-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ПЕТР ШАМШИН. ПРОФЕССИЯ ПО НАСЛЕДСТВУ)

        Пятница, 15 Января 2010 г. 15:17 + в цитатник
        Среди русских живописцев XVIII и XIX веков было немало таких, с творчеством которых в настоящее время познакомиться практически невозможно, разве что несколько репродукций, найденных в интернете, да скупые строчки биографий в электронных энциклопедиях.
        Среди таких имен – отец и сын Шамшины.
        Несколько картин первого можно увидеть только в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, второй «специализировался» в основном на религиозной живописи в церквях и храмах. Тем не менее, оба были академиками, вся жизнь их прошла неразрывно с Академией художеств, имели учеников, среди которых и громкие имена. Поэтому и считаю, что заслуживают они внимания хотя бы в виде этого материала, который основан на статье из энциклопедии Брокгауза и Эфрона, к которой я добавил материалы, раскопанные в Сети.

        Шамшин Петр Михайлович

        10 января 1811 Санкт-Петербург – 6 февраля 1895 Санкт-Петербург



        Петр Шамшин Автопортрет 1867 г. Русский музей

        Русский исторический и церковный живописец академического направления.
        Петр Шамшин был сыном академика портретной живописи Михаила Никитича Шамшина (15 мая 1777 - 24 марта 1846), преподававшего рисование в классах Императорской Академии Художеств.




        Отец

        Образование отец художника получил в Императорской Академии Художеств, куда был определен с шести лет в 1783 г.
        После выпуска из Академии 19-го декабря 1797 г., с аттестатом 2 ст. и шпагой, Михаил Никитич сначала посвятил себя частной работе и своими портретами скоро приобрел в Петербурге хорошую репутацию и признание.

        Но в 1808 г. начал хлопоты о принятии на службу по ведомству гоф-интендантской конторы.
        21 марта 1808 года он был зачислен на службу в качестве учителя рисования в находившейся при конторе школе, а в июне утвержден в первом классном чине. Однако новые обязанности не заставили его прекратить живописные работы на заказ.
        За «Портрет старухи» Академия Художеств допустила Шамшина-старшего к конкурсу на звание академика и в качестве программы 27-го февраля 1812 г. предложила ему написать поколенный портрет профессора скульптуры Ивана Прокофьевича Прокофьева.



        Михаил Шамшин Портрет скульптора И.П.Прокофьева 1812 г.

        1 сентября 1812 г. Михаил Шамшин получил звание академика.
        Умер Шамшин уже в отставке в 1846 г.

        Наследник по прямой

        Можно предположить какую судьбу он прочил своему сыну.
        Десяти лет от роду Петр в 1821 году был определен в воспитанники Академии и состоял в ней в числе учеников профессора П.В. Басина.
        Окончил курс Академии он в 1833 г. со званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за картину: "Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии".

        В 1836 году за картину «Избиение детей Ниобы» Петр Шамшин был награжден большой золотой медалью Академии.



        Петр Шамшин Избиение детей Ниобы 1836 г. Ярославский художественный музей

        После окончания Академии Шамшин по Высочайшему повелению был направлен пенсионером в Италию, где пробыл семь лет.



        Петр Шамшин Пляшущая транстеверинка 1840 г.

        В 1843 году Петра Михайловича вызвали в Петербург и определили преподавателем Академии художеств.
        В 1844 году по совокупности выполненных за границей работ, а в частности за картины "Агарь в пустыне" и "Петр Великий в бурю на Лахте", художник был удостоен звания академика.



        Петр Шамшин Петр Великий спасает утопающих на Лахте 1844 г.



        Петр Шамшин Забава Путя тишна спасает своего мужа из плена. приблизительно 1843 г.

        Через десять лет, в 1854 году, за картину «Воскресение Христово», которая находилась ранее в домовой церкви Академии, Шамшин был повышен в степень профессора.
        В 1848 году художник уже обращался к религиозной теме в станковой живописи, напишет он и в 1858 году картину "Святое семейство".



        Петр Шамшин Крещение Христа. 1848 г.



        Петр Шамшин Святое семейство 1858 г. Симферопольский художественный музей

        Из немногих картин Шамшина на сюжеты из русской истории только две являлись на публичных выставках - "Петр Великий спасает утопающих на Лахте" (1844 г.) и "Призвание Михаила Федоровича на царство" (в 1876 г.).



        Петр Шамшин Призвание Михаила Федоровича на царство 1876 г.

        Очень обрадован, что удалось найти несколько картин Шамшина на историческую тему, которые нигде не упоминаются.



        Петр Шамшин Боярин перед походом 1871 г.



        Петр Шамшин Вступление Иоанна IV в Казань. 1894 г.

        Среди других живописных полотен упоминаются картина "Александр Невский" (1855), которая находится в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых,"Портрет Е.Ф. Толстой" (1845, ГТГ) и "Автопортрет" ( 1867, ГРМ).
        Кроме Третьяковки и Русского музея произведения Шамшина хранятся также музеях Ярославля и Симферополя.

        Академия - второй дом

        В течение многих лет Шамшин преподавал в Академии художеств.
        В 1859 г. вследствие изменения устава Академии Шамшин был переименован из учителей в адъюнкт-профессоры , а в 1863 г. произведен в профессоры 1-й степени.
        Художник Михаил Васильевич Нестеров в своей книге воспоминаний «Давние дни» так описывает одного из своих учителей:
        «Петр Михайлович Шамшин (будущий ректор) был высокий, важный, медлительный старик сенаторского вида, бритый, наглухо застегнутый, корректный. Он подходил, или, вернее, подсаживался к рисунку на вечеровом, брал от ученика папку и долго смотрел на рисунок и на натурщика. Затем медленно, немного в нос, говорил, почти всем одно и то же: "Да-с, изволите видеть, у нас с вами лодыжка не на месте". Поправлял лодыжку и продолжал: "Да-с, в наше время, изволите видеть, покойный Карл Павлович Брюллов говорил..." и т. д. Посидев около рисунка минут десять, переходил к следующему с более или менее однородными речами. Шамшин был добросовестный, но не талантливый человек, запоздавший на много лет со своими художественными взглядами и методами».

        Галина Пикулева в книге «Творчество Василия Сурикова» также упоминает имя Шамшина:
        «Профессор Петр Михайлович Шамшин на уроках в натурном классе требовал писать «посуше», чтобы все мускулы были «налицо - начистоту». Суриков с юмором вспоминал потом его характерные выражения: «Поковыряйте в носу. Покопайте в ухе»».

        Среди других учеников Шамшина можно назвать исторических живописцев Василия Савинского (1859 - 1937), Исаака Аскназия (1856 - 1902), художника Виктора Боброва (1842 -1918).

        Церковный живописец

        Умелый рисовальщик рутинно-академического направления, холодный в своих композициях и неважный колорист, Шамшин занимался почти исключительно церковной живописью.
        У современников П.М.Шамшин приобрел широкую известность именно как прекрасный исполнитель культовых росписей и храмовых икон.
        Образа церкви Никольского училища в Петербурге и иконы в монастыре Новый Иерусалим под Москвой говорят о высоком мастерстве художника. В Эрмитаже Шамшин расписал зал этрурских ваз.

        Образа и стенные картины находились, а некоторые и сейчас находятся во многих петербургских церквах и других городах и странах.
        Художник исполнил росписи в церквях святого Мирония, лейб-егерского полка, Благовещенской лейб-гвардии конного полка (на площади Труда), греческой посольской, Павловского института, инженерного училища, Двенадцати апостолов при Министерстве почт и телеграфов ("Видение святого Константина"), в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Ивангородской в Нарве, Уяздовского госпиталя в Варшаве, русского посольства в Афинах.



        Иконы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Конного полка (на площади Труда) писали академики Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, П. М. Шамшин, М. И. Скотти, А. Т. Марков и В. Серебряков. Где работы нашего героя - стоит лишь гадать!



        Дубовый иконостас церкви в Николаевской инженерной академии, образы для которого и писал Шамшин.



        Образы для иконостаса церкви апостолом Петра и Павла при Павловском женском институте тоже писал Шамшин (сейчас в здании института расположена гимназия).

        Понимаю, что при более детальном исследовании я смог бы попытаться отыскать фотографии росписей Шамшина, но, учитывая отношение к религии за долгие годы Советской власти, не уверен, что многие храмы сохранены, а в сохраненных остались ли работы художника. В старой статье о Сионском соборе в Тифлисе (еще с буквами i и ъ в тексте) нет упоминаний о Шамшине, а в Нарве среди множества церквей, соборов и костелов я не нашел Ивангородской (а имеющаяся церковь в Ивангородской крепости относится к 14-15 векам и имени художника там тоже нет).
        Поэтому придется довольствоваться тем, что нашел без труда в интернете.

        В Исаакиевском соборе П.М.Шамшин создал три росписи в аттике: «Иисус Навин входит в землю обетованную», «Аарон, приносящий жертву Богу» и «Руно Гедеоново».
        На своде, примыкающем к главному иконостасу, художник также исполнил несколько росписей: две группы «Ангелы, держащие свитки с заповедями»; над большими северными и южными дверями – группы «Ангелы, держащие святой потир» и «Ангелы, держащие святое Евангелие»; на своде между северо-западными пилонами – роспись «Взятие пророка Илии на небо». Росписи были выполнены художником в 1850-1851 годах.
        Хочу заметить, что в оформлении Исакия (как любовно называют собор петербуржцы) принимали участие лучшие силы живописцев. Для ознакомления с интерьером выбрал несколько фотографий внутреннего убранства Исакиевского собора. Среди множества образов и росписей где-то есть и работы Шамшина.







        Была живопись Шамшина также и в московском Храме Спасителя, на стенах придела святого Николая Чудотворца и большая картина "Сретение Господне". При восстановлении Храма росписи заново переписала группа художников под руководством Зураба Церетели.



        Сретение Господне. Придел во имя св. Николая Чудотворца. Роспись южной стены галереи. Первоначальная роспись П.М.Шамшина.

        В церкви святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном
        университете росписями, принадлежащими кисти Петра Михайловича Шамшина, были украшены паруса куполов храма.



        Оформление церкви Петра и Павла при Университете

        Лирическое отступление

        Интересна история самой церкви. Она находилась в здании «Двенадцати коллегий», ставшем позже зданием университета, была освящена 8 февраля 1819 г. (эта дата считается датой основания университета) и называлась Преображенской.
        После перестройки здания Двенадцати коллегий в 1836 г. по указанию императора Николая I
        церковь освятили во имя апостолов Петра и Павла - святых покровителей города Санкт-Петербурга.



        Интерьер церкови апостолов Петра и Павла при Университете

        Приход университетской церкви составляли студенты, преподаватели и "многие обыватели, жившие вблизи университета".
        Среди них - зоолог В. М. Шимкевич, ставший после революции ректором Университета и стремившийся уберечь университетскую церковь от закрытия, глубоко верующий профессор химии Д. И. Менделеев, физиолог И.П. Павлов, открыто исповедовавший православие даже в период жестоких большевистских гонений.
        Среди прихожан была и семья Блоков, которая жила в, так называемом, Ректорском флигеле (дедушка поэта, А. Н. Бекетов, был ректором Университета). Будущий знаменитый поэт был крещен в этой церкви, а позже, здесь же, обручился он с Любовью Дмитриевной, дочерью Д. И. Менделеева.
        После октябрьского переворота большевики начали активную борьбу с церковью и 23 января 1918 г. приняли Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". В соответствии с ним началось закрытие домовых церквей в учебных заведениях. В 1919 году храм был закрыт.
        В его помещении сначала располагался клуб, затем - аэродинамическая труба одной из лабораторий. В конце 70-х годов помещение было частично отреставрировано и передано музею истории университета, располагающемуся здесь и доныне. Сейчас в помещении церкви ведутся реставрационные работы по восстановлению алтаря и иконостаса.

        В 1883 г. Шамшин был назначен ректором живописи и скульптуры, а незадолго до своей смерти, опять же, при введении в действие нового устава Академии, уволен в отставку.
        Умер художник в 1895 (правда встретил и дату - 1893) году в Санкт-Петербурге в возрасте 84 лет.

        В материале использованы следующие источники:
        сайт Музея Исааковского собора
        artsait.ru
        biografija.ru
        Арт-каталог
        orthodox.spbu.ru
        блог Открытка-репродукция
        книга Галины Пикулевой «Творчество Василия Сурикова»
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Метки:  

        Процитировано 3 раз

        Varandey   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 15:51 (ссылка)
        С возращением! Спасибо за замечательный рассказ! Честно говоря, мне эти художники вообще были неизвестны до Вашего поста.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Koloshenka   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 16:23 (ссылка)
        Замечательный рассказ,спасибо большое!
        Ответить С цитатой В цитатник
        aliena-aliena   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 16:24 (ссылка)
        Большое спасибо! Всегда радостно узнавать новое)))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Антонина_Кузнецова   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 17:26 (ссылка)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 17:47 (ссылка)
        Varandey, сам не слышал раньше об этих художниках, а зацепился за автопортрет младшего и стал "раскручивать клубок".
        колошенька, aliena-aliena, рад, что понравилось!
        Антонина, не понял значение Вашего смайлика!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Хэби   обратиться по имени Вторник, 19 Января 2010 г. 02:16 (ссылка)
        Спасибо большое! Узнала очень много нового!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Nadechka_Kors   обратиться по имени Суббота, 23 Января 2010 г. 08:13 (ссылка)
        Спасибо за замечательный рассказ! Мне эти художники вообще были неизвестны.

        (Добавил ссылку к себе в дневник)

        Ответить С цитатой В цитатник
        Stephanya   обратиться по имени Среда, 29 Сентября 2010 г. 16:53 (ссылка)
        Спасибо
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку