-Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Григорий_Тельнов

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.05.2006
Записей: 597
Комментариев: 1462
Написано: 2331


На крыльях любви: спасение Ту-104

Среда, 04 Марта 2015 г. 18:04 + в цитатник
В канун 8 марта написал про замечательную девушку, влюбленную в авиацию. У Марии Кармановой (сердечно благодарю её за снимки и общение), которая восстанавливает лайнер Ту-104, день рождения как раз в Международный женский праздник. Так что её и всех прекрасных дам - с 8 марта!
Вот текст заметки, она вышла в газете "Жизнь":

На крыльях любви

Влюблённая в авиацию девушка восстанавливает советский лайнер “Ту-104”

Лучший подарок для Марии Кармановой не французские духи, а детали к самолёту

Свой день рождения Мария Карманова празднует 8 марта, и среди подарков, которые она получит, наверняка будут детали к самолёту.
Хоть и появилась Маша на свет в Международный женский день, но хобби для себя выбрала не девичье: она восстанавливает лайнер Ту-104.
– Это первый советский пассажирский реактивный самолёт, – рассказывает мне Мария. – Он такой красивый, что в него нельзя не влюбиться! Когда в 2009-м году я впервые вошла в кабину, ощущения были непередаваемые!
Девушка ездит из Новосибирска в соседний Бердск, где на аэродроме стоит «Ту-104» словно на свидания, с радостью в сердце. Роман с лайнером продолжается уже шесть лет – Мария почти всё свободное время отдаёт старой «Тушке», восстанавливает кабину экипажа. А это в тысячу раз сложнее, чем сложить картинку из пазлов.
– Разыскиваю утраченные детали и приборы по всей стране, – объясняет Мария. – Приходится поломать голову, чтобы понять, какие именно указатели стояли на разграбленных приборных досках. Ведь их так много! Но дело идёт, кабина экипажа приобретает прежний вид.
Поиск
Голова у Кармановой золотая, а ум – ясный, в свои тридцать лет она добилась многого: работает в Институте математики СО РАН, в прошлом году защитила докторскую диссертацию.
– Cамолёт помог, – шутит Мария. – Когда я в его кабине, крылья за спиной вырастают! Любая задача по силам!
Так получилось, что именно математика подружила девушку с авиацией.
– Когда начала заниматься научной работой, пришлось часто летать в командировки, – говорит Маша, – и стало очень интересно, как всё устроено в самолетах. Про заброшенный в Бердске Ту-104 с бортовым номером СССР-42382 узнала случайно от знакомых. Приехала посмотреть, сфотографировалась в кабине. А когда разглядывала снимки, в глаза бросилось – многих приборов нет, на полу мусор, бутылки, стаканы. Обидно стало – как же так, на глазах гибнет уникальный лайнер, ведь этот самолёт – наша история, гордость страны! Решила поискать в Интернете, есть ли запчасти для Ту-104. Оказалось что приборы можно найти. И я решила восстановить самолёт, спасти его от вандалов.
Свой последний полёт этот лайнер совершил в июне 1978 года, тогда Маши Кармановой ещё и в проекте не было. Самолёт использовали как склад – в нем хранили имущество авиаклуба ДОСААФ, в пассажирском салоне устроили учебный класс для планеристов.
А потом забросили, оставили на разграбление – и погиб бы самолёт, если бы не свела его судьба с Машей.
Сначала над ней подсмеивались: мол, девичья блажь, одной восстановить самолёт не по силам. Но Мария приезжала на аэродром вновь и вновь, и не с пустыми руками – привозила детали, приборы.
Авиаторы – и ветераны, и молодые – стали относится к Кармановой вполне серьёзно, с почтением.
– Теперь я уже не одна восстановлением занимаюсь, – говорит Мария. – Удалось познакомиться со многими интересными людьми, старыми лётчиками, послушать их рассказы – и об этой «Тушке» и о других. Сейчас мне очень помогает авиатехник аэроклуба Владимир Алексеевич Чеботников, он нашёл и отремонтировал много приборов. В 2012 году к проекту присоединился авиинженер Илья Аксарин, он отыскал и починил радиостанцию РСБ-70.
С личной жизнью у Маши всё в порядке, cо своим парнем она познакомилась раньше, чем с «Ту-104».
– К самолёту он, к счастью, не ревнует, – смеётся девушка. – Наоборот, разделяет мою любовь к авиации.
Кстати, именно в канун дня рождения у Маши случаются приятные авиационные сюрпризы – уж не это ли знак судьбы?
– Я уже собрала почти всё для приборных досок – командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, бортрадиста, но не было одного указателя. Он находится на доске штурмана, входит в комплект гиромагнитного компаса, который использовался в основном в пятидесятые годы. Редкий очень, я его уже и не надеялась найти – и вот, в канун моего дня рождения, на форуме, где обычно ищу и покупаю оборудование, находится этот самый указатель, в отличном состоянии! Сначала даже счастью своему не поверила. Конечно, тут же купила и установила его в кабине «Тушки». А на днях получила посылку с уникальными лампами-кнопками для верхнего электрощитка, которые сейчас найти практически невозможно. Это большая удача!
Судьба
Взлетит ли когда-нибудь в небо этот самолёт – на этот вопрос ответить трудно. Чтобы довести его до рабочего состояния, нужны миллионы рублей. Мария хочет восстановить интерьер пилотской кабины и сделать в лайнере музей.
– Это мне и моим друзьям по силам, – считает девушка. – Много пользы стране принесли «Ту-104», тогда они были одними из первых пассажирскими реактивными самолётами в мире. Пусть не самыми надёжными, но на тот момент самыми быстрыми. С «Ту-104» связано много и славных, и трагических страниц истории авиации. Их выпускали в Харькове, Омске, Казани – построили более двухсот машин. Из эксплуатации в «Аэрофлоте» Ту-104 вывели в конце семидесятых, а 1981-м году от него отказались и военные: после того, как одной из этих машин разбилось командование Тихоокеанского флота. Сейчас число сохранившихся «Ту-104» по пальцам одной руки можно пересчитать, но все эти лайнеры стоят на приколе. Последний раз одну из этих «тушек» поднимали в небо в 1986-м году, когда перегоняли из Москвы в музей Гражданской авиации в Ульяновск.
Маша тоже мечтает летать, хочет получить лицензию пилота-любителя.
– Пока это только планы, но я сделаю всё, чтобы они сбылись. Когда сижу за штурвалом самолёта, то ощущаю себя необыкновенно счастливой. Небо зовёт!
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете "Жизнь".

1.
DSC08124 (700x506, 460Kb)

2.
DSC06223 (700x525, 464Kb)

3.
DSC06894 (700x519, 591Kb)
Рубрики:  Любовь
Про авиацию
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Олюнь   обратиться по имени Среда, 04 Марта 2015 г. 18:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку