum

        По истории Константина была дочерью римского императора Константина I. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин писал о ней - «мегера в человеческом облике, сгубившая множество людей». В 354 году, вызванная новым императором по пути в Италию Константина скончалась от малярии в возрасте около сорока лет, ее похоронили в Риме в роскошном мавзолее, который сохранился до нашего времени.



        Мавзолей, а позже церковь Санта Костанца в Риме.

        Мавзолей представлял собой круглое купольное здание диаметром 29 м с атриумом в виде щипцов и наружным портиком, охватывающим здание по периметру. Под куполом имелся небольшой алтарь, а центральная часть зала была окружена 12 парами древнеримских колонн, образующих круговую сводчатую галерею. Стены изнутри облицованы мрамором. В 1256 году Папой Александром IV мавзолей этот был превращен в церковь Санта Костанца и освящен. Римляне уже не помнили историю свирепой дочери императора и стали почитать ее, как святую, изменив ее имя на Костанца.
        В Византийском словаре написано, что саркофаг Константины был вывезен из мавзолея в 1606 или 1620 году и ныне находится в соборе Святого Петра. А в нише напротив входа в мавзолей расположили саркофаг тетки Константины – Елены. Сейчас в церкви находится копия этого саркофага Елены, который с XVIII века хранится в Ватиканском музее.
        Углубился в римскую историю, чтобы понять, почему голландцы собирались именно в церкви Санта-Констанца и у чьей могилы распивали вино. Если верить Византийскому словарю, то в 1620-х годах в церкви стоял уже не саркофаг Константины, хотя многие источники пишут о нем.



        Церковь Санта Костанца в Риме (внутренний вид).

        Вернемся к нашим гулякам. По обе стороны от саркофага новые участники ритуального посвящения царапали свои прозвища, которые, как утверждают историки, можно рассмотреть и сегодня. Пишу «прозвища», поскольку, после посвящения, вступив в Общество, все члены получали псевдонимы. Иногда это были имена богов или героев, типа Амура, Гектора, Кефала, Пирама или Орфея, но чаще всего имена давались ироничные, порой унизительные или даже непристойные, как пишут исследователи, в соответствии с «общей деятельностью Общества» или характерами и личностями его членов. Например, тот же Питер ван Лар получил «погоняло» Марионетка (bamboccio), потому что из-за своих физических недостатков художник напоминал «большую уродливую куклу». Впрочем, здесь можно поспорить с исследователями, поскольку «bamboccio» переводится с итальянского, как карапуз или попрыгунчик (об этом указано во всех биографиях ван Лара), а вот слово «марионетка» имеет знакомый нам перевод – burattino.

        Празднества Общества часто описывались и изображались, как самими членами «клики», так и их современниками.



        Matthijs Pool after Dominicus van Wijnen (Ascanias) Feast of the Bentvueghels (etchingengraving). 1690-1710 Rijksmuseum, Amsterdam

        Иоахим фон Сандрарт в своей книге «Немецкая Академия благородных искусств архитектуры, скульптуры и живописи» (1675-79) писал, что «его «крещение» закончилось большой дискуссией о живописи между французами, итальянцами, немцами и нидерландцами, причем, каждый объяснялся на своем родном языке».



        Norbert van Bloemen Presentasion in Bentvueghels.

        Об этом ритуале, который он прошел в 1674 году, писал Корнелис де Брейн (Cornelis de Bruijn) и даже сделал несколько гравюр, которые опубликовал в 1698 году.



        Caspar Bruijn, Cornelis de Adonis Reception of Cornelis de Bruyn as a New Member of the Bentvueghels (Прием Корнелиса де Брейна в новые члены Общества). 1674 г. Etchingengraving 1698 Rijksmuseum, Amsterdam

        Праздники посвящения «Bentvueghels» можно рассмотреть и на гравюрах неизвестных и известных художников. Часто на них изображена полуобнаженная фигура Вакха (он же Бахус) с венком листьев на голове, предлагающего всем вино.



        Anonymous artist Painters and Bacchus with Bent members. Museum Boymans, Rotterdam



        Philips Koninck Bacchanalia (depicting a party of the Bentvueghels). 1654 г.

        Члены Общества также изображены в серии рисунков, сделанных, опять-таки, анонимными художниками, около 1620 года. Среди тех, кто изображен на этих рисунках, историки называют Корнелиса ван Пуленбурга, Бартоломеуса Бренберга, Дирк ван Бабурена, Паулюса Бора, Корнелиса Схута. На одном из рисунков исследователи идентифицировали изображенных художников.



        Anonymous drawing De Bentvuegels. Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam.
        Слева направо: Джост из Гааги (Joost uit Den Haag) по прозвищу Ледяной барабан (Schotsen trammel), Корнелис Пуленбург из Утрехта (Сатир), Ваутер Петерс Крабет II (Альманах), Тиман Крахт ван ден Эмстер (Tyman Cracht van den Emster) по прозвищу Боттеркуль (Botterkul) и Питер ван Лейден (Peter van Leiden) по прозвищу Рем (Ram).

        Картина Роланда ван Лара, брата Питера, тоже изображает одну из церемоний «крещения». На ней ярко показаны пьющие, висящие на лестницах и занимающиеся любовными утехами художники. Центром композиции является проститутка, балансирующая с кувшином вина на голове.



        Roeland van Laer An Induction Celebration of the Bent. 1626 г. Museo di Roma, Rome

        Понятно, что такое поведение людей, говоря современным языком, из разряда «понаехали» раздражало и академиков Святого Луки, и теоретиков искусства, и критиков, и просто римлян. Во-первых, потому что им своих «дебоширов» хватало, а главное, таким поведением «гости столицы» бесчестили и позорили профессию художника. Существует свидетельство, что итальянский живописец Сальватор Роза с негодованием говорил о членах этого общества, потому что именно они ввели в обиход такое понятие, как бамбоччата (bambocciata), происходившее от прозвища Питера ван Лара. Бамбоччатами называли небольшие бытовые картины с фигурками, забавными сценками из жизни простого народа. Сальватора Роза возмущало, что эти картинки пользовались популярностью, продавались за большие суммы денег, подрывая тем самым «господство» религиозной и исторической живописи. Впрочем, историки указывают, что и в Италии, и в Нидерландах жанр «бамбоччаты» критиковался и признавался «низким» жанром. Но история всё расставила на свои места.

        Как показывает история, членов Общества «Bentvueghels» особо не беспокоили ни критика в их адрес, ни постоянные разборки с полицией. Они продолжали жить, творить, встречаться и веселиться под знаменами Бахуса вплоть до 1720 года. Именно в этом году Папа Климент XI издал папский указ, по которому сборища в церкви Санта-Констанца были запрещены, а само Общество было распущено.



        Dominicus van Wijnen (Ascanias) Inauguration of a new Member of the Bentvueghels/ 1690-1710 гг. Rijksmuseum, Amsterdam

        Материал составлен на основе статей русской и иностранных Википедий, электронных энциклопедий и словарей.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Нидерланды
        Живопись о живописи
        Метки:  

        Процитировано 1 раз
        Понравилось: 5 пользователям

        Травкина_Лариса   обратиться по имени Вторник, 09 Апреля 2013 г. 17:54 (ссылка)
        Спасибо, очень интересные факты из жизни сообщества художников...
        Ответить С цитатой В цитатник
        spelena   обратиться по имени Вторник, 09 Апреля 2013 г. 18:15 (ссылка)
        Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Среда, 10 Апреля 2013 г. 21:19 (ссылка)
        Благодарю!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Пятница, 12 Апреля 2013 г. 08:52 (ссылка)
        Парашутов, Анатолий, спасибо огромное! Давно собирала материал с задумкой сделать пост про это общество, но Вы меня опередили. И правильно сделали- Ваш материал насыщеннее. Забираю. Еще раз спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Пятница, 12 Апреля 2013 г. 09:11 (ссылка)
        Norbert van Bloemen (1670—1746)
        Презентация.
        Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 12 Апреля 2013 г. 12:08 (ссылка)
        Вера, огромное спасибо за Блумена! И за добрые слова!
        Это, как в поговорке, "идеи витают в воздухе"! Я-то об Обществе узнал случайно, но подгоняемый любопытством, полез в поисковик. Конечно, можно было "покопать" поглубже в поисках еще интересных историй и частностей, но уж очень спешил поделиться информацией с читателями. А Блумена помещу в пост! Еще раз спасибо!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку