Французского импрессиониста
Клода Моне всегда привлекали серийные работы: изображения Руанского собора, виды Лондона, пруды с лилиями. В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
У Моне есть серия из 25 картин, посвящённых стогам. Эта серия была написана летом 1890 года в Живерни. В ней Моне стремился также передать различную степень освещённости стогов при различной погоде и в разное время суток. Первый же стог появился на полотне Моне в 1865 году.
Клод Моне Grainstacks at Chailly at Sunrise 1865 г.
В 1888 г. Моне продолжает работу над циклом «Стога». Некоторые искусствоведы причисляют к этой серии 1890 года пять картин со стогами, написанные Моне летом 1888 года.
Суть нового метода художника такова: он начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.
Клод Моне A Haystack 1886 г.
Клод Моне Grainstacks at Giverny, Morning Effect 1888-89 г.
Клод Моне Grainstack at Giverny 1889 г.
Клод Моне Grainstacks 1890 г.
«Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, — пишет он из Живерни Гюставу Жеффруа. — но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней. Теперь мне все больше претит все сделанное чересчур легко и поспешно. А потребность передать то, что я чувствую, становится все настойчивее. Я молю Бога, чтобы у меня как можно дольше сохранилась способность работать, потому что мне кажется, что я еще добьюсь успехов».
Клод Моне Grainstacks at the End of Summer, Evening Effect 1890 г.
Клод Моне Grainstacks at the End of Summer, Morning Effect 1890 г.
Клод Моне Grainstack. Thaw, Sunset 1890-91 г.
Клод Моне Grainstack1890-91 г.
Осенью 1890 г. Моне устроил так, чтобы стога, находившиеся неподалеку от его дома, были оставлены на зиму. В последующие несколько месяцев он писал их как минимум тридцать раз — осенью, зимой, весной. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов, которая придает картине законченность.
Клод Моне Grainstack in Overcast Weather, Snow Effect 1890-91 г.г.
Клод Моне Grainstacks, White Frost Effect 1890-91 г.г.
Клод Моне Grainstacks in the Morning, Snow Effect 1891 г.
Стога, изображённые на картинах Моне, состоят из пшеничных колосьев, накрытых соломой для защиты от осадков. Такой метод сохранения зерна в Нормандии возник из-за недостатка молотилок в середине XIX века. Хотя урожай собирали ещё в июле, часто колосья из последних стогов на некоторых фермах перемалывались только к марту следующего года. Этот метод укладки стогов использовался в течение около ста лет, до появления уборочных комбайнов.
Клод Моне Стог сена. Закат 1891 г.
Клод Моне Grainstack. Impression in Pinks and Blues 1891 г.
Клод Моне Стог сена. 1891 г.
Клод Моне Grainstack, Sun in the Mist 1891 г.
Моне заметил стога во время обычной прогулки и попросил свою приёмную дочь Бланш Гошеде принести ему два холста для облачной и ясной погоды. Однако, потом он понял, что этого будет недостаточно, чтобы изобразить все детали стогов при различных условиях.
Клод Моне Haystack 1895 г.
Серия «Стога», состоявшая из двадцати пяти полотен, имела огромный успех.
В 1891 г. Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля. Все картины были проданы за три дня.
Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 г. писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате»… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков».
Материал собран из разных биографий художника в сети.
Серия сообщений "Стог сена":
Часть 1 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 - СТОГ И КОПНА - В ЧЕМ РАЗНИЦА?)
Часть 2 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2 - СЕРИЯ "СТОГА" КЛОДА МОНЕ)
Часть 3 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3 - ЖИВОПИСЬ ХХ ВЕКА)
Часть 4 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 4 - ОТ ВЕНЕЦИАНОВА К БРАТЬЯМ-ПОЛЯКАМ)
...
Часть 13 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 13 - ПОЛЬСКИЕ СТОГА. ЖИВОПИСЬ ТАДЕУША ГАЗДЫ.)
Часть 14 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 14 - ПОРА СЕНОКОСА. НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ.)
Часть 15 - СТОГ СЕНА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 15 - ПЕЙЗАЖИ СО СТОГАМИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)