-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32878
        Написано: 47778


        ЖЗЛ (КАРЛИС ПАДЕГС. РИЖСКИЙ ДЕНДИ, РИСУЮЩИЙ ТРУЩОБЫ И СМЕРТЬ)

        Воскресенье, 17 Января 2010 г. 15:49 + в цитатник
        Сегодня хочу рассказать еще об одном латышском художнике, который стал для меня настоящим открытием. Он тоже ученик знаменитого латышского классика В. Пурвитиса, его творческая жизнь продолжалась всего пять лет, поскольку художник умер совсем молодым. Его абсолютно западноевропейский взгляд на темы, подход к стилям и манере очень напоминает и австрийца Эгона Шиле, и немца Георга Гросса, и норвежца Эдварда Мунка, но в Латвии он стал «непонятым отшельником», поэтому и работ его сохранилось мало, особенно ранних, и информации о нем мизер. Замечательно, что в независимой Латвии этот талантливый художник, наконец , занял достойное место в истории национальной живописи. Итак, знакомьтесь!

        Карлис Падегс
        Kārlis Padegs


        8 октября 1911, Рига – 19 апреля 1940, Рига



        Kārlis Padegs (1911-1940) Pašportrets ar rozi (Автопортрет с розой). 1932 г.

        Латышский художник и график.
        Карлис родился в рабочем районе Риги – Торнякалнс в семье преуспевающего служащего. Отец мальчика – Чарльз обладал крепким здоровьем, но внезапно умер от аппендицита.
        После смерти мужа мать Карлиса вышла замуж во второй раз. Карл, у которого не было ни братьев, ни сестер, не смог наладить отношения с отчимом. Впрочем, между сыном и матерью отношения долгое время были холодноватые, без подлинной искренности. Однако, юноша постоянно ощущал поддержку семьи, во время учебы в Академии художеств, родители активно помогали Карлу деньгами.
        В 1928 году он поступил в Латвийскую Академии художеств. После ссоры со своим преподавателем Рихардом Заринсом, причиной которой стали творческие разногласия с учителем, Карлис перешел в мастерскую пейзажной живописи к Вильхельму Пурвитису. Академию Падегс окончил в 1934 году.




        Рижский денди

        Еще будучи студентом, Карлис был в центре внимания творческой молодежи Риги и пользовался успехом у женщин, несмотря на то, что красавцем не слыл.



        Kārlis Padegs (1911-1940) My Babe from the Street. 1930 г.

        Художница Маргарита Ковалевская после первой встречи с Падегсом написала в своем дневнике 2 октября 1929 года: «Он очень яркий. Его лицо, особенно рот и нижняя челюсть, напоминает мордочку грызуна. Он высокий и худой, с узкой грудью и сутулой спиной».
        Но искусствоведы считают, что Падегс был известным ловеласом, при этом называя художника «экстравагантной, одинокой и легендарной личностью в латвийском искусстве». Он, действительно, выглядел изысканным романтическим денди предвоенной Риги. Некоторые жители Риги вспоминали, как Карлис любил прогуливаться по улицам или даже писать на пленэре в очень экстравагантном виде - в испанской шляпе, длинном черном пальто с красным шарфом, в кожаных перчатках, с бамбуковой тростью, в белых лакированных туфлях с черными кнопками и гетрах.

        Об его неординарных поступках писали в газетах, все события с его участием бурно обсуждались в обществе. Среди его близких друзей были такие же «сумасшедшие» художники, как Янис Тидеманис по прозвищу «Дзонис» и Волдемар Ирбе.

        Справка:
        __________________________________________________________________________

        Янис Тидеманис
        Jānis Ferdinands Tīdemanis


        1 октября 1897, Вентспилс — 12 апреля 1964, Торонто

        Латвийский художник, один из немногих представителей латвийского модернизма 30-х годов.
        Учился в США (в Нью-Йорке и Кливленде), а также в Королевской Академии Искусств в Антверпене (1922—1927) и Высшей Школе Искусств под руководством И. Опсомера (до 1934 года).
        Искусство Тидеманиса близко бельгийскому экспрессионизму, однако он проявлял интерес и к творчеству старых мастеров. Стиль его картин — выразительные, жизненные и темпераментные мазки кистью. Использовал светотень, темный фон, придавал цвету главную роль в своих картинах.
        Один из первых художников Латвии, обратившихся к теме большого города: рисовал сцены рынков, бульваров, карнавалов, уличной толпы и спортивных мероприятий.
        С 1944 года жил в эмиграции — в Германии, Швейцарии и Канаде.
        ______________________________________________________________________________

        Падегс всю жизнь прожил в Риге, за исключением нескольких лет в детстве, когда во время первой мировой войны семья переехала в Дерпт (ныне Тарту), Эстония. Но изображения Риги редко встретишь на его картинах, его интерьеры и улицы скорее напоминают атмосферу Чикаго и Парижа.

        Творчество

        Повторюсь, Падегс был, действительно, своеобразной легендой художественной жизни Риги.
        Свои выставки он проводил в совершенно нетрадиционных местах и помещениях – в кафе, на улице, в танцевальных залах или в витринах фотосалона Л. Крейсберга, что однажды даже привлекло внимание полиции.
        Конечно же, художник в середине 30-х пытался выставляться и официально, но поскольку его работы «не казались его современникам типичными симптомами латвийского искусства», участие в выставках проходило незаметно.
        Критики все время пытались «разгадать феномен автора», проследить наиболее вероятные источники влияния на его творчество, называя и старых голландцев, и бельгийца Ф. Ропса, и французов Тулуз-Лотрека и Матисса.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Sarkanā govs (Красная корова).

        А искусство Карлиса Падегса было по своей сути оригинально.
        Падегс однажды рассказывал: «Я часто слышу упреки: «Почему вы рисуете такие отвратительные картины, когда в мире есть так много красоты?
        - Но есть также много мерзости, и кто-то должен обратить на них внимание. – отвечаю я. – Я хочу показать изнанку жизни, которую мы все не хотели бы видеть, чтобы не портить наше чувство комфорта или наш хороший аппетит».



        Kārlis Padegs (1911-1940) Five o'clock at the Morgue (Пять часов в морге). 1935 г.

        Падегс, как художник, нашел свой оригинальный стиль и писал работы часто на шокирующие темы, которые резко контрастировали с лирической и героической живописью его коллег того времени.
        Художник обращался, прежде всего, к темам современной городской жизни и антивоенным темам, изображал идеальный мир мечты, писал саркастические автопортреты.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Self-portrait. 1932 г.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Mr.Padegs and the Astral. 1939 г.

        Его творчество часто было обращено к изгоям общества: городской бедноте, проституткам, пьяницам и калекам.



        Kārlis Padegs (1911-1940) When the Pipe Smokes Blue 1939 г.

        Даже обнаженные женщины на рисунках и картинах Падегса не имеют ничего общего с поклонением красоте. Чаще всего в творчестве Падегса тесно переплетены две темы - сексуальность и привлекательность смерти.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Cabaret. 1935 г.



        Kārlis Padegs (1911-1940) In Dear Memory of 1918. John Iperite. 1935 г.

        Горькая ирония, гротеск и парадоксальные художественные метафоры являются одними из наиболее часто применяемых способов выражения, в которых Падегс использовал выразительные искажения и резкие контрасты.
        Художник писал картины маслом и акварелью, работал тушью и углем.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Returning From Battle. From the folder the Fight for Freedom. 1937 г.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Attending the Unknown Soldiers. 1939 г.

        В «Автопортрете с розой», помещенном в начале поста, художник отождествляет себя с испанским тореро, это отражено и в стиле его одежды и в том, что свою повседневную жизнь он пытается изобразить в виде яркого карнавала. Неутолимая страсть художника горит в трех красных акцентах на полотне – в цветке, губах и плаще тореро на ринге.



        Kārlis Padegs

        В 1932 (в одном из источников указан 1933й) году Падегс написал свою знаменитую «Мадонну с пулеметом». Это было время, когда в результате "пивного путча" в Германии к власти пришел Гитлер. Об этой картине все искусствоведы пишут, как о предчувствии художником второй мировой войны.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Madonna with a Machine-gun (Мадонна с пулеметом). 1932 г.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Madonna of Marijas Street (Мадонна с улицы Марияс).

        Еще одна картина изображает белую женщину, родившую черного ребенка.
        С мещанской точки зрения этот сюжет должен был показать деградацию и нравственное падение героини, но складывается ощущение, что Падегс преднамеренно желал бросить вызов публике.



        Kārlis Padegs (1911-1940) A Negro Boy. 1934 г.

        Биограф художника Янис Калныньш утверждает, что картина посвящена американской певице, негритянке Марион Андерсон.

        Справка:
        __________________________________________________________________________

        Мариан Андерсон
        Marian Anderson


        27 февраля 1897, Филадельфия — 8 апреля 1993, Портленд



        Американская певица XX века, ярко выраженное контральто.
        С шести лет пела в хоре баптистской церкви, позднее училась пению частным образом у М. Паттерсон и Дж. Богетти., поскольку официальное обучение было для неё как для афроамериканки было закрыто.
        После получения 1-й премии на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке (1925) начала концертную деятельность. В 1928 г. впервые выступила в Карнеги-холле.
        Гастроли начала 1930-х гг. в европейских странах и в СССР принесли Андерсон широкую известность. Ян Сибелиус посвятил ей свою пьесу «Одиночество», а Артуро Тосканини сказал, что такой голос «слышишь раз в столетие». В 1935 г. её импресарио стал знаменитый Сол Юрок.
        В 1939 г. американская общественная организация «Дочери американской революции» отказала Мариан Андерсон в праве участвовать в своём праздничном концерте из-за того, что тогдашние правила этой организации запрещали совместные выступления белых и чёрных артистов. В знак протеста против этого решения из состава организации вышла жена президента США Элеонора Рузвельт.
        В 1955 г. Андерсон первой из афроамериканских артистов выступила в Метрополитен-опере (в партии Ульрики в опере Верди «Бал-маскарад»).
        В 1958 г. стала «послом доброй воли» ООН, в 1972 получила от ООН Премию Мира.
        В 1991 г. стала лауреатом премии Грэмми в номинации «За жизнь в искусстве».
        В 2005 г. в её честь была выпущена почтовая марка.
        __________________________________________________________________________

        Падегс был поклонником таланта Мариан Андерсон.
        В 1935 году Андерсон посетила с гастролями Ригу. Во время ее второго спектакля оперный театр, как писал музыкальный критик Вольфганг Дарцинс «был переполнен до предела, даже Шаляпин никогда не получал здесь такого приема». Скорее всего, художник был в числе зрителей этого спектакля.
        Искусствоведы пишут, что незадолго до своей смерти Падегс слушал трансляцию записи концерта Андерсон по радио, испытывая при этом бурю чувств. (Правда, непонятно, откуда такие частные подробности при том, что в интернете биографию художника можно поместить на одном тетрадном листке!)
        История с посвящением этой картины великой певице была бы красивой легендой, которых в короткой жизни художника было немало, если бы не было нестыковки в датах.
        Картина датирована 1934 годом, приезд певицы состоялся в 1935, а расистская история с отказом Андерсон в концерте (которую можно было бы назвать образом или метафорой картины) произошла вообще в 1939. И все же приятнее верить в легенду, а не цифрам.

        Около 1936 года Карлис Падегс выполнил целый ряд работ углем, к которым относится и «Портрет женщины».
        Считается, что цикл, к которому принадлежит и этот портрет, написан под влиянием работ Шарля Бодлера «Les Fleurs Du Mal» ("Цветы зла").



        Kārlis Padegs (1911-1940) Portrait of a Woman. 1936 г.

        Интересный комментарий к этому портрету дан на сайте галереи Гюнтиса Белевишса, которому и принадлежит «Портрет женщины»: Красотка Падегса изображена мечтательной, это словно поэтизированная метафора пагубной привычки. Дама держит в руке сигарету, одно плечо обнажено, на голове кокетливая шляпа. Она находится под воздействием опиума, глаза закрыты, полуулыбка как бы предлагает
        предлагает зрителю погрузиться в краткий миг счастья, которое, в конечном счете, не принесет ничего хорошего.

        Рисовал Падегс и иллюстрации к книгам.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Bads. Иллюстрация к роману "Bads". 1939 г.



        Kārlis Padegs (1911-1940) Edvarda. Иллюстрация к роману "Bads". 1939 г.

        Послесловие

        Причиной ранней смерти художника стал туберкулез, от которого Карлис страдал на протяжении многих лет.
        Он умер в апреле 1940 года, как написали в одной из статей, ««в теплую весеннюю ночь в последние месяцы Латвийской Республики перед присоединением к СССР».
        Художнику было всего 29 лет.
        В последующие годы имя и творчество Падегса были практически забыты, и только в начале 80-х годов ХХ века на волне вновь появившегося интереса к живописи модерна и национальных самобытных авторов, о Падегсе вспомнили вновь. К сожалению, многие работы, особенно ранние, творческого наследия художника были потеряны.

        На доме, где жил художник, на улице Элизабет, 24 установлена мемориальная доска.
        А в 1998 году в Риге установили памятник Падегсу, который стоит на улице Меркеля возле Верманского сада, напротив Дома латышского общества, где в 1933 году Падегс устроил свою выставку "на открытом воздухе".



        Основой для памятника послужила статуэтка художника, выполненная скульптором Готлибом Канере. Авторы самого монумента: скульптор Андрис Варпа и архитектор Арне Хейнрихсонс. Интересно, что памятник стоит не на постаменте, а на квадрате тротуара, вымощенного камнем. Памятник больше похож на так популярные в последнее время во многих городах уличные скульптуры. О том, что это все-таки памятник гласит надпись на гранитной плите.



        Кстати, памятник изготовлен на частные деньги жительницы Дюссельдорфа, латышки Риты Червенакас-Виркавс и передан в дар городу в память о любимом ею художнике.
        Фразу «любимом ею» можно трактовать двояко – либо фрау Рита была поклонницей творчества Падегса, либо подпала под чары самого Карлиса. На эту тему можно фантазировать, придумать историю о юношеской безответной любви, но пусть этим занимаются биографы и специалисты.
        Я добавлю лишь то, что владельцем памятника по-прежнему остается фрау Червенакас-Виркавс, поскольку никакого официального документа о том, что памятник преподнесен в подарок городу Риге нет.

        Использованы материалы латвийской Википедии, сайта Галереи Dr. Guntis Belēvičs и сайта classic.culture.lv .

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Прибалтика
        Метки:  

        Процитировано 5 раз

        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 17:14 (ссылка)
        Спасибо
        Ответить С цитатой В цитатник
        Эльвин   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 19:00 (ссылка)
        Очень необычные картины. Заставляют вглядеться и задуматься. Не мое, но интересно.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 19:31 (ссылка)
        Эльвин, не могу сказать, что это "мое", но картины необычны и биография интересная.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Эльвин   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 20:03 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Парашутов,
        Какая интересная игра слов. Оценила! )))
        Ответить С цитатой В цитатник
        иона_копылов   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 15:08 (ссылка)
        Наш человек!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2012 г. 21:42 (ссылка)
        Очень здорово, как Вам удалось подобрать информацию, учитывая что ее почти нет)) очень люблю Падегса, спасибо! Маленький комментарий - последний рисунок, неподписанный - это иллюстрация к "Пану" Гамсуна, портрет Эдварды. Видела сама в музее.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2012 г. 22:15 (ссылка)
        Уважаемый Аноним, спасибо за комментарий. Портрет Эдварды подписан, только не указано, что это роман Гамсуна.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 14 Апреля 2012 г. 00:46 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Как глупо, я не увидела - мне правда понравился Ваш пост, хотела подсказать, а получилось, что умничаю... не специально, и спасибо еще раз за Карлиса))
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 14 Апреля 2012 г. 01:07 (ссылка)
        Ничего страшного, не переживайте. Я всегда отношусь с радостью к тому, что мои читатели дополняют и даже исправляют какие-то неточности! Рад, что материал Вам понравился! К сожалению, хотелось бы самому больше увидеть работ художника, но выставил всё, что "накопал" в интернете. Удачи Вам, уважаемый Аноним!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 25 Октября 2012 г. 15:35 (ссылка)
        Cпасибо Вам величайшее за пост! Художник на самом деле очень выразителен и в творчестве и как личностью

        Здесь еще несколько его работ:

        http://www.vizualabauda.lv/2011/12/17/karlis-padegs-1911-1940-ln-makslas-muzeja/
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 25 Октября 2012 г. 15:42 (ссылка)
        Легендарен он на самом деле был невероятно, и что самое примечательное - остается таким и сегодня - о нем знают и люди далеко стоящие от искуства. А памятник - один из самых популярных в городе, стоит в самом центре на обочине тротуара и как бы наблюдает за проходящими, таким живым он и воспринимается)))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 26 Октября 2012 г. 02:52 (ссылка)
        NetteAija, спасибо за ссылку и комментарий! У меня друзья живут в Риге, они мне и подсказали имя художника, и рассказали о памятнике. Всегда рад видеть Вас в гостях!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку